В данной публикации вниманию читателей представлены ключевые показатели фармацевтического рынка Украины в январе 2017 г.
АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА*
Рис. 1
Объем розничной реализации товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении, а также в долларовом эквиваленте (по курсу IB) по итогам января 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2
Индикаторы изменения объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам января 2015–2017 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3
Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам января 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам января 2017 г. в разрезе категорий товаров
Рис. 5
Темпы прироста/убыли аптечных продаж товаров «аптечной корзины» зарубежного и отечественного производства (по владельцу лицензии) в денежном и натуральном выражении по итогам января 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 6
Структура аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в разрезе ценовых ниш** в денежном и натуральном выражении, а также темпы прироста/убыли объема их аптечных продаж по итогам января 2016–2017 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января 2015–2017 гг. |
Январь, год | Лекарственные средства | Медицинские изделия*** |
Косметика | Диетические добавки |
Рынок в целом |
|||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в «аптечной корзине», % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | |
Денежное выражение | ||||||||||||||
2015 | 3019,3 | 28,6 | 84,9 | 290,3 | 30,3 | 8,2 | 127,7 | 12,6 | 3,6 | 116,9 | 16,8 | 3,3 | 3554,2 | 27,6 |
2016 | 4117,7 | 36,4 | 85,4 | 371,1 | 27,8 | 7,7 | 164,8 | 29,1 | 3,4 | 170,6 | 45,9 | 3,5 | 4824,3 | 35,7 |
2017 | 5400,1 | 31,1 | 85,3 | 432,2 | 16,5 | 6,8 | 203,6 | 23,5 | 3,2 | 296,8 | 74,0 | 4,7 | 6332,7 | 31,3 |
Натуральное выражение | ||||||||||||||
2015 | 80,8 | –12,6 | 65,4 | 35,9 | –13,4 | 29,1 | 3,6 | –20,1 | 2,9 | 3,2 | –18,7 | 2,6 | 123,5 | –13,2 |
2016 | 90,1 | 11,5 | 67,4 | 36,4 | 1,5 | 27,3 | 3,4 | –4,8 | 2,6 | 3,6 | 12,4 | 2,7 | 133,5 | 8,1 |
2017 | 102,9 | 14,2 | 69,1 | 36,1 | –0,7 | 24,3 | 3,9 | 12,8 | 2,6 | 6,0 | 63,6 | 4,0 | 148,8 | 11,5 |
Таблица 2 | Топ-15 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам января 2017 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг. |
Маркетирующая организация | 2017 | 2016 | 2015 |
---|---|---|---|
Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
Артериум Корпорация (Украина) | 2 | 2 | 5 |
Дарница (Украина) | 3 | 3 | 4 |
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) | 4 | 5 | 2 |
Teva (Израиль) | 5 | 4 | 3 |
Sanofi (Франция) | 6 | 8 | 6 |
Здоровье Группа компаний (Украина) | 7 | 6 | 7 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 8 | 7 | 13 |
Takeda (Япония) | 9 | 11 | 10 |
KRKA (Словения) | 10 | 10 | 9 |
Дельта Медикел (Украина) | 11 | 14 | 16 |
Sandoz (Швейцария) | 12 | 9 | 11 |
Юрия-Фарм (Украина) | 13 | 13 | 14 |
Кусум Фарм (Украина) | 14 | 15 | 17 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 15 | 12 | 8 |
Таблица 3 | Топ-15 брэндов по объему аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам января 2017 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг. |
Брэнд | 2017 | 2016 | 2015 |
---|---|---|---|
АКТОВЕГИН | 1 | 11 | 1 |
НУРОФЕН | 2 | 3 | 8 |
НИМЕСИЛ | 3 | 7 | 5 |
ФАРМАЦИТРОН | 4 | 2 | 4 |
ЭССЕНЦИАЛЕ | 5 | 14 | 3 |
АЦЦ | 6 | 6 | 15 |
НАТРИЯ ХЛОРИД | 7 | 12 | 9 |
НО-ШПА | 8 | 9 | 2 |
СИНУПРЕТ | 9 | 16 | 22 |
СПАЗМАЛГОН | 10 | 17 | 12 |
НОВИРИН | 11 | 4 | 132 |
ЦИТРАМОН | 12 | 15 | 7 |
РЕОСОРБИЛАКТ | 13 | 19 | 21 |
ЭМСЕФ | 14 | 23 | 38 |
ТИВОРТИН | 15 | 24 | 14 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ*
Таблица 4 | Топ-10 дистрибьюторов по объему поставок товаров «аптечной корзины» в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам января 2017 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг. |
Дистрибьютор | 2017 | 2016 | 2015 |
---|---|---|---|
БаДМ (Днепр) | 1 | 1 | 1 |
Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
Вента (Днепр) | 3 | 3 | 3 |
ФРАМ КО (Киев) | 4 | 4 | — |
Фармпланета (Киев) | 5 | 5 | 5 |
Фито-Лек (Харьков) | 6 | 6 | 6 |
Медцентр М.Т.К. (Киев) | 7 | 8 | 7 |
Аметрин (Киев) | 8 | 7 | 13 |
Долфи-Украина (Днепр) | 9 | 9 | 9 |
Фармако (Киев) | 10 | 10 | 8 |
Промоция* и РЕКЛАМА на ТВ****
Рис. 7
Количество воспоминаний специалистов здравоохранения о различных видах промоции товаров «аптечной корзины» по итогам января 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (25 городов Украины)
Рис. 8
Динамика объема инвестиций фармкомпаний в рекламу товаров «аптечной корзины» на ТВ, а также уровень контакта со зрителем (EqGRP) и количество выходов рекламных роликов по итогам января 2015–2017 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
*Данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».
**Граничные показатели ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 22 грн./упаковка, среднестоимостная ниша — 22–100 грн./упаковка, высокостоимостная ниша — выше 100 грн./упаковка.
***В общий объем аптечных продаж медицинских изделий включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
****Данные исследования телевизионной аудитории принадлежат и предоставлены Индустриальным телевизионным комитетом (ИТК). Оператор панели — Nielsen; мониторинг — Коммуникационный Альянс. Данные по объему инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств на ТВ были рассчитаны для выборки «Вся Украина» («Universe»: лица в возрасте 4+, проживающие в домохозяйствах с ТВ на всей территории Украины) на основании показателя EqPrice за январь 2015 г., январь 2016 г. и январь 2017 г. При расчете показателя EqPrice учтены исключительно лекарственные средства, имеющие соответствующую государственную регистрацию. Если брэнд сформирован несколькими категориями товаров «аптечной корзины», то их доля в рекламном бюджете брэнда определяется пропорционально объему их розничных продаж за соответствующий период. Детальнее по показателям в глоссарии ИТК: http://www.tampanel.com.ua/about/glossary/. В рамках данного исследования общий объем инвестиций в рекламу на ТВ рассчитан в ценах прайс-листов рекламных агентств (open-rate). Необходимо учитывать, что представленные показатели объема инвестиций в ТВ-рекламу в среднем в 7 раз выше реальных (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 9 (1030) от 14.03.2017 г.).
Денис Кирсанов