Какая связь между кишечными бактериями и синдромом раздраженного кишечника?

09 Березня 2017 4:09 Поділитися

108032Синдром раздраженного кишечника (СРК) — болезнь, которая характеризуется функциональным расстройством пищеварения в кишечнике. Стоит отметить, что на данный момент это очень распространенный недуг. В то же время малоизвестно, что именно привело к появлению синдрома раздраженного кишечника. Обычно лечение сосредоточено на устранении симптомов, а не причины возникновения заболевания. В новом исследовании ученые пытаются установить связь между кишечными бактериями и поведенческими изменениями, которые происходят у пациентов с синдромом раздраженного кишечника.

У около 11% людей во всем мире отмечают СРК, в большинстве случаев это касается женщин. Симптомы характеризуются появлением желудочной боли, спазмов, колик, приступов диареи, запоров и вздутия живота. Также довольно часто врачи отмечают у пациентов появление чувства тревоги и депрессии. По словам исследователей, еще не идентифицирован конкретный маркер, по которому можно определить наличие болезни. Поэтому болезнь диагностируется в результате клинического обследования.

Что касается лечения СРК, оно может быть медикаментозным (спазмолитики, слабительные) или с применением специальной FODMAPS-диеты (Fermentable Oligosaccharides, Disaccharides, Monosaccharides and Polyols) — диеты, во время которой из рациона устраняются углеводы, которые плохо всасываются в кишечнике и вызывают брожение. FODMAPS — это англоязычный акроним, обозначающий ферментирующие углеводы, — олигосахариды, дисахариды, моносахариды и сахароспирты.

Последнее исследование было проведено совместными усилиями научных групп из университетов МакМастер (McMaster University) и Ватерлоо (University of Waterloo), Канада. Результаты работы опубликованы в журнале «Science Translational Medicine».

В своей работе ученые пытались понять, сможет ли микробиома (совокупность микроорганизмов, находящихся в кишечнике) человека влиять на функциональное состоя­ние кишечника и головной мозг модели мыши, которая была задействована в исследовании.

Группа канадских ученых задействовала образцы микробиомы трех групп участников исследования. Первую группу составляли здоровые люди, а к остальным двум относились пациенты с СРК, с признаками тревоги и депрессии и без данных поведенческих изменений. Далее ученые внедрили три разные человеческие микробиомы в организм специально модифицированных мышей, у которых отсутствовали собственные кишечные бактерии. Таким образом они хотели посмотреть, как человеческие микробиомы будут влиять на состояние здоровья исследуемых мышей. В итоге выявили, что у мышей появились желудочно-кишечные и поведенческие проблемы, сходные с отмеченными у их доноров.

По словам ученых, результаты их исследования являются хорошей основой для поиска биомаркеров, с помощью которых можно будет диагностировать СРК. Также появится возможность разработать новые методики лечения, которые будут направлены на микробиому человека, что поможет устранить симптомы и поведенческие изменения у больных с СРК.