Процедура относительно руководств и сопутствующих документов Европейского Союза в рамках фармацевтического законодательства

Европейское агентство по лекарственным средствам.


EMEA, 2005 (Лондон, 20 июня 2005 г., Doc. Ref. ЕМЕА/Р/24143/2004)

От редакции. Признавая евроинтеграционные устремления Украины и приветствуя ее европейский выбор, Европейский Союз изъявляет готовность начать переговоры о расширенном соглашении с Украиной, которое, как ожидается, охватит весь спектр отношений между сторонами (см. также «Еженедельник АПТЕКА» № 45 (566) от 20 ноября 2006 г.). На недавнем заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним отношениям (Брюссель, 22 января 2007 г.) было принято решение о том, что соответствующие переговоры начнутся 6 февраля в Киеве, в формате «Тройка ЕС — Украина». Совет ЕС и Европейская Комиссия напоминают о принятом решении «укрепить европейскую политику соседства для консолидации круга благосостояния, стабильности и безопасности, утверждаемого в государствах — соседях ЕС и основанного на правах человека, демократии и верховенстве права».
Для Украины европейский выбор подразумевает прежде всего готовность меняться в сторону соответствия европейским стандартам — как макросоциальным, так и узкоотраслевым. Переход Украины к формату расширенного сотрудничества с ЕС означает, что «большой смотр» всех отраслей украинской экономики не за горами. В том числе фармацевтической: соблюдение стандартов надлежащих практик — производственной (GMP), лабораторной (GLP), клинической (GCP), дистрибьюторской (GDP) — через обеспечение безопасности, эффективности и качества лекарственных средств непосредственно влияет на жизнь и здоровье населения страны.
Очевидно, что для разработки, принятия и обеспечения выполнения стандартов необходим системный подход. Также должна работать система, предусматривающая широкое участие профессиональной общественности в обсуждении, планировании, внедрении стандартов в сфере обращения лекарственных средств, как это принято во всем мире. Структурированная система стандартизации минимизирует возможность девиаций, появления стандартов ненадлежащего качества, недостаточной прозрачности и различных трактовок, наконец, просто их несоблюдения.
В правовом государстве уровень нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность фармацевтического сектора, должен обеспечивать выпуск качественной продукции, создавать для отечественных предприятий возможность эффективно развиваться и расширять рынки сбыта, устанавливать предпосылки для признания со стороны мировой общественности и вхождения в мировые отраслевые, экономические и политические клубы. Для этого необходимо создать в Украине систему производства, соответствующего GMP, и систему нормативных документов, соответствующую европейской. Причем нормативные документы должны разрабатываться и создаваться по определенным правилам и процедурам, а этот процесс — находиться в плоскости чьей-либо компетенции и ответственности.
Неслучайно вопросам стандартизации в сфере оборота лекарственных средств и изделий медицинского назначения было уделено пристальное внимание в ходе совещания у первого вице-премьер-министра Украины Н.Я. Азарова по вопросам разработки срочных мер по обеспечению развития фармацевтической промышленности, насыщения внутреннего рынка качественной продукцией отечественного производства и повышения ее конкурентоспособности от 07.09.2006 г. № 32286/0/1/-06. Так, Протокольное решение, принятое по итогам совещания, предусматривает:
«15. МОЗ разом з Держспоживстандартом опрацювати питання щодо делегування Міністерству функції державної реєстрації стандартів у сфері обігу лікарських засобів і виробів медичного призначення, включаючи процедури сертифікації. Надати пропозиції щодо створення програми та поетапного впровадження стандартів GMP, GLP, GCP, GDP в Україні.
Строк — до 1 грудня 2006 р.
18. МОЗ, Мінфіну, Мінекономіки, Мін’юсту, Держспоживстандарту, Держпідприємництву та СБУ підготувати проект рішення щодо приведення системи реєстрації виробів медичного призначення у відповідність із Законом України «Про підтвердження відповідності» та вимогами європейських директив.
Строк — до 31 грудня 2006 р.»
В письме Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (Держспоживстандарт) от 26 октября 2006 г. № 9453-5-4/19 по поводу п. 15 и 18 Протокольного решения был дан следующий ответ:
По п. 15: «Делегування Міністерству охорони здоров’я функції державної реєстрації стандартів у сфері обігу лікарських засобів і виробів медичного призначення, включаючи процедуру сертифікації, буде суперечити чинному законодавству України та міжнародній і європейській практиці, тому що прийняття та реєстрація стандартів є функцією національного органу стандартизації».
По п. 18: «Система реєстрації виробів медичного призначення може базуватися на результатах оцінки відповідності, яка здійснена відповідно до вимог законів України «Про стандарти, технічні регламенти та процедури оцінки відповідності» і «Про підтвердження відповідності».
… Держспоживстандарт готовий в межах компетенції взяти участь в опрацюванні проекту рішення щодо приведення системи реєстрації виробів медичного призначення у разі його надходження».
Вокруг поднятых вопросов развернулась принципиальная дискуссия, которая получит свое отражение на страницах последующих номеров «Еженедельника АПТЕКА». А в качестве увертюры представляется целесообразным вскрыть понятийный пласт, обратившись к истокам и одновременно целям — принятым в Европейском Союзе нормам разработки руководств (то есть, к чему мы собственно должны стремиться в сфере стандартизации в фармацевтическом секторе на пути в Европу). Для этого вниманию читателей предлагается документ Европейского агентства по лекарственным препаратам «Procedure for European Union guidelines and related documents within the pharmaceutical legislative framework» (перевод на русский язык и научное редактирование выполнены Е.П. Безуглой; перевод не является официальным; авторские права на английский оригинал принадлежат EMEA – © EMEA, 2005), а также комментарий группы украинских ученых — специалистов в области стандартизации и сертификации фармацевтической продукции.


РЕЗЮМЕ РУКОВОДСТВА

Цель этого документа — дать характеристику различным руководствам (guidelines), находящимся в рамках Европейского фармацевтического законодательства, а также описать эти документы и гармонизированную процедуру их разработки. Он предназначен для обеспечения постоянного и прозрачного подхода к оценке необходимости руководства (guidance) и содействия заинтересованным сторонам и компетентным уполномоченным органам, для разработки, обсуждения и публикации таких руководств и подготовительных документов с учетом политики прозрачности ЕМЕА, а также результатов аудита CPMP, проведенного в 2003 г.

В документе описаны различные виды руководств, которые могут рассматриваться как составляющие Европейского фармацевтического законодательства, и приведено объяснение, каким образом они входят в ежегодные рабочие программы ЕМЕА.

В документе изложена прозрачная процедура разработки, обсуждения, составления окончательной версии и внедрения руководств, а также упомянуты другие сопутствующие документы, не являющиеся руководствами.

Он актуализирует и заменяет ранее опубликованный документ и проект руководства в этой области, в частности документ Европейской Комиссии Procedure for European Union Guidelines.

1. ВВЕДЕНИЕ

Внутреннее обсуждение

Середина 2003 –
май 2004 г.

Передача в научные комитеты

май 2004 г.

Обсуждение в  соответствующих рабочих группах

май—июнь 2004 г.

Передача в научные комитеты

июль 2004 г.

Рассылка для обсуждения

сентябрь 2004 г.

Предельный срок для направления замечаний

8 декабря 2004 г.

Передача для информирования в комиссии и рабочие группы, имеющие отношение к делу

май 2005 г.

Предлагаемая дата опубликования

конец июня 2005 г.

Дата введения в  действие

1 сентября 2005 г.

Основная часть законодательства Европейского Союза в фармацевтическом секторе собрана в публикациях «The rules governing medicinal products in the European Union», тома 1 и 5.

Основные законодательные положения сопровождаются серией руководств, которые опубликованы в таких томах «The rules governing medicinal products in the European Union»:

  • тома 2 и 6 (указания для заявителей — Notice to Applicants и регуляторные руководства);
  • тома 3 и 7 (научные руководства);
  • том 4 (руководство по GMP);
  • том 8 (максимальные пределы для остатков);
  • том 9 (руководство по фармаконадзору),

а также в дополнительных руководящих документах, применяемых, в частности, относительно клинических испытаний (которые предполагается опубликовать в томе 10), препаратов-сирот и надлежащей практики дистрибуции (GDP), имеющихся либо непосредственно на сайте Европейской Комиссии (http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/index/htm), или на сайте ЕМЕА (www.emea.eu.int).

Цель этого документа — предоставить общее описание этих руководящих документов, а также подробно и прозрачно описать процедуру их разработки.

Этот документ не распространяется ни на руководящие документы относительно процедур, которые находятся вне вышеуказанных рамок, ни на руководящие документы, опубликованные Heads of Medicines Agencies (для человека и для применения в ветеринарии).

Следует также отметить, что описание процесса разработки и утверждения указаний для заявителей (тома 2 и 6) не входит в этот документ.

Он актуализирует и заменяет ранее опубликованный документ и проект руководства в этой области, в частности документ Европейской Комиссии Procedure for European Union Guidelines, doc III/5354/96 Rev 18/10/96.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ТЕРМИНОЛОГИЯ И ПРАВОВОЙ СТАТУС

2.1. Что есть руководство (guideline) в рамках фармацевтического законодательства?

Руководство (guideline) — это документ Сообщества, который либо находится в рамках законодательства и предназначен для выполнения нормативно-правового положения, установленного фармацевтическим законодательством Сообщества, либо рассматривается как документ для предоставления консультации заявителям или владельцам торговых лицензий, компетентным уполномоченным органам и/или другим заинтересованным сторонам в отношении наилучшего или наиболее подходящего способа соблюдения положения, установленного фармацевтическим законодательством Сообщества. Если это научные руководства, они могут быть связаны со специфическими научными вопросами, отражающими гармонизированный (в рамках ЕС) подход; они базируются на последних научных достижениях в данной области знаний.

2.2. Каков правовой статус руководств?

Руководства, описанные ниже, могут иметь различные цели и правовую основу/статус.

В рамках фармацевтического законодательства руководства не имеют силы закона, а определяющими являются те требования законодательства, которые изложены в соответствующих законодательных документах Сообщества (Директивы, Постановления, Решения и т.д.), а также в соответствующих национальных правилах. Однако руководства рассматриваются как гармонизированная позиция Сообщества; их соблюдение заинтересованными сторонами (такими как заявители, владельцы торговых лицензий, спонсоры, производители и регуляторные органы) облегчит оценку, одобрение и контроль лекарственных средств в Европейском Союзе. Тем не менее, могут быть применены альтернативные подходы при условии их соответствующего обоснования.

Исключением из этого общего правила является документ «Note for guidance on minimizing the risk of transmitting animal spongiform encephalopathy agents via human and veterinary medicinal products», который опубликован Европейской Комиссией в Official Journal и регулярно актуализируется. В соответствии с Директивами 2001/82/ЕС и 2001/83/ЕС эти руководящие указания (Note for guidance) должны быть точно соблюдены.

2.3. Обозначают ли различные термины (названия документов) разные виды руководств?

Исторически термины «руководящие указания» (note for guidance) и «руководство» (guideline) использовались взаимозаменяемо. В этом документе предлагается, чтобы в дальнейшем использовался термин «руководство» (guideline) как единый термин для руководящих документов в рамках «The rules governing medicinal products in the European Union». «Руководство» (guideline) — это термин, который широко используется в упоминаемом законодательстве.

Для документов, завершенных перед введением в действие данной процедуры, термины «руководство» (guideline) и «руководящие указания» (note for guidance) следует рассматривать как синонимы. В разделе 3 описаны различные виды руководств.

В рамках различных руководящих документов (указанные выше тома) руководства могут иметь разные цели. Исторически эти разные виды руководств могли также иметь разные названия.

Например, термины «Документ, излагающий позицию» («Position Paper») или «Вопрос для рассмотрения» («Point to consider») использовались для документов, отражающих текущую точку зрения научных комитетов с целью предоставления консультации касательно:

  • разработки лекарственных средств в определенной области, где имеется ограниченный опыт или знания быстро развиваются, что требует возможности легкой актуализации и гибкого подхода.
  • толкования руководств или технических требований законодательства.
  • дальнейшей проработки рассматриваемых в руководствах специфических вопросов для введения в руководство при его следующем пересмотре.

2.4. Какие термины будут использоваться в будущем?

Хотя, по сути, вышеуказанные документы также предоставляют определенное руководство, будет использоваться единый термин «руководство», а любое отличие касательно ограниченного опыта и/или необходимости постоянного пересмотра будет четко изложено в разделе «Сфера применения» соответствующего руководства.

3. ВИДЫ РУКОВОДСТВ В РАМКАХ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Обзор различных видов фармацевтических руководств приведен ниже.

3.1. Регуляторные руководства

Европейская Комиссия публикует в «Указаниях для заявителей» (том 2С — в отношении лекарственных средств для человека и том 6С — в отношении препаратов для применения в ветеринарии) перечень регуляторных руководств, связанных с процессуальными и регуляторными требованиями, такими как процедуры обновления, требования к досье при внесении изменений типа IA/IB, к краткой характеристике препарата (summary of product characteristics — SPC), к информации на упаковке и классификации для поставки, требования к удобочитаемости этикетки и листка-вкладыша.

Следует отметить, что процесс разработки и утверждения «Указаний для заявителей» не рассматривается в этом документе. Однако некоторые процессуальные и регуляторные руководства относительно выдачи торговых лицензий Сообщества могут быть также опубликованы научными комитетами.

ЕМЕА на своем веб-сайте также публикует процессуальные и технические руководящие документы и образцы (шаблоны) документов (Quality Review of Documents — QRP) — см. подраздел 3.12.

3.2. Научные руководства в отношении качества, безопасности и эффективности

На научные руководства имеются ссылки в приложениях к Директивам 2001/82/ЕС и 2001/83/ЕС; также они перечислены в «Указаниях для заявителей», применяющих формат Общего Технического Документа (Common Technical Document — CTD). В Директивах 2001/82/ЕС и 2001/83/ЕС с поправками приведены аналитические, фармакотоксикологические и клинические нормы и протоколы в отношении испытания лекарственных средств.

При составлении досье для заявки на получение торговой лицензии заявители должны учитывать научные руководства (включая основные характеристики препарата, если необходимо) в отношении качества, безопасности и эффективности лекарственных средств, принятые научными комитетами — комитетом по лекарственным средствам для человека (the Committee for Medicinal Products for Human Use — CHMP) и комитетом по лекарственным средствам для применения в ветеринарии (the Committee for Medicinal Products for Veterinary Use — CVMP), комитетом по лекарственным средствам из растительного сырья (the Committee for Herbal Medicinal Products (HMPC)), и опубликованные Европейским Агентством по лекарственным средствам (European Medicines Agency — ЕМЕА).

Цель этих научных руководств — обеспечить основу для практической гармонизации интерпретации и применения детальных требований государствами ЕС и ЕМЕА для доказательства качества, безопасности и эффективности. Их назначение — предоставить руководство для заявителей и/или спонсоров при планировании разработки лекарственного средства в целом, а также неклинических и клинических испытаний и изучения соединения, предназначенного для использования в лекарственных средствах для человека или для применения в ветеринарии, и для облегчения подготовки заявок на получение торговых лицензий фармацевтической промышленностью. Эти руководства первоначально были опубликованы Комиссией в томах 3 и 7 «The rules governing medicinal products in the European Union».

В настоящее время новые или актуализированные руководства публикуются ЕМЕА в соответствии со сферами деятельности рабочих групп на своем веб-сайте.

3.3. Руководство по надлежащей производственной практике (GMP)

В дополнение к научным руководствам в томах 3 и 7, в Директивах Комиссии 91/356/ЕЕС, в которую внесены поправки Директивой 2003/94/ЕС, и 91/412/ЕЕС изложены принципы и правила надлежащей производственной практики лекарственных средств для человека и для применения в ветеринарии соответственно. Детальное руководство для интерпретации этих принципов и правил GMP опубликовано Комиссией в томе 4 «The rules governing medicinal products in the European Union».

3.4. Руководства по максимальным пределам для остатков

Постановление Совета (ЕС) № 2377/90 с поправками предоставляет законодательные рамки для установления максимальных пределов для остатков (maximum residue limits — MRLs) лекарственных средств для человека и для применения в ветеринарии. Последующее руководство представлено в томе 8 «The rules governing medicinal products in the European Union». Руководства по относящимся к делу специфическим вопросам дополнительно опубликованы на веб-сайте ЕМЕА.

3.5. Руководства по фармаконадзору

Руководство по фармаконадзору в отношении лекарственных средств как для человека, так и для применения в ветеринарии опубликовано в томе 9 «The rules governing medicinal products in the European Union». В отношении лекарственных средств для человека такое руководство было составлено Европейской Комиссией в сотрудничестве с ЕМЕА, государствами ЕС и заинтересованными сторонами в соответствии со статьями 106 Директивы 2001/83/ЕС с поправками и 24 Постановления Совета (ЕЕС) № 2309/93. В отношении лекарственных средств для применения в ветеринарии соответствующие статьи — 77 Директивы 2001/82/ЕС с поправками и 46 Постановления Совета (ЕЕС) № 2309/93.

3.6. Надлежащая клиническая практика (GCP) и руководства по проведению клинических испытаний

К надлежащей клинической практике для исследуемых лекарственных средств для человека применяют специальные положения. Директива 2001/20/ЕС является правовой основой и предусматривает дополнительные указания, сопровождаемые руководствами и подробными руководящими документами. Эти руководства и руководящие документы предполагается опубликовать в томе 10 «The rules governing medicinal products in the European Union».

3.7. Руководства в отношении лекарственных препаратов-сирот

Эти руководства — процессуальные регуляторные документы в отношении лекарственных средств для человека; они опубликованы Европейской Комиссией в рамках Постановления ЕС № 141/2000, например, касательно формата и содержания заявок, на следующем веб-сайте: http://pharmacos.eudra.org/F2/orphanmp/index.htm. Научные руководства по вопросам лекарственных препаратов-сирот также подготовлены и опубликованы на веб-сайте ЕМЕА.

3.8. Руководства по лекарственным препаратам из растительного сырья

Комитет по лекарственным препаратам из растительного сырья (Committee for Herbal Medicinal Products — HMPC), учрежденный Постановлением (ЕС) № 726/2004, несет ответственность за подготовку научных руководств по вопросам разработки лекарственных средств из растительного сырья; эти руководства находятся в сфере действия данной процедуры.

HMPC также будет готовить перечень субстанций из растительного сырья, препаратов и комбинаций из них для использования в традиционных лекарственных средствах из растительного сырья, а также создавать монографии на растительное сырье в рамках ЕС.

Перечень субстанций из растительного сырья, препаратов и комбинаций из них исключен из сферы действия процедуры ЕС в отношении руководств и сопутствующих документов, также как и любая монография Сообщества на растительное сырье, проект которой составлен в ходе процедуры оценки заявки. Однако соответствующие аспекты описанной в данном документе процедуры будут применяться для разработки таких монографий.

Комитет также будет пересматривать статус и содержание документов, подготовленных рабочей группой по лекарственным препаратам из растительного сырья (Herbal Medicinal Product Working Party — HMPWP) в период 1997–2004 гг. Взгляды, представленные в этих документах, являются точкой зрения HMPWP, которая была выработана в качестве форума для обмена опытом в области лекарственных средств из растительного сырья.

3.9. Руководство по надлежащей практике дистрибуции (GDP)

Руководство по GDP было опубликовано Европейской Комиссией в Official Journal серии «С» (94/С 63/03) а также на веб-сайте Комиссии: http://pharmacos.eudra.org/F2/pharmacos/docs/Doc2001/may/GDPGuidelines1.pdf. Это руководство было подготовлено в соответствии со статьей 84 Директивы 2001/83/ЕС в отношении оптовой дистрибуции лекарственных средств для человека. Оно не охватывает коммерческие вопросы взаимодействия сторон, занятых дистрибуцией лекарственных средств, а также вопросы безопасности во время работы.

3.10. Руководство по надлежащей лабораторной практике (GLP)

Требуется, чтобы заявители на получение торговой лицензии при проведении неклинических исследований веществ, полученных путем химического синтеза, соблюдали положения Директивы 2004/10/ЕС, в которой установлены принципы надлежащей лабораторной практики и приведены ссылки на руководства OECD* (*Organisation for Economic Co-operation and Development — Организация экономического сотрудничества и развития — прим. ред.). Эти руководства OECD не вошли в сферу действия данной процедуры.

3.11. Европейский Директорат по качеству лекарственных средств (European Directorate for the Quality of Medicines — EDQM) и Европейская Фармакопея

Все монографии, включая общие монографии и общие части Европейской Фармакопеи применимы к части досье по качеству (химической, фармацевтической, биологической), что установлено в Директивах 2001/83/ЕС, 2001/82/ЕС и 2003/63/ЕС. EDQM имеет собственный механизм для консультаций (Pharmeuropa и Pharmeuropa BIO), а процедура, описанная в данном документе, не применяется.

Кроме того, чтобы облегчить работу на внутреннем рынке, EDQM в сотрудничестве с группой экспертов из официальных лабораторий по контролю лекарственных средств (Official Medicines Control Laboratories — OMCL) разрабатывает процедуры и правила по применению руководств по официальному контролю при выдаче разрешения на выпуск серии (Official Control Authority Batch Release — OCABR) для применения статьи 114 Директивы 2001/83/ЕС.

Эти специальные, касающиеся конкретного препарата, административные руководства основываются на монографиях, общих статьях и методах Европейской Фармакопеи. Они предназначены для использования производителями и OMCL для контроля качества лекарственных средств для человека, полученных из крови, а также вакцин. EDQM имеет собственную процедуру для консультаций (прямое консультирование заинтересованных сторон).

3.12. Другие технические и  процессуальные

руководства ЕМЕА

ЕМЕА на своем веб-сайте также публикует процессуальные и технические руководства и шаблоны документов (например, проверка качества документов (quality review of documents — QRD), руководство перед подачей на рассмотрение, придуманные названия и т.д.)

Эти документы не входят, в частности, в сферу действия «The rules governing medicinal products in the European Union», но они предназначены для предоставления технической и процессуальной консультации для заявителей на получение торговых лицензий на лекарственные средства, находящиеся в сфере действия централизованной процедуры; они разработаны в соответствии с принципами, изложенными в данной процедуре.

3.13. Другие относящиеся к делу документы Сообщества, подготовленные/опубликованные ЕМЕА

ЕМЕА несет ответственность за подготовку большого количества других публично-правовых документов, которые не могут рассматриваться как руководства, например, документы с вопросами и ответами, официальные заявления, документы, отражающие мнение и т.д. Чтобы облегчить понимание, перечень этих документов (не исчерпывающий), их определений и краткое резюме касательно области их применения можно найти в части 6. Подготовка таких документов не проводится по предлагаемой процедуре, описанной в следующем разделе.

4. ПРОЦЕДУРА ПОДГОТОВКИ ПРОЕКТА РУКОВОДСТВА

Руководство, как правило, разрабатывается в соответствии с такими этапами:

1. Выбор темы и включение в соответствующую (-ие) программу (-ы) работ.

2. Назначение ответственного лица и помощника (при необходимости).

3. Разработка документа, излагающего концепцию.

4. Принятие и направление для обсуждения документа, излагающего концепцию.

5. Подготовка исходного проекта руководства.

6. Направление для обсуждения проекта руководства.

7. Сбор отзывов.

8. Подготовка окончательной версии руководства.

9. Утверждение окончательного руководства для публикации.

10. Введение в действие.

Этапы и временные рамки, указанные ниже, представляют собой стандартный порядок. Однако в исключительных случаях ЕМЕА или Комиссия оставляют за собой право при соответствующем обосновании упускать определенные этапы или ограничивать временные рамки, когда вносимые в руководство изменения незначительны или есть чрезвычайно срочная необходимость в новом или актуализированном руководстве.

Четкое обоснование исключения этапов должно быть приведено либо в опубликованном документе, излагающем концепцию, либо в качестве примечания к предлагаемому тексту. Аналогично, если предусматривается любое отклонение от обычных временных рамок для введения в действие, то это должно быть указано в документе, излагающем концепцию.

Отзывы, полученные на этапах 4 и 7, следует проанализировать и, в случае необходимости, обсудить критические замечания с экспертами и/или заинтересованными сторонами.

Описанная выше процедура может быть прекращена к началу или во время любого из указанных этапов с учетом новых разработок, изменения приоритетов или из-за вопросов, возникших при обсуждении. В таких случаях соответствующий документ, излагающий концепцию, или проект руководства будет отозван и изъят из соответствующей программы работ, также будет опубликовано сообщение об отзыве или прекращении работы (см. также подраздел 4.1).

4.1. Выбор тем и включение в программу работ ЕМЕА

Научные комитеты и их рабочие группы, а также специально созданные группы из инспекций по GXP (GMP, GCP) готовят перечень вопросов, по которым необходимо составление проектов руководств, для включения в соответствующую программу работ. Составляется также перечень руководств, которые нуждаются в пересмотре и актуализации, с указанием причин пересмотра.

Программы работ постоянно пересматриваются, не реже чем один раз в год. Во время пересмотра также есть возможность прекратить работу по темам, включенным в программы.

Предложение включить руководство в программу работ также может быть получено от государств ЕС, членов научных комитетов, в рамках международной деятельности, а также от заинтересованных сторон (например, фармацевтической промышленности Европы, европейских профессиональных групп по защите здоровья людей и животных, научных обществ, ассоциаций пациентов и др.).

Кроме того, требования законодательства, технические и научные разработки, международная деятельность и требования относительно работы внутреннего рынка могут вызвать необходимость разработки специальных руководств.

4.1.1. Требования законодательства

В рамках законодательства Сообщества полномочия по подготовке руководств, конкретизирующих практическое действие закона, переданы Европейской Комиссии. Эти руководства, как правило, подготавливаются при консультациях с государствами ЕС, ЕМЕА и заинтересованными сторонами. Европейская Комиссия может также делегировать разработку проектов таких руководств ЕМЕА, например, научных руководств, упоминаемых в томах Eudralex. Если разработка руководства является обязательной по закону (например, в соответствии с конкретным положением законодательства), этапы, связанные с излагающим концепцию документом, могут быть пропущены.

4.1.2. Технические и научные разработки

Необходимость в новом руководстве может быть вызвана часто встречающимися проблемами с имеющимися препаратами (например, более четкое руководство относительно требований к досье для определенных показаний/классов препаратов или гармонизированные требования, распространяющиеся на все государства ЕС) или вопросами, возникшими в рамках научного консультирования.

Кроме того, необходимость в руководстве может быть обусловлена разработкой новых технологий, новых правил или новых областей терапии.

4.1.3. Международная деятельность

ICH: Что касается лекарственных средств для человека, то темы для международной гармонизации выбирает Руководящий комитет ICH (International Conference on Harmonisation of Techical Requirements for Registration of Pharmaceuticals for Human Use Steering Committee) в соответствии со своей процедурой. При необходимости темы ICH включают в программу работ соответствующей рабочей группы СНМР или специально созданной группы. Проект руководства ICH является объектом общественного обсуждения в ЕС.

После этапа 4 процедуры ICH трехсторонний гармонизированный текст представляют в СНМР или фармацевтический комитет (Pharmaceutical Committee) для утверждения. Единожды утвержденные СНМР руководства ICH имеют тот же статус, что и другие европейские научные руководства и заменяют существующие руководства, посвященные рассматриваемым вопросам. Руководства ICH могут быть также разработаны по вопросам, которые не входят в сферу действия научных руководств.

VICH: Что касается лекарственных средств для применения в ветеринарии, то темы для международной гармонизации выбирает Руководящий комитет VICH (International Cooperation on Harmonisation of Technical Requirements for Registration of Veterinary Products Steering Committee) в соответствии со своей процедурой. При необходимости темы ICH включают в программу работ соответствующей рабочей группы СVМР. Проект руководства VICH является объектом общественного обсуждения в ЕС.

После этапа 7 процедуры VICH трехсторонний гармонизированный текст представляют в СVМР для утверждения. Единожды утвержденные СVМР руководства VICH имеют тот же статус, что и другие европейские научные руководства, и заменяют существующие руководства, посвященные рассматриваемым вопросам.

Руководства VICH могут быть также разработаны по вопросам, которые не входят в сферу действия научных руководств.

Сотрудничество с другими регуляторными уполномоченными органами

В рамках двусторонних соглашений между ЕС и другими регуляторными уполномоченными органами может существовать обязательство по обмену информацией относительно программ работ, проектов руководств и/или других специальных данных. Следствием такого сотрудничества могут быть предложения по новым европейским руководствам.

4.1.4. Работа внутреннего рынка

При необходимости, и особенно для официального разрешения на выпуск серии, EDQM и сеть OMCL разрабатывают специальные руководства для конкретных препаратов по проведению официального контроля при выдаче разрешения на выпуск серии (OCARB) лекарственных средств, полученных из крови, а также вакцин. EDQM имеет собственный механизм для консультаций, а процедура, описанная в данном документе, не применяется (см. также подраздел 3.11).

4.2. Назначение ответственного лица

Как только выбрана тема, назначается ответственное лицо (и, при необходимости, помощник) из членов соответствующей рабочей, научной консультационной группы, группы инспекторов или ЕМЕА. Если руководство готовит научный комитет, для назначения ответственного лица применяются соответствующие правила проведения этой процедуры.

Ответственные лица несут ответственность за подготовку проекта документа, излагающего концепцию, и последующего руководства при поддержке соответствующей рабочей группы, коллектива или комитета.

4.3. Разработка документа, излагающего концепцию

Излагающий концепцию документ — это официальный документ, который, в первую очередь, предназначен сообщить о необходимости обсуждения специальных вопросов, нововведений или спорных ключевых моментов на любой стадии разработки лекарственных средств, чтобы заложить основу будущего руководства.

Излагающий концепцию документ должен обращать внимание на вопросы, которые будут охвачены в руководстве, однако в нем еще не должно быть детально проработанных решений. Тем не менее, в нем могут обсуждаться возможные пути решения, если их уже можно определить, или если это целесообразно.

  • Это должен быть краткий документ (около 2 страниц).
  • Он должен содержать:
  • введение;
  • указание проблемы;
  • обсуждение (указанной проблемы);
  • рекомендации (объекты, на которые будет распространяться руководство, включая предлагаемую цель и область применения, а также пути решения, если это возможно);
  • временной график выдачи проекта и окончательного руководства;
  • ресурсы, требуемые для подготовки;
  • оценку влияния (ожидаемое влияние на общественное здоровье и/или здоровье животных и/или на окружающую среду, предполагаемая польза для промышленности, регуляторных уполномоченных органов и других заинтересованных сторон, привлечение ресурсов для его применения со стороны регуляторных органов и промышленности);
  • если конкретная тема потенциально касается конкретных заинтересованных сторон, ответственное лицо должно указать их, чтобы обеспечить соответствующее обсуждение. Также на этом этапе должны быть указаны другие имеющие отношение к делу рабочие группы или коллективы ЕМЕА;
  • ссылки на литературу, руководства и т.д.
  • Следует указывать, кем утверждается: комитетом или группой инспекторов GXP
  • Для обоснования документа, излагающего концепцию, может быть использована дополнительная конфиденциальная информация (например, из регистрационного досье или данные, полученные в ходе научных консультаций). Эта информация не должна входить в ту часть документа, излагающего концепцию, которая будет опубликована.

В исключительных случаях, когда новое руководство будет применяться по отношению к уже зарегистрированным и представленным на рынке лекарственным средствам (см. подраздел 4.10), должна быть указана причина, по которой это предложено.

Также необходимо обратить внимание на предлагаемые отклонения от обычного процесса (см. введение к разделу 4).

Следует отметить, что некоторые руководства находятся в сфере ответственности нескольких рабочих групп и/или научных комитетов (многопрофильные или объединенные руководства).

В таких случаях перед утверждением и публикацией секретариат ЕМЕА обеспечивает обсуждение и одобрение излагающего концепцию документа, проекта руководства и окончательной версии руководства всеми относящимися к делу рабочими группами/комитетами.

4.4. Утверждение и направление для обсуждения документа, излагающего концепцию

После утверждения комитетом или группой инспекторов GXP документы, излагающие концепцию, направляются для обсуждения соответствующим заинтересованным сторонам посредством публикации на веб-сайте ЕМЕА на 2–3 мес, за исключением случаев, когда есть причина для срочной разработки руководства, или изменения редакционные, или когда предлагаемые изменения в существующее руководство несущественные.

При участии рабочей группы ЕМЕА/СНМР по работе с организациями пациентов должны быть разработаны специальные процедуры для обеспечения заблаговременного и соответствующего обсуждения с пациентами, а также организациями пациентов с конкретными заболеваниями.

Аналогично в русле стратегии ЕМЕА по взаимодействию с медицинскими работниками должны быть обеспечены возможности для соответствующего обсуждения с работниками медицинской отрасли.

Если изложенные в концептуальном документе принципы являются спорными или опротестованы (что подтверждено документально), при определенных обоснованных обстоятельствах ЕМЕА может созвать совещание с участием заинтересованных сторон для обсуждения аспектов документа, излагающего концепцию.

Собранные комментарии относительно документа, излагающего концепцию, будут приняты во внимание при разработке будущего руководства (см. ниже). В рамках общей реакции на излагающий концепцию документ заинтересованные стороны могут предоставить возможные пути решений для разрабатываемого руководства. Подготовка первоначального проекта руководства может идти параллельно с периодом обсуждения, особенно при рассмотрении вопросов, не терпящих отлагательств.

Документы, излагающие концепцию, как правило, не пересматриваются, так как им на смену приходят соответственно проекты и окончательные руководства. Если при составлении проекта руководства не были учтены вопросы, по которым во время обсуждения излагающего концепцию документа получены критические комментарии, соответствующие замечания могут быть поданы повторно; в официальном обзоре основных замечаний следует указать причины их отклонения.

Если излагающий концепцию документ не воплотился в окончательное руководство или сразу после опубликования окончательного руководства, излагающий концепцию документ рассматривается как исторический, который подлежит архивации. Его следует разместить в разделе «Архив» веб-сайта. Решение не воплощать излагающий концепцию документ в руководство принимается ответственным комитетом или группой.

При необходимости, причины, по которым излагающий концепцию документ не был воплощен в окончательное руководство, должны быть обнародованы.

4.5. Подготовка исходного проекта руководства

Ответственное (-ые) лицо (лица) готовит проект текста, который должен содержать ссылки на существующие директивы и руководства ЕС. Ответственным лицам также следует определить содержание и статус соответствующих руководств, действующих в других регионах.

В проекте текста должны быть учтены комментарии, полученные в ходе обсуждения излагающего концепцию документа (если таковые имеются). Для получения информации ответственное лицо может консультироваться с соответствующими экспертами.

ЕМЕА необходимо определить стиль изложения (образец), который следует использовать для подготовки руководства; в него следует включать оглавление.

Проект руководства должен, при необходимости, содержать (в дополнение к его научному и техническому содержанию):

  • титульный лист
  • оглавление
  • резюме руководства
  • введение (обоснование)
  • сферу применения
  • юридическую основу
  • предлагаемый временной график (включая временные рамки для обсуждения с другими рабочими группами)
  • определения
  • ссылки (на научную литературу и/или на законодательные документы, включая ссылку на документ, излагающий концепцию).

В разделе «Сфера применения» должно быть указано, распространяется ли руководство на отдельную область разработки лекарственных средств, где имеется только ограниченный опыт или научные знания стремительно развиваются, что требует быстрой актуализации и гибкого подхода.

Этот проект рассматривается соответствующей рабочей/научной консультационной группой или группой инспекторов и, при необходимости, ответственное лицо пересматривает текст проекта после каждого обсуждения в рабочей группе или при получении письменных комментариев от других членов рабочей группы/коллектива.

Также есть возможность внутреннего обсуждения с другими рабочими группами/коллективами, имеющими косвенное отношение к проекту. Во время этого процесса разработки проекта текст является внутренним документом соответствующей рабочей группы (групп).

После обсуждения председателями соответствующих рабочих групп секретариат ЕМЕА и председатели относящихся к делу научных комитетов могут организовать специальные совещания с заинтересованными сторонами для получения предложений или для обратной связи по обсуждаемым вопросам.

4.6. Направление на обсуждение проекта руководства

Когда документ разработан до той степени, что четко представлены точки зрения всех членов рабочей группы/коллектива, проект руководства подается в соответствующий орган (научный комитет/Европейскую Комиссию/Европейскую Фармакопею) для одобрения проекта руководства с целью направления для обсуждения.

Когда проект руководства направлен для обсуждения, на титульном листе проекта указывается, что он находится на обсуждении, и приведена дата, до которой будут приниматься комментарии.

Заинтересованные стороны призваны осветить несоответствия между предлагаемым проектом руководства и соответствующими руководствами, действующими в других регионах.

Как правило, проект руководства выносится для обсуждения длительностью 3–6 мес.

Для облегчения сбора и рассмотрения комментариев должны быть подготовлены образцы (шаблоны) для представления замечаний. Однако возможны и другие способы предоставления комментариев.

При участии рабочей группы ЕМЕА/СНМР по работе с организациями пациентов необходимо разработать специальные процедуры для обеспечения заблаговременного и соответствующего обсуждения с пациентами, а также организациями пациентов с конкретными заболеваниями.

Аналогично в русле стратегии ЕМЕА по взаимодействию с медицинскими работниками, должны быть обеспечены возможности для соответствующего обсуждения с медицинскими работниками.

4.7. Сбор и обработка комментариев

В зависимости от предмета, получение комментариев предполагается от:

  • государств — членов ЕЕА/EFTA, которые собирают и представляют мнения государств ЕС
  • других регуляторных уполномоченных органов (например, FDA, министерства здравоохранения Канады, Therapeutic Goods Administration, Европейской Фармакопеи, других участников (V)ICH);
  • европейских промышленных ассоциаций;
  • европейских научных/академических обществ и групп пациентов/потребителей/медицинских работников;
  • других заинтересованных сторон.

Для предоставления комментариев или других предложений можно специально запрашивать другие регуляторные уполномоченные органы.

Все полученные комментарии тщательно рассматриваются и обсуждаются ответственным лицом и/или ответственной за руководство рабочей группой, составляющей проект. Они систематически публикуются на соответствующем веб-сайте, кроме тех замечаний, которые содержат коммерческую конфиденциальную информацию, и/или автор которых возражает против публикации.

Если возникла необходимость, в связи с особыми вескими обстоятельствами, при расхождении во мнениях, или по запросу заинтересованных сторон, ЕМЕА может организовать совещание с соответствующими заинтересованными сторонами для обсуждения аспектов проекта руководства.

Ответственное лицо должно подготовить обзор всех основных комментариев с объяснением причин их принятия или отклонения. После утверждения комитетом или группой, Агентству необходимо обнародовать этот обзор как можно быстрее, как правило, не позднее 1 мес после публикации окончательного текста, с учетом графиков совещаний.

Иногда определенные обстоятельства могут обусловить необходимость проведения дополнительного раунда обсуждения (в случае получения обширных комментариев во время первого периода обсуждения, приводящих к значительному пересмотру).

4.8. Подготовка окончательной версии

После периода обсуждения рабочая группа собирает и рассматривает комментарии. Текст руководства пересматривается с учетом тех комментариев, которые рабочая группа считает важными. Окончательный текст представляется в соответствующий научный комитет или другую соответствующую группу для утверждения вместе с предлагаемой датой введения.

4.9. Утверждение окончательного руководства

Окончательное руководство в зависимости от вида и основных законодательных требований утверждает комитет и/или Европейская Комиссия. Комитеты, как правило, утверждают руководства на пленарном совещании, но в исключительных случаях могут применять письменную процедуру.

Руководство публикуется на соответствующем веб-сайте, а предварительный проект (проекты) и документ, излагающий концепцию, архивируются. Номер излагающего концепцию документа, проекта руководства и окончательного руководства, а также его пересмотренных версий облегчает отслеживание хода разработки документа.

4.10. Введение в действие

В случаях, когда не указано иное, руководство вступает в действие через 6 мес после его утверждения. Если заявители при согласии соответствующего компетентного уполномоченного органа могут принимать или не принимать это руководство к исполнению до истечения указанного периода, то компетентные уполномоченные органы должны дождаться истечения этого периода прежде чем требовать, чтобы руководство было принято во внимание.

При некоторых обстоятельствах для заявителей может быть невозможным полное соблюдение правил нового руководства в течение этого временного графика (например, данные получены при испытаниях, которые начались перед введением нового руководства). В таких случаях заявитель должен учесть, будет ли отклонение от нового руководства обоснованным.

В каждом конкретном случае обоснование заявителя будет рассматриваться соответствующими компетентными регуляторными уполномоченными органами.

В исключительных случаях, когда это имеет значение для общественного здоровья и/или здоровья животных и/или для окружающей среды, или для учета определенных законодательных требований может быть назначен более короткий период для введения в действие (при таких обстоятельствах об этом, как правило, извещают на этапе обсуждения).

Руководства, как правило, подготавливают для применения в будущем. Однако могут быть исключительные ситуации, связанные с риском для общественного здоровья и/или здоровья животных, когда руководство необходимо применять к уже зарегистрированным и находящимся на рынке лекарственным препаратам. При таких обстоятельствах об этом сообщают на этапе обсуждения излагающего концепцию документа и проекта руководства с объяснением причины.

В окончательной опубликованной версии руководства следует четко заявить об этом. В таких случаях компетентные уполномоченные органы, как правило, подготавливают временной график для применения руководства к препаратам, представленным на их рынке.

4.11. Обучение

Для обеспечения последовательного соблюдения руководств, для чиновников необходимо организовать надлежащее обучение с участием соответствующих рабочих групп. Компетентные уполномоченные органы государств ЕС несут ответственность за то, чтобы чиновники и эксперты обладали достаточными знаниями руководств в соответствующей области. Также могут быть организованы семинары и совместное обучение с привлечением представителей заинтересованных сторон.

4.12. Поддержание и пересмотр утвержденных руководств

Программы работ соответствующих рабочих групп пересматривают, по меньшей мере, ежегодно. Это дает возможность проверить применимость существующих руководств и учесть любые отзывы, которые могут быть получены. Предложения пересмотреть, актуализировать или, возможно, отменить опубликованные руководства приветствуются в любое время, но особенно перед подготовкой годовых рабочих программ (см. подраздел 4.1). Как правило, считается необходимым пересмотр руководства через 5 лет его применения.

Если в разделе «Сфера применения» руководства указано, что имеется ограниченный опыт или знания быстро развиваются и/или имеются значительные проблемы и/или в научных воззрениях произошли непредвиденные существенные изменения, пересмотр может быть инициирован раньше.

5. ИНФОРМИРОВАНИЕ И ПУБЛИКАЦИЯ

ЕМЕА и Комиссия сообщают информацию о любых новых разработках, излагающих концепцию документах, утвержденных руководствах и их проектах в разделе под названием «What’s new» на своих соответствующих веб-сайтах.

Средство для публикации руководств и законодательных документов в рамках фармацевтического законодательства — «The rules governing medicinal products in the European Union». Тома 1, 2, 4, 6, 8 и 9 опубликованы на соответствующем веб-сайте Европейской Комиссии (http://pharmacos.eudra.org). Все научные руководства — в томах 3 и 7; кроме того, на веб-сайте ЕМЕА размещены научные руководства, рассматриваемые как часть томов 3 и 7 соответственно.

ЕМЕА работает над консолидацией существующих текстов и будет публиковать необходимые названия сайтов на своем веб-сайте. Процессуальные и технические руководства ЕМЕА (см. раздел 3.12) также публикуются на веб-сайте ЕМЕА.

6. ДРУГИЕ ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ ДОКУМЕНТЫ СООБЩЕСТВА, ПОДГОТАВЛИВАЕМЫЕ/ПУБЛИКУЕМЫЕ ЕМЕА

Чтобы облегчить понимание, в этом разделе приведен не полный перечень других относящихся к делу официальных документов, которые готовит ЕМЕА, с кратким резюме области их применения. Процедура подготовки руководств, описанная в разделе 4 (излагающий концепцию документ, проект руководства, обсуждение и т.д.) к ним не применяется.

6.1. Официальные заявления

Официальное заявление — это документ относительно лекарственного препарата/группы препаратов или на другую тему, связанную с лекарственными средствами, который издается с целью сообщения информации особой важности для общественного здоровья и/или здоровья животных. Часто (но не всегда) он имеет неотложный характер (особенно относительно эффективности или безопасности препарата (препаратов) или информирования о приостановке обращения или отзыве препарата (препаратов)). Заявление издается на Европейском уровне ЕМЕА и может быть использовано как основа для официального заявления на национальном уровне.

6.2. Документы, отражающие мнение

Документ, отражающий мнение, может быть разработан для сообщения информации о текущем положении дел по обсуждаемым вопросам или для побуждения присылать комментарии по отдельным областям разработки лекарственных средств или по конкретной теме. Он может предоставить основу для дискуссии или разъяснение, в частности, в тех областях, где научные знания быстро развиваются или опыт ограничен.

Документ, отражающий мнение, не имеет силы научного, технического или регуляторного руководства, но может вносить свой вклад в будущую разработку таких руководств или соответствующих документов.

6.3. Документы с вопросами и ответами

ЕМЕА разрабатывает документы «Questions and answers» («Вопросы и ответы») или «Frequently asked questions (FAQ)» («Часто задаваемые вопросы»), чтобы обеспечить дополнительную официальную информацию по темам, вызывающим особый интерес. Они предназначены для предоставления сжатой информации на общедоступном языке относительно требований, правил или трактований в ответ на наиболее часто задаваемые вопросы в определенной области.

6.4. Сборник процедур Сообщества по  инспектированию и обмену информацией

Это сборник руководств, применяемых всеми Инспекторатами по GMP в ЕЕА для облегчения гармонизации и сотрудничества. Согласно статье 3(1) Директивы 2003/94/ЕС требуется, чтобы компетентные уполномоченные органы учитывали документы Сборника; ожидается, что его использование обеспечит основу для стандартных рабочих методик в рамках систем качества, в соответствии с которыми работают Инспектораты.

Изменения в Сборник согласовывают на специальных совещаниях инспекционных служб GMP (Ad Hoc GMP Inspection Services meetings) и утверждают Фармацевтическим комитетом, учрежденным Решением Совета 75/320/ЕЕС. Сборник публикуется ЕМЕА от имени Комиссии.

7. ССЫЛКИ И ВЕБ-САЙТЫ

Веб-сайт ЕМЕА: www.emea.eu.int

Веб-сайт Европейской Комиссии Pharmacos:

http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/index.htm

Тома 1 и 5 (Тексты законодательства):

http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/vol-1/home.htm

http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/vol-5/home.htm

Тома 2 и 6 (Notice to Applicants):

http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/vol-2/home.htm#2c

http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/vol-6/home.htm

Тома 3 и 7 (Руководства):

http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/vol-3/home.htm

http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/vol-7/home.htm

Том 4 (Надлежащая производственная практика):

http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/vol-4/home.htm

Том 8: http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/vol-8/home.htm

Том 9: http://pharmacos.eudra.org/F2/eudralex/vol-9/home.htm

Надлежащая практика дистрибуции:

http://pharmacos.eudra.org/F2/pharmacos/docs/Doc2001/may/GDPGuidelines1.pdf

Лекарственные препараты-сироты:

http://pharmacos.eudra.org/F2/orphanmp/index.htm

Директивы по GLP:

http://europa.eu.int/eur-lex/pri/en/oj/dat/2004/1_050/1_05020040220en00280043.pdf

http://europa.eu.int/eur-lex/pri/en/oj/dat/2004/1_050/1_05020040220en00440059.pdf

OECD: http://www.oecd.org/department/0,2688,en_2649_34381_1_1_1_1_1,00.html

Руководство Агентств: http://heads.medagencies.org/

Руководство Агентств по ветеринарии: http://www.hevra.org/

ICH: http://www.ich.org

VICH: http://vich.eudra.org/

WHO: http://www.who.int/en/

Европейская Фармакопея: http://www.pheur.org/

Европейский Директорат по качеству лекарств (EDQM): http://www.edqm.org


1 Сейчас Комитет по лекарственным средствам для человека (Committee for Medicinal Products for Human Use – CHMP).
2 Разрешений на маркетинг, marketing authorisation — прим. ред.
3 The Committee for Medicinal Products for Human Use (CHMP), the Committee for Medicinal Products for Veterinary Use (CVMP), the Committee for Orphan Medicinal Products (COMP), the Committee for Herbal Medicinal Products (HMPC), или их юридические предшественники.
4 Ранее — the Committee for Proprietary Medicinal Products (CPMP).
5 Ранее — the Committee for Veterinary Medicinal Products (CVMP).
6 EDQM — это орган по стандартизации в отношении классификации и норм качества с учетом соглашения о сотрудничестве с Европейской Фармакопеей. Это сотрудничество включает также заключение по сертификации пригодности, координацию сети официальных лабораторий по контролю лекарственных средств (Official Medicines Control Laboratories – OMCL) и разработку стандартных терминов.
7 Объем и характер такой оценки влияния должен соответствовать конкретному предмету обсуждения.
8 См. «New EMEA Transparency Policy Measures» 31 октября 2003 г. http://www.emea.eu.int/pdfs/general/manage/mbar/Transparancy%20pol/005203en.pdf.
9 Представленный на титульном листе руководства.

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті