КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ — правильное решение!

Наряду с доказанной эффективностью в лечении стенокардии (Ciapponi A. et al., 2005) препараты триметазидина пользуются высоким спросом на отечественном фармацевтическом рынке. Учитывая специфику заболеваний, при которых они назначаются, в современных условиях особенно важным является обеспечение их доступности для пациентов. А значит, каждый человек должен иметь возможность выбирать наиболее подходящий для себя препарат. В конце 2005 г. обширный ассортимент препаратов триметазидина пополнился новым для украинского рынка препаратом КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ, правильное рыночное позиционирование которого сулит ему перспективы занять достойное место на полках аптек. Однако специалисты отделов закупок в аптечных учреждениях зачастую сталкиваются с проблемой формирования товарных запасов нового на рынке препарата. Используя аналитические подходы, в данной публикации мы постараемся помочь им решить эту задачу. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также данные исследования PromotestSM, любезно предоставленные компанией «Medical Data Management Ukraine».

Действующим веществом КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ является триметазидин, оказывающий антиангинальное и антиишемическое действие. КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ действует на клеточном уровне, нормализует энергетический баланс в клетках при гипоксии, предотвращая снижение внутриклеточного содержания АТФ. Поддерживает клеточный гомеостаз, обеспечивая нормальное функционирование ионных каналов мембраны и трансмембранный транспорт ионов калия. Включаясь в метаболические процессы и оптимизируя использование кислорода при ишемии миокарда, препарат сохраняет энергетический потенциал, препятствуя снижению энергетических резервов АТФ в клетках миокарда.

Препарат селективно ингибирует митохондриальный фермент — длинноцепочную 3-кетоацил-КоА-тиолазу (3-КАТ), что приводит к снижению окисления жирных кислот и восстановлению сопряжения гликолиза с окислительным фосфорилированием. Результатом этих процессов является повышение устойчивости миокарда к ишемии за счет более рационального использования кислорода. КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ также способствует сохранению уровня АТФ и цАМФ в клетках мозга, поддерживает функциональную активность митохондрий гепатоцитов, а также препятствует неблагоприятному влиянию свободных радикалов путем снижения интенсивности перекисного окисления липидов и повышения потенциала системы антиоксидантной защиты.

У больных со стенокардией КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ повышает толерантность к физическим нагрузкам, не влияя на частоту сердечных сокращений (ЧСС), снижает частоту приступов стенокардии.

В оториноларингологической практике КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ улучшает переносимость вестибулярных проб, повышает остроту слуха, устраняет шум в ушах, эффективно снижает степень, длительность и частоту приступов головокружения при болезни Меньера и головокружении сосудистого происхождения. При перцептивной глухоте обеспечивает увеличение диапазона восприятия в децибелах и уменьшает проблемы со слухом.

У больных с хориоретинальными сосудистыми нарушениями препарат способствует восстановлению функциональной активности сетчатки, что проявляется нормализацией показателей электроретинограммы, улучшает остроту и увеличивает поле зрения, приводит к ослаблению функциональных симптомов патологии сетчатки, особенно при старческой дегенерации желтого пятна.

В связи со столь широким спектром фармакотерапевтического действия КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ назначают в кардиологии для профилактики приступов стенокардии (в монотерапии или в комбинации с антиангинальными препаратами); оториноларингологии для лечения кохлеарно-вестибулярных нарушений ишемического происхождения (головокружение, шум в ушах, снижение слуха); офтальмологии при хориоретинальных расстройствах, обусловленных ишемией.

КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ принимают внутрь по 1 таблетке 2–3 раза в сутки во время еды, запивая стаканом воды. Суточная доза триметазидина — 40–60 мг. Длительность лечения зависит от тяжести и течения заболевания.

Следует отметить, что для украинского фармацевтического рынка КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ — достаточно новый препарат. Впервые его продажи были отмечены в октябре 2005 г. И, что немаловажно, спрос на этот продукт повышается стремительными темпами, что свидетельствует о наличии у него нескольких конкурентных рыночных преимуществ по сравнениюс другими препаратами группы C01E «Прочие кардиологические препараты» B15 «Триметазидин» (рис. 1).

Так, в первую очередь, необходимо отметить, что большинство лекарственных средств (ЛС) этой конкурентной группы выпускается в форме таблеток с содержанием активного вещества 20 мг, № 60. И в данном случае КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ не является исключением. Однако 1 таблетка этого препарата имеет практически самую низкую стоимость среди представителей своей группы, значительно уступая по цене подавляющему большинству из них. Фактор ценовой доступности крайне важен для людей пожилого возраста, которые составляют немалую долю покупателей таких ЛС. Отметим также, что и экономический эффект для аптечного учреждения от продажи 2 упаковок более дешевого препарата выше, чем от продажи 1 упаковки более дорогого.

Давайте рассмотрим, каким образом развивается рынок продаж препаратов триметазидина. В общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении за 12 мес 2006 г. средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему (группа С), уступают только средствам, влияющим на пищеварительную систему и метаболизм (группа А). Причем в разрезе групп АТС-классификации третьего уровня препараты группы C01E в этот же период заняли 3-е место в рейтинге по объемам продаж в денежном выражении. А прирост объемов продаж этой группы ЛС оказался выше такового в целом по рынку и составил 27,5% (в целом по рынку — 22,4%). Объем продаж препаратов триметазидина (группа C01E B15) по итогам 2006 г. составил 68,0 млн грн., что превысило показатель за 2005 г. на 62,7%! В декабре 2006 г. объем продаж препаратов группы C01E B15 составил 6,9 млн грн.

Динамика объемов аптечных продаж препаратов группы C01E B15 и КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ в денежном выражении за октябрь 2005 – декабрь 2006 гг. с указанием линейного тренда развития

Рис. 1. Динамика объемов аптечных продаж препаратов группы C01E B15 и КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ в денежном выражении за октябрь 2005 – декабрь 2006 гг. с указанием линейного тренда развития

Важно, что увеличение объемов продаж КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ происходит благодаря увеличению количества продающих его торговых точек (ТТ). С января по декабрь 2006 г. удельный вес таковых увеличился с 2 до 8% общего количества аптечных учреждений в Украине (рис. 2). Причем динамика этого показателя носит ярко выраженный возрастающий тренд. Таким образом, уже сегодня КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ можно купить практически в каждой десятой аптеке. Представленные измененения в полной мере свидетельствуют об активной работе компании-производителя с дистрибьюторами и аптеками. Столь новому на рынке препарату такая динамика предвещает достойное будущее.

Динамика удельного веса продающих КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ аптечных учреждений за октябрь 2005 – декабрь 2006 гг.

Рис. 2. Динамика удельного веса продающих КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ аптечных учреждений за октябрь 2005 – декабрь 2006 гг.

Конечно же, значительное влияние на увеличение объемов продаж КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ оказывает промоционная активность компании-производителя по работе с врачами и фармацевтами, которая началась в январе и не утихала на протяжении всего 2006 г. Отметим, что по итогам 2006 г. наибольшая доля количества воспоминаний о промоциях этого препарата приходилась на фармацевтов. Характерно, что среди врачей различных специальностей максимальная доля воспоминаний о промоциях КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ была зафиксирована относительно терапевтов и кардиологов (рис. 3).

Удельный вес количества воспоминаний врачей различных специальностей о визитах медпредставителей с промоциями препарата КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ в 2006 г.

Рис. 3. Удельный вес количества воспоминаний врачей различных специальностей о визитах медпредставителей с промоциями препарата КАРДАЗИН-ЗДОРОВЬЕ в 2006 г.

Для того чтобы максимально правильно подготовить рекомендации по величине месячного товарного запаса КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ и помочь специалистам отделов закупок сориентироваться в подходах к управлению закупками нового для рынка препарата, целесообразно рассмотреть специфику продаж всех препаратов группы C01E B15 (далее — конкурентная группа). Естественно, что в ассортименте каждой аптеки представлены различные препараты триметазидина, и надеемся, что со временем на полках многих из них найдется место для КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ.

Напомним, что для проведения анализа была использована репрезентативная выборка. Каждой ТТ (аптека, аптечный пункт, киоск) была присвоена финансовая и территориальная характеристика (подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 4 (525) от 30 января 2006 г.). При формировании классов ТТ по финансовым характеристикам и расчете объемов продаж препаратов исследуемой конкурентной группы использовались данные только за декабрь 2006 г. как наиболее приближенные к будущим периодам и позволяющие прогнозировать потребности в его товарных запасах с учетом растущего спроса.

Как свидетельствуют приведенные графические данные, средний объем продаж препаратов конкурентной группы в ТТ с различными финансовыми характеристиками возрастает с увеличением объемов ежемесячной выручки (рис. 4). Анализ основан на том, что каждая ТТ, относящаяся к той или иной категории ТТ с одинаковыми характеристиками, способна реализовать соответствующее среднему показателю количество упаковок таких ЛС. Следовательно, для каждой из них резервы продаж препаратов триметазидина заложены в диапазоне между средними и максимальными показателями. Причем существенная дифференциация между показателями минимального и максимального количества проданных упаковок таких препаратов в различных группах ТТ свидетельствует о нехватке товарных запасов в отдельных аптечных учреждениях.

Необходимо также учитывать, что максимальные объемы продаж препаратов конкурентной группы сосредоточены в аптеках. По итогам декабря 2006 г. среднее количество проданных упаковок таких ЛС в аптеках превысило таковое в аптечных пунктах практически в 1,5, а в аптечных киосках — более чем в 2 раза. Логично, что потребности в товарных запасах таких препаратов в различных категориях аптечных учреждений будут отличаться.

Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов группы C01E B15 в ТТ, сгруппированных по объемам выручки в декабре 2006 г.

Рис. 4. Минимальное, среднее и максимальное количество проданных упаковок препаратов группы C01E B15 в ТТ, сгруппированных по объемам выручки в декабре 2006 г.

Формирование товарного запаса для каждой ТТ также определяется ее месторасположением. Так, например, объемы продаж того или иного препарата в ТТ с одинаковой среднемесячной выручкой, но в городах с различным количеством населения, могут существенно отличаться. В случае с препаратами триметазидина таких отличий практически не зафиксировано (рис. 5). Исключение составляют только ТТ с ежемесячной выручкой более 200 тыс. грн. Так, в небольших и средних городах с населением до 700 тыс. человек в разрезе различных категорий ТТ в среднем реализуется практически одинаковое количество упаковок препаратов конкурентной группы. При этом в городах с населением от 100 до 700 тыс. человек ТТ с выручкой более 200 тыс. грн. продают в среднем за месяц больше упаковок препаратов триметазидина, чем ТТ в других населенных пунктах.

Среднее количество проданных упаковок препаратов группы C01E B15 в ТТ, сгруппированных по объемам выручки с учетом категорий населенных пунктов в декабре 2006 г.

Рис. 5. Среднее количество проданных упаковок препаратов группы C01E B15 в ТТ, сгруппированных по объемам выручки с учетом категорий населенных пунктов в декабре 2006 г.

Проанализировав специфику продаж препаратов группы C01E B15 с учетом реальных объемов продаж КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ в натуральном выражении по итогам декабря 2006 г. одним аптечным учреждением, представляем наши рекомендации по величине месячного товарного запаса этого препарата для ТТ с различными финансовыми и территориальными характеристиками (таблица).

Таблица

Рекомендации по величине месячного товарного запаса КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ (упаковок) в ТТ
с различными финансовыми и территориальными характеристиками

Территориальная характеристика Население (тыс. чел.)
менее 100 от 100 до 700 более 700
Финансовая характеристика Не менее Не менее Не менее
Аптеки с выручкой до 50 тыс. грн. 2–3 3–4 3–4
от 50 до 100 тыс. грн. 3–4 4–5 4–5
от 100 до 200 тыс. грн. 5–6 6–7 6–7
более 200 тыс. грн. 7–10 9–12 8–11
Аптечные пункты с выручкой до 50 тыс. грн. 2–3 3–4 3–4
от 50 до 100 тыс. грн. 3–4 4–5 4–5
от 100 до 200 тыс. грн. 4–5 5–6 5–6
более 200 тыс. грн. 5–7 7–9 6–8
Аптечные киоски с выручкой до 50 тыс. грн. 1–2 2–3 2–3
от 50 до 100 тыс. грн. 2–3 2–3 2–3
от 100 до 200 тыс. грн. 2–3 4–5 4–5
более 200 тыс. грн. 4–5 6–7 5–6


Не вызывает сомнения, что тенденция к стремительному увеличению объемов продаж этого препарата сохранится. Это свидетельствует о значительном рыночном потенциале КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ. Способствовать этому будет и его невысокая стоимость по сравнению с другими ЛС конкурентной группы, и промоционная активность компании-производителя, и рыночные тенденции к увеличению объемов продаж более дорогостоящих ЛС отечественного производства. Для КАРДАЗИНА-ЗДОРОВЬЕ это особенно важно, поскольку по своим ценовым характеристикам он относится к препаратам высокостоимостной ниши. Наличие таких ЛС в продуктовом портфеле украинских производителей в условиях уменьшения доли отечественных препаратов в общем объеме аптечных продаж ЛС является своего рода гарантией сохранения позиций компании на рынке. Необходимо отметить, что для компании «Здоровье» выведение на рынок этого препарата стало еще одним правильным решением. Надеемся, что и включение его в ассортимент вашей аптеки будет также одобрено покупателями. o

Екатерина Кармалита

Імет

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*


Останні новини та статті