Один из видов диетического сахара может быть опасным для здоровья

04 Січня 2018 3:38 Поділитися

Сегодня все большую популярность набирает употребление так называемых диетических сахаров: мальтозы и трегалозы. Эти соединения известны как дисахариды, состоящие из 2 молекул глюкозы. Однако связь между молекулами немного отличается от таковой в сахарозе (обычном сахаре), что объясняет низкий процент всасывания расщепленной глюкозы в кровь через стенку кишечника.

Эти соединения считаются не только более полезной альтернативой сахарозаменителям (аспартат, ксилит и т.д.), но и обладают дополнительными полезными биологическими эффектами. Так, к примеру, трегалозу исследовали относительно применения в различных терапевтических целях из-за ее способности стимулировать апоптоз (запрограммированную смерть клеток) специфичным способом. Такой эффект потенциально может защищать организм от раковых клеток, в которых, как известно, система апоптоза работает неадекватно.

Однако по последним данным, трегалоза может быть причиной очень опасных инфекционных вспышек, связанных с антибиотикорезистентной бактерией Clostridium difficile. К такому выводу пришли ученые из Медицинского колледжа Бейлора (Baylor College of Medicine), США, после проведения нескольких лабораторных тестов и исследованиях на моделях животных. Результаты их работы опубликованы в журнале «Nature».

По данным Центров по контролю и профилактике заболеваний (Center for Disease Control and Prevention — CDC), США, C. difficile является основной причиной смерти, связанной с инфекционными заболеваниями, а Всемирная организация здравоохранения (World Health Organization — WHO) установила наивысшую приоритетность в борьбе с эпидемией, вызванной этим микроорганизмом. В группу риска входят лица с воспалительными заболеваниями желудочно-кишечного тракта, больные, находящиеся в стационаре более 10 дней и получающие комбинированную антибиотикотерапию, а также пациенты в возрасте 65 лет и старше.

Руководитель исследования Роберт Бриттон (Robert Britton) рассказал, что ранее, до 1980-х годов, C. difficile не считался опасным штаммом бактерий. Однако с развитием резистентности к фторхинолонам (группа противомикробных препаратов) эти микроорганизмы обрели способность сильно повреждать стенки кишечника, практически полностью нарушать всасывание питательных веществ и тем самым вызывать истощение организма.

После проведения нескольких сравнительных экспериментов ученые установили, что наличие трегалозы в рационе зараженных C. difficile мышей способствовала резкому развитию заболевания и смерти животных. Причиной этому служат генетические факторы, которые позволяют данным бактериям употреблять трегалозу и увеличивать производство токсинов. В общем активность C.  difficile при наличии достаточного количества диетического сахара повышалась примерно в 10 тыс. раз, а прием антибиотиков был абсолютно неэффективным.

Ученые считают, что употребление трегалозы следует ограничить, особенно тем, у кого отмечают воспаления желудочно-кишечного тракта, а также тем, кто в ближайшее время планирует хирургическое вмешательство.

По материалам www.drugs.com