Почему человеческий социум так сложен?

26 Січня 2018 12:50 Поділитися

Человеческое общество, даже по сравнению со своими ближайшими эволюционными родственниками, человекообразными обезьянами, имеет намного более сложную структуру. У наших непосредственных предков скорее всего это было связано с качественным развитием головного мозга. С одной стороны, как хорошо известно, у людей мозг превышает по размерам обезьяний; с другой стороны, мозг начал увеличиваться где-то 1,8 млн лет назад, тогда как, по мнению большинства эволюционных биологов, развитие социальных отношений и стремительное осваивание орудий труда началось раньше, где-то между 6 и 2 млн лет назад.

Нейробиологи из Кентского государственного университета (Kent State University), США, предположили, что мозг древних людей начал работать иначе, изменились нейрохимические взаимодействия: нейроны, нейронные цепи и области мозга начали по-новому использовать нейромедиаторы — соединения, без которых невозможна передача импульса в межнейронных контактах — синапсах. Для проверки своей гипотезы ученые проанализировали нейрохимию мозга человека и мозга современных обезьян. Результаты их работы опубликованы в «Proceedings of the National Academy of Sciences».

Исследователи сравнили несколько десятков образцов мозга, взятых у 6 видов приматов: человека разумного, капуцина-фавна, свинохвостого макака, павиана-анубиса, гориллы и шимпанзе. Наиболее пристальное внимание специалисты обращали на область полосатого тела — древнего отдела мозга, который играет роль своеобразного информационного центра и участвует в обучении и социальном поведении. Среди нейромедиаторов исследователей в первую очередь интересовали дофамин, серотонин и нейропептид Y — все они работают в нервных цепочках, ответственных за распознавание социальных сигналов и поведение в группе.

У человека и человекообразных обезьян (то есть у горилл и шимпанзе) в полосатом теле было явно больше серотонина и нейропептида Y. Что же касается другого соединения — дофамина, то его было в человеческих тканях  намного больше, чем у любых других приматов, включая горилл и шимпанзе.

Кроме того, в человеческом полосатом теле было сравнительно более низкое количество ацетилхолина — еще одного нейромедиатора, который, среди прочего, обслуживает нервные центры, связанные с территориальным поведением. Очевидно, что высокий уровень вышеуказанного соединения в мозгу животных формирует у них строгую иерархию и регулирует отношения в виде «доминация — подчинение».

В целом можно предположить, что именно такие нейрохимические изменения и сделали человека социальнее: мужские особи стали способны не только драться друг с другом, но и сотрудничать, например, ходить вместе на охоту. Такой подход нередко позволял принести больше добычи, а значит, в будущем это повышало шансы выжить и передать свои гены потомству.

Важным для более точного определения времени появления социальных «мутаций» у древних людей являются и изменения во внешности. По мнению исследователей, нейрохимическая перестройка мозга могла случиться около 4,4 млн лет назад, когда предками людей были Ardipithecus ramidus, или австралопитеки. У мужчин-ардипитеков резко уменьшаются клыки, и можно предположить, что они могли улыбаться, подобно современным людям, демонстрируя доброжелательное расположение и готовность к контакту. В то же время у шимпанзе клыки довольно велики и, демонстрируя их в улыбке, они, наоборот, угрожают тому, кому скалятся.

Впрочем, нейрохимическая гипотеза социальности все равно требует дополнительных исследований. Нейрогуморальная модель мозга чрезвычайно сложна и, несмотря на сенсационные результаты исследований последних десятилетий, еще пока мало изучена. К примеру, тот же дофамин участвует в самых разных процессах, так что не исключено, что нейрохимические изменения в человеческом мозгу могли произойти по какой-то другой причине, помимо усложнения социальной жизни.

Однако в ходе все того же исследования американским ученым также удалось еще раз подтвердить свою теорию. В мозгу шимпанзе семейства бонобо, которые отличаются исключительно миролюбивым нравом и умением спокойно разрешать даже самые острые конфликты, нейрохимическая картина также отличается от таковой у прочих приматов, как и у человека: у бонобо преобладают серотонин и ацетилхолин.

По материалам www.sciencemag.org