Школьные годы — очень важное время в жизни каждого ребенка. Нужно прилагать большое количество усилий, чтобы преуспеть в учебе. Однако зачастую здоровью зрения уделяется недостаточно внимания.
По данным общественной организации «Prevent Blindness America», США, у каждого 4-го ребенка школьного возраста отмечают проблемы со зрением, которые, могут повлиять на способность к обучению, развитию личности и адаптации в школе. Зрение ребенка постоянно задействовано и в классе, и на игровой площадке. Но если оно не функционирует должным образом, участие в этих процессах может быть затруднено.
По мере того как дети переходят из класса в класс, требования к зрительным способностям меняются. Размер шрифта в школьных книгах становится меньше, и количество времени, затрачиваемого на чтение и обучение, значительно возрастает. Увеличение количества часов классной и домашней работы усиливает нагрузку на глаза.
Зрение — это больше, чем просто способность видеть, это возможность распознавать, понимать, удерживать информацию.
По данным Американской оптиметрической ассоциации (American Optometric Association), каждому ребенку необходимо развить следующие навыки для эффективного чтения и обучения:
- острота зрения — способность четко видеть;
- фокусировка глаз — способность быстро и точно концентрировать зрение по мере приближения или удаления объекта наблюдения;
- слежение глазами — способность удерживать взгляд на цели при переводе глаз с одного объекта на другой;
- сопряженность зрения — способность координировать и использовать оба глаза вместе, перемещая глаза вдоль напечатанной страницы, и иметь возможность судить о расстоянии и видеть глубину при плавании;
- координация — возможность использовать визуальную информацию для контроля и направления движений руки или ноги;
- визуальное восприятие — возможность упорядочивать увиденное изображение, понимать и запоминать прочитанное.
Следует отметить, что ребенок не может сообщить о проблемах со зрением, так как может думать, что окружающие видят так же.
Когда определенные зрительные навыки не развиты либо развиты недостаточно, обучение может вызывать у ребенка трудности и стресс и проявляться тем, что:
- ребенок пытается сидеть слишком близко к экрану телевизора или держит книгу слишком близко к глазам;
- во время чтения ребенок «теряет строку»;
- школьник прищуривает глаза или запрокидывает голову, чтобы лучше видеть;
- ребенок часто протирает глаза;
- у малыша может развиться светочувствительность;
- ребенок может закрывать один глаз, чтобы читать, смотреть телевизор или лучше видеть;
- школьник избегает действий, требующих задействования «близкого видения», таких как чтение или выполнение домашнего задания, или «дальнего видения», в частности участия в спортивных или других развлекательных мероприятиях;
- у ребенка могут возникать жалобы на головную боль или усталость глаз;
- ребенок может избегать работы на компьютере, объясняя это тем, что «глазам больно»;
- у школьника может снизиться успеваемость;
- время от времени появляется «двоение» в глазах;
- у школьника возможно возникновение проблем с запоминанием прочитанного материала.
Некоторые дети с трудностями в обучении демонстрируют специфическое поведение, которое называется «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ) (Attention Deficit Hyperactivity Disorder). Однако невыявленные проблемы со зрением могут вызывать те же симптомы. Из-за этих сходств в некоторых случаях детям может быть ошибочно диагностирован СДВГ, когда на самом деле у них есть недиагностированная проблема со зрением.
Результаты исследования, проведенного в Клинике Майо (Mayo Clinic), США, свидетельствуют о том, что у детей с проблемами бинокулярного зрения значительно чаще выявляются проблемы с обучением и СДВГ, чем у их сверстников с нормальным зрением.
Трудности с обучением — еще одна проблема детей школьного возраста. По данным Американской академии детской и подростковой психиатрии (American Academy of Child and Adolescent Psychiatry), США, расстройства обучения затрагивают как минимум 1 из 10 школьников.
Поскольку зрение может часто меняться в школьные годы, регулярные проверки очень важны. Наиболее распространенной проблемой со зрением является миопия, или близорукость. Однако у некоторых детей могут быть другие формы аномалий рефракции, такие как дальнозоркость и астигматизм. Эти состояния легко поддаются коррекции с помощью очков или контактных линз. Тем не менее программа восстановления может также понадобиться, чтобы помочь развить или улучшить навыки зрения.
Кроме физиологических и органических причин, важно обратить внимание на психологические факторы, которые также могут обусловить появление нарушения зрения у детей.
В результате эмоционального стресса может проявляться состояние, впервые описанное доктором Джоном Штреффом, которое можно отнести к ряду психогенных нарушений. Оно является редким состоянием, которое провоцирует временное ухудшение зрения, которое характеризуется невозможностью четко видеть предметы, находящиеся как близко, так и вдали. Чаще всего встречается у девочек в возрасте 10–14 лет. Это состояние также снижает способность глаз сосредоточиться (приспособиться), часто вызывая проблемы с выполнением школьных заданий.
Симптомы психогенного ухудшения зрения могут проявляться в виде:
- размытого изображения предметов, находящихся как близко, так и далеко, которое не улучшается при использовании очков или контактных линз;
- снижения контрастного восприятия;
- повышенной чувствительность к свету;
- трудностей, связанных с чтением и учебой.
При всех вышеперечисленных симптомах отсутствуют заболевания глаз.
Триггерами могут стать домашние проблемы, издевательства, повышенное чувство тревоги и/или сильное давление со стороны взрослых относительно успеваемости.
Поскольку симптомы не могут быть немедленно исправлены с помощью очков или другой коррекции зрения, дети с синдромом Штреффа могут чувствовать себя беспомощными. Однако при своевременном обращении к психологу эти проблемы могут быстро разрешиться.
По данным Американской оптиметрической ассоциации, дети должны проходить осмотр глаз не позже 6 мес после рождения, затем повторно в возрасте 3 лет и непосредственно перед началом школьных занятий. Детям школьного возраста необходимо проходить осмотр 2 раза в год, если у них нет жалоб на зрение. Если ребенку нужны очки или контактные линзы, следует планировать посещение специалиста каждые 12 мес.
Периодические посещения врача-офтальмолога важны, поскольку в процессе взросления зрение ребенка может изменяться, и необходимо своевременно выявить и наблюдать возможные нарушения.
По данным Американской академии офтальмологии (American Academy of Ophthalmology), США, установлено, что 40–67% детей, которые не проходят скрининг зрения, не получают последующего лечения. Одной из причин этого являются плохие отношения с родителями, которые не могут присутствовать или не присутствуют на скрининге. В ходе одного из исследований выяснилось, что через 2 мес 50% родителей все еще не знали, что их ребенок не прошел проверку зрения. Лучшим способом убедиться, что ребенок обладает необходимыми визуальными навыками, — это заранее планировать обычные комплексные обследования у детского офтальмолога.
По материалам www.aoa.org, www.allaboutvision.com
Коментарі