Новое открытие ученых в области иммунологии

29 Серпня 2018 12:05 Поділитися

Известно, что наши тела учатся формировать эффективную защиту от инфекций и заболеваний после воздействия таких угроз на здоровье. Короче говоря, организм «учится» идентифицировать виновных и уничтожать их. Где же активируется эта «память» и формируется реакция?

Достижения в области технологий клинических исследований привели к разработке некоторых очень сложных устройств, благодаря которым ученые теперь могут больше узнать о человеческом теле и о том, как оно работает на микроуровне.

Несмотря на то что многое о механизмах нашего тела остается неизведанным, удивительные открытия продолжают происходить.

Например, инновационные методы позволили исследователям узнать, что интерстициальная ткань, которая определялась как «поддерживающая», фактически функционирует как орган, и она более важна для здоровья человека, чем ранее было принято считать.

Теперь ученые из Медицинского института Гарвана в Дарлингхерсте (Garvan Institute of Medical Research in Darlinghurst), Австралия, наконец смогли выяснить, как именно наши тела «помнят» предыдущее воздействие патогенов после перенесенного инфекционного заболевания или вакцинации — и как начинают «разрабатывать стратегию» и формировать соответствующий иммунный ответ.

В статье, опубликованной в журнале «Nature Communications», исследователи объясняют, что они выявили некий «микроорган», который образуется в лимфатических узлах и действует как «штаб-квартира» иммунного ответа.

Ученые использовали чувствительную трехмерную микроскопию — самую современную технику, позволяющую отслеживать изменения, происходящие на микроскопическом уровне. Данный эксперимент проводился на мышах. Они заметили особые структуры, которые формируются на поверхности лимфатических узлов, когда иммунная система подвергается воздействию инфекции, с которой она уже сталкивалась раньше.

Ученые выявили структуры, которые они назвали «субкапсулярные пролиферативные очаги» (subcapsular proliferative foci — SPF), не только у мышей, но и в срезах лимфатических узлов, взятых у пациентов.

При наблюдении за SPF ученые убедились, что в этих структурах сгруппированы различные типы иммунных клеток, наиболее заметные — В-клетки памяти, содержащие информацию о том, как бороться с патогенами, с которыми организм уже сталкивался.

Также в SPF B-клетки памяти преобразуются в плазмоциты, роль которых заключается в защите организма от инфекции. Они генерируют антитела, распознающие патогены и направленные на их уничтожение.

«Было здорово видеть, что B-клетки памяти активируются и кластеризуются в этой новой структуре, которая никогда не была замечена раньше, — отмечает ведущий автор исследования доктор Имоджен Моран (Imogen Moran). — Мы могли видеть, как они двигаются, взаимодействуя с другими иммунными клетками и превращаясь в плазмоциты на наших глазах».

Важно отметить, что SPF стратегически расположены так, чтобы они могли быстро реагировать на инфицирование. Это, по мнению исследователей, имеет ключевое значение, когда дело доходит до вероятного успеха борьбы против патогенов.

«Когда вы боретесь с бактериями, количество которых может увеличиваться в 2 раза каждые 20–30 мин, каждый момент имеет значение. Если иммунной системе потребуется слишком много времени, чтобы собрать инструменты для борьбы с инфекцией, то человек умрет», — сообщил соавтор исследования Три Пфан (Tri Phan).

Он добавил, что вакцинация играет ключевую роль в обучении иммунной системы эффективно реагировать. Она, по словам ученого, тренирует иммунную систему, так что она может очень быстро вырабатывать антитела при появлении инфекции.

SPF расположен там, где бактерии будут повторно проникать в тело, и у него есть все ингредиенты, собранные в одном месте, чтобы создать антитела. Так что он отменно спроектирован, чтобы быстро бороться с реинфекцией.

Единственная причина, по которой ученые были не способны раскрыть существование этих ключевых иммунных образований ранее, — это просто потому, что они настолько малы и очень динамичны.

Только с развитием двухфотонной микроскопии — техники, использованной в недавнем исследовании, — у ученых, наконец, появилась возможность погрузиться глубже и узнать больше.

Доктор И. Моран заявил: «Только тогда, когда мы провели двухфотонную микроскопию, позволяющую смотреть в трех измерениях на иммунные клетки, движущиеся в живом организме, мы смогли зафиксировать формирование структур SPF».

Т. Пфан добавил, что эта структура была там все время, но никто ее не видел, потому что отсутствовало подходящее оборудование. Это замечательное напоминание о том, что в человеческом теле до сих пор есть тайны.