Фармацевтическая промышленность Германии

На сегодня Германия — один из сильнейших игроков на всемирном фармацевтическом рынке. Эта страна научилась извлекать выгоду из медицинских инноваций и благодаря таким компаниям, как Bayer, BASF, Hoechst, получила репутацию фармацевтического гиганта с многовековой историей. В рамках данной публикации предлагается обратить внимание на фармацевтический рынок Германии. Данные получены из отчета «The Pharmaceutical Industry in Germany» 2017—2018 гг. инвестиционной консалтинговой компании Germany Trade & Invest (GTAI).

Статистика

В 2014 г. в Германии функционировало более 640 фармкомпаний. Они обеспечивали около 112 500 рабочих мест. В 2014 г. расходы на здравоохранение в Германии составили 328 млрд евро (что соответствует 11,2% ВВП Германии — 4050 евро на человека), из них 14% — затраты на фармацевтическую продукцию. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Co-operation and Development — OECD), Франция, такие высокие показатели связаны с постоянным появлением на немецком рынке новых лекарственных средств и повышением спроса на уже существующие препараты. В 2015 г. с доходом в 38 млрд евро доля Германии на мировом фармацевтическом рынке составила 13,5% — это четвертый показатель в рейтинге среди всех стран.

Европейский рынок

В основном фармацевтические компании Германии работают на европейском рынке. Стоит отметить, что продолжительность жизни населения Европы постоянно увеличивается, что обусловливает рост числа хронических заболеваний. К 2050 г. прогнозируется, что лица пожилого возраста (старше 65 лет) будут составлять четверть населения. Система здравоохранения Германии финансируются правительством и частными вкладчиками. Ее важная составляю­щая — страховая медицина (88% населения застрахованы). Кроме того, более 20% граждан этой страны дополнительно имеют частную медицинскую страховку.

Контрактное производство

В Германии находится большое количество фармацевтических компаний, предоставляющих международным партнерам широкий спектр услуг — от разработки первоначальной идеи до реализации конечного продукта. Например, Boehringer Ingelheim — одна из немногих компаний в мире, которая обеспечивает реализацию полного производственного цикла биофармацевтической продукции. Кроме того, Германия занимает 1-е место в Европе и 3-е в мире по динамике развития химической индустрии, что благоприятно отражается на развитии фармацевтической промышленности.

R&D

Германия — одна из лидирующих стран в мире по количеству разрабатываемых инноваций. В 2015 г. Европейское патентное ведомство (European Patent Office) получило 1183 заявки на регистрацию патентов в области биотехнологии и фармации. За первенство немецкие ученые могут посоревноваться, наверное, только с американскими коллегами. Международные компании берут за правило проводить свои научные исследования в Германии, что позволяет им совершенствовать собственные технологии и выходить на мировую арену.

Исследовательские институты, университеты и компании со всего мира объединяются в многочисленные группы по всей Германии. Их цель — разработка новых продуктов и усовершенствование уже существующих. БиоРегионы (BioRegions) — инициативные организации по продвижению науки и поддержанию стабильных инноваций. За последние несколько десятилетий эти группы стали ведущими научно-исследовательскими центрами. Каждый регион специализируется на конкретной области исследования и способствует активному обмену опытом среди научного сообщества. Совет немецких БиоРегионов (The Council of German BioRegions) включает 30 групп, которые занимаются консультированием лиц, принимающих политические решения в стране. Также существуют БиоПарки (BioParks), обеспеченные необходимыми административными и техническими услугами для создания старт­апов и новых компаний.

Инвестирование в R&D

Уже 20 лет федеральное правительство Германии оказывает целевую финансовую поддержку научно-исследовательским институтам и университетам, а те, в свою очередь, выступают инновационными партнерами для промышленности. По данным Федерального статистического управления Германии (German Federal Statistical Office), в 2014 г. университеты инвестировали около 14,3 млрд евро в R&D. В том же году 4 всемирно известных немецких фонда — Общество Макса Планка (Max Planck Society), Общество Фраунгофера (Fraunhofer Gesellschaft), Ассоциация Гельмгольца (Helmholtz Association) и Ассоциация Лейбница (Leibniz Association) обеспечили увеличение научно-исследовательского бюджета в Фарму на 9,5 млрд евро. Имея почти 75 тыс. штатных сотрудников более чем в 250 институтах, эти организации участвуют в широком спектре исследовательских проектов — от фундаментальных до прикладных.

Поддержка общественных R&D

Существует ряд различных программ государственного финансирования на разных уровнях для медико-биологических исследовательских проектов и разработок. Выходя за рамки программы «Европейский горизонт 2020» (European Horizon 2020), такие программы, как «Стратегии высоких технологий» (High-Tech Strategy) федерального правительства Германии, выдвигают научные разработки в качестве основного пути развития страны. В свою очередь, Центральная инновационная программа (Zentrales Innovationsprogramm Mittelstand — ZIM) способствует сотрудничеству между научно-исследовательскими институтами и частными лабораториями. ZIM — это программа финансирования малых и средних предприятий, которые разрабатывают новые продукты, процессы или технические услуги. Научно-исследовательские и технологические организации, выступающие в качестве партнеров для малых и средних предприятий, с 2008 г. финансируются ZIM.

Дифференциация рынка

Фармацевтический рынок Германии подразделяется на госпитальный (13%) и аптечный (87%) сегменты. На аптечном рынке реализуется такая продукция: гомеопатические препараты (1%), растительные лекарственные средства (2%), биотехнологические препараты (19%) и продукты химического производства (65%). Стремительный рост продаж в аптечном сегменте в основном был достигнут за счет реализации рецептурных лекарственных средств (75%). Соответственно, доля безрецептурных препаратов на нем составила 12%.

Такая динамика стала возможной благодаря стремлениям Германии балансировать между инвестициями в инновации и активным производством генериков. Для сравнения, в большинстве европейских стран доля генериков составляет около 40%, а в Германии — 77%, что приравнивается к сумме около 2 млрд дол. США.

По мере увеличения численности населения и средней продолжительности жизни повышается потребность в ОТС-препаратах (Over-the-counter (OTC) medicines), особенно для лечения хронических заболеваний. В связи с возрастающей популярностью самолечения рынок ОТС-препаратов в 2015 г. обеспечил доход в размере 6 млрд евро. Наибольшие продажи обеспечила реа­лизация анальгетиков (21%). Следующие по прибыльности — препараты для лечения кашля и гриппа (16,7%).

Стоит отметить, что одним из крупнейших игроков на ОТС-рынке является компания Bayer, доля которой в этом сегменте составляет более 10%.

Для реализации фармацевтической продукции в Германии используют следующие каналы сбыта: аптеки, почта, Drugstores (розничные точки, основной продукт которых — безрецептурные лекарства), потребительский рынок (магазины, супермаркеты). Ведущими среди них являются аптеки (рис. 1).

Рис. 1
Каналы продаж OTC-препаратов, млн евро

Кроме того, крупные и мелкие фармацевтические компании сосредоточены на создании и разработке лекарственных средств, полученных путем биотехнологического процесса. Понятие «персонализированная таблетка» для пациентов, ученых, производства и правительства обещает «новый мир» здоровья и процветания. Индивидуальный подход к лечению пациентов помогает не только быстрее и эффективнее достигать результата, но и значительно экономить средства. А биофармацевтическая отрасль играет важную роль в персонализированной медицине, что отражается на увеличении объема продаж биофармацевтических продуктов во всем мире.

Согласно отчету Boston Consulting Group продажи биофармацевтических препаратов в Германии в 2015 г. увеличились до 8,2 млрд евро (прирост по сравнению с 2014 г. составил почти 10% ). Доля биофармацевтических препаратов на фармрынке увеличилась с 22 до 23% за тот же период. Рост наблюдался практически во всех областях применения данной технологии, особенно в иммунологии и онкологии. Число биофармацевтических препаратов увеличилось на 4% в 2015 г. В этом же году было одобрено 50 новых препаратов, из которых 15 — биофармацевтические. Это самое большое количество за предыдущие 10 лет (рис. 2).

Рис. 2
Одобренные лекарственные средства на фармрынке Германии в 2015 г.

Бизнес-среда в Германии

В Германии приветствуются прямые иностранные инвестиции (ПИИ), а рынок открыт для вложений практически во всех отраслях бизнес-деятельности. Правовые рамки для ПИИ в Германии соответствуют принципу свободы внешней торговли. Для иностранцев нет ограничений в операциях с капиталом или валютными переводами, покупкой недвижимости, репатриацией прибыли или доступом к иностранным биржам. Германия считается залогом экономического постоянства в Европе, особенно в Еврозоне. В период с 2010 по 2015 г. реальный ВВП в ЕС возрос примерно на 1%. За тот же период показатели Германии повысились примерно на 2%, что значительно больше, чем у Франции и Италии.

Германия — одна из ведущих стран мира в области защиты интеллектуальной собственности и предотвращения организованной преступности. Социальная, экономическая и политическая стабильность обеспечивают прочную основу для корпоративных инвестиционных проектов.

Эта страна, в частности, предлагает и одну из самых конкурентоспособных налоговых систем. Средняя общая налоговая нагрузка для корпораций составляет практически 30%. Более того, в Германии работает обширная сеть соглашений во избежание двойного налогообложения, например в случае, когда дивиденды передаются от немецкой дочерней компании в зарубежную материнскую.

В Германии работают 43 млн человек, что делает ее крупнейшей трудовой базой в ЕС. Система образования мирового уровня гарантирует высокий профессионализм сотрудников. Более 80% жителей страны получили официальное профессиональное образование или имеют ученую степень.

Также в Германии действует система двойного образования — уникальная комбинация обучения в классе и на рабочем месте. Тесное сотрудничество промышленности с правительством обеспечивает поддержание строгих стандартов и гарантирует качество обучения, предоставляемого в Германии.

Гибкость немецкой трудовой сферы отражается на уровне мотивации сотрудников. Согласно Ежегодному рейтингу глобальной конкурентоспособности (The IMD World Competitiveness Ranking), в 2016 г. уровень мотивации немецких сотрудников был выше, чем у их коллег в США, Китае, Польше, Франции и Великобритании.

Стоит отметить, что четверть доли европейского логистического рынка (ЕС, Норвегия и Швейцария) принадлежит Германии и отражает ее роль как основного игрока в экономике континента. По данным Всемирного банка, показатель эффективности логистики Германии в 2016 г. вошел в первую десятку во всем мире и определил качество торговой и транспортной инфраструктуры в стране.

Глобальные демографические изменения обусловливают постоянное повышение спроса на лекарственные средства. На фоне этого Германия — одна из лидирующих стран по разработке, производству и реализации фармацевтической продукции. Немецкие научно-исследовательские достижения, особенно в области биотехнологии, служат стимулом для фармацевтической промышленности во всем мире.

Римма Москаленко,
по материалам отчета «The Pharmaceutical Industry in Germany»
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті