Сделает ли новый закон торги прозрачнее?

Как сообщалось ранее (см. Еженедельник АПТЕКА №?27 (748) от 12.07.2010?г., № 25 (746) от 28.06.2010?г.), подписанный Президентом 24?июня 2010?г., а 30?июня опубликованный в газете «Голос Украины» (№?118) закон «Об осуществлении государственных закупок» (см. «Еженедельник АПТЕКА» №?28 (749)?от 26.07.2010?г.), вступил в действие 30?июля.

Определено, что этот документ применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, полностью или частично осуществляющихся за счет государственных средств при условии, что стоимость предмета закупки товаров и услуг равна или превышает 100?тыс. грн., а работ — 300?тыс. грн.

Закон не предусматривает существенных изменений в процедуре проведения торгов. «По сути, это формальное выполнение требований Конституции Украины», — высказал свое мнение Сергей Сильченко, партнер юридической фирмы «ILF», кандидат юридических наук.

«Действительно важные изменения касаются сферы государственного регулирования и контроля за осуществлением закупок. Согласно закону, функции уполномоченного органа в этой сфере и органа обжалования теперь будут выполнять разные структуры. На Министерство экономики возложены задачи нормотворчества, установления правил, контроля, а решение вопросов, связанных с рассмотрением жалоб, — на Антимонопольный комитет Украины. Такое решение является правильным, поскольку соединение нормотворчества и контроля в одном органе всегда дает основания для подозрений в непрозрачности», — отмечает эксперт.

Тем не менее, по словам юриста, остае­тся возможным применение коррупционных схем. «Исходя из практики, наиболее вероятным будет неправомерное использование процедуры закупки у одного участника, а также злоупотребление правом обжалования действий заказчика. В первом случае выгоду может получить чиновник, который соглашается на неконкурсную закупку, а во втором — жалобщик, который будет стремиться получить «откат» за отзыв жалобы. Несмотря на новые ограничения, установленные законом относительно связанных лиц и недопущения сговора при проведении торгов, согласованные действия участников торгов полностью искоренить вряд ли удастся», — говорит юрист.

«Небольшие закупки, особенно в сельской местности, станет очень сложно осуществлять в виду недостаточной конкуренции. То есть по закону сделать закупку у одного участника можно лишь в том случае, если торги дважды не состоялись по причине отсутствия конкуренции, но это займет достаточно продолжительное время. Учитывая это, а также уровень инфляции в Украине, пороговые величины целесообразнее было бы увеличить. Еще одним недостатком является сохранение нормы о том, что условия договора, заключенного по результатам закупки, не могут меняться. С одной стороны, это исключает недобросовестный сговор победителя торгов и заказчика, а с другой — существуют товары, цены на которые могут существенно колебаться в зависимости от сезона, например, продукты питания. На практике я сталкивался с примерами, когда цена на товар в течение года менялась по 3–4?раза. В результате приходится расторгать договор и проводить новую процедуру закупки или же работать по заниженным или завышенным ценам», — подчеркнул С. Сильченко.

По материалам www.rbc.ua

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи