Кризис жанра — анализ инициативы по регулированию цен

Как известно, 22 февраля на сайте МЗ Украины для общественного обсуждения опубликован проект постановления КМУ «О референтном ценообразовании на лекарственные средства, которые закупаются за бюджетные средства» (далее — проект постановления). Наша редакция проанализировала сегмент рынка, на который будет распространяться данное регулирование. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

Проектом постановления предлагается ввести референтное ценообразование на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств (далее — Национальный перечень), закупаемых за бюджетные средства.

По итогам 2018 г. доля госпитальных поставок препаратов, включенных в Национальный перечень, составляет 75% в натуральном и 58% в денежном выражении. В целом же по рынку (розничный + госпитальный сегмент) препараты из Национального перечня аккумулируют 34 и 25% соответственно (рис. 1).

Рис. 1
 Объем аптечных продаж и госпитальных поставок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении с указанием доли препаратов, включенных в Национальный перечень, по итогам 2018 г.
Объем аптечных продаж и госпитальных поставок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении с указанием доли препаратов, включенных в Национальный перечень, по итогам 2018 г.

При этом предлагается отменить механизм декларирования изменения оптово-отпускных цен на лекарственные средства, которые закупаются за бюджетные средства, и ввести граничный уровень оптово-отпускных цен на основе реферирования.

Кроме того, проектом постановления предлагается регуляция и розничного сегмента в части введения регулирования граничных уровней торговых (розничных) надбавок путем установления регрессивной шкалы, исходя из закупочной цены с учетом налогов, которые не должны превышать следующие размеры:

  • закупочная цена до 100 грн. — наценка 25%;
  • более 100 до 500 грн. (включительно) — 20%;
  • более 500 до 1000 грн. (включительно) — 15%;
  • более 1000 грн. — 10%.

В пояснительной записке к проекту постановления говорится, что переход на регрессивную шкалу граничных розничных наценок будет стимулировать аптечные учреждения реализовывать более дешевые препараты, включенные в Национальный перечень, закупочная стоимость которых менее 100 грн. за 1 упаковку.

Анализ структуры аптечных продаж лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, в разрезе предлагаемых проектом постановления ценовых ниш свидетельствует о том, что 87% реализуемых упаковок находятся в ценовой категории до 100 грн. за 1 упаковку (рис. 2). А 99% препаратов — до 500 грн. за упаковку.

Рис. 2
 Структура аптечных продаж лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, в разрезе ценовых ниш по итогам 2018 г.
Структура аптечных продаж лекарственных средств, включенных в Национальный перечень, в разрезе ценовых ниш по итогам 2018 г.

Стоит отметить, что на сегодня постановлением КМУ от 17.10.2008 р. № 955 на лекарственные средства, включенные в Национальный перечень, установлена граничная розничная наценка на уровне 25%. При этом средняя розничная наценка на рынке в последние 2 года остается стабильной и находится на уровне 19% (рис. 3).

Рис. 3
 Динамика маржинального дохода аптечных учреждений и розничной наценки за период с января 2017 по декабрь 2018 г.
Динамика маржинального дохода аптечных учреждений и розничной наценки за период с января 2017 по декабрь 2018 г.

Напомним, что механизм дифференцированных наценок уже применялся в Украине, однако с июля 2015 г. Правительство отказалось от такого механизма, поскольку данная регуляция не оказала положительного влияния на экономическую доступность лекарственных средств для населения, а лишь усложнила администрирование хозяйственной деятельности аптечных учреждений.

На сегодня Национальный перечень содержит 427 международных непатентованных наименований лекарственных средств, а это более 6 тыс. торговых названий препаратов с учетом дозировки, формы выпуска и количества в упаковке.

Таким образом, можно сделать вывод, что предлагаемая регуляция не приведет к ожидае­мому эффекту, поскольку для большинства реализуемых препаратов, включенных в Национальный перечень, граничная розничная наценка остается на том же уровне, что и действующая на сегодня. Также регуляция не приведет и к снижению цен, поскольку для большинства препаратов предлагаемый граничный уровень розничных наценок выше среднерыночного показателя.

Если государство действительно хочет стимулировать аптечные учреждения к продаже более дешевых препаратов, включенных в Национальный перечень, то логично снять ограничение наценки на препараты, закупочная стоимость которых менее 100 грн. за 1 упаковку. В условиях высокой конкуренции рыночные механизмы могут эффективно регулировать размер наценки.

Денис Кирсанов

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи