СПП и лечебная косметика: цивилизованный подход

Если ты хочешь перемены в  будущем —
стань этой переменой в настоящем.
Махатма Ганди

Несмотря на жаркую погоду и накал политических страстей, Украина медленно, но уверенно продвигается по пути вступления в ВТО. В конце мая Верховная Рада приняла целый пакет документов, направленных на гармонизацию украинского законодательства с мировыми нормами (Закон Украины от 31.05.2007 г. № 1111-16 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно правовой защиты интеллектуальной собственности относительно выполнения требований, связанных со вступлением Украины в ВТО», Закон Украины от 31.05.2007 г. № 1107-16 «О внесении изменений в Закон Украины «О стандартах, технических регламентах и процедуре оценки соответствия», Закон Украины от 31.05.2007 г. № 1103-16 «О государственной системе биобезопасности при создании, испытаниях, транспортировании и использовании генетически модифицированных организмов», Закон Украины от 31.05.2007 г. № 1104-16 «О внесении изменений в статью 26 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов»).

Глядя на эти законодательные изменения, а также на активность, проявляемую бизнес-структурами в адаптации правил своей хозяйственной деятельности к европейским и мировым стандартам, невольно возникают два вопроса:

— Правильной ли дорогой идем, товарищи  — Видимо да. Наверняка никто из читателей не будет препятствовать тому, чтобы уровень жизни их детей и внуков был не ниже, чем, скажем, в странах ЕС.

— А хорошо ли, что медленно  — Пожалуй, тоже неплохо. Ведь никто из субъектов предпринимательской деятельности не хочет, проснувшись одним прекрасным утром в ВТО или ЕС, быть в течение нескольких дней закрытым контролирующим органом в связи с тем, что условия, по которым он работал вчера, не соответствуют требованиям, предъявляемым сегодня.

Изменения в требованиях, преимущественно в сторону их ужесточения, грядут весьма серьезные. Некоторые из них, касающиеся операторов рынка специальных пищевых продуктов (СПП) и косметических средств, уже начинают вступать в силу. Это позволит выделить из огромной массы предприятий те, которые ведут легальный бизнес — заботятся о качестве, безопасности своей продукции и предоставляемых услуг — и, соответственно, уменьшить количество некачественной и фальсифицированной продукции на рынке.

Обсуждению этих изменений и выработке рекомендаций по подготовке к вступлению в ВТО, которые были бы полезны операторам рынка, было посвящено открытое собрание международной общественной организации «Ассоциация производителей, разработчиков и операторов рынка специальных продуктов питания и лечебно-профилактических косметических средств».

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАЗРЕШЕНИЯ

Елена Шевчук

Елена Шевчук

Президент ассоциации Елена Шевчук начала выступление с того, что напомнила собравшимся о ст. 22 Закона Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов», согласно которой каждый оператор мощностей (объектов) по производству, переработке и реализации пищевых продуктов (а к ним относятся и СПП) должен получать эксплуатационные разрешения санитарно-эпидемиологической службы (СЭС) МЗ Украины на каждую такую мощность.

А со вступлением в силу постановления КМУ № 712 от 12.05.2007 г. «Об утверждении порядка выдачи эксплуатационного разрешения для мощностей (объектов) по  производству, переработке или реализации пищевых продуктов» эта процедура является обязательной для всех операторов рынка СПП.

Предприятия (а таких среди операторов рынка большинство), которые имеют только акты обследования СЭС, позволяющие производить тот или иной вид деятельности, или разрешение на начало работы, скорее всего должны будут в соответствии с новым порядком получать эксплуатационное разрешение на все свои объекты, расположенные по одному адресу (это может быть только территория, сооружения или комплекс сооружений, помещение, строение, оборудование с детализацией на уровне производственной линии) и определенные владельцем мощностей (объектов), то есть на  каждый производственный цех, оптовый склад или торговую точку.

Этот документ предприятие должно получать после введения в эксплуатацию построенных объектов по производству, переработке или реализации пищевых продуктов, или после реконструкции таких объектов, также при изменении вида хозяйственной деятельности и состояния капитальных помещений, если эксплуатационное разрешение было аннулировано, и в случае осуществления экспорта пищевых продуктов.

Мощности (объекты), на которые получены разрешения, и их операторы заносятся в реестр мощностей (операторов), который ведется в установленном МЗ Украины порядке, и им присваивается регистрационный номер.

На каждый оптовый склад, аптеку, аптечный киоск или аптечный пункт, в ассортименте которых присутствуют СПП, необходимо получать эксплуатационное разрешение СЭС

Наличие у операторов таких разрешений и соответствие им санитарного состояния мощностей будет жестко контролироваться инспекторами СЭС МЗ Украины.

Если в процессе проверки будет обнаружено незначительное нарушение, которое можно немедленно устранить, оно устраняется, и предприятие продолжает работу. В случае, если нарушение не может быть устранено немедленно, однако не представляет непосредственной опасности для здоровья населения, соответствующий инспектор выдает предписание о его устранении, берет под  контроль его выполнение, и предприятие может продолжить работу.

Если выявленное нарушение может нанести вред здоровью населения, инспектор выдает предписание о приостановлении функционирования такой мощности (объекта) и/или обращения объектов санитарных мероприятий, на  основании которого Главный санитарный врач выдает постановление о приостановлении действия эксплуатационного предписания.

Это предписание может быть обжаловано в вышестоящих органах в десятидневный срок, однако обжалование не останавливает его действия.

Возобновление действия эксплуатационного разрешения проводится при условии выполнения требований предписания, выписанного инспектором. В случае их невыполнения действие эксплуатационного разрешения аннулируется, при этом такие мощности (объекты) исключаются из соответствующего реестра.

Такое решение также может быть оспорено в десятидневный срок, однако обжалование не приостанавливает его действия.

Операторы мощностей, эксплуатационные разрешения на которые были аннулированы, имеют право подавать заявку на  выдачу другого эксплуатационного разрешения не ранее, чем через 6 мес с даты прекращения действия предыдущего.

Срок действия эксплуатационного разрешения неограничен.

Далее докладчик более подробно остановилась на процедуре получения эксплуатационных разрешений при экспорте СПП, заострив внимание на том, что даже если предприятие уже осуществляет обращение такой продукции в Украине, оно должно получать специальное эксплуатационное разрешение для экспортных мощностей (утвержденные экспортные мощности). При его выдаче санитарный инспектор будет оценивать, соответствуют ли условия производства и дистрибьюции требованиям, предъявляемым страной-импортером. И утвержденная экспортная мощность также вносится в соответствующий реестр (реестр утвержденных экспортных мощностей).

Если в результате инспектирования утвержденных экспортных мощностей на предмет выполнения установленных требований компетентный орган страны-импортера (а он, кстати, может проводить такую проверку, известив об этом СЭС МЗ Украины как минимум за 48 ч) придет к выводу, что требования эти не выполняются, то СЭС МЗ Украины должна приостановить или аннулировать свое эксплуатационное разрешение.

Сейчас проекты приказов МЗ Украины «Об утверждении Порядка ведения реестра мощностей (объектов) и их операторов» и «Об утверждении порядка проведения официальной проверки выполнения требований, установленных страной назначения, в которую планируется осуществление экспорта пищевых продуктов операторами утвержденных экспортных мощностей (объектов), регистрация и исключение из реестра» вынесены на общественное обсуждение.

Следует отметить, что согласно изменениям, внесенным в ст. 26 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», при импорте СПП СЭС МЗ Украины может проверять производственные мощности в странах, из которых импортируется продукция, предупредив об этом соответствующую службу страны-импортера как минимум за 60 дней (ранее — за 48 ч).

Далее Е. Шевчук коснулась ст. 21 Закона Украины «О качестве и безопасности пищевых продуктов», подчеркнув, что декларация производителя, которую согласно требованиям этой статьи придется подавать, является очень серьезным документом.

Партия — это определенное количество продукта с одинаковыми названием и свойствами, произведенного при одинаковых условиях на одной и той же мощности (объекте)

Декларация производителя выдается на определенный период для серийного производства одного и того же пищевого продукта или партии. При этом, если речь идет о серийном производстве, то включенные в серию партии продукции должны быть обозначены в декларации. Кроме того, она должна содержать название и адрес производителя, название продукта и другую информацию, необходимую для его идентификации (физико-химические, органолептические показатели, дизайн упаковки), ссылку на  санитарные мероприятия, технические регламенты или стандарты, соответствие которым подтверждается, условия, при которых такое соответствие будет сохраняться (транспортировки, хранения и другие), дату выдачи, имя, подпись и должность лица, выдавшего ее. Для продуктов, произведенных в Украине, должен быть также указан контрольный (регистрационный) номер, присвоенный производителю после получения эксплуатационного разрешения в соответствии с утвержденным порядком.

Производитель, выдающий декларацию, должен также иметь документальные доказательства ее истинности. К ним относятся, в частности, протоколы измерений, исследований, проведенных аккредитованной лабораторией, документы о внедрении на  производстве Системы факторов риска и  критических точек контроля (Hazard Analysis and Critical Control Point — НАССР) или аналогичных систем обеспечения безопасности и качества продукции, эксплуатационные разрешения и документы о результатах государственного контроля и государственного надзора СЭС МЗ Украины.

Был также сделан акцент на вопросах маркировки СПП, в частности на необходимости указывать на упаковке серию и номер партии.

Это значительно упрощает процедуру отзыва или изъятия продукта.

БЕЗОПАСНОСТЬ КОСМЕТИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ

Следующей темой, затронутой собравшимися, было обсуждение проекта постановления КМУ «Об утверждении технического регламента о безопасности косметических продуктов».

По определению, приведенному в этом документе, косметический продукт — это любое вещество или препарат, предназначенный для нанесения непосредственно на разные части тела человека (эпидермис, волосяной покров, ногти, губы и внешние половые органы) или на  зубы и слизистую оболочку ротовой полости с единственной или главной целью их очищения, придания приятного запаха, изменения внешнего вида и/или коррекции запаха, и/или их защиты, или сохранения в хорошем состоянии.

Действие регламента будет распространяться на производителей, уполномоченных ими лиц — резидентов Украины, или лиц, которые отвечают за введение косметического продукта в обращение (в случае, если производитель или уполномоченное им лицо не ведут деятельности на  территории Украины).

Отзыв продукта — процесс возврата продукта при обнаружении дефектов, осуществляемый производителем.

Изъятие продукта осуществляется с привлечением контролирующих органов (или по  их инициативе), средств массовой информации, когда продукт поступил в широкую розничную сеть и отозвать его не представляется возможным

Первое, на что было обращено внимание операторов рынка косметических средств — это ужесточение требований к маркировке этого вида продукции. Она в обязательном порядке должна будет содержать:

— название или обозначение, местонахождение или юридический адрес производителя либо лица — резидента Украины, которое ввело этот продукт в обращение, название страны происхождения (такие сведения могут быть приведены в виде аббревиатур при условии, что по ним можно легко идентифицировать производителя);

— номинальное содержание (на момент расфасовки) в виде массы или объема (исключения составляют упаковки, содержащие менее 5 г или 5 мл косметического продукта, бесплатные образцы и упаковки для одноразового использования);

— минимальный срок годности, обозначенный словами «желательно использовать до…» с последующим указанием даты либо места на упаковке, где эта дата находится (указание даты не является обязательным в случае, если минимальный срок годности продукта превышает 30 мес, однако для таких продуктов необходимо указать период, на  протяжении которого после раскрытия упаковки он может быть использован без причинения вреда потребителю);

— особые предупредительные мероприятия должны быть обозначены на таре и этикетке, а если это невозможно по  техническим причинам — на таре или упаковке должна присутствовать информация или символ, указывающие на то, что данные предупреждения приведены на вкладыше, ярлыке, ленте или карте, которые прилагаются к продукту;

— номер партии или другая информация, позволяющая идентифицировать продукт (в случае, если выполнение этого условия невозможно из-за небольшого размера продукта, такая информация должна размещаться только на упаковке);

— предназначение продукта, если оно не является очевидным;

— перечень ингредиентов в порядке уменьшения их массовой доли на  момент изготовления продукта. В начале этого перечня должен находиться заголовок «Ингредиенты». В случае, если это невозможно по техническим причинам, на таре или упаковке должна присутствовать информация или символ, указывающие на то, что такие предупреждения приведены на вкладыше, ярлыке, ленте или карте, которые прилагаются к продукту.

Ингредиентами не считаются:

— примеси, содержащиеся в используемом сырье;

— дополнительные технические компоненты, используемые при подготовке, но отсутствующие в составе конечного продукта;

— вещества, используемые в процессе производства в строго необходимых количествах как растворители, носители парфюмерных или ароматических композиций.

Ингредиенты, концентрация которых составляет менее 1%, могут быть приведены в произвольном порядке после ингредиентов, концентрация которых составляет более 1%.

Ингредиенты должны указываться по их наименованиям в соответствии с реестром и общепринятой номенклатурой ингредиентов, используемых в косметических продуктах.

Если производитель или уполномоченное им лицо — резидент Украины с целью сохранения коммерческой тайны желает не указывать информацию об ингредиентах, то он должен обратиться в МЗ Украины с запросом о предоставлении соответствующего разрешения. Этот запрос должен содержать такие сведения:

— название или обозначение, а также месторасположение или юридический адрес заявителя;

— точная идентификация соответствующего ингредиента, а именно:

• наименование по CAS (Chemical Abstracts Service — Химическая реферативная служба);

• наименование по EINECS (European Inventory of Existing Chemical Substances — Европейский реестр существующих химических веществ) и номера индексов цветов;

• наименование по IUPAC (International Union of Pure and Applied Chemistry — Международный союз чистой и прикладной химии);

• наименование по INCI (1) (International nomenclature of Cosmetics Ingredients — Международная номенклатура косметических ингредиентов);

• наименование по  Европейской Фармакопее;

• международное непатентованное наименование, рекомендованное ВОЗ;

• если приведенные выше наименования или номера не существуют, как например для некоторых ингредиентов природного происхождения, то необходимо указать наименование основного вещества, части растения или животного, которое было использовано, а также составных частей компонентов, таких как растворители;

— оценку безопасности для здоровья человека ингредиента, который используется в конечном продукте, с учетом его общего токсикологического профиля, химической структуры и уровня защищенности от внешних воздействий;

— предусмотренное использование ингредиента, особенно с учетом применения в различных видах продуктов;

— детальное обоснование, почему, в качестве исключения, необходимо сохранять конфиденциальность, например:

• идентификация ингредиента или его функция в косметическом продукте, предназначенном для продажи, не была описана в литературе и является неизвестной для других участников рынка;

• информация не имеет широкого разглашения, даже если подана заявка на  патент или патент уже используется;

• в случае разглашения информации ингредиент может быть легко воспроизведен, и это причинит вред заявителю;

— если известно, необходимо предоставить название каждого продукта, который содержит ингредиент, а если на рынке Украины будут использоваться различные названия, детализировать их.

>В случае, если название продукта неизвестно, оно должно быть сообщено не позже, чем за 15 дней до введения продукта в обращение. Когда ингредиент используется в нескольких продуктах, может быть подан один запрос с указанием полного перечня продуктов.

Если способ употребления и перечень ингредиентов невозможно разместить на вкладыше из-за размеров или формы продукта, их указывают на ярлыках, лентах, прикрепленных к каждому продукту. Для небольших продуктов (мыла, шариков для ванн) такие сведения должны находиться рядом с тарой, в которой они предлагаются для продажи.

Информацию о том, что испытания на животных не проводились, сообщают только в том случае, если производитель или уполномоченное им лицо — резидент Украины не проводили и не предоставляли полномочий на  проведение исследований конечного продукта или прототипа на животных, и не использовали ингредиенты, которые испытывались на животных другими лицами с целью разработки новых косметических продуктов.

В случае, если применение косметического продукта вызвало состояние, требующее проведения лечения, МЗ Украины имеет право потребовать необходимую информацию о веществах, входящих в его состав. Для обеспечения такой возможности производитель косметического продукта или его уполномоченное лицо — резидент Украины, или лицо, по заказу которого был произведен продукт, или лицо, ответственное за введение в оборот импортного косметического продукта должен по адресу, указанному на упаковке, хранить документацию, содержащую информацию о:

• качественном и количественном составе продукта. В случае парфюмерных композиций и духов эта информация ограничивается наименованием, кодовым номером композиции, названием поставщика;

• физико-химических и микробиологических характеристиках сырья и конечного продукта, а также критериях контроля чистоты и микробиологического контроля косметических продуктов;

• способе производства в соответствии с надлежащей производственной практикой (GMP). Лицо, ответственное за производство или вывод продукта в обращение, должно иметь достаточный уровень профессиональной квалификации в соответствии с законодательством той страны, в которой находится производство, или соответственно законодательству Украины;

• оценке безопасности конечного косметического продукта для здоровья человека. С этой целью производитель должен принять во внимание общий токсикологический профиль ингредиентов, их химическую структуру и уровень защищенности от влияний извне. При этом необходимо учитывать специфические особенности территории, где будет использоваться продукт, состав населения, для которого он предназначен. Кроме того, должна проводиться особая оценка косметических средств для детей в возрасте до 3 лет, а также косметических средств, предназначенных для наружной интимной гигиены;

• имени и адресе специалиста или специалистов, ответственных за оценку безопасности, указанную выше. Эти лица должны иметь специальность в области фармакологии, токсикологии, медицины, дерматологии и т.п.;

• существующих данных о нежелательном действии на здоровье человека при использовании косметического продукта;

• доказательствах эффекта, который приписывается косметическому продукту, если это оправдано исходя из свойств;

• исследованиях, проводившихся на животных производителем, его уполномоченным лицом или поставщиком, относящихся к разработке и оценке безопасности продукта или его ингредиентов, включая любые испытания, которые проводились на  животных в соответствии с законодательными и регуляторными требованиями стран, не являющихся членами ЕС.

Не нарушая коммерческой тайны и прав интеллектуальной собственности, органы исполнительной власти должны обеспечить то, чтобы сведения о качественном и количественном составе продукта и существующие данные о нежелательном действии косметического продукта на здоровье человека стали достоянием средств массовой информации. При этом сообщается информация только о компонентах, представляющих опасность.

Оценка безопасности для здоровья человека должна осуществляться только в соответствии с принципами надлежащей лабораторной практики (GLP) и проверки их применения для испытаний химических веществ.

Сведения о качественном и количественном составе должны быть приведены на украинском языке.

Производитель или его уполномоченное лицо — резидент Украины, или лицо, по поручению которого произведен продукт, или лицо, ответственное за введение в обращение импортного косметического продукта, должно уведомлять МЗ Украины о месте производства косметического продукта до введения его в обращение.

Следующим новшеством, которое также коснется операторов косметических средств, являются требования к методам контроля безопасности и качества косметических продуктов, согласно которым должны проводиться исследования состава, токсичности, тератогенности. Все эти методики будут содержаться в соответствующих дополнениях к техническому регламенту. Если используемой методики нет в перечне, то такое исследование не будет легитимным.

При этом запрещается продажа косметических продуктов, конечный состав которых, а также ингредиенты и их комбинации, входящие в состав, с целью подтверждения выполнений требования этого регламента были объектом испытаний на животных с применением методов, не утвержденных соответствующим дополнением регламента.

Следует отметить, что к  регламенту будет прилагаться довольно много дополнений, среди которых такие перечни:

— косметических продуктов (иллюстративный);

— веществ, запрещенных для использования в косметических продуктах, если их концентрация или условия применения не соответствуют установленным ограничениям;

— веществ, разрешенных для использования в косметических продуктах, если выполняются установленные ограничения и условия;

— красителей, разрешенных для использования в косметических продуктах;

— красителей, разрешенных для использования в косметических продуктах, если выполняются установленные ограничения и условия;

— веществ, которые не подпадают под действие регламента;

— консервантов, разрешенных для использования в косметических продуктах;

— консервантов, разрешенных для использования в косметических продуктах, если выполняются установленные ограничения и условия;

— ультрафиолетовых фильтров, разрешенных для использования в косметических продуктах;

— ультрафиолетовых фильтров, разрешенных для использования в косметических продуктах, если выполняются установленные ограничения и условия;

— веществ, представляющих опасность;

а также:

— реестр и общая номенклатура ингредиентов, которые используются в косметических продуктах;

— методы анализа, необходимые для контроля состава косметических продуктов;

— альтернативные методы испытаний;

— группы косметических продуктов.

При этом введение в оборот косметических продуктов, содержащих вещества, запрещенные для использования в косметических продуктах, если их концентрация или условия применения не соответствуют установленным ограничениям, вещества, разрешенные для использования в косметических продуктах, если выполняются установленные ограничения и условия, а также красители, консерванты, ультрафиолетовые фильтры, которые не содержатся в соответствующих разрешающих перечнях, разрешается только при наличии на это лицензии. Лицензия выдается МЗ Украины на срок не более 3 лет, и оно должно осуществлять официальный контроль за косметическими продуктами, оборот которых лицензируется, а сами такие продукты должны маркироваться особым знаком. До истечения трехлетнего срока МЗ Украины должно будет принять решение о внесении таких веществ в соответствующие разрешительные перечни или аннулировании выданной на них лицензии.

В проекте постановления КМУ расписана также и процедура оценки соответствия. В зависимости от группы, к которой отнесен косметический продукт, такая оценка будет проводиться либо согласно процедуре, изложенной в модуле А (внутренний контроль производства), либо по  процедуре модуля С (соответствие типа). Более детально технический регламент модулей оценки соответствия и требований о маркировке национальным знаком соответствия, которые используются в технических регламентах подтверждения соответствия, описан в постановлении КМУ от 7.10.2003 г. № 1585.

РЕКЛАМА И ПРОДВИЖЕНИЕ

Следует отметить, что помимо некачественной и фальсифицированной продукции, присутствующей на рынке СПП и косметических продуктов, потребители очень часто страдают от ее неэтичного, а зачастую просто агрессивного продвижения и недобросовестной рекламы. Ведь при отсутствии у пациента специальных знаний, необходимых для того чтобы разобраться в широчайшем ассортименте предлагаемой продукции, именно реклама и рекомендации человека в белом халате играют ключевую роль в процессе принятия решения о покупке.

Вопросам защиты прав потребителей от неэтичного продвижения СПП был посвящен круглый стол, состоявшийся 24.05.2007 г. на  базе Киевского национального торгово-экономического университета с участием представителей общественных организаций потребителей и дистрибьюторов этого вида продукции, представителей регуляторных органов, научной, медицинской и юридической общественности.

Как уже сообщалось на  страницах «Еженедельника АПТЕКА» (см. № 9 (580) от 5.03.2007 г.), требования к рекламе СПП и косметических продуктов регулируются Законами Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов» в редакции от 31.05.07 г. № 1104-V, «О рекламе» в редакции от 17.05.07 г. № 1033-V, «О защите прав потребителей», подзаконными актами. К последним относится совместный приказ МЗ Украины и Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 21.03.2006 г. № 139/84, а также утвержденное этим приказом положение о временной межведомственной комиссии по вопросам рекламы медицинской продукции и услуг (под это определение подпадают лекарственные средства, лечебная косметика, медицинская техника, изделия медицинского назначения, методы профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, пищевые продукты для специального медицинского применения, функциональные пищевые продукты и диетические добавки).

Задачи этой комиссии — предоставление рекомендаций относительно согласования содержания рекламы пищевых продуктов для специального медицинского применения, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок в соответствии со  ст. 39 Закона Украины «О безопасности и качестве пищевых продуктов», рассмотрение и предоставление рекомендаций относительно содержания рекламы лекарственных средств, лечебной косметики, медицинской техники, изделий медицинского назначения, методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в соответствии со ст. 21 Закона Украины «О рекламе».

Последующим совместным приказом от 13.06.2007 г. № 324/126 в связи с изменением руководства образующих структур в состав комиссии были внесены серьезные кадровые изменения. Ответственным секретарем комиссии, на которого согласно утвержденному положению возложено организационно-техническое обеспечение ее работы, назначена Янина Толкачева, заместитель начальника отдела методологического обеспечения фармацевтической деятельности и мониторинга Государственной службы лекарственных средств и изделий медицинского назначения МЗ Украины.

Из первых уст

?

Как же отличить добросовестную рекламу от недобросовестной?

Согласно определению, данному в Законе Украины «О рекламе», недобросовестная реклама — это та, которая вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить вред отдельным лицам, государству или обществу вследствие неточности, недостоверности, двузначности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований относительно времени, места и способа распространения.

Решение об отнесении рекламы к разряду недобросовестной принимает специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей (Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики).

Нарушение законодательства о рекламе влечет за собой дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. Следует отметить, что согласно ст. 27 Закона Украины «О рекламе», ответственность могут нести как рекламодатели, виновные, например, в предоставлении недостоверной информации производителю рекламы, в невыполнении установленных законом требований относительно ее содержания и в нарушении порядка распространения рекламы, если она распространяется ими самостоятельно, так и производители рекламы, виновные в нарушении прав третьих лиц при изготовлении рекламы, и ее распространители, нарушившие установленный законодательством порядок ее распространения и размещения (в размере пятикратной стоимости распространенной рекламы). Повторное совершение таких действий предусматривает наложение штрафа в двойном размере от приведенного выше.

В ст. 15 Закона Украины «О защите прав потребителей» четко изложены требования к информации о продукции, которую имеет право получить потребитель. Она должна быть доступной, достоверной и своевременной, обеспечивать возможность сознательного и компетентного выбора продукции, а также должна быть предоставлена потребителю до приобретения им товара или заказа услуги.

В случае, если предоставление недоступной, недостоверной, неполной или несвоевременной информации о продукции и/или операторе причинило вред жизни, здоровью или имуществу потребителя, ущерб подлежит возмещению в полном объеме, если законом не предусмотрено более строгих мер. При этом продавец не освобождается от ответственности в случае неполучения им от производителя (импортера) соответствующей информации о товаре.

Запрещена также нечестная предпринимательская деятельность — произведение дейст-вий, которые квалифицируются законодательством как проявления недобросовестной конкуренции и любая деятельность (действия или бездеятельность), которые вводят покупателя в заблуждение.

Предпринимательская деятельность считается вводящей в заблуждение, если во время предложения продукции не предоставляется или предоставляется в нечеткой, непонятной или двузначной форме информация, необходимая для осуществления сознательного выбора. Запрещенными, как вводящие в заблуждение, являются, в частности, такие действия:

— недостоверное информирование о наличии ограниченного количества продукции с целью стимулировать потребителя к принятию быстрого решения или лишение его достаточного времени для принятия осознанного решения;

— недостоверное утверждение о существовании угрозы личной безопасности потребителя или его семье, если он не приобретет или не закажет продукцию;

— организация, использование или способствование развитию пирамидальных схем, когда потребитель платит за возможность получения компенсации, которая предоставляется за счет привлечения других потребителей, а не за счет продажи или потребления продукции.

Перечень форм предпринимательской практики, которая вводит потребителя в заблуждение, может пополняться.

К нечестной предпринимательской практике относят также и агрессивную практику.

Агрессивной считается предпринимательская практика, которая фактически содержит элементы принуждения, надоедания или ненадлежащего воздействия, существенно влияет или может повлиять на свободу выбора или поведение потребителя в отношении приобретения продукции. Критерием отнесения предпринимательской практики к категории агрессивной является, в частности, использование тяжелых для потребителя обстоятельств, о которых продавцу либо исполнителю было известно, для влияния на  решение потребителя.

К агрессивным формам предпринимательской практики относят и  осуществление постоянных телефонных звонков, факсимильных, электронных или других сообщений без согласия потребителя, длительных и/или периодических визитов по месту жительства потребителя, несмотря на требование последнего о прекращении таких действий.

Субъекты хозяйствования и их представители несут ответственность в соответствии с законодательством за нечестную предпринимательскую практику.

Ст. 23 Закона Украины «О защите прав потребителей» предусмотрена ответственность за отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции в размере 30% стоимости, полученной для реализации партии товара, выполненной работы, оказанной услуги, но не менее пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а в случае, если в соответствии с законом субъект предпринимательской деятельности не ведет обязательный учет доходов и расходов, — в размере пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан.

В заключение хочется напомнить читателям, что нормы законодательства о защите прав потребителей в полной мере распространяются также на лекарственные средства, изделия медицинского назначения и медицинскую технику.

Александр Устинов,
фото Елены Старостенко

?

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті