Любишь ввозить… люби и продавать. Рынок аптечных продаж: июнь, I полугодие 2007 г.

Полдела сделано — в страну ввезено на 40% больше лекарственных средств (ЛС), чем в первой половине 2006 г. Теперь дело за малым — все это продать! Окончание I полугодия 2007 г. ознаменовалось апогеем качественной трансформации характера спроса на  фармпродукцию. Во главе угла уверенно стали высокостоимостные ЛС и косметическая продукция. Все больше внимания к отечественному рынку проявляют зарубежные компании. Но не лыком шиты и  отечественные производители. Более подробно об этом, а также о других значимых событиях и свежих рыночных тенденциях первых 6 мес 2007 г. наши читатели узнают из этой публикации. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также данные Госкомстата Украины (www.ukrstat.gov.ua).

В первый летний месяц текущего года объем продаж товаров «аптечной корзины» составил 880,1 млн грн. за 149,5 млн упаковок, увеличившись на 21,8% в денежном и 0,5% в натуральном выражении относительно июня 2006 г. В целом по  итогам I полугодия 2007 г. общий объем розничного фармрынка составил 5,6 млрд грн. и 947,0 млн упаковок, увеличившись относительно I полугодия 2006 г. на 21,0% в  денежном и сократившись на 1,4% в натуральном выражении (табл. 1). Напомним, что уменьшение объемов фармрынка в натуральном выражении наблюдается с середины прошлого года. В мае и  июне текущего года был отмечен небольшой прирост объема продаж товаров «аптечной корзины» в  натуральном выражении — на 1,5 и 0,5% соответственно. Однако общий показатель за I полугодие 2007 г. все же продемонстрировал убыль по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в I полугодии 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с I полугодием предыдущего года

I полугодие Млн грн. Удельный вес категории, % D, %

Млн упаковок

Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 г. 2810,1 87,4 513,1 68,3
2006 г. 4012,2 86,3 42,8 643,6 67,0 25,4
2007 г. 4709,5 83,7 17,4 598,8 63,2 -7,0
ИМН
2005 г. 257,0 8,0 217,0 28,9
2006 г. 381,7 8,2 48,6 282,6 29,4 30,2
2007 г. 474,7 8,4 24,3 305,0 32,2 7,9
Косметика
2005 г. 80,5 2,5 9,9 1,3
2006 г. 147,3 3,2 83,0 17,5 1,8 76,0
2007 г. 278,0 4,9 88,7 25,5 2,7 45,7
БАД
2005 г. 69,4 2,2 11,4 1,5
2006 г. 106,5 2,3 53,5 16,3 1,7 42,8
2007 г. 163,7 2,9 53,8 17,6 1,9 8,2
Всего
2005 г. 3217,0 751,5
2006 г. 4647,7 44,5 960,0 27,8
2007 г. 5625,9 21,0 947,0 -1,4

 Как в июне, так и в I полугодии 2007 г. произошло наибольшее увеличение доли косметики в аптечной корзине — в 1,5 раза в  денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. С уверенностью можно сказать, что сегодня сегмент косметики развивается наиболее динамично. И это неудивительно, поскольку в последнее время значительно возросло количество аптек, которым принадлежит видная роль в реализации этого вида продукции (более подробно см. «Еженедельник АПТЕКА» № 30 (601) от 6.08.2007 г.).

В I полугодии текущего года максимальный прирост объемов продаж, как в  денежном, так и в натуральном выражении отмечен по косметике — 88,7 и 45,7% соответственно. Далее за ней по этому показателю следует категория биологически активных добавок (БАД) и изделий медицинского назначения (ИМН). ЛС также демонстрируют прирост объема продаж, однако более умеренный.

Неудивительно, что относительно всех категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2007 г. зафиксировано повышение темпов прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки. Максимально по сравнению с I полугодием 2006 г. повысилась средневзвешенная стоимость БАД — на 42,1%, в результате чего она составила 9,3 грн. за упаковку (рис. 1). Практически на 30% повысилась средневзвешенная стоимость косметики, составив 10,9 грн. за упаковку. Высоким был и показатель прироста по ЛС. По итогам I полугодия 2007 г. он составил 26,2%, а средневзвешенная стоимость ЛС достигла 7,9 грн. за упаковку. По категории ИМН средневзвешенная стоимость составила 1,6 грн., повысившись на 15,2% относительно I полугодия 2006 г.

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года

Лидером по объемам аптечных продаж естественно являются ЛС. Выручка аптечных учреждений от их реализации в июне 2007 г. составила 721,8 млн грн. за 90,1 млн упаковок, увеличившись на 17,2% и сократившись на 7,5% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. (рис. 2, 3). Уже по итогам I полугодия 2007 г. этот показатель достиг отметки 4,7 млрд грн. за 598,8 млн упаковок. Напомним, что за этот же период в страну импортировано готовых лекарственных средств на  общую сумму более 1 млрд дол. США, и это без учета дистрибьюторской и аптечной наценки.

Рис. 2. Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–июне 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 2. Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в  январе–июне 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3. Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–июне 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 3. Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в  январе–июне 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В целом по рынку прирост средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС с  начала текущего года не опускался ниже отметки 20% (рис. 4). В июне 2007 г. этот же показатель составил 26,7% или 8,0 грн. за упаковку.

Заслуживает внимания планомерное перераспределение сфер влияния в  аптечном сегменте украинского фармацевтического рынка между зарубежными и отечественными производителями. В I полугодии 2007 г. в общем объеме розничного фармрынка в денежном выражении во  всех категориях товаров увеличилась доля зарубежных производителей по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. (табл. 2, 3). По  ЛС увеличение составило 3,4%, что неудивительно, учитывая темпы прироста объема импорта в течение первых 6 мес текущего года, которые неизменно были выше 30%.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и  отечественного производства в I полугодии 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по  сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

I полугодие

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн грн. Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 г. 2022,8 72,0 787,3 28,0
2006 г. 2919,1 72,8 44,3 1093,0 27,2 38,8
2007 г. 3524,5 74,8 20,7 1185,0 25,2 8,4
ИМН
2005 г. 164,6 64,1 92,4 35,9
2006 г. 261,2 68,4 58,7 120,5 31,6 30,5
2007 г. 343,1 72,3 31,3 131,6 27,7 9,2
Косметика
2005 г. 56,8 70,6 23,7 29,4
2006 г. 102,8 69,8 80,8 44,5 30,2 88,2
2007 г. 199,7 71,8 94,3 78,3 28,2 75,8
БАД
2005 г. 35,9 51,8 33,5 48,2
2006 г. 54,1 50,8 50,6 52,4 49,2 56,6
2007 г. 96,3 58,8 78,0 67,4 41,2 28,7
Всего
2005 г. 2280,1 70,9 936,8 29,1
2006 г. 3337,2 71,8 46,4 1310,5 28,2 39,9
2007 г. 4163,5 74,0 24,8 1462,3 26,0 11,6

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и  отечественного производства в I полугодии 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

I полугодие Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС

2005 г.

147,8 28,8 365,3 71,2
2006 г. 205,4 31,9 39,0 438,1 68,1 19,9
2007 г. 211,3 35,3 2,9 387,5 64,7 -11,6
ИМН
2005 г. 98,2 45,3 118,8 54,7
2006 г. 146,6 51,9 49,2 136,1 48,1 14,5
2007 г. 177,3 58,1 21,0 127,7 41,9 -6,2
Косметика
2005 г. 4,1 41,3 5,8 58,7
2006 г. 7,5 42,7 81,7 10,0 57,3 72,0
2007 г. 11,4 44,9 53,2 14,0 55,1 40,1
БАД
2005 г. 3,0 26,5 8,4 73,5
2006 г. 4,1 25,3 36,2 12,2 74,7 45,1
2007 г. 4,3 24,1 3,0 13,4 75,9 10,0
Всего
2005 г. 253,1 33,7 498,4 66,3
2006 г. 363,6 37,9 43,7 596,4 62,1 19,7
2007 г. 404,3 42,7 11,2 542,6 57,3 -9,0

?

Так, по категориям ЛС, косметики и ИМН доля товаров зарубежного производства превысила отметку 70% в денежном выражении. Вместе с тем, неоспоримыми лидерами на фармрынке по  объемам продаж в натуральном выражении в сегментах ЛС, косметики и БАД являются отечественные производители. Только по ИМН удельный вес отечественных производителей по  натуральному показателю оказался ниже зарубежных и все-таки составил более 40%.

Обращает на себя внимание тот факт, что на продвижении косметики сконцентрировали свои усилия как зарубежные, так и отечественные производители, о чем свидетельствуют соответствующие показатели прироста объемов продаж.

ТЕМПЫ РАЗВИТИЯ: наиболее динамично развиваются аптечные продажи парафармацевтики

 Некоторое уменьшение доли продукции отечественного производства вполне объясняется переориентацией украинских компаний на производство более дорогостоящих препаратов. Уже по итогам I полугодия 2007 г. в  сегменте ЛС и ИМН темпы прироста средневзвешенной стоимости товаров отечественного производства опередили таковые зарубежного (рис. 5).

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» зарубежного и отечественного производства по итогам I полугодия 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» зарубежного и отечественного производства по итогам I полугодия 2005–2007 гг. с  указанием процента прироста/убыли по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года

В исследуемый период первую скрипку на отечественном фармрынке играли рецептурные препараты, что обусловлено традиционным и существенным увеличением объема их продаж, начиная со II кв.

По итогам I полугодия 2007 г. объем продаж рецептурных препаратов составил 2,4 млрд грн. за 190,5 млн упаковок, увеличившись относительно аналогичного периода 2006 г. на 19,0% в денежном выражении и  сократившись на 7,0% в натуральном (рис. 6, 7).

Рис. 6. Динамика объемов аптечных продаж безрецептурных и рецептурных ЛС в денежном выражении в I полугодии 2007 г. с указанием процента прироста по сравнению с I полугодием предыдущего года

Рис. 6. Динамика объемов аптечных продаж безрецептурных и рецептурных ЛС в денежном выражении в I полугодии 2007 г. с  указанием процента прироста по сравнению с I полугодием предыдущего года
Рис. 7. Динамика объемов аптечных продаж безрецептурных и рецептурных ЛС в натуральном выражении в I полугодии 2007 г. с указанием процента прироста/­убыли по сравнению с I полугодием                                                 предыдущего года

Рис. 7. Динамика объемов аптечных продаж безрецептурных и рецептурных ЛС в натуральном выражении в I полугодии 2007 г. с  указанием процента прироста/­убыли по сравнению с I полугодием предыдущего года

В июле 2007 г. выручка аптечных учреждений от реализации рецептурных препаратов составила 393,6 млн грн. за 29,7 млн упаковок. А это больше, чем в июне 2006 г., на 21,6% в денежном выражении и меньше на 5,6% в натуральном. Объем продаж безрецептурных препаратов в этот период увеличился на 12,6% в денежном и сократился на 8,4% в  натуральном выражении.

По итогам первой половины 2007 г. доля рецептурных препаратов составила 51,1% в  денежном и 31,8% в натуральном выражении. В  июне 2007 г. она оказалась немного больше и  достигла 54,5 и 33,0% соответственно.

При этом доля безрецептурных препаратов в денежном выражении сократилась на 0,7% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 48,9% (рис. 8). В июне 2007 г. этот показатель сократился еще больше (на 2,0%) и составил 45,5%.

Рис. 8. Удельный вес безрецептурных и рецептурных ЛС в общем объеме продаж таковых в денежном выражении в I полугодии 2005–2007 гг.

Рис. 8. Удельный вес безрецептурных и рецептурных ЛС в общем объеме продаж таковых в денежном выражении в I полугодии 2005–2007 гг.

Быстрое развитие фармрынка вдохновляет производителей изменять подходы к  формированию своего продуктового портфеля. В  результате изменяется ценовая структура рынка. В  I полугодии 2007 г. объем продаж низкостоимостных препаратов уменьшился в денежном и  натуральном выражении — на 0,9 и 12,9% соответственно (табл. 4). Доля этой ценовой ниши сократилась в общем объеме аптечных продаж как в  денежном, так и натуральном выражении.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по  ценовым нишам в I полугодии 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года

I полугодие

Млн грн.

Удельный вес ниши, %

D, %

Млн упаковок

Удельный вес ниши, %

D, %

Низкостоимостная (менее 4,5 грн.)
2005 г.

480,7

17,1

362,4 70,6
2006 г. 606,6 15,1 26,2 426,1 66,2 17,6
2007 г. 601,2 12,8 -0,9 370,9 61,9 -12,9
Среднестоимостная (4,5–26,0 грн.)
2005 г. 1279,4 45,5 128,6 25,1
2006 г. 1816,0 45,3 41,9 182,0 28,3 41,5
2007 г. 2073,4 44,0 14,2 186,3 31,1 2,4
Высокостоимостная (более 26,0 грн.)
2005 г. 1050,0 37,4 22,0 4,3
2006 г. 1589,6 39,6 51,4 35,5 5,5 61,0
2007 г. 2034,9 43,2 28,0 41,6 6,9 17,1
Всего
2005 г. 2810,1 513,1
2006 г. 4012,2 42,8 643,6 25,4
2007 г. 4709,5 17,4 598,8 -7,0

 Лидерами рынка в общем объеме реализации ЛС в денежном выражении по  итогам I полугодия 2007 г. стали среднестоимостные препараты. Однако наиболее знаково, что уже третий месяц подряд, начиная с апреля, на первое место по объемам реализации в денежном выражении выходят высокостоимостные препараты. В июне удельный вес высокостоимостной ниши 2007 г. увеличился на 4% относительно аналогичного периода 2006 г. и составил 45,2%. Отметим, что именно по категории высокостоимостных препаратов как в  I полугодии, так и в июне 2007 г. были зафиксированы максимальные темпы прироста объемов розничной реализации в денежном выражении — 28,0 и 28,5% соответственно.

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ: высокостоимостные ЛС составляют основную долю платежеспособного спроса

 Дорогие препараты нынче в  моде! На это не перестает указывать тенденция к  увеличению объемов продаж более дорогостоящих препаратов. Неудивительно, что повышается средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС. Этот показатель в I полугодии 2007 г. увеличился по всем ценовым нишам относительно аналогичного периода 2006 г. (рис. 9). Максимально — по низкостоимостной (на 13,9%), в результате чего средневзвешенная стоимость 1 упаковки таких препаратов составила 1,6 грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС среднестоимостной и высокостоимостной ценовых ниш по итогам I полугодия 2007 г. повысилась на 11,5 и  9,3%, составив 11,1 и 48,9 грн. соответственно.

Рис. 9. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по итогам I полугодия 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 9. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш по  итогам I полугодия 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В июне 2007 г. ситуация обстояла примерно таким же образом: в разрезе всех ценовых ниш повысилась средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС — по низкостоимостной на 17,5% (1,6 грн.), по среднестоимостной на 13,1% (11,4 грн.) и по выскостоимостной на 3,8% (46,6 грн.)

Должным образом это отразилось и на изменении уровня реализации рецептурной и  безрецептурной продукции. В I полугодии 2007 г. прирост объемов продаж рецептурных препаратов в рамках высокостоимостной ниши в  денежном выражении составил 32,7%, среднестоимостной — 8,4%, а по низкостоимостной зафиксирована убыль на 6,9% (рис. 10). Доля высокостоимостных рецептурных препаратов по  итогам исследуемого периода составила практически 57% (рис. 11).

Рис. 10. Объем продаж рецептурных и безрецептурных ЛС в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в I полугодии 2005–2007 г. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 10. Объем продаж рецептурных и безрецептурных ЛС в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в I полугодии 2005–2007 г. с указанием процента прироста/убыли по  сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 11. Удельный вес ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж рецептурных и безрецептурных ЛС в денежном выражении в I полугодии 2005–2007 гг.

Рис. 11. Удельный вес ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж рецептурных и  безрецептурных ЛС в денежном выражении в I полугодии 2005–2007 гг.

ДИНАМИКА ДОЛЕЙ: удельный вес отечественных препаратов в  высокостоимостной нише возрастает

Структура продаж зарубежных и  отечественных препаратов в ценовых нишах значительно отличается. В общем объеме продаж зарубежных ЛС совокупная доля препаратов, относящихся к средне- и высокостоимостной ценовым нишам по итогам I полугодия 2007 г. в  денежном выражении составила более 97%, а в  натуральном — 76% (рис. 12, 13). В общем объеме продаж отечественных ЛС эти показатели достигли отметки 58 и 17% соответственно. Вместе с тем, доля низкостоимостных препаратов как зарубежного, так и отечественного производства сократилась.

Рис. 12. Удельный вес ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных и отечественных ЛС в денежном выражении в I полугодии 2005–2007 гг.

Рис. 12. Удельный вес ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных и отечественных ЛС в денежном выражении в I полугодии 2005–2007 гг.
Рис. 13. Удельный вес ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных и отечественных ЛС в натуральном выражении в I полугодии 2005–2007 гг.

Рис. 13. Удельный вес ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных и отечественных ЛС в натуральном выражении в I полугодии 2005–2007 гг.

Увеличение объемов продаж высокостоимостных препаратов как зарубежного, так и отечественного производства заслуживает отдельного внимания. Прирост объемов продаж отечественных высокостоимостных ЛС в денежном выражении был гораздо выше, чем зарубежных, и  составил +40,8% (рис. 14). Впечатляет также тот факт, что в июне удельный вес высокостоимостной продукции отечественного производства в  денежном выражении составил 8% общего объема ее продаж, а по итогам I полугодия 2007 г. — 7,7%, увеличившись на 0,7% в обоих случаях по сравнению с  аналогичными периодами 2006 г.

Рис. 14. Прирост объемов продаж зарубежных и отечественных ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном выражении                                                 в I полугодии 2007 г. по сравнению                                                 с аналогичным периодом 2006 г.

Рис. 14. Прирост объемов продаж зарубежных и отечественных ЛС в разрезе ценовых ниш в денежном выражении в I полугодии 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.

Анализ средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС зарубежного и  отечественного производства в разрезе ценовых ниш в I полугодии 2007 г. свидетельствует, что наибольшее повышение этого показателя по  сравнению с аналогичным периодом 2006 г. было зафиксировано для ЛС низкостоимостной ниши отечественного производства — на 15,4%. Тем не менее, средневзвешенная стоимость 1 упаковки низкостоимостных ЛС зарубежного производства была выше таковой отечественного на 0,6 грн., среднестоимостной — на 4,2 грн., а высокостоимостной — на 3,9 грн.

Фармакотерапевтическая структура розничного фармрынка также эволюционировала по сравнению с I половиной 2006 г.

По итогам I полугодия 2007 г. в  разрезе групп АТС-классификации третьего уровня максимальные объемы продаж в денежном выражении отмечены по группе М01А «Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства» (табл. 5). Один из лидеров сезонных препаратов «cough&cold», группа R05C «Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства», продемонстрировала наибольший прирост объемов аптечных продаж в денежном выражении в разрезе топ-10 крупнейших групп — 39,3%, превысив таковой в целом по рынку. По итогам I полугодия 2007 г. доля топ-10 групп АТС классификации третьего уровня увеличилась всего на 0,2% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. и составила 29,0% в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении.

При этом на уровне групп АТС-классификации первого уровня по итогам I полугодия 2007 г. значительных изменений не произошло (рис. 15). Лидером по объемам аптечных продаж ЛС в денежном выражении в этот период осталась группа А «Средства, влияющие на  пищеварительную систему и метаболизм». Удельный вес этой группы препаратов сократился относительно I полугодия 2006 г. на 1%.

Рис. 15. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2005-2007 гг.

Рис. 15. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении по  итогам I полугодия 2005-2007 гг.

Максимальный прирост объема продаж ЛС в разрезе топ-5 групп АТС-классификации отмечен по группе R «Средства, действующие на респираторную систему» — 25,1%. Доля этой группы препаратов увеличилась с 11,9% в I полугодии 2006 г. до 12,7% в исследуемый период. Уже в июне 2007 г. в общем объеме продаж ЛС доля группы R составила 10,1%, сократившись на 0,7% по  сравнению с июнем 2006 г.

По 3 группам АТС-классификации первого уровня из числа топ-5 по объемам продаж в  денежном выражении было зафиксировано уменьшение удельного веса. А доля групп, объединенных в категорию «Прочие», в I полугодии 2007 г. напротив увеличилась (на 0,4%). Очевидно, это связано с неодинаковыми темпами развития отдельных групп препаратов. Так, по итогам I полугодия 2007 г. максимальный прирост объемов продаж среди всех групп АТС-классификации первого уровня был зафиксирован по группе L «Антинеопластические и иммуномодулирующие средства» — 53,1%.

Первое место в рейтинге брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении как в июне, так и по итогам I полугодия 2007 г. занял ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 6). В топ-50 по  итогам I полугодия 2007 г. представлено 10 препаратов, не вошедших в аналогичный топ-список предыдущего года.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в I полугодии 2007 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006 г.

? Брэнд-нейм № п/п
2007 г. 2006 г.
ЭССЕНЦИАЛЕ 1 1
АКТОВЕГИН 2 2
ЦЕФТРИАКСОН 3 3
МИЛДРОНАТ 4 5
ПРЕДУКТАЛ 5 6
ЛАЗОЛВАН 6 15
МЕЗИМ 7 7
НО-ШПА 8 8
ВИТРУМ 9 9
НАТРИЯ ХЛОРИД 10 10
ФЕЗАМ 11 4
ЭНАП 12 11
КЕТАНОВ 13 12
ПРОСТАМОЛ УНО 14 14
ЛИНЕКС 15 30
ГЕПАБЕНЕ 16 25
ФЕРВЕКС 17 19
КОЛДРЕКС 18 17
ЦЕРЕБРОЛИЗИН 19 31
ДИКЛОБЕРЛ 20 20
ТРАУМЕЛЬ С 21 28
КСЕНИКАЛ 22 13
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА 23 23
АУГМЕНТИН 24 65
ТИОТРИАЗОЛИН 25 39
ФЕСТАЛ 26 18
НИМЕСИЛ 27 47
ВИАГРА 28 26
АРБИДОЛ 29 154
ТЕРАФЛЕКС 30 22
ЭНТЕРОСГЕЛЬ 31 36
КАПТОПРЕС 32 16
МОВАЛИС 33 38
УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ 34 90
АЦЦ 35 60
ДЕТРАЛЕКС 36 49
АНАФЕРОН 37 109
ЦИТРАМОН 38 29
КАНЕФРОН 39 66
АМИЗОН 40 95
СТРЕПСИЛС 41 33
ДУФАСТОН 42 45
ХИЛАК 43 67
ИНГАЛИПТ 44 73
ПРОТЕФЛАЗИД 45 69
РАНИТИДИН 46 24
ФЛУКОНАЗОЛ 47 34
КАРСИЛ 48 37
ОМЕЗ 49 48
ЦЕФАЗОЛИН 50 21

НОВЫЕ ИГРОКИ: уверенно повышается интерес зарубежных компаний к украинскому фармрынку

Пальму первенства в рейтинге маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС как в I полугодии, так и в июне 2007 г. получила компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 7). Высокие и стабильные позиции занимают лидеры украинского фармрынка — «Фармацевтическая фирма «Дарница» и корпорация «Артериум». Состав и позиции первой четверки в рейтинге за I полугодие и за июнь 2007 г. остаются неизменными по  сравнению с аналогичными периодами 2006 г. При этом общее количество организаций маркетирующих ЛС на рынке постепенно увеличивается: с 535 в I полугодии 2006 г. до 567 в I полугодии 2007 г. Очевидно, украинский рынок вызывает все больший интерес у зарубежных компаний.

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в I полугодии 2007 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2005–2006 гг.

Маркетирующая организация № п/п
2007 2006 2005
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 2
sanofi-aventis (Франция) 2 2 1
Дарница (Украина) 3 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 4 4 4
GlaxoSmithKline (Великобритания) 5 9 9
Sandoz (Швейцария) 6 10 10
Фармак (Украина) 7 7 7
KRKA (Словения) 8 5 5
Борщаговский ХФЗ (Украина) 9 6 6
Servier (Франция) 10 13 18
Heel (Германия) 11 14 12
Gedeon Richter (Венгрия) 12 11 11
Здоровье (Украина) 13 8 8
Actavis Group (Исландия) 14 12 19
Boehringer Ingelheim (Германия) 15 16 14
Nycomed (Норвегия) 16 17 22
ratiopharm (Германия) 17 18 20
Sagmel (США) 18 15 13
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 19 24 25
Pfizer Inc. (США) 20 20 17
Ranbaxy (Индия) 21 19 15
Bayer Schering Pharma (Германия) 22 23 23
Bittner (Австрия) 23 22 21
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 24 28 33
Genom Biotech (Индия) 25 21 16
Zentiva (Чешская Республика) 26 39 36
Натурпродукт-Вега (Украина) 27 25 26
Egis (Венгрия) 28 27 27
Bionorica (Германия) 29 37 42
Киевский витаминный завод (Украина) 30 26 28
BMS (США) 31 29 24
Dr. Reddy’s (Индия) 32 36 37
Mili Healthcare (Великобритания) 33 42 48
Pliva (Хорватия) 34 30 29
Novartis Consumer Health (Швейцария) 35 46 43
Schering-Plough Corp. (США) 36 47 47
Материа Медика (Россия) 37 32 53
Grindeks (Латвия) 38 38 31
Unipharm (США) 39 33 40
Astellas Pharma Europe (Нидерланды) 40 44 38
Janssen-Cilag (Бельгия-Швейцария) 41 35 44
Teva (Израиль) 42 31 34
Bayer Consumer Care (Швейцария) 43 43 45
Сперко Украина (Украина) 44 45 39
Sopharma (Болгария) 45 34 30
Биофарма (Украина) 46 40 35
Концерн Стирол (Украина) 47 41 32
Pharmascience (Канада) 48 50 57
Натурфарм (Украина) 49 56 59
Юрия-Фарм (Украина) 50 53 64

ИТОГИ

Совместными усилиями операторы украинского фармацевтического рынка доказали себе и нам, что ввезти или произвести — это только полпути. Не менее трудоемким является процесс продажи товара, который, по  сути, составляет вторую половину дела. Тем не менее, и в этом заядлые игроки фармрынка преуспевают. Официальные источники указывают на  то, что в I полугодии 2007 г. номинальные доходы населения увеличились на 26,2%. При этом из аптек было продано товара на 21% больше в денежном выражении, чем в первой половине 2006 г.

Одним из наиболее знаковых событий второй половины 2007 г. стал выход ЛС высокостоимостной ниши во II кв. на первое место по объему продаж в денежном выражении.

В реалиях 2007 г. среди всех категорий товаров наиболее динамично развивается косметика, что неудивительно, учитывая существенно увеличившееся в последнее время количество аптек, торговые залы которых располагают потребителя к приобретению этого вида продукции. Показательно, что в течение 2007 г. максимальные приросты объема продаж среди всех категорий товаров отмечали именно по  косметике, причем как отечественного, так и  зарубежного производства.

Количество зарубежных производителей, маркетирующих свои товары на  отечественном фармацевтическом рынке, существенно увеличилось. Причем немалый вклад в  возросшую привлекательность украинского рынка для зарубежных компаний внесло однозначное и  вполне определенное изменение характера спроса. На фоне этого вполне обоснованным и естественным выглядит внушительный прирост объема импорта ЛС в Украину, который по итогам I полугодия 2007 г. составил более 40% в денежном выражении.

Несмотря на то что такие условия вряд ли можно назвать благоприятными для процветания отечественного фармбизнеса, украинские компании, даже ценой некоторого уменьшения собственной доли на рынке, уверенно продолжают переориентировать производственные мощности на выпуск более дорогой продукции. В  результате по итогам I полугодия 2007 г. доля отечественных ЛС в высокостоимостной нише увеличилась, а зарубежных, соответственно, сократилась.

Конкурентная борьба продолжается. Причем, учитывая стремительность развития событий, на первое место совершенно очевидно выходит не только доля в рыночном пироге, но и правильность выбранного курса. Ведь верно рассчитанное вложение — это всегда хорошие дивиденды.

Итак, несмотря на внушительное давление импортной товарной массы на рынок, в  2007 г. пока не ощущается разбухание дистрибьюторских складов от залежей нереализованного товара. Судя по всему, вовремя на помощь пришло государство, выделяя все больше бюджетных средств на закупку медикаментов. Вопрос в том, сохранится ли такой курс в  долгосрочной перспективе и на сколько он будет стабилен.

Сможет ли госпитальный сегмент претендовать на роль ключевого драйвера рынка в  обозримом будущем, какие сложаться правила игры в этом сегменте? Смеем предположить, что для ряда операторов этого рынка ответы на эти вопросы могут оказаться если не судьбоносными, то, по  меньшей мере, решающими при выборе стратегии дальнейшего развития. n

Оксана Сергиенко, Евгений Кунда

Напомним, что при проведении исследования использовались данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г. По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected]

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті