Не все Киеву – масленица! Аптечные продажи в регионах Украины: первые 9 мес 2007 г.

Анализируя успехи отечественного розничного фармрынка, необходимо помнить, что все они складываются в единое целое из конкретных достижений работающих в этом секторе компаний. Чтобы обеспечить эффективность работы, им необходимо уделять должное внимание каждому уголку Украины. Тем не менее все еще бытует привычка обивать пороги со столицы. Здесь — сердце Украины! Здесь — наибольшие доходы и потребление! Действительно, это правило по-прежнему в силе. Однако, судя по всему, конкуренция сделала доброе дело: операторы фармрынка начали активно развивать регионы. Уже сегодня многие области Украины могут щеголять куда более высокими темпами развития розничного фармрынка, чем Киев… При подготовке публикации использовались данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также показатели средней численности населения Украины по данным Государственного комитета статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua).

Напомним, что по итогам 9 мес 2007 г. общий объем розничного фармрынка Украины составил 8,6 млрд грн. в ценах конечного потребителя за 1,4 млрд упаковок, увеличившись при этом на 26,6% в денежном и на 3,2% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. (см. «Еженедельник АПТЕКА» <№ 46 (617) от 26 ноября 2007 г.).

Лидером на рынке аптечных продаж среди регионов Украины, несомненно, является столица. За первые 9 мес 2007 г. ее удельный вес в общем объеме реализованных товаров «аптечной корзины» составил 13,9% в денежном выражении, сократившись при этом на 0,6% по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. (рис. 1). Уменьшение доли столицы, в свою очередь, сопровождалось увеличением удельного веса других регионов в общем объеме аптечных продаж.

Удельный вес (%) регионов в общем                                     объеме рынка аптечных продаж в денежном                                     выражении за первые 9 мес 2007 г.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме рынка аптечных продаж в денежном выражении за первые 9 мес 2007 г.

Еще до начала весны этого года по темпам прироста объемов аптечных продаж Киев существенно опережал остальные регионы Украины (рис. 2). Также плавно увеличивалась и доля столицы в общем объеме розничного фармрынка. Однако, судя по всему, столичный розничный фармрынок на данном этапе своего развития уже близок к насыщению. С марта 2007 г. аптечные продажи в целом по Украине (без учета Киева) увеличиваются более высокими темпами, чем в  столице. Можно констатировать, что наметилась четкая тенденция к уменьшению доли Киева в общем объеме рынка аптечных продаж.

Прирост/убыль объема аптечных                                     продаж всех категорий товаров «аптечной                                     корзины» в денежном выражении в Киеве и в целом                                     по Украине без Киева в январе 2006 – сентябре 2007 гг.                                     по сравнению с аналогичными периодами                                     предыдущих лет

Рис. 2. Прирост/убыль объема аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в Киеве и в целом по Украине без Киева в январе 2006 – сентябре 2007 гг. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

Немаловажно также, что лидером среди регионов Украины по объемам аптечных продаж в  натуральном выражении по итогам первых 9 мес 2007 г. стала Донецкая обл. Ее удельный вес по этому показателю составил 9,1%. Тогда как Киев следует за ней с долей 8,8%. А ведь еще годом ранее он лидировал по этому показателю.

По итогам первых 9 мес 2007 г. доля 9 регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении увеличилась от 0,04% (в Николаевской обл.) до 0,7% (в Днепропетровской обл.). Максимальное увеличение доли отмечено по таким крупным регионам, как Днепропетровская, Донецкая и Киевская области — на 0,7; 0,7 и 0,5% соответственно. Также увеличилась доля Запорожской, Одесской, Луганской, Волынской и  Винницкой областей. Удельный вес других регионов Украины уменьшился. Причем максимальное уменьшение зафиксировано для Киева.

Примечательно, что высокие темпы роста объемов аптечных продаж сегодня демонстрируют многие регионы, в которых доля областного центра достаточно велика для того, чтобы существенно влиять на показатели в целом по области. Ведь именно с крупных городов начинается развитие региона. Так, например, доля Харькова в продажах по области в денежном выражении за первые 9 мес 2007 г. составила 63,9%, Николаева — 59,9%, Запорожья — 59,2%, Одессы — 55,4% (рис. 3).

Доля областного центра в общем                                     объеме рынка аптечных продаж по области в                                     денежном выражении за первые 9 мес 2007 г.

Рис. 3. Доля областного центра в общем объеме рынка аптечных продаж по области в денежном выражении за первые 9 мес 2007 г.

ВНИМАНИЕ СКОНЦЕНТРИРОВАНО НА…

Естественно, структура продаж по категориям товаров «аптечной корзины» во всех регионах Украины неоднородна. За первые 9 мес 2007 г. максимальный удельный вес наиболее прибыльного сегмента для аптечных учреждений — лекарственных средств (ЛС) — зафиксирован в Хмельницкой (90,4%) и Ивано-Франковской (89,9%) областях (табл. 1). Такие показатели свидетельствуют о небольших объемах потребления сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины», а значит — отличающейся по своему развитию от общеукраинской структуры фармрынка.

Таблица 1

Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в за первые 9 мес 2007 г.

Регион ЛС ИМН Косметика БАД
Млн грн. Удельный вес категории, % Млн грн. Удельный вес категории, % Млн грн. Удельный вес категории, % Млн грн. Удельный вес категории, %
г. Киев 920,9 76,9 102,4 8,5 123,1 10,3 51,6 4,3
Донецкая обл. 727,1 81,5 89,0 10,0 51,5 5,8 24,1 2,7
Днепропетровская обл. 643,4 84,4 60,3 7,9 35,6 4,7 23,1 3,0
АР Крым 520,3 88,0 37,8 6,4 18,1 3,1 14,5 2,5
Харьковская обл. 478,2 77,9 72,1 11,7 42,7 7,0 21,1 3,4
Львовская обл. 401,4 85,5 39,2 8,4 18,6 4,0 9,9 2,1
Запорожская обл. 347,4 84,0 37,5 9,1 15,5 3,7 13,4 3,2
Луганская обл. 333,2 88,0 28,5 7,5 7,5 2,0 9,5 2,5
Одесская обл. 331,4 81,6 40,1 9,9 20,3 5,0 14,1 3,5
Полтавская обл. 216,4 87,7 14,9 6,0 8,5 3,4 7,2 2,9
Киевская обл. 207,3 83,5 22,9 9,2 10,2 4,1 7,9 3,2
Винницкая обл. 184,3 84,6 17,4 8,0 11,4 5,2 4,7 2,2
Ивано-Франковская обл. 177,2 89,9 12,2 6,2 4,3 2,2 3,4 1,7
Хмельницкая обл. 173,7 90,4 10,4 5,4 4,0 2,1 4,1 2,1
Черкасская обл. 168,6 87,6 16,0 8,3 4,1 2,1 3,9 2,0
Черниговская обл. 163,9 87,3 14,0 7,5 6,2 3,3 3,6 1,9
Херсонская обл. 144,7 84,3 16,3 9,5 6,3 3,7 4,3 2,5
Николаевская обл. 136,5 87,7 11,7 7,5 4,1 2,6 3,4 2,2
Житомирская обл. 120,7 88,0 11,2 8,1 2,6 1,9 2,7 2,0
Ровенская обл. 119,9 85,1 13,7 9,7 4,7 3,3 2,7 1,9
Тернопольская обл. 118,0 89,4 8,7 6,6 3,3 2,5 2,0 1,5
Сумская обл. 116,3 83,7 12,2 8,8 6,2 4,4 4,3 3,1
Черновицкая обл. 116,0 84,7 12,0 8,8 4,9 3,6 4,0 2,9
Кировоградская обл. 109,4 87,1 11,3 9,0 2,2 1,7 2,8 2,2
Закарпатская обл. 109,2 85,2 11,0 8,6 4,7 3,7 3,2 2,5
Волынская обл. 102,7 79,3 16,6 12,7 6,1 4,7 4,2 3,3
Всего 7188,1 83,5 739,4 8,6 426,7 5,0 249,7 2,9

В целом по Украине доля ИМН, косметики и БАД за первые 9 мес 2007 г. составила 8,6; 5,0 и 2,9% общего объема аптечных продаж в денежном выражении. Максимальный удельный вес ИМН был зафиксирован в продажах по Волынской, Харьковской и Донецкой областям. Доля косметики в столице была в 2 раза выше, чем в  целом по рынку, и наибольшей среди всех регионов — 10,3%. В Киеве был отмечен также и  наибольший удельный вес БАД — 4,3%.

Статус «законодателя мод» в структуре фармрынка по-прежнему удерживает столица. Однако уже сегодня схожая ситуация отмечается в Харькове.

Особого внимания заслуживает целостное усовершенствование региональной структуры аптечных продаж. Так, еще до недавнего времени только Киев поражал огромными объемами и  долей реализации ИМН, косметики и БАД. Сегодня по темпам прироста объемов продаж таких сопутствующих категорий товаров регионы уже не уступают столице (рис. 4). В мае текущего года все регионы Украины словно воспряли духом и продемонстрировали значительные темпы прироста объема продаж как в целом для всех категорий товаров «аптечной корзины», так и для сопутствующих.

Прирост объема продаж                                     сопутствующих категорий товаров «аптечной                                     корзины» (ИМН, косметики и БАД) в денежном                                     выражении в Киеве и в целом по Украине (без Киева)                                     в январе 2006 – сентябре 2007 г. по сравнению с                                     аналогичными периодами предыдущих лет

Рис. 4. Прирост объема продаж сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины» (ИМН, косметики и БАД) в денежном выражении в Киеве и в целом по Украине (без Киева) в январе 2006 – сентябре 2007 г. по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет

Лидерами по темпам прироста объемов продаж косметики и БАД в целом за 9 мес 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стали такие регионы, как Донецкая, Днепропетровская, Винницкая и Киевская области. Вполне вероятно, что такое развитие событий тесно взаимосвязано с освоением современных форматов торговли аптек, в частности открытого, при котором весомую долю в структуре продаж занимают безрецептурные препараты и сопутствующие категории товаров.

ЛС — А ЗДЕСЬ ПОПОДРОБНЕЕ!

По итогам первых 9 мес 2007 г. аптечные продажи ЛС в Украине составили 7,2 млрд грн., увеличившись на 23,1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Учитывая региональные изменения объемов продаж этой категории товаров, можно отметить, что по итогам первых 9 мес 2007 г. объемы продаж ЛС в  денежном выражении увеличились практически во всех регионах относительно 9 мес 2006 г. за исключением Сумской обл. (рис. 5). Здесь объем продаж ЛС в денежном выражении уменьшился относительно аналогичного периода прошлого года на 5,6%.

Объем аптечных продаж ЛС в                                     денежном выражении по регионам Украины за первые                                     9 мес 2005–2007 гг. с указанием процента                                     прироста/убыли по сравнению аналогичным                                     периодом предыдущего года

Рис. 5. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины за первые 9 мес 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению аналогичным периодом предыдущего года

В целом в разрезе регионов показатели прироста варьировали в рамках от 13,1% в Киеве, до 46,4% — в Киевской области. Таким образом, среди всех регионов Украины именно в Киеве отмечен наименьший прирост объема продаж ЛС в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.

Напомним, что до июля текущего года по розничному фармрынку отмечалась убыль объемов реализации ЛС в натуральном выражении. В  целом за 9 мес 2007 г. продажи ЛС уменьшились на 2,0% по сравнению с аналогичным периодом 2006 г., составив при этом 909,2 млн упаковок. Закономерно, что в разрезе регионов Украины ситуация была отнюдь не однородной.

Так, в  исследуемый период в 9 регионах продажи ЛС в натуральном выражении увеличились (рис. 6). Причем показатели прироста колебались в пределах 1,0–19,0%. В других областях отмечена убыль объемов продаж ЛС — максимально — в Сумской и Черниговской областях — на 20,8 и 15,1% соответственно.

Объем аптечных продаж ЛС в                                     натуральном выражении по регионам Украины за                                     первые 9 мес 2005–2007 гг. с указанием процента                                     прироста/убыли по сравнению аналогичным                                     периодом предыдущего года

Рис. 6. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении по регионам Украины за первые 9 мес 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению аналогичным периодом предыдущего года

Как уже было отмечено, на долю областного центра, где сконцентрированы экономические и социальные ресурсы и откуда начинается работа фармацевтической компании, может приходиться более половины рынка аптечных продаж по области. Именно поэтому, анализируя особенности розничного фармрынка в том или ином регионе, важно оценивать ситуацию отдельно в административном центре, а в некоторых случаях — и в других крупных городах, которые могут вносить значительный вклад в продажи по области.

Украина — относительно небольшая страна, что обусловливает большие возможности для осуществления детального мониторинга рынка аптечных продаж. Уже сегодня нам доступны данные об аптечных продажах в 30 крупных городах Украины — 24 областных центрах, а также Симферополе, Севастополе, Кривом Роге, Мариуполе, Макеевке и Кременчуге (последний — новичок в этом списке). Продажи ЛС в Мариуполе и Макеевке, например, по итогам первых 9 мес 2007 г. были выше, чем в ряде областных центров (рис. 7). А в сумме с Донецком удельный вес этих городов составил практически половину общего объема аптечных продаж ЛС в Донецкой обл.

Объем аптечных продаж ЛС в                                     крупных городах Украины (за исключением г. Киева)                                     за первые 9 мес 2007 г. с указанием                                     средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС

Рис. 7. Объем аптечных продаж ЛС в крупных городах Украины (за исключением г. Киева) за первые 9 мес 2007 г. с указанием средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС

Следует отметить, что доля 28 крупных городов Украины (без Киева и Кременчуга, см. рис. 7) в исследуемый период составила 36,7% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении. А вместе с Киевом их удельный вес достиг отметки 49,5%.

Максимальный объем продаж ЛС по итогам первых 9 мес 2007 г. в разрезе крупнейших городов, за исключением Киева, был отмечен в Харькове — 290,6 млн грн. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС здесь достигла отметки 9,1 грн., превысив общерыночный показатель (в целом по рынку — 7,9 грн.). Максимальная средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе этих горов Украины была зафиксирована в Донецке и Чернигове — 13,1 и 11,3 грн. за упаковку соответственно. Для Киева этот показатель составил 11,0 грн. (рис. 8).

Средневзвешенная стоимость 1                                     упаковки ЛС зарубежного, отечественного                                     производства и в целом по рынку в регионах                                     Украины за первые 9 мес 2007 г.

Рис. 8. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного, отечественного производства и в целом по рынку в регионах Украины за первые 9 мес 2007 г.

По итогам первых 9 мес 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС отечественного и зарубежного производства увеличилась во всех регионах Украины, что свидетельствует о повышении спроса на более дорогостоящие препараты во всех областях нашей страны и АР Крым (рис. 9). В целом прирост этого показателя по украинским ЛС был выше, чем по зарубежным, практически во всех областях, за исключением Хмельницкой, Кировоградской и Закарпатской областей.

Прирост/убыль средневзвешенной                                     стоимости 1 упаковки ЛС зарубежного и                                     отечественного производства по регионам Украины                                     за первые 9 мес 2007 г. по сравнению с аналогичным                                     периодом 2006 г.

Рис. 9. Прирост/убыль средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС зарубежного и отечественного производства по регионам Украины за первые 9 мес 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г.

Перераспределение сферы влияния между отечественными и зарубежными фармкомпаниями в региональной структуре аптечных продаж не перестает удивлять неравномерностью проявлений. По итогам первых 9 мес 2007 г. более 80% составила доля зарубежных препаратов в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении в Киеве и Ивано-Франковской обл. (табл. 2). Причем в этих же регионах доля зарубежных препаратов в общем объеме продаж ЛС в натуральном выражении также была наибольшей.

Таблица 2

Объем аптечных продаж ЛС зарубежного и отечественного производства в денежном и натуральном выражении по регионам Украины за первые 9 мес 2007 г.

Регион

Объем продаж ЛС

зарубежного производства отечественного производства зарубежного производства отечественного производства
Млн грн. Удельный вес, % Млн грн. Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, % Млн упаковок Удельный вес, %
г. Киев 743,7 80,7 177,0 19,3 34,2 41,1 49,1 58,9
Донецкая область 574,7 79,0 152,4 21,0 33,6 38,9 52,7 61,1
Днепропетровская область 490,8 76,3 152,6 23,7 27,8 36,0 49,4 64,0
АР Крым 390,8 75,1 129,5 24,9 25,2 35,4 46,1 64,6
Харьковская область 359,2 75,1 119,0 24,9 21,6 34,7 40,6 65,3
Львовская область 302,9 75,5 98,5 24,5 19,3 35,3 35,3 64,7
Запорожская область 262,6 75,6 84,8 24,4 13,4 34,8 25,0 65,2
Луганская область 217,1 65,1 116,2 34,9 11,8 27,6 30,9 72,4
Одесская область 243,2 73,4 88,2 26,6 14,0 34,0 27,2 66,0
Полтавская область 158,7 73,4 57,6 26,6 9,5 34,1 18,4 65,9
Киевская область 148,9 71,8 58,4 28,2 8,6 31,7 18,5 68,3
Винницкая область 139,2 75,5 45,1 24,5 7,6 35,3 13,9 64,7
Ивано-Франковская область 142,0 80,1 35,2 19,9 8,7 44,3 10,9 55,7
Хмельницкая область 126,2 72,7 47,5 27,3 9,1 34,8 17,0 65,2
Черкасская область 116,1 68,9 52,5 31,1 8,0 29,5 19,0 70,5
Черниговская область 121,7 74,3 42,1 25,7 6,8 35,9 12,2 64,1
Херсонская область 101,7 70,3 43,0 29,7 5,9 30,8 13,3 69,2
Николаевская область 97,9 71,7 38,6 28,3 6,3 32,5 13,1 67,5
Житомирская область 79,7 66,0 41,0 34,0 5,9 27,0 15,8 73,0
Ровенская область 82,6 68,8 37,4 31,2 6,7 31,7 14,4 68,3
Тернопольская область 86,4 73,2 31,6 26,8 6,2 34,1 11,9 65,9
Сумская область 82,9 71,3 33,4 28,7 4,9 31,2 10,9 68,8
Черновицкая область 86,7 74,7 29,3 25,3 5,1 36,3 9,0 63,7
Кировоградская область 71,2 65,0 38,3 35,0 5,0 27,1 13,5 72,9
Закарпатская область 77,1 70,6 32,2 29,4 5,9 33,5 11,8 66,5
Волынская область 67,6 65,8 35,1 34,2 5,3 29,2 12,9 70,8
Всего 5371,6 74,7 1 816,5 25,3 316,4 34,8 592,8 65,2

Доля отечественных ЛС в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении была максимальной в Кировоградской, Луганской, Волынской, Житомирской и Ровенской областях. В натуральном же выражении в исследуемый период как в целом по рынку, так и во всех регионах, ЛС украинского производства традиционно превалировали по удельному весу над зарубежными.

В целом по рынку в исследуемый период темпы прироста объемов продаж зарубежных препаратов превысили таковые отечественных в денежном и натуральном выражении. Максимальный процент прироста объема реализации таких ЛС в денежном выражении по итогам первых 9 мес 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года был отмечен по Киевской обл. — 58,7%. В таких областях, как Харьковская, Полтавская, Черкасская и Черновицкая прирост объема продаж в денежном выражении отечественных ЛС был выше, чем зарубежных. По Сумской обл. отмечена убыль объема реализации ЛС как отечественного, так и зарубежного производства.

В натуральном выражении приросты объема продаж ЛС отечественного и зарубежного производства также были дифференцированы. Максимальное увеличение объема реализации зарубежных ЛС было отмечено в Николаевской и  Киевской областях — 31,1 и 20,0% соответственно. Еще по 11 регионам прирост объема реализации ЛС зарубежного производства был выше общерыночного (в целом по рынку — 7,2%). Несмотря на то что по итогам первых 9 мес 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. в целом по рынку объем продаж украинских препаратов в натуральном выражении уменьшился в таких регионах, как Днепропетровская, Харьковская, Запорожская, Полтавская, Черкасская и Николаевская области, отечественным фармпроизводителям удалось увеличить объемы реализации ЛС.

Напомним, что по итогам первых 9 мес 2007 г. на розничном фармрынке превалировали рецептурные препараты. Их доля в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении составила 51,3%. В  региональном разрезе доля рецептурных препаратов была максимальной в Луганской обл. — 62,1%, а минимальной — в Киеве — 44,7%. Очевидно, что такая структура столичного рынка обусловлена наличием большого количества фармамаркетов и других аптечных учреждений, предлагающих своим покупателям широкий ассортимент безрецептурных препаратов.

Ценовая структура рынка аптечных продаж ЛС в региональном разрезе заслуживает отдельного внимания. В общем объеме розничного рынка ЛС в денежном выражении по итогам первых 9 мес 2007 г. на 1-е место вышли высокостоимостные препараты. Их доля в целом по рынку составила 43,9%. В исследуемый период в 11 регионах доля ЛС, отнесенных к этой ценовой нише, не только превысила долю среднестоимостных, но и общерыночный показатель (рис. 10). В столичном объеме продаж ЛС удельный вес высокостоимостных препаратов был наибольшим и составил 52,7%. Наибольшая доля среднестоимостных ЛС отмечена в Тернопольской (52,3%), Ивано-Франковской (51,2%), Закарпатской (49,4%) и Ровенской (48,6%) областях, а низкостоимостных — в Кировоградской (19,3%) и Волынской (18,7%) областях.

Удельный вес (%) ценовых ниш в                                     общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном                                     выражении по регионам Украины за первые 9 мес 2007 г.

Рис. 10. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины за первые 9 мес 2007 г.

В исследуемый период фармакотерапевтическая структура аптечных продаж ЛС в регионах Украины также отличалась. За первые 9 мес 2007 г. в целом по рынку наибольший объем реализации препаратов в денежном выражении традиционно отмечен по группе АТС-классификации первого уровня А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболизм». Ее доля во всех регионах Украины варьировала в рамках 20–25% общего объема продаж ЛС в денежном выражении. А максимальной отметки достигла в  Закарпатской обл. — 25,1%.

Доля препаратов группы R «Средства, действующие на респираторную систему» — 4-й по величине в общем объеме продаж ЛС — превысила отметку 14% в Ивано-Франковской и Киевской областях. В других регионах доля этой группы препаратов в общем объеме продаж ЛС в денежном выражении колебалась в рамках 9,8–13,8%.

По итогам первых 9 мес 2007 г. наибольшая доля препаратов группы C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» в общем объеме реализации ЛС отмечена в Черниговской обл. (15,4%), N «Средства, действующие на нервную систему» — в Луганской обл. (16,1%), и J «Прочие средства для системного применения» — в Волынской обл. (13,5%). Следует отметить, что и в I кв., и в I полугодии 2007 г. в Луганской, Черниговской и Волынской областях были также зафиксированы наибольшие доли этих групп в общем объеме продаж ЛС. Это свидетельствует о стабильности потребления таких ЛС в этих регионах.

По итогам первых 9 мес 2007 г. 1-е место в  общеукраинском рейтинге брэндов ЛС по объемам продаж в денежном выражении занял ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 3). В региональном разрезе он стал лидером в 7 областях, а также в столице и АР Крым. Еще в 9 областях топ-лист брэндов ЛС по объемам аптечных продаж возглавил ЦЕФТРИАКСОН, в 3 — АКТОВЕГИН, и в 2 — МЕЗИМ. В  Луганской и Волынской областях общеукраинский лидер среди брэндов ЛС даже не вошел в состав первой пятерки, а лидерами продаж здесь стали ХУМОДАР и НАТРИЯ ХЛОРИД. Впрочем, подобные отличия наблюдаются не впервой, что свидетельствует об особенностях потребления препаратов в различных регионах Украины.

Таблица 3

Топ-5 брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины за первые 9 мес 2007 г.

Регион 1 2 3 4 5
г. Киев ЭССЕНЦИАЛЕ АРБИДОЛ ЭНТЕРОСГЕЛЬ ВИАГРА ВИТРУМ
Донецкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ КЕТАНОВ МЕЗИМ
Днепропетровская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН МЕЗИМ ЭНАП
АР Крым ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН КСЕНИКАЛ МИЛДРОНАТ НО-ШПА
Харьковская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЦЕФТРИАКСОН
Львовская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ МЕЗИМ ЭНАП
Запорожская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ ЦЕФТРИАКСОН
Луганская обл. ХУМОДАР НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ФАРМАСУЛИН
Одесская обл. АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА
Полтавская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ПРЕДУКТАЛ
Киевская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ЛАЗОЛВАН НАТРИЯ ХЛОРИД НО-ШПА
Винницкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ ЦЕФТРИАКСОН
Ивано-Франковская обл. МЕЗИМ ЛАЗОЛВАН ЭССЕНЦИАЛЕ ЭНАП АКТОВЕГИН
Хмельницкая обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ЦЕРЕБРОЛИЗИН КЕТАНОВ
Черкасская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МЕЗИМ НАТРИЯ ХЛОРИД НИМЕСИЛ ПРОСТАМОЛ УНО
Черниговская обл. АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ МИЛДРОНАТ
Херсонская обл. ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ
Николаевская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН
Житомирская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД ПРЕДУКТАЛ ЛАЗОЛВАН
Ровенская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФАЗОЛИН
Тернопольская обл. МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ФЕЗАМ ЭНАП
Сумская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ПРЕДУКТАЛ
Черновицкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Кировоградская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД БЕРЛИПРИЛ
Закарпатская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ПРЕДУКТАЛ МИЛДРОНАТ МЕЗИМ
Волынская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ЦЕФОТАКСИМ ЦЕФАЗОЛИН
В целом ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ

Отличаются лидеры продаж и среди маркетирующих организаций. Так, в целом по рынку аптечных продаж максимальную выручку за первые 9 мес 2007 г. аптечные учреждения получили от реализации препаратов компании «Berlin-Chemie/Menarini Group». Эта компания является лидером в 20 регионах (табл. 4). В  Киеве, Харьковской и Одесской областях лидером по объемам продаж ЛС в денежном выражении в этот период была компания «sanofi-aventis», в Ровенской и Волынской областях — корпорация «Артериум», в Луганской — «Луганская ФФ».

Таблица 4

Маркетирующие организации — лидеры по объемам продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины за первые 9 мес 2007 г.

Маркетирующая организация Регион
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) Донецкая, Днепропетровская области, АР Крым, Львовская, Запорожская, Полтавская, Киевская, Винницкая, Ивано-Франковская, Черниговская, Хмельницкая, Черкасская, Николаевская, Херсонская, Сумская, Черновицкая, Закарпатская, Житомирская, Тернопольская и  Кировоградская области
sanofi-aventis (Франция) г. Киев, Харьковская, Одесская области
Луганская ФФ (Украина) Луганская обл.
Корпорация
Артериум (Украина)
Ровенская и Волынская области

Сопоставляя данные о среднем количестве населения в различных регионах Украины и объемах аптечных продаж ЛС в каждом из них по итогам первых 9 мес 2007 г., видим целостную картину розничного фармрынка в региональном разрезе с показателями объемов продаж ЛС на душу населения.

Согласно данным Государственного комитета статистики средняя численность населения Украины за январь–сентябрь 2007 г. составила 46,5 млн чел., сократившись по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. на 0,3 млн. человек. В этот же период в целом по Украине аптечные продажи ЛС в денежном выражении увеличились на 23,1%, а прирост таковых на душу населения составил 23,8%. В среднем на одного жителя нашей страны по итогам первых 9 мес 2007 г. продажи ЛС из аптек достигли 154,4 грн.

Традиционно максимальное количество средств на приобретение ЛС было затрачено в  Киеве (рис. 11). Только здесь количество населения увеличилось на 0,9% и составило 2,7 млн человек. Во всех других регионах оно, напротив, уменьшилось, причем максимально в  Черниговской обл. — на 1,4%. Объем продаж ЛС на одного жителя столицы в денежном выражении увеличился на 12,1% — с 301,8 грн. за первые 9 мес 2006 г. до 338,4 грн. в исследуемый период. Далее по этому показателю следуют АР Крым, Запорожская и Днепропетровская области, где потребление ЛС на душу населения в этот период составило 221,0; 188,6 и 188,4 грн. соответственно на одного жителя региона. А наименьший объем продаж ЛС на душу населения был отмечен в Закарпатской обл. — 87,9 грн.

Объем аптечных продаж ЛС на душу                                     населения в денежном выражении за первые 9 мес                                     2006–2007 гг. с указанием процента прироста                                     относительно 2006 г.

Рис. 11. Объем аптечных продаж ЛС на душу населения в денежном выражении за первые 9 мес 2006–2007 гг. с указанием процента прироста относительно 2006 г.

Максимальный прирост объемов продаж ЛС на душу населения по итогам первых 9 мес 2007 г. отмечен для Киевской обл. — на 47,5%, в результате чего они составили 118,7 грн. Лишь в одном регионе в исследуемый период была отмечена убыль объема продаж ЛС на душу населения — в Сумской обл.— на 4,4% (до 96,4 грн.).

…И НА ЗАКУСКУ!

Бесспорно, объемы и структура розничного фармацевтического рынка в различных регионах Украины отличаются, в значительной степени коррелируя с экономической и демографической ситуацией в каждом из них. Однако одним из наиболее важных факторов развития рынка аптечных продаж является работа самих фармкомпаний, которые в очередной раз доказали готовность осилить преодоление любых барьеров. Очевидно, что именно они вывели фармрынок на новый эволюционный виток развития. Так, в рамках нашей страны уже сегодня драйверами рынка стали регионы. Почти все из них по темпам прироста объема аптечных продаж опережают столицу. Надеемся, в целом такое развитие событий станет еще одним плюсом для нашего рынка и его инвестиционной привлекательности.

Начиная с весны текущего года доля Киева постепенно уменьшается в общем объеме рынка аптечных продаж Украины. Тем не менее это не может свидетельствовать о насыщении столичного рынка. Сытому Киеву с его высокими объемами продаж и развитой рыночной структурой, судя по всему, просто нужна передышка. Возможно, для освоения новых форматов работы. Ведь каким бы развитым он ни был на фоне других областей Украины, в масштабах мировой революции ему еще есть на кого равняться… n

Напомним, что при проведении исследования использовались данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя.
Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г.

По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: [email protected]

Оксана Сергиенко,
Екатерина Кармалита

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті