Вам и не снилось! Аптечные продажи в Украине: октябрь 2007 г.

Ежемесячно в течение текущего года мы затаив дыхание наблюдаем увеличение общего объема розничного фармрынка и стремительное развитие отдельных категорий товаров. Происходящие трансформации связаны с рядом факторов. Важнейшими из них на современном этапе развития фармрынка являются желание и растущие возможности потребителей приобретать более дорогостоящую продукцию в аптечных учреждениях. Операторы фармрынка также всячески подогревают их желания. Очевидно, останавливаться на достигнутых результатах никто и не думает. Достаточно посмотреть на активность импортеров ГЛС и фармпроизводителей. При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН», а также сведения о доходах населения Государственного комитета статистики (www.ukrstat.gov.ua).


НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ!

В октябре 2007 г. объем розничного фармрынка в денежном выражении (в ценах конечного потребителя) составил 1,2 млрд грн., а в натуральном — 182,9 млн упаковок, увеличившись на 52,1 и 22,8% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. (табл. 1). Причем такие темпы прироста объема реализации товаров «аптечной корзины» были наибольшими с начала текущего года. И обусловило их развитие не одной-двух, а всех категорий товаров.


Объем розничного фармрынка в октябре 2007 г. в денежном выражении увеличился по сравнению с октябрем прошлого года более чем в  полтора раза!


Для фармацевтического рынка октябрь 2007 г. стал насыщенным месяцем. По всем категориям товаров отмечено немалое увеличение объема продаж. Однако есть две категории, которые сегодня развиваются быстрее, чем фармрынок в целом — косметика и биологически активные добавки (БАД). Так, максимальный прирост объемов реализации в денежном и натуральном выражении был зафиксирован по БАД — 94,4 и  55,8% соответственно. Темпы прироста объема аптечных продаж косметики составили 66,2 и 23,0% соответственно.

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в октябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Октябрь, год Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 691,1 87,5 117,6 68,8
2006 694,5 85,2 0,5 96,2 64,5 -18,2
2007 1045,2 84,3 50,5 115,8 63,3 20,4
ИМН*
2005 62,6 7,9 48,4 28,3
2006 67,9 8,3 8,4 47,1 31,6 -2,6
2007 102,0 8,2 50,3 59,4 32,5 26,1
Косметика
2005 20,5 2,6 2,4 1,4
2006 34,9 4,3 70,1 3,6 2,4 48,3
2007 58,1 4,7 66,2 4,4 2,4 23,0
БАД
2005 15,2 1,9 2,4 1,4
2006 18,0 2,2 18,6 2,1 1,4 -11,0
2007 35,0 2,8 94,4 3,3 1,8 55,8
Всего
2005 789,5 170,8
2006 815,4 3,3 149,0 -12,8
2007 1240,3 52,1 182,9 22,8

*Из общего объема аптечных продаж изделий медицинского назначения (ИМН) были исключены объемы реализации товаров, проходящих процедуру регистрации дезинфицирующих средств. На этой категории продукции подробнее мы остановимся в дальнейших публикациях.

Традиционно темпы прироста объемов аптечных продаж всех категорий товаров в денежном выражении опередили таковые в натуральном, что свидетельствует о повышении средневзвешенной стоимости 1 упаковки таковых. Следует отметить, что с начала этого года опережающие темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки демонстрировала категория БАД. Однако в октябре 2007 г. по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. она максимально повысилась для косметики на 35,1% и достигла 13,2 грн. (рис. 1). Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ИМН увеличилась с 1,42 грн. в  октябре 2006 г. до 1,72 грн. в октябре 2007 г.

Средневзвешенная стоимость 1                                     упаковки различных категорий товаров «аптечной                                     корзины» в октябре 2005–2007 гг. с указанием                                     процента прироста по сравнению с  аналогичным                                     периодом предыдущего года


Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в октябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с  аналогичным периодом предыдущего года


В октябре 2007 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС достигла небывалой отметки — чуть больше 9 грн.


Наибольшего внимания заслуживает повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств (ЛС). Еще в октябре 2006 г. она составляла 7,2 грн., а уже в исследуемый период достигла небывалой отметки — 9,0 грн. (!).

Закономерно, что развитие и рост розничного фармрынка коррелирует с уровнем дохода населения. Согласно данным Государственного комитета статистики в период за январь–октябрь 2007 г. располагаемые доходы населения нашей страны, которые могут быть потрачены на приобретение товаров и услуг, увеличились на 25,8% по сравнению с  аналогичным периодом 2006 г. и  составили 370,4 млрд грн. (рис. 2). В то же время объем розничного фармацевтического рынка увеличился на 29,3% по сравнению с  январем–октябрем 2006 г., составив 9,8 млрд грн. Таким образом, в целом за первые 10 мес 2007 г. доля затрат на приобретение товаров «аптечной корзины» в общем объеме располагаемых доходов населения Украины составила 2,7%, незначительно увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Объем располагаемых доходов                                     населения и аптечных продаж всех категорий                                     товаров в январе–октябре 2007  г. с  указанием                                     процента прироста по сравнению с аналогичным                                     периодом предыдущего года


Рис. 2. Объем располагаемых доходов населения и аптечных продаж всех категорий товаров в январе–октябре 2007 г. с  указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года


Доля затрат на  приобретение товаров «аптечной корзины» в общем объеме располагаемых доходов населения Украины составила 2,7%


Следует отметить, что рост располагаемых доходов населения Украины в октябре был выше, чем за первые 10 мес 2007 г., и составил около 30% по сравнению с октябрем прошлого года. Очевидно, что это стало немаловажным драйвером октябрьского роста розничного фармрынка.

Не менее важную роль в темпах развития фармрынка сыграли и погодные условия. С приходом осеннего сезона еще более востребованными в аптечных учреждениях становятся препараты cough&cold. Также увеличиваются и  продажи ЛС. В октябре 2007 г. аптечными учреждениями было реализовано ЛС на сумму 1,0 млрд грн. (!) за 115,8 млн упаковок (рис. 3, 4). Причем это не только больше на 50,5% в денежном выражении и 20,4% натуральном, чем в аналогичный период 2006 г., это наибольший объем реализации ЛС в денежном выражении за всю историю развития фармрынка.

Динамика объема аптечных продаж                                     ЛС в денежном выражении в январе–октябре 2005–2007                                     гг. с указанием процента прироста по сравнению с                                     аналогичным периодом предыдущего года


Рис. 3. Динамика объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–октябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Динамика объема аптечных продаж                                     ЛС в натуральном выражении в январе–октябре                                     2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по                                     сравнению с аналогичным периодом предыдущего                                     года


Рис. 4. Динамика объема аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–октябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года


В октябре 2007 г. объем реализации ЛС превысил 1 млрд грн.!


Для обеспечения широкого ассортимента продукции на полках аптечных учреждений трудятся зарубежные и отечественные производители. Сфера влияния каждого из них на розничном фармрынке изменяется. В октябре 2007 г. объем реализации всех категорий товаров «аптечной корзины» в разрезе зарубежного и отечественного производства увеличился как в денежном, так и в натуральном выражении (табл. 2, 3). Зарубежные фармкомпании увеличили свою долю в общем объеме розничного фармрынка до 75,2% в денежном и 45,2% в натуральном выражении. О результатах плодотворной работы зарубежных фармкомпаний свидетельствуют также показатели прироста объема продаж, которые превысили общерыночные практически для всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и  натуральном выражении.

В общем объеме продаж ЛС, косметики и  БАД в натуральном выражении лидерами традиционно являются украинские фармпроизводители. Причем в продажах косметики и БАД по этому показателю их доля в октябре 2007 г. увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в октябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Октябрь, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % D, % Млн грн. Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 503,1 72,8 188,0 27,2
2006 522,4 75,2 3,8 172,1 24,8 -8,5
2007 794,2 76,0 52,0 251,0 24,0 45,9
ИМН
2005 41,3 65,9 21,4 34,1
2006 47,5 70,0 15,2 20,4 30,0 -4,7
2007 74,3 72,8 56,3 27,7 27,2 36,1
Косметика
2005 14,9 72,6 5,6 27,4
2006 25,3 72,3 69,4 9,7 27,7 71,8
2007 42,3 72,9 67,5 15,7 27,1 62,8
БАД
2005 8,2 54,3 6,9 45,7
2006 10,1 56,1 22,5 7,9 43,9 14,0
2007 22,0 63,0 118,3 13,0 37,0 63,9
Всего
2005 567,5 71,9 222,0 28,1
2006 605,3 74,2 6,7 210,1 25,8 -5,4
2007 932,8 75,2 54,1 307,4 24,8 46,4

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в октябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Октябрь, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D, % Млн упаковок Удельный вес категории, % D, %
ЛС
2005 37,9 32,2 79,7 67,8
2006 34,4 35,8 -9,1 61,7 64,2 -22,6
2007 44,4 38,3 28,9 71,4 61,7 15,8
ИМН
2005 23,6 48,8 24,8 51,2
2006 25,4 53,9 7,5 21,7 46,1 -12,3
2007 35,4 59,6 39,3 24,0 40,4 10,6
Косметика
2005 1,1 44,2 1,4 55,8
2006 1,7 47,2 58,5 1,9 52,8 40,3
2007 2,1 46,8 21,9 2,3 53,2 24,1
БАД
2005 0,7 30,7 1,7 69,3
2006 0,6 27,0 -21,9 1,6 73,0 -6,3
2007 0,8 25,3 46,2 2,5 74,7 59,4
Всего
2005 63,3 37,1 107,5 62,9
2006 62,1 41,7 -1,9 86,9 58,3 -19,2
2007 82,7 45,2 33,1 100,3 54,8 15,4

ВЫБИРАЕМ, ЧТО ЛУЧШЕ И ПОДОРОЖЕ!

Прежде чем говорить об октябрьских изменениях ценовой структуры фармрынка, хотелось бы напомнить, что начиная со II кв. текущего года в розничном сегменте наиболее динамично развиваются высокостоимостные препараты (стоимость — более 26,0 грн.). И происходит это в значительной степени за счет дорогостоящих рецептурных ЛС зарубежного производства.

В октябре 2007 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям вновь принесли продажи высокостоимостных препаратов — 471 млн грн. за 9,4 млн упаковок (табл. 4). А это больше, чем в  октябре 2006 г., на 59,3% в денежном и 44,3% натуральном выражении. Такие препараты стали держателями наибольшей доли розничного рынка ЛС в денежном выражении — 45,1%. Чуть меньшим был объем продаж среднестоимостных ЛС — 454,2 млн грн. за 39,2 млн упаковок, что превысило показатели октября прошлого года на 46,8 и 31,0% соответственно.

Таблица 4

Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в октябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Октябрь, год Млн грн. Удельный вес ниши, % D, % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D, %
Низкостоимостная
2005 109,6 15,9 79,1 67,3
2006 89,4 12,9 -18,4 59,8 62,1 -24,4
2007 119,8 11,5 33,9 67,3 58,1 12,6
Среднестоимостная
2005 310,6 44,9 32,4 27,5
2006 309,3 44,5 -0,4 29,9 31,1 -7,6
2007 454,2 43,5 46,8 39,2 33,8 31,0
Высокостоимостная
2005 270,9 39,2 6,1 5,2
2006 295,8 42,6 9,2 6,5 6,8 6,2
2007 471,3 45,1 59,3 9,4 8,1 44,3
Всего
2005 691,1 117,6
2006 694,5 0,5 96,2 -18,2
2007 1045,2 50,5 115,8 20,4

Закономерно, что в октябре 2007 г. доля низкостоимостных препаратов в общем объеме продаж ЛС в денежном и натуральном выражении уменьшилась по сравнению с октябрем прошлого года. Однако в абсолютных значениях продажи таких препаратов увеличились.

В результате трансформаций ценовой структуры рынка изменения коснулись и средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в разрезе различных ценовых ниш. В октябре 2007 г. она повысилась для всех ценовых ниш (рис. 5). Традиционно максимальное повышение средневзвешенной стоимости зафиксировано для низкостоимостных препаратов — на 19,0% (с 1,50 грн. в октябре 2006 г. до 1,78 грн. в октябре 2007 г.). Стоимость среднестоимостных препаратов повысилась с 10,34 до 11,59 грн. Однако наибольшего внимания заслуживает рост средневзвешенной стоимости высокостоимостных препаратов — с  45,56 грн. в октябре 2006 г. до 50,30 грн. в исследуемый период.

Средневзвешенная стоимость 1                                     упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в октябре                                     2005–2007 гг. с указанием процента прироста по                                     сравнению с аналогичным периодом предыдущего                                     года


Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в разрезе ценовых ниш в октябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Следует отметить некоторые изменения в  фармакотерапевтической структуре розничного фармрынка. В разрезе групп АТС-классификации первого уровня в октябре 2007 г. традиционно наибольший объем продаж ЛС отмечен по группе А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 232,3 млн грн., что на 48,3% больше, чем в аналогичный период 2006 г. (рис. 6).

Удельный вес топ-5 крупнейших групп                                     АТС-классификации первого уровня по объемам                                     продаж в денежном выражении в октябре 2005–2007 гг.


Рис. 6. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж в денежном выражении в октябре 2005–2007 гг.

Доля этой группы уменьшилась до 22,2% в  общем объеме розничного рынка ЛС.

Не удивительно, что в осеннее время года актуальными и востребованными в аптечных учреждениях были препараты для лечения респираторных заболеваний. В октябре 2007 г. 2-е место по объемам аптечных продаж в денежном выражении заняла группа R «Средства, действующие на респираторную систему». А еще не так давно — по итогам первых 9 мес 2007 г. — она занимала 4-е место в общем объеме реализации ЛС. В исследуемый же период выручка аптечных учреждений от продажи препаратов этой группы составила 150,7 тыс. грн.

Наибольшие темпы прироста объемов продаж в денежном выражении в разрезе 5 крупнейших групп АТС-классификации отмечены по препаратам группы N «Средства, действующие на нервную систему» — на 59,6%. Доля этой группы препаратов увеличилась на 0,7% по сравнению с октябрем 2006 г. и составила 13,1% общего объема продаж ЛС в денежном выражении. В целом в октябре 2007 г. на долю топ-5 групп АТС-классификации пришлось 72,1% общего объема продаж ЛС в денежном выражении.

В октябре 2007 г. максимальный объем продаж ЛС в денежном выражении в разрезе групп АТС-классификации третьего уровня зафиксирован по группе N02B «Прочие анальгетики и  антипиретики» (табл. 5). А наибольший прирост объемов аптечных продаж в денежном выражении в разрезе 10 крупнейших по объемам реализации групп препаратов был зафиксирован по группе N06B «Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и  гиперактивности (adhd), и ноотропные средства» — 73,8%. Отметим, что другие 5 групп АТС-классификации третьего уровня по темпам прироста объема продаж ЛС также опередили общерыночный показатель. В целом же доля топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня увеличилась на 0,8% по сравнению с октябрем 2006 г. и составила 30,9% общего объема продаж ЛС в денежном выражении.

Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в октябре 2005–2007 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с августом предыдущего года

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2005 г. 2006 г. D, % 2007 г. D, %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 37,5 33,5 -10,7 51,7 54,3
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 30,8 29,9 -2,7 48,2 60,9
3 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 18,7 22,4 19,9 33,1 47,4
4 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 18,5 18,7 1,1 29,3 56,3
5 А16А Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и  метаболические процессы 17,5 18,4 5,1 28,4 54,7
6 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 16,8 17,9 6,8 28,3 57,9
7 R01A Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа 17,7 18,2 3,1 27,2 48,9
8 C01E Прочие кардиологические препараты 18,4 19,2 4,0 27,0 40,7
9 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 14,4 15,0 4,3 26,1 73,8
10 R05X Прочие комбинированные препараты, применяемые при кашле и простудных заболеваниях 16,3 15,9 -2,5 24,3 53,0
Прочие 484,6 485,4 0,2 721,8 48,7
Всего 691,1 694,5 0,5 1045,2 50,5

Лидером розничного рынка в  октябре 2007 г. среди брэндов ЛС стал АКТОВЕГИН


Одним из наиболее значимых событий октября 2007 г. стала смена лидера рынка. Так, рейтинг брэндов ЛС по объемам аптечных продаж в денежном выражении возглавил АКТОВЕГИН, опередив ЭССЕНЦИАЛЕ (табл. 6). Впрочем, необходимо напомнить, что никому прежде не удавалось сместить ЭССЕНЦИАЛЕ с занимаемых им позиций более чем на 1 месяц. Поэтому октябрьские перестановки пока не дают повода говорить о постоянстве этих изменений.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в октябре 2007 г. с  указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2006 г.

Брэнд-нейм № п/п, год
2007 2006
АКТОВЕГИН 1 2
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 1
ЦЕФТРИАКСОН 3 3
ЛАЗОЛВАН 4 5
МИЛДРОНАТ 5 4
ПРЕДУКТАЛ 6 6
МЕЗИМ 7 8
ВИТРУМ 8 9
НАТРИЯ ХЛОРИД 9 12
НО-ШПА 10 7
ФЕЗАМ 11 22
КОЛДРЕКС 12 14
ЛИНЕКС 13 10
ФЕРВЕКС 14 13
ЭНАП 15 16
КЕТАНОВ 16 15
ПРОСТАМОЛ УНО 17 11
ГЕПАБЕНЕ 18 30
АЦЦ 19 18
ТРАУМЕЛЬ С 20 27
ЦЕРЕБРОЛИЗИН 21 20
АУГМЕНТИН 22 29
ФАРМАЦИТРОН 23 48
АРБИДОЛ 24 51
ДИКЛОБЕРЛ 25 21
АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА 26 23
ВИАГРА 27 19
АНАФЕРОН 28 33
НИМЕСИЛ 29 36
ТИОТРИАЗОЛИН 30 34

Следует отметить появление в октябрьском топ-листе 5 брэндов ЛС, не входивших в состав топ-30 в аналогичный период 2006 г. — ФАРМАЦИТРОН, АРБИДОЛ, АНАФЕРОН, НИМЕСИЛ и ТИОТРИАЗОЛИН. Причем наибольшего внимания заслуживает прорыв ФАРМАЦИТРОНА и АРБИДОЛА — с 48-го и 51-го мест в октябре 2006 г. на 23-е и 24-е в исследуемый период.

1-е место в рейтинге маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в октябре 2007 г. традиционно заняла компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 7). 2-е место закреплено за компанией «sanofi-aventis». Впечатляет рывок компании «Sandoz», замкнувшей тройку лидеров, впервые войдя в ее состав. В целом позиции многих компаний в составе этого рейтинга изменились по сравнению с октябрем 2006 г. В руках топ-30 маркетирующих организаций по объемам продаж в денежном выражении в октябре 2007 г. было сконцентрировано 56,3% общего объема аптечных продаж ЛС.

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в октябре 2007 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период 2005–2006 гг.

Маркетирующая организация № п/п, год
2007 2006 2005
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 2
Sanofi-Aventis (Франция) 2 2 1
Sandoz (Швейцария) 3 5 10
Дарница (Украина) 4 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 5 4 4
Фармак (Украина) 6 8 8
GlaxoSmithKline (Великобритания) 7 7 7
KRKA (Словения) 8 6 6
Heel (Германия) 9 12 12
Servier (Франция) 10 11 18
Nycomed (Норвегия) 11 16 17
Борщаговский ХФЗ (Украина) 12 9 5
Boehringer Ingelheim (Германия) 13 14 14
Здоровье (Украина) 14 10 9
Gedeon Richter (Венгрия) 15 13 11
ratiopharm (Германия) 16 17 21
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 17 20 23
Sagmel (США) 18 15 13
Actavis Group (Исландия) 19 21 19
Ranbaxy (Индия) 20 19 16
Pfizer Inc. (США) 21 18 15
Bittner (Австрия) 22 24 22
Mili Healthcare (Великобритания) 23 31 37
Стада-Нижфарм (Германия-Россия) 24 27 31
Bionorica (Германия) 25 29 45
Bayer Schering Pharma (Германия) 26 22 26
Zentiva (Чешская Республика) 27 30 36
Натурпродукт-Вега (Украина) 28 26 25
Genom Biotech (Индия) 29 23 20
BMS (США) 30 25 24

В октябре 2007 г. лидером розничного фармрынка среди маркетирующих организаций по объемам аптечных продаж ЛС в натуральном выражении, как и в аналогичный период 2006 г., была «Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 8). За ней следующие 5 позиций в  этом топ-списке также занимают крупные отечественные фармпроизводители. Необходимо отметить, что в состав топ-20 маркетирующих организаций — лидеров по объемам аптечных продаж ЛС в натуральном выражении вошло 6 зарубежных компаний.

Таблица 8

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в октябре 2007 г. с указанием позиции в  рейтинге за аналогичный период 2005–2006 гг.

Маркетирующая организация № п/п, год
2007 2006 2005
Дарница (Украина) 1 1 1
Фармак (Украина) 2 2 2
Артериум Корпорация (Украина) 3 3 4
Здоровье (Украина) 4 4 5
Борщаговский ХФЗ (Украина) 5 5 3
Киевский витаминный завод (Украина) 6 6 6
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 7 8 10
Genom Biotech (Индия) 8 7 7
Концерн Стирол (Украина) 9 9 9
Actavis Group (Исландия) 10 14 14
Красная звезда (Украина) 11 10 8
Sandoz (Швейцария) 12 18 17
Лектравы (Украина) 13 15 15
Тернопольская ФФ (Украина) 14 12 16
Фитофарм (Украина) 15 11 11
Sanofi-Aventis (Франция) 16 16 18
GlaxoSmithKline (Великобритания) 17 20 23
KRKA (Словения) 18 17 19
Луганская ФФ (Украина) 19 23 22
Стома (Украина) 20 13 27

КРАТКОЕ РЕЗЮМЕ

Конечно же, октябрь 2007 г. с уверенностью можно назвать более чем успешным для операторов фармрынка. В этот период объемы аптечных продаж побили все предыдущие рекорды, увеличившись в полтора раза по сравнению с октябрем прошлого года. И что не менее важно, объем реализации ЛС составил более 1 млрд грн.!

Множество причин, способствовавших такому развитию событий, отразилось на колоссальном повышении средневзвешенной стоимости всех категорий товаров «аптечной корзины». В  том числе и ЛС, для которых еще в  сентябре 2007 г. этот показатель составлял 8,4 грн. И тогда эта цифра удивляла. Однако уже в  октябре она превысила отметку 9 грн.! Бесспорно, что одну из ключевых ролей во всех достигнутых результатах фармрынка сыграл рост доходов населения, что привело к увеличению объемов продаж более дорогостоящих ЛС и  других товаров «аптечной корзины». А здесь, как и следовало ожидать, больших успехов добились зарубежные производители.

Следует отметить окятбрськую смену лидера рынка среди брэндов ЛС. В этот период им стал АКТОВЕГИН, продемонстрировавший наибольший прирост объемов аптечных продаж. Тем не менее, позволим себе предположить, что история на этом не заканчивается. n

Напомним, что при проведении исследования использовались данные об объемах аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Подробнее о методологии отображения сведений о розничном фармрынке Украины читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 13 (584) от 2 апреля 2007 г. По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Оксана Сергиенко

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті