Крепкий орешек! Аптечные продажи в Украине: февраль 2008 г.

Каждый из нас так или иначе причастен к развитию фармацевтического рынка Украины. Кто-то вносит свой вклад как оператор, кто-то — как потребитель. В этом сложном механизме взаимоотношений важно прогрессивное развитие каждой из сторон. Судя по последним событиям на фармрынке — прогресс налицо! При подготовке публикации использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

ФАРМРЫНОК В ЦЕЛОМ

Напомним, что во второй половине 2007 г. темпы прироста объемов розничного фармрынка значительно повысились, а объемы продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» достигали поистине достойных вершин. Начало текущего года стало логичным продолжением таких событий и ознаменовалось высокой активностью операторов фармрынка. В феврале 2008 г. объем рынка аптечных продаж в денежном выражении (в ценах конечного потребителя) составил 1,3 млрд грн., а в натуральном — 172,1 млн упаковок, увеличившись на 43,8 и 10,4% соответственно по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. (табл. 1).

Таблица 1

Объем аптечных продаж по категориям товаров в феврале 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с февралем предыдущего года

Февраль, год Млн грн. Удельный вес категории, % D , % Млн упаковок Удельный вес категории, % D , %
ЛС
2006 656,0 86,1 105,6 67,2
2007 794,0 85,1 21,0 103,2 66,2 -2,2
2008 1118,6 83,4 40,9 110,3 64,1 6,9
ИМН*
2006 63,2 8,3 45,8 29,1
2007 70,6 7,6 11,8 46,0 29,5 0,4
2008 108,6 8,1 53,7 53,3 31,0 16,0
Косметика
2006 24,3 3,2 3,0 1,9
2007 43,2 4,6 77,8 4,0 2,5 31,6
2008 67,7 5,1 56,8 4,6 2,7 16,5
БАД
2006 18,2 2,4 2,8 1,8
2007 24,7 2,6 35,8 2,8 1,8 -0,2
2008 45,9 3,4 86,2 3,8 2,2 37,0
Всего
2006 761,7 157,1
2007 932,5 22,4 156,0 -0,7
2008 1340,9 43,8 172,1 10,4

*В общий объем аптечных продаж ИМН включены объемы реализации товаров, которые проходят по процедуре регистрации дезинфицирующих средств.

Максимальный процент прироста объемов розничной реализации в денежном и натуральном выражении в феврале 2008 г. по сравнению с февралем 2007 г. был зафиксирован для категории биологически активных добавок (БАД) — 86,2 и 37,0% соответственно. Для косметики и изделий медицинского назначения (ИМН) увеличение объемов аптечных продаж составило более 50,0% в денежном и 15,0% натуральном выражении. Таким образом, сопутствующие категории товаров «аптечной корзины» традиционно развивались быстрее, чем рынок в целом. Доля каждой из них в общем объеме розничного фармрынка увеличилась как в денежном, так и в натуральном выражении по сравнению с февралем 2007 г.

Тем не менее наибольшую выручку аптечным учреждениям закономерно обеспечивают лекарственные средства (ЛС). В феврале 2008 г. ими было реализовано 110,3 млн упаковок этой категории товаров на сумму 1,1 млрд грн. Особого внимания заслуживает повышение средневзвешенной стоимости ЛС — на 31,8% (с 7,7 грн. за упаковку в феврале 2007 г. до 10,1 грн. в исследуемый период, рис. 1). Напомним, что в конце предыдущего года этот показатель уже приблизился к двузначной отметке, а превысить ее суждено было в феврале 2008 г.

Средневзвешенная                                     стоимость 1 упаковки различных категорий товаров                                     «аптечной корзины» в феврале 2006–2008 гг. с                                     указанием процента прироста по сравнению                                     с февралем предыдущего года

Рис. 1. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки различных категорий товаров «аптечной корзины» в феврале 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с февралем предыдущего года

Достижение февраля 2008 г.: средневзвешенная стоимость ЛС превысила психологический барьер 10 грн. за 1 упаковку!

Для других категорий товаров «аптечной корзины» средневзвешенная стоимость 1 упаковки также повысилась более чем на 30% по сравнению с февралем 2007 г. Традиционно максимальные темпы прироста средневзвешенной стоимости продемонстрировал сегмент БАД — на 35,9% до 12,0 грн. Средневзвешенная стоимость косметики повысилась до 14,6 грн. за упаковку; ИМН — до 2,0 грн.

В разрезе товаров зарубежного и отечественного производства для всех категорий в исследуемый период было отмечено увеличение объемов продаж как в денежном, так и натуральном выражении (табл. 2, 3). При этом традиционно наибольшую выручку аптечным учреждениям в денежном выражении обеспечили товары зарубежного производства, однако по количеству реализованных упаковок закономерно лидировали отечественные. В общем объеме рынка аптечных продаж в денежном выражении удельный вес зарубежных товаров составил 76,3%. Доля отечественных товаров в это же время составила 54,0% общего объема аптечных продаж в натуральном выражении.

Таблица 2

Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в феврале 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с февралем предыдущего года

Февраль, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн грн. Удельный вес категории, % D , % Млн грн. Удельный вес категории, % D , %
ЛС
2006 476,1 72,6 179,9 27,4
2007 596,6 75,1 25,3 197,3 24,9 9,7
2008 860,1 76,9 44,2 258,5 23,1 31,0
ИМН
2006 42,7 67,6 20,5 32,4
2007 50,3 71,2 17,8 20,3 28,8 -0,7
2008 80,8 74,5 60,6 27,7 25,5 36,4
Косметика
2006 17,1 70,5 7,2 29,5
2007 31,0 71,6 80,8 12,3 28,4 70,8
2008 51,9 76,5 67,5 15,9 23,5 29,7
БАД
2006 9,3 51,1 8,9 48,9
2007 13,8 55,8 48,4 10,9 44,2 22,6
2008 30,5 66,3 121,3 15,5 33,7 41,8
Всего
2006 545,2 71,6 216,5 28,4
2007 691,7 74,2 26,9 240,8 25,8 11,3
2008 1023,3 76,3 47,9 317,6 23,7 31,9

Таблица 3

Объем аптечных продаж в натуральном выражении по категориям товаров зарубежного и отечественного производства в феврале 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с февралем предыдущего года

Февраль, год Товары зарубежного производства Товары отечественного производства
Млн упаковок Удельный вес категории, % D , % Млн упаковок Удельный вес категории, % D , %
ЛС
2006 34,0 32,2 71,6 67,8
2007 38,6 37,4 13,7 64,6 62,6 -9,7
2008 44,3 40,1 14,7 66,0 59,9 2,2
ИМН
2006 23,0 50,3 22,7 49,7
2007 25,0 54,4 8,6 20,9 45,6 -7,8
2008 31,6 59,2 26,3 21,7 40,8 3,8
Косметика
2006 1,3 41,9 1,8 58,1
2007 1,8 45,1 41,9 2,2 54,9 24,2
2008 2,2 48,0 23,9 2,4 52,0 10,4
БАД
2006 0,7 24,5 2,1 75,5
2007 0,7 24,3 -1,4 2,1 75,7 0,1
2008 1,0 27,1 52,8 2,8 72,9 31,9
Всего
2006 58,9 37,5 98,2 62,5
2007 66,1 42,4 12,1 89,9 57,6 -8,5
2008 79,2 46,0 19,7 93,0 54,0 3,5

Следует отметить, что показатели прироста объема продаж зарубежных ЛС, ИМН, косметики и БАД превысили общерыночные как в денежном, так и в натуральном выражении, что свидетельствует об увеличении их доли в каждом сегменте. Тем не менее традиционно в общем объеме продаж ЛС, косметики и БАД в натуральном выражении лидерами были украинские фармпроизводители.

РЫНОК ЛС

Напомним, что еще во второй половине предыдущего года у рынка ЛС открылось второе дыхание: после годового затишья объемы аптечных продаж этой категории товаров в натуральном выражении начали увеличиваться, а в денежном — темпы прироста таковых превысили 30%. Впечатляет, что в первые месяцы 2008 г. прирост объемов продаж ЛС превышал отметку 40%. Так, по сравнению с февралем 2007 г. в исследуемый период объем аптечных продаж ЛС увеличился на 40,9 и 6,9% в денежном и натуральном выражении соответственно, составив 1,1 млрд грн. за 110,3 млн упаковок (рис. 2, 3).

Объем аптечных продаж                                     ЛС в денежном выражении в январе–феврале 2006–2008                                     гг. с указанием процента прироста по сравнению                                     с аналогичным периодом предыдущего года

Рис. 2. Объем аптечных продаж ЛС в денежном выражении в январе–феврале 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Объем аптечных продаж                                     ЛС в натуральном выражении в январе–феврале                                     2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по                                     сравнению с аналогичным периодом предыдущего                                     года

Рис. 3. Объем аптечных продаж ЛС в натуральном выражении в январе–феврале 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Наибольший вклад в общий объем продаж ЛС в исследуемый период обеспечили высокостоимостные препараты — 536,9 млн грн. за 10,7 млн упаковок, что больше, чем в феврале 2007 г., на 55,4% в денежном и 34,9% натуральном выражении (табл. 4). Выручка аптечных учреждений от реализации среднестоимостных ЛС составила 467,3 млн грн. за 38,9 млн упаковок, увеличившись на 32,9 и 14,7% в денежном и натуральном выражении соответственно. В это же время в общем объеме продаж ЛС по сравнению с февралем 2007 г. объем реализации низкостоимостных препаратов увеличился до 114,4 млн грн. в  денежном и сократился до 60,7 млн упаковок в натуральном выражении.

Таблица 4

Распределение объема аптечных продаж ЛС по ценовым нишам в феврале 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с февралем предыдущего года

Февраль, год Млн грн. Удельный вес ниши, % D , % Млн упаковок Удельный вес ниши, % D , %
Низкостоимостная (стоимость — менее 4,5 грн.)
2006 97,6 14,9 68,7 65,1
2007 96,9 12,2 -0,7 61,4 59,4 -10,7
2008 114,4 10,2 18,0 60,7 55,0 -1,1
Среднестоимостная (4,5–26,0 грн.)
2006 282,6 43,1 30,1 28,5
2007 351,6 44,3 24,4 34,0 32,9 12,7
2008 467,3 41,8 32,9 38,9 35,3 14,7
Высокостоимостная (более 26,0 грн.)
2006 275,9 42,1 6,7 6,3
2007 345,4 43,5 25,2 7,9 7,7 18,2
2008 536,9 48,0 55,4 10,7 9,7 34,9
Всего
2006 656,0 105,6
2007 794,0 21,0 103,2 -2,2
2008 1118,6 40,9 110,3 6,9

В исследуемый период в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении исключительно для высокостоимостных ЛС было отмечено увеличение доли — до 48,0%. Таким образом, препараты, стоимость которых составляет более 26 грн., продолжают завоевывать и покорять фармрынок. И это вполне логично, учитывая растущие доходы населения нашей страны. Однако нельзя забывать и о высоких темпах инфляции, являющихся неотъемлемым спутником экономического развития. Следует отметить, что в общий прирост объемов аптечных продаж ЛС в денежном выражении, который в феврале 2008 г. по сравнению с февралем предыдущего года был 40,9%, инфляционная составляющая внесла 13,2%. То есть за счет повышения цен на препараты рынок получил дополнительный импульс к увеличению его объемов.

В феврале 2008 г. инфляционная составляющая обеспечила 13,2 из 40,9% общего прироста объемов аптечных продаж ЛС

Вполне естественно, что в разрезе всех ценовых ниш произошли изменения средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. В феврале 2008 г. для низкостоимостных препаратов она повысилась до 1,9 грн. за упаковку, а для среднестоимостных — до 12,0 грн. Однако наибольшего внимания заслуживает повышение средневзвешенной стоимости высокостоимостных препаратов — с 43,6 грн. в феврале 2007 г. до 50,3 грн. (!) в исследуемый период.

Февральскому развитию событий рынок ЛС обязан в большей степени рецептурным препаратам. В феврале 2008 г. темпы прироста объема продаж рецептурных препаратов опередили таковые безрецептурных и составили 45,2% в денежном и 8,7% натуральном выражении. Тогда как для безрецептурных препаратов эти показатели были ниже общерыночных (37,0 и 6,1% соответственно). Причем в исследуемый период в  общем объеме аптечных продаж ЛС доля рецептурных препаратов по сравнению с февралем 2007 г. увеличилась до 48,5% в денежном и 30,3% натуральном выражении (рис. 4). Значительное повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС в целом по рынку также взаимосвязано с ростом таковой рецептурных препаратов — с 12,1 грн. в феврале 2007 г. на 33,7% — до 16,2 грн. (рис. 5).

Удельный вес                                     безрецептурных и рецептурных препаратов в общем                                     объеме аптечных продаж ЛС в денежном и                                     натуральном выражении в феврале 2006–2008 гг.

Рис. 4. Удельный вес безрецептурных и рецептурных препаратов в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном и натуральном выражении в феврале 2006–2008 гг.

Средневзвешенная                                     стоимость 1 упаковки безрецептурных и                                     рецептурных препаратов в феврале 2006–2008 гг. с                                     указанием процента прироста по сравнению с                                     февралем предыдущего года

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки безрецептурных и рецептурных препаратов в феврале 2006–2008 гг. с указанием процента прироста по сравнению с февралем предыдущего года

Некоторые изменения были отмечены в фармакотерапевтической структуре аптечных продаж ЛС. В феврале 2008 г. показатели прироста объема реализации в денежном выражении в разрезе топ-5 групп АТС-классификации первого уровня находились в рамках от 25,0% (группа R) до 49,5% (группа С). Наибольший объем продаж ЛС обеспечила группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм» — 252,2 млн грн. (рис. 6). Характерно, что в зимнее время года второй крупнейшей по объемам аптечных продаж в денежном выражении была группа R «Средства, действующие на респираторную систему» — 152,5 тыс. грн. Объем реализации препаратов группы N «Средства, действующие на нервную систему» ненамного уступил таковой, составив 150,6 млн грн. В феврале 2008 г. в  общем объеме аптечных продаж ЛС доля группы А увеличилась на 0,7% до 22,8%. На столько же увеличился удельный вес группы С  — до 12,2%. Следует отметить, что в общем объеме продаж ЛС в  денежном выражении по сравнению с февралем 2007 г. доля топ-5 групп АТС-классификации уменьшилась с 74,0 до 72,8%.

Удельный вес топ-5                                     крупнейших групп АТС-классификации первого                                     уровня по объемам продаж ЛС в денежном выражении                                     в феврале 2006–2008 гг.

Рис. 6. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж ЛС в денежном выражении в феврале 2006–2008 гг.

В феврале 2008 г. в разрезе групп АТС-классификации первого уровня по объемам аптечных продаж ЛС в натуральном выражении наибольший объем реализации отмечен для группы N — 24,7 млн упаковок (рис. 7). Удельный вес этой группы препаратов в общем объеме аптечных продаж ЛС в натуральном выражении составил 22,4% (а в денежном — 13,5%). Следует отметить, что доля групп С и J по объемам реализации в натуральном выражении несколько меньше, чем в денежном, что свидетельствует о более высокой стоимости препаратов этих групп.

Удельный вес топ-5                                     крупнейших групп АТС-классификации первого                                     уровня по объемам продаж ЛС в натуральном                                     выражении в феврале 2006–2008 гг.

Рис. 7. Удельный вес топ-5 крупнейших групп АТС-классификации первого уровня по объемам продаж ЛС в натуральном выражении в феврале 2006–2008 гг.

Традиционно в феврале 2008 г., как и в аналогичный период 2006 и 2007 гг., среди групп АТС-классификации третьего уровня наибольшую выручку аптечным учреждениям в денежном выражении принесла группа N02B «Прочие анальгетики и антипиретики» (табл. 5). В разрезе представленной топ-10 АТС третьего уровня опережающие темпы развития, чем в целом по рынку, продемонстрировали 6 групп. Из них наибольший прирост объемов аптечных продаж в денежном выражении отмечен для группы N06B — на 60,6%. В феврале 2008 г. доля топ-10 групп АТС-классификации третьего уровня составила 32,0% общего объема продаж ЛС в денежном выражении, что несколько меньше, чем в аналогичный период предыдущего года.

Таблица 5

Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в феврале 2006–2008 гг. с указанием процента прироста/убыли по сравнению с февралем предыдущего года

№ п/п АТС-код Наименование АТС-группы Млн грн.
2006 г. 2007 г. D , % 2008 г. D , %
1 N02B Прочие анальгетики и антипиретики 29,4 51,6 75,8 62,1 20,3
2 M01A Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства 26,4 31,9 20,9 50,3 57,8
3 R05C Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства 13,3 29,6 122,7 33,1 11,9
4 A05B Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества 18,8 21,2 12,9 32,9 55,5
5 C01E Прочие кардиологические препараты 21,3 21,0 -1,2 32,3 53,6
6 R02A Препараты, применяемые при заболеваниях горла 14,2 24,9 75,1 32,1 28,7
7 А16А Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 17,9 20,3 13,3 31,2 53,3
8 N06B Психостимуляторы, средства, применяемые при синдроме нарушения внимания и гиперактивности (adhd), и ноотропные средства 19,1 17,9 -6,0 28,8 60,6
9 А11А Поливитамины с добавками 21,4 20,7 -3,3 28,4 37,3
10 J05A Противовирусные средства прямого действия 6,1 18,2 196,6 27,0 48,8
Прочие 468,1 536,7 14,6 760,4 41,7
Всего 656,0 794,0 21,0 1118,6 40,9

Свои сюрпризы преподнес рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении. В феврале 2008 г. наибольшую выручку аптечным учреждениям обеспечил АКТОВЕГИН, в результате чего он возглавил топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении (табл. 6). На 2-м и 3-м месте в представленном рейтинге разместились ЭССЕНЦИАЛЕ и МИЛДРОНАТ. Следует отметить, что за последние 2 года некоторые участники топ-листа продемонстрировали поистине ошеломляющий прорыв. В их числе такие препараты, как АРБИДОЛ, АМИЗОН, АНАФЕРОН, АУГМЕНТИН и ТЕРАФЛЮ. В целом же актуальные в зимний период препараты, условно отнесенные к группе «cough&cold» в составе представленного топ-листа, разместились на выгодных позициях.

Таблица 6

Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в феврале 2008 г. с указанием позиции в рейтингах за февраль 2006 и 2007 гг.

Брэнд-нейм № п/п, год
2008 2007 2006
АКТОВЕГИН 1 6 3
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 2 2
МИЛДРОНАТ 3 9 4
АРБИДОЛ 4 7 166
ЛАЗОЛВАН 5 1 19
ВИТРУМ 6 8 6
МЕЗИМ 7 14 8
АМИЗОН 8 10 97
ПРЕДУКТАЛ 9 12 7
ЦЕФТРИАКСОН 10 5 5
АНАФЕРОН 11 13 107
КОЛДРЕКС 12 3 12
ФЕРВЕКС 13 4 13
ФЕЗАМ 14 11 1
ПРОСТАМОЛ УНО 15 21 20
ФАРМАЦИТРОН 16 20 79
АУГМЕНТИН 17 23 100
НАТРИЯ ХЛОРИД 18 17 10
НО-ШПА 19 15 9
ТЕРАФЛЮ 20 16 179

В феврале 2008 г., как и в аналогичный период 2007 г., лидером среди маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС была компания «Berlin-Chemie/Menarini Group» (табл. 7). 2-е место традиционно занимает компания «sanofi-aventis». В целом же в исследуемый период темпы прироста суммарного объема продаж ЛС для топ-20 крупнейших маркетирующих организаций в денежном выражении соответствовали общерыночным и составили 41,0%. Таким образом, второй год подряд доля топ-20 крупнейших операторов розничного фармрынка аккумулировала 46,0% общего объема аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

Таблица 7

Топ-лист маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении в феврале 2008 г. с указанием позиции в рейтингах за февраль 2006 и 2007 гг.

Маркетирующая организация № п/п, год
2008 2007 2006
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 1 1 2
Sanofi-Aventis (Франция) 2 2 1
Фармак (Украина) 3 6 7
Sandoz (Швейцария) 4 8 11
GlaxoSmithKline (Великобритания) 5 4 9
Дарница (Украина) 6 3 3
Артериум Корпорация (Украина) 7 5 4
KRKA (Словения) 8 7 5
Heel (Германия) 9 11 13
Servier (Франция) 10 10 15
Nycomed (Норвегия) 11 16 18
Борщаговский ХФЗ (Украина) 12 9 6
Boehringer Ingelheim (Германия) 13 12 16
Gedeon Richter (Венгрия) 14 14 12
Здоровье (Украина) 15 13 8
Actavis Group (Исландия) 16 17 10
Bittner (Австрия) 17 20 20
ratiopharm (Германия) 18 15 17
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) 19 22 24
Sagmel (США) 20 18 14

Вот уже 6 мес подряд, начиная с сентября 2007 г., общий объем розничного фармрынка превышает 1 млрд грн. Достойно, и, можно сказать, с легкостью февраль 2008 г. продолжил эту традицию, продемонстрировав объем аптечных продаж на сумму 1,3 млрд грн., из которых 1,1 млрд грн. — исключительно благодаря ЛС. Одним из наиболее знаменательных событий февраля по праву можно признать преодоление средневзвешенной стоимостью ЛС отметки в 10 грн. Важную роль в этом сыграло значительное увеличение объемов продаж рецептурных препаратов, достойный вклад внес и в целом сегмент высокостоимостных ЛС. В феврале 2008 г. препараты этой ценовой ниши обеспечили практически половину общего объема аптечных продаж ЛС.

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті