Открытое письмо министру

Уважаемый господин министр!

Обратиться к Вам с открытым письмом вынудила ситуация, которая может сложиться на фармацевтическом рынке Украины, если будут приняты изменения к Лицензионным условиям (далее — ЛУ) по изготовлению лекарственных средств, оптовой, розничной торговле лекарственными средствами в редакции, предложенной Государственной службой лекарственных средств и изделий медицинского назначения (Госслужба), официальное обсуждение которых закончилось 20 декабря 2007 г. и повторно проводилось с 20.03.2008 г. Тот факт, что последняя редакция ныне действующих ЛУ датирована 12.01.2001 г., говорит о том, что за 7 лет действия этого фактически основного для фармацевтического рынка нормативного документа его положения в некоторых случаях перестали соответствовать велению времени!

За эти годы фармрынок Украины динамично развивался, появились новые формы обслуживания клиентов, аптеки стали больше внимания уделять парафармацевтической продукции, появились крупные сетевые компании, которым стало тесно работать в рамках существующих норм законодательства. Таким образом, вопрос адаптации существующих ЛУ к изменившимся условиям рынка действительно серьезно стал на повестку дня.

Однако изменения в ЛУ, предложенные Госслужбой, приведут, на мой взгляд, к постепенному отмиранию таких аптечных учреждений, как аптечные киоски. Ведь с одной стороны, требования к аптечным киоскам (ссылка делается на соответствующие нормы ДБН) значительно серьезнее, чем к аптечным пунктам (при всех остальных одинаковых требованиях — отдельный вход, площадь не менее 21 кв. м, выведенное из жилого фонда помещение и т.д.), а с другой — им запрещено реализовывать препараты рецептурной группы. При этом факт наличия при проверке в аптечном киоске рецептурного препарата может послужить поводом для лишения субъекта хозяйствования лицензии. Кому же это выгодно?

В Советском Союзе все аптечные сети были коммунальными, большинство из них, кроме торговли готовыми лекарственными средствами (ЛС), должны были осуществлять их экстемпоральное изготовление. В соответствии с  ДБН площадь аптеки, изготавливающей ЛС, была около 100 кв. м и более. В каждой больнице обязательно должен был быть аптечный пункт площадью от 18 кв. м, реализующий рецептурные и безрецептурные ЛС. На железнодорожных и  автовокзалах, в аэропортах, были небольшие аптечные киоски, которые реализовывали в  основном изделия медицинского назначения и  безрецептурные препараты.

Приблизительно такая же схема легла в основу ЛУ и в независимой Украине, а деятельность аптечных киосков на заре становления отечественного фармрынка позволила стать на ноги и развиваться многим его операторам.

Почему же так популярен и  удобен аптечный киоск с точки зрения реализации ЛС населению?

Небольшая площадь (от 8 кв. м), низкая себестоимость строительства, высокая мобильность, размещение в магазинах, торговых центрах и в других местах с большим человекопотоком, возможность путем оптимизации логистики беспрерывно обеспечить киоск товаром «с колес» и в результате — высокая рентабельность и низкие цены! Кроме того, нужно иметь в виду, что для многих районных центров и  поселков городского типа Украины характерно наличие частного сектора, отличительной чертой которого является низкая плотность населения. Строительство в этих районах аптек абсолютно нерентабельно, создание аптечных пунктов также невозможно по причине отсутствия, как правило, в этих местах лечебных учреждений. И только аптечный киоск, созданный в соответствии с  существующими ЛУ, гармонично решает проблему доступности медикаментов. Именно из-за перечисленных выше причин конкурировать с  аптечными киосками коммунальным аптекам стало сложно.

Почему же именно сейчас активизировались усилия, направленные на  ликвидацию аптечных киосков?

Лично у меня создается впечатление, что коммунальная сеть аптек Украины (а это, по данным «Еженедельника АПТЕКА», около 25% розничных торговых точек) начала серьезную подготовку к приватизации. Все это сопровождается очень серьезными кадровыми перестановками в руководстве Госслужбы и  активизацией внесения изменений в ЛУ. Понятно, что после приватизации новые хозяева будут заинтересованы в как можно более оперативном возврате вложенных средств и получении прибыли. Естественно, что для этого (в первую очередь) надо поднять цены на ЛС, что в условиях жесткой конкуренции на фармацевтическом рынке Украины осуществить совсем не просто, в первую очередь, из-за присутствия на рынке таких высокорентабельных структурных единиц, как аптечные киоски. И одним из методов конкурентной борьбы может стать вытеснение с рынка аптечных киосков, которые сегодня составляют (по данным «Еженедельника АПТЕКА») около 26% розничных торговых точек Украины.

Давайте наберемся мужества и  честно скажем: в уничтожении аптечных киосков как абсолютно рыночной формы реализации ЛС населению по минимальным ценам и с  максимальной доступностью, в первую очередь, заинтересованы определенные группы людей. Предприятия, ориентированные на ведение и  расширение своего бизнеса через аптеки и  фармамаркеты, безусловно, не заинтересованы в  существовании таких конкурентов, как аптечные киоски. Однако современные аптеки, при всех имеющихся у них положительных качествах, никогда не будут открываться в сельской местности, так как это для них совершенно нерентабельно. При этом о географической, да и экономической доступности ЛС для населения сел, поселков городского типа и районных центров никто не думает (хотя одним из приоритетов деятельности МЗ Украины на 2008 г. является улучшение медико-санитарной помощи в сельской местности.

В пользу высказанного предположения говорит и тот факт, что ни один специалист в Украине не может объяснить, чем по существу (а не месту расположения) отличается аптечный пункт, в котором можно реализовывать рецептурные ЛС, от аптечного киоска, соответствующего нормам ДБН В.2.2-10-2001, в  котором реализация рецептурного товара является основанием для лишения субъекта хозяйствования лицензии. Как можно объяснить откровенное манипулирование нормами, заложенными в ДБН В.2.2-10-2001? Почему требования вышеназванных норм в предложенном проекте ЛУ применяют только к размещению аптечных киосков? Ведь очень многие пункты редакции ЛУ, предложенные Госслужбой, противоречат требованиям ДБН В.2.2-10-2001.

Уважаемый господин министр! У меня и моих коллег нет никаких сомнений, что вопрос «быть или не быть аптечным киоскам полноценными субъектами медикаментозного обеспечения населения Украины » —это вопрос конкуренции субъектов фармрынка и ничего более! И этот вопрос пытаются решить административными методами в  интересах определенной группы людей, а не в  интересах жителей Украины

Еще раз хочу обратить Ваше внимание!

Уничтожение аптечных киосков приведет к следующему:

– уничтожению более чем 1/4 точек по розничной реализации ЛС, в результате чего лишатся работы около 20 тыс. человек;

– из-за резкого уменьшения рентабельности аптечных сетей значительно возрастет цена на ЛС;

– резко снизится териториальная доступность ЛС для жителей (в  первую очередь) районных центров и небольших населенных пунктов;

– пострадает значительное количество предпринимателей, которые изначально при создании своих аптечных сетей были ориентированы на рыночные условия ведения аптечного бизнеса.

Но кого сегодня это волнует?

Господин министр! Мы рассчитываем на Ваше понимание и поддержку!

Директор ООО «Эскулап» Лев Брагинский

Р.S. Хочу также обратиться ко  всем, кого затронула тема моего письма. Если мы не объединимся в вопросе противодействия принятию предложенной редакции ЛУ, они, несомненно, будут приняты. Я сужу об этом по реакции на наши немногочисленные (к сожалению, было очень мало времени на серьезную подготовку этой процедуры) письма-протесты в Госкомпредпринимательства Украины. Если при предыдущих попытках изменить правила игры на фармрынке Украины в пользу определенных групп представители Госкомпредпринимательства с пониманием относились к проблемам, которые повлечет уничтожение аптечных киосков, то сейчас этого понимания, по моим личным наблюдениям, становится все меньше и меньше.

Всем, кто понимает необходимость участвовать в противодействии принятию предложенной редакции ЛУ, я сообщаю свой е-mail: lev@nix.com.ua и  рабочий тел.:(05236) 2-85-33.

Думайте! Решайте! Время на принятие решения ограничено! n

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті