Сила трех! Белорусские лекарства в Украине и России

Россия, Украина и Беларусь имеют общие славянские корни, схожий менталитет, их связывают не только культурная и историческая общность, но и развитые торгово-экономические отношения, в частности в сфере лекарственного обеспечения. Эффективное взаимодействие стран — сила трех. Сегодня в памяти всплывают лишь призраки былого единства постсоветских государств. Однако не все связи были утрачены, а на современном этапе были налажены и новые. В данной публикации мы предлагаем нашим читателям ознакомиться с текущей ситуацией в сфере реализации лекарственных средств белорусского производства на украинском и российском фармрынках.

УКРАИНА

При анализе украинского фармрынка были учтены розничный и госпитальный сегменты. Сведения о реализации лекарственных средств на украинском фармрынке основываются на данных аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research». Сведения относительно импорта лекарственных средств в Украи­ну были предоставлены Государственным информационно-аналитическим центром мониторинга внешних товарных рынков «Гос­внешинформ» и информационно-аналитическим агентством «Союзинформ». Данные в денежном выражении представлены в долларовом эквиваленте. Анализируемый период в данной публикации — январь–сентябрь 2010 г., базис для сравнения — январь–сентябрь 2008–2009 гг.

БЕЛОРУССКИЕ ЛЕКАРСТВА В УКРАИНЕ

Рис. 1
 Объем украинского рынка лекарственных средств и объем продаж препаратов белорусского производства на украинском рынке в денежном выражении в январе–сентябре 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем украинского рынка лекарственных средств и объем продаж препаратов белорусского производства на украинском рынке в денежном выражении в январе–сентябре 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 2
 Объем украинского рынка лекарственных средств и объем продаж препаратов белорусского производства на украинском рынке в натуральном выражении в январе–сентябре 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем украинского рынка лекарственных средств и объем продаж препаратов белорусского производства на украинском рынке в натуральном выражении в январе–сентябре 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По итогам января–сентября 2010 г. общий объем украинского рынка лекарственных средств Украины (розничный + госпитальный сегменты) составил 2 млрд дол. США за 979 млн упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 12 и 7% соответственно (табл. 1; рис. 1, 2). Удельный вес лекарственных средств белорусского производства в этом объеме в исследуемый период составил 0,4% в денежном и 0,4% в натуральном выражении.

Таблица 1 Объем украинского фармрынка и продаж лекарственных средств белорусского производства в денежном и натуральном выражении, а также долевое участие препаратов белорусского производства в общем объеме украинского фармрынка и объеме импорта готовых лекарственных средств в Украину в январе–сентябре 2008–2010 гг.
Денежное выражение, млн дол. Натуральное выражение, млн упаковок
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Общий объем продаж украинского фармрынка 2287,0 1814,2 2034,6 1020,4 917,2 979,2
Объем продаж препаратов белорусского производства на украинском фармрынке 6,1 5,3 7,6 4,5 3,3 3,9
Доля продаж лекарственных средств белорусского производства на украинском фармрынке, % 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4 0,4

По итогам января–сентября 2010 г. на украинском рынке было реализовано 3,9 млн упаковок лекарственных средств белорусского производства на сумму 7,6 млн дол. Темпы прироста объема реа­лизации продукции белорусского производства почти в 4 раза превышают таковые для украинского рынка в целом.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств белорусского производства повышается опережающими темпами на фоне украинского рынка в целом (рис. 3). Так, по итогам января–сентября 2010 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в целом по рынку Украины по сравнению с январем–сентябрем 2009 г. увеличилась на 5% до 2,1 дол., а для препаратов белорусского производства — на 21% до 1,9 дол.

Рис. 3
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств белорусского производства и в целом по рынку Украины по итогам января–сентября 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств белорусского производства и в целом по рынку Украины по итогам января–сентября 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Как известно, рост средневзвешенной стоимости может быть обусловлен как удорожанием лекарственных средств, так и смещением ценовой структуры рынка в пользу более дорогостоящих препаратов. В исследуемый период на украинском рынке в структуре продаж белорусских лекарственных средств было отмечено уменьшение удельного веса препаратов низкостоимостной ниши (до 5 дол.) на фоне усиления присутствия препаратов средне- и высокостоимостной ниш (рис. 4).

Рис. 4
 Структура продаж препаратов белорусского производства на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе–сентябре 2008–2010 гг.
Структура продаж препаратов белорусского производства на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе–сентябре 2008–2010 гг.

На украинском рынке лекарственных средств доминирует розничный сегмент, доля которого составляет 86% в денежном и 88% в натуральном выражении, госпитальный сегмент аккумулирует удельный вес в размере 14 и 12% соответственно. Структура реализации препаратов белорусского производства схожа с таковой в целом по рынку. Так, 87% лекарственных средств белорусского производства в денежном и 97% в натуральном выражении реализуется через розничный сегмент, на долю госпиталя в этом объеме приходится соответственно — 13 и 3% (рис. 5). Следует отметить, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в госпитальном сегменте в текущем году возросла вдвое — с 4,3 до 8,7 дол. по сравнению с январем–сентябрем 2009 г., в розничном сегменте рост этого показателя был существенно меньше — с 1,5 до 1,7 дол.

Рис. 5
 Долевое распределение продаж препаратов белорусского производства на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении по источнику реализации в январе–сентябре 2008–2010 гг.
Долевое распределение продаж препаратов белорусского производства на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении по источнику реализации в январе–сентябре 2008–2010 гг.

В разрезе рецептурного статуса на украинском рынке в общем объеме реализации лекарственных средств белорусского производства в денежном выражении львиную долю аккумулируют рецептурные препараты (84,4%), а в натуральных величинах отмечается противоположная ситуация — со значительным перевесом превалируют менее дорогостоящие безрецептурные лекарственные средства с удельным весом 86,8% (рис. 6).

Рис. 6
 Долевое распределение продаж препаратов белорусского производства в объеме их реализации на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе рецептурного статуса в январе–сентябре 2008–2010 гг.
Долевое распределение продаж препаратов белорусского производства в объеме их реализации на украинском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе рецептурного статуса в январе–сентябре 2008–2010 гг.
Таблица 2 Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня препаратов белорусского производства по объему продаж на украинском фармрынке в денежном выражении в январе–сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008–2009 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе–сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Группа № п/п, год Прирост объема продаж 2010/2009, %
2010 2009 2008 Денежное выражение Натуральное выражение
M01 Противовоспалительные и противоревматические средства 1 1 1 61,2 31,2
B01 Антитромботические средства 2 3 3 3,6 –51,8
N06 Психоаналептики 3 5 14 634,2 503,9
N05 Психолептические средства 4 2 2 –32,1 8,7
J01 Антибактериальные средства для системного применения 5 9 5 503,3 57,9
C10 Гиполипидемические средства 6 6 6 106,7 136,0
A05 Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей 7 12 7 368,3 272,9
A16 Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы 8 4 4 –50,2 –38,0
A09 Средства заместительной терапии, применяемые при расстройствах пищеварения, включая ферменты 9 7 8 33,7 25,8
A03 Средства, применяемые при функциональных желудочно-кишечных расстройствах 10 13 11 913,2 855,0

Фармакотерапевтическая структура продаж лекарственных средств белорусского производства на украинском рынке в разрезе групп АТС- классификации 2-го уровня подвижна и изменчива. Хотя неизменным лидером по итогам января–сентября 2008–2010 гг. по объему реализации лекарственных средств белорусского производства в Украине в денежном выражении выступают препараты группы M01 «Противовоспалительные и противоревматические средства» (табл. 2). Благодаря опережающим темпам прироста объема реализации в 2008–2010 гг. значительно улучшили свои позиции в данном рейтинге препараты группы N05 «Психолептические средства» и A05 «Средства, применяемые при заболеваниях печени и желчевыводящих путей». В исследуе­мый период в общем объеме продаж лекарственных средств белорусского производства в Украине топ-10 групп АТС- классификации 2-го уровня суммарно аккумулировала удельный вес в размере 98% в денежном и 86% в натуральном выражении.

Таблица 3 Топ-10 брэндов лекарственных средств белорусского производства по объему продаж на украинском фармрынке в денежном выражении в январе–сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008–2010 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе–сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Брэнд № п/п, год
2010 2009 2008
МУКОСАТ 1 1 1
ГЕПАРИН 2 3 3
ЦЕРЕГИН 3 5
ВАЛЕРИАНЫ ЭКСТРАКТ 4 2 2
РЫБИЙ ЖИР 5 6 5
ЦЕФТРИАКСОН 6 20
ХОЛЕНЗИМ 7 13 6
АДОНИС-БРОМ 8 8 7
СТЕКЛОВИДНОЕ ТЕЛО 9 4 4
АЦИДИН-ПЕПСИН 10 7 8

Всего на украинском рынке по итогам января–сентября 2010 г. было представлено 45 брэндов лекарственных средств белорусского производства. Рейтинг брэндов белорусского производства по объему продаж на украинском рынке в денежном выражении по итогам января–сентября 2010 г. возглавил препарат МУКОСАТ (табл. 3). Топ-3 также сформировали препараты ГЕПАРИН и ЦЕРЕГИН. Значительный прорыв в анализируемый период отмечают для брэнда ЦЕФТРИАКСОН, который переместился с 20-й на 6-ю позицию данного топ-листа. Первая десятка брэндов по итогам января–сентября 2010 г. суммарно аккумулировала 96% общего объема украинского рынка лекарственных средств бело­русского производства в денежном и натуральном выражении.

В январе–сентябре 2010 г. на украинском рынке лекарственных средств была представлена продукция 7 белорусских производителей. По объему продаж лекарственных средств бело­русского производства в денежном выражении лидировала компания «Белмедпрепараты» (табл. 4). На 2-м и 3-м местах данного рейтинга расположились соответственно «Борисовский ЗМП» и «Минскинтеркапс». Топ-3 компаний этого рейтинга в анализируемый период суммарно аккумулировала 99% объема продаж препаратов белорусского производства на украинском рынке в денежном выражении.

Таблица 4 Топ-5 белорусских производителей по объему продаж лекарственных средств на украинском фармрынке в денежном выражении в январе–сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008–2009 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе–сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Производитель № п/п, год Прирост объема продаж 2010/2009, %
2010 2009 2008 Денежное выражение Натуральное выражение
Белмедпрепараты 1 1 1 60,5 29,6
Борисовский ЗМП 2 2 2 –10,6 17,0
Минскинтеркапс 3 3 3 76,8 76,5
Фармтехнология 4 4 5 102,0 54,1
БелАсептика 5

РОССИЯ

Данные относительно российского фармрынка включают розничный, госпитальный сегменты и присутствующий на рынке Российской Федерации перечень обязательных и необходимых лекарственных средств (ОНЛС), которые обес­печиваются за счет государства. В качестве источника информации о реализации и импорте лекарственных средств в Россию были использованы данные исследовательской компании «IMS Health», а также данные о регистрации «Клифар-Госреестр», предоставленные российской группой компаний «Ремедиум». Данные в денежном выражении представлены в долларовом эквиваленте. Анализируемый период в данной публикации — январь–сентябрь 2010 г., базис для сравнения — январь–сентябрь 2008–2009 гг.

БЕЛОРУССКИЕ ЛЕКАРСТВА В РОССИИ

Общий объем российского рынка лекарственных средств (розничный + госпитальный сегменты + ОНЛС) по итогам января–сентября 2010 г. составил 13,6 млрд дол. за 3,9 млрд упаковок, превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 27,4 и 20,4% соответственно (табл. 5; рис. 7, 8).

Таблица 5 Объем российского фармрынка и продаж лекарственных средств белорусского производства в денежном и натуральном выражении, а также долевое участие препаратов белорусского производства в общем объеме российского фармрынка в январе–сентябре 2008–2010 гг.
Денежное выражение, млн дол. Натуральное выражение, млн упаковок
2008 2009 2010 2008 2009 2010
Общий объем продаж российского фармрынка 12344,0 10706,8 13638,8 3503,9 3231,7 3890,6
Объем продаж лекарственных средств белорусского производства на российском фармрынке 35,3 33,0 45,7 42,9 43,7 53,7
Доля продаж препаратов белорусского производства на российском фармрынке, % 0,3 0,3 0,3 1,2 1,4 1,4
Рис. 7
 Объем российского рынка лекарственных средств и объем продаж препаратов белорусского производства на российском рынке в денежном выражении в январе–сентябре 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем российского рынка лекарственных средств и объем продаж препаратов белорусского производства на российском рынке в денежном выражении в январе–сентябре 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 8
 Объем российского рынка лекарственных средств и объем продаж препаратов белорусского производства на российском рынке в натуральном выражении в январе–сентябре 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем российского рынка лекарственных средств и объем продаж препаратов белорусского производства на российском рынке в натуральном выражении в январе–сентябре 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В общей структуре потребления лекарственных средств в РФ доля белорусских препаратов довольно мала и составляет 0,3% в денежном и 1,4% в натуральном выражении, что, однако, выше аналогичного показателя по Украине.

Объем реализации лекарственных средств белорусского производства на российском рынке по итогам января–сентября 2010 г. составил 45,7 млн дол. за 53,7 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2009 г. на 38,6% в денежном и 23,1% в натуральном выражении. Темпы прироста объема реализации продукции белорусского производства в денежном выражении почти в 2 раза превышают таковые для российского рынка в целом, при этом в натуральном выражении их динамика совпадает.

В отличие от препаратов, импортируемых из европейских стран, средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарств белорусского производства не превышала 0,85 дол., что более чем в 4 раза ниже средней стоимости упаковки в РФ в целом, однако она продолжает повышаться (рис. 9).

Рис. 9
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств белорусского производства и в целом по рынку России по итогам января–сентября 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств белорусского производства и в целом по рынку России по итогам января–сентября 2008–2010 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Низкая средняя стоимость белорусских лекарственных средств подтверждается ценовой структурой продаж. Так, основной объем продаж в натуральном и в денежном выражении (>95 и >77% соответственно) приходится на низкостоимостные лекарственные средства (<2 дол.; рис. 10).

Рис. 10
 Структура продаж препаратов белорусского производства на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе–сентябре 2008–2010 гг.
Структура продаж препаратов белорусского производства на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в январе–сентябре 2008–2010 гг.

Основной объем реализации лекарственных средств белорусского производства приходится на аптечный сегмент, доля которого составляет 84,6% в денежном и 92,0% в натуральном выражении. Остальная часть реализуется через лечебно-профилактические учреждения (рис. 11). Важно отметить, что ряд препаратов обеспечивается за счет ОНЛС (около 20 лекарственных средств).

Рис. 11
 Долевое распределение продаж препаратов белорусского производства на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении по источнику реализации в январе–сентябре 2008–2010 гг.
Долевое распределение продаж препаратов белорусского производства на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении по источнику реализации в январе–сентябре 2008–2010 гг.

В структуре продаж лекарственных средств белорусского производства на российском фармрынке доминируют безрецептурные препараты как в денежном, так и в натуральном выражении, однако в 2009 г. ситуация была противоположной (рис. 12).

Рис. 12
 Долевое распределение продаж препаратов белорусского производства в объеме их реализации на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе рецептурного статуса в январе–сентябре 2008–2010 гг.
Долевое распределение продаж препаратов белорусского производства в объеме их реализации на российском фармрынке в денежном и натуральном выражении в разрезе рецептурного статуса в январе–сентябре 2008–2010 гг.

Рейтинг АТС-групп 2-го уровня препаратов белорусских производителей на российском фармрынке претерпевал изменения только в рамках топ-10. При этом неизменным лидером остается группа препаратов N02 «Анальгетики» (табл. 6). Отмечен значительный прирост продаж препаратов групп А1 «Витамины» и N06 «Психоаналептики». Доля топ-10 АТС-групп 2-го уровня составила 85,7% объема продаж белорусских лекарственных средств в РФ в денежном и 75,7% в натуральном выражении.

Таблица 6 Топ-10 групп АТС-классификации 2-го уровня препаратов белорусского производства по объему продаж на российском фармрынке в денежном выражении в январе–сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008–2009 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе–сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Группа № п/п, год Прирост объема продаж 2010/2009, %
2010 2009 2008 Денежное выражение Натуральное выражение
N02 Анальгетики 1 1 1 90,5 30,4
N05 Психотропные препараты 2 3 2 31,8 37,2
J01 Антибактериальные препараты для системного использования 3 5 5 54,2 37,8
B01 Антикоагулянты 4 2 6 –8,0 –42,4
S01 Препараты для лечения заболеваний глаз 5 4 3 6,7 11,5
A11 Витамины 6 7 9 95,1 53,2
A05 Препараты для лечения заболеваний печени и желчевыводящих путей 7 8 8 53,7 6,5
N06 Психоаналептики 8 10 10 97,0 69,9
B05 Плазмазамещающие и перфузионные растворы 9 6 4 –22,0 –43,4
B03 Стимуляторы гемопоэза 10 9 7 –0,5 6,4

На российском фармрынке по итогам января–сентября 2010 г. насчитывалось около 130 торговых наименований лекарственных средств белорусского производства.

Среди брэндов лекарственных средств белорусского производства на российском фармрынке по объему продаж в денежном выражении лидирует препарат ПИРАЛГИН производства компании «БЕЛМЕДПРЕПАРАТЫ», который не менял своих позиций на протяжении рассматриваемых периодов (табл. 7). В топ-3 также вошли препараты СУЛЬФАЦИЛ-НАТРИЙ и ВАЛЕРИАНЫ ЭКСТРАКТ. Максимальные темпы прироста продемонстрировали лекарственные средства АЕВИТ и ЛИНКОМИЦИН, которые в 2009 г. еще не входили в десятку ведущих брэндов, а по итогам января–сентября 2010 г. заняли 6-ю и 8-ю позиции соответственно.

Таблица 7 Топ-10 брэндов лекарственных средств белорусского производства по объему продаж на российском фармрынке в денежном выражении в январе–сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008–2010 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе–сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Брэнд № п/п, год
2010 2009 2008
ПИРАЛГИН 1 1 1
СУЛЬФАЦИЛ-НАТРИЙ 2 3 2
ВАЛЕРИАНЫ ЭКСТРАКТ 3 4 3
ГЕПАРИН 4 2 6
ФЕНИБУТ 5 5 4
АЕВИТ 6 11 21
СТРЕПТОКИНАЗА 7 9 8
ЛИНКОМИЦИН 8 13 27
РЕОПОЛИГЛЮКИН 9 6 5
ХОЛЕНЗИМ 10 8 9

Суммарно ведущая десятка брэндов в общем объеме продаж белорусских лекарственных средств на фармрынке РФ занимает 67,4% в денежном и 45,2% в натуральном выражении.

На российском фармрынке представлено всего 6 белорусских производителей, безусловным лидером среди которых является компания «Белмедпрепараты», стабильно удерживающая свои позиции на протяжении рассматриваемых периодов. 2-е место заняла компания «Борисовский завод медпрепаратов» (табл. 8). Благодаря высоким темпам роста продаж (+73,8% в январе–сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.) компания «Минскинтеркапс» переместилась с 4-й позиции на 3-ю. То же касается компании «ФАРМТЕХНОЛОГИЯ», поднявшейся с 5-й позиции на 4-ю.

Таблица 8 Топ-5 белорусских производителей по объему продаж лекарственных средств на российском фармрынке в денежном выражении в январе—сентябре 2010 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2008–2009 гг., а также темпов прироста/убыли объема продаж в январе—сентябре 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом 2009 г.
Производитель № п/п, год Прирост объема продаж 2010/2009, %
2010 2009 2008 Денежное выражение Натуральное выражение
Белмедпрепараты 1 1 1 43,6 39,6
Борисовский ЗМП 2 2 2 28,5 15,0
Минскинтеркапс 3 3 4 73,8 48,1
Фармтехнология 4 5 5 174,4 157,7
Несвижский Завод Медпрепаратов 5 4 3 -89,4 -90,9

ВЫВОДЫ

На украинском и российском фармрынках удельный вес лекарственных средств белорусского производства в денежном выражении невелик — 0,4 и 0,3% соответственно. При этом в обеих странах отмечается опережающая динамика объема продаж белорусской продукции относительно их фармрынков в целом.

На фоне лекарств, импортируемых из других стран, белорусская продукция отличается невысокой средневзвешенной стоимостью, хотя в последние годы наблюдается перманентный рост по этому показателю, опережающий темпы прироста по фармрынкам Украины и России в целом.

Обращает на себя внимание тот факт, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки белорусских лекарственных средств в Украине более чем в 2 раза превышает таковую в России. Номенклатура белорусских препаратов в этих странах характеризуется существенными различиями. В России реализуется около 130 брэндов, а в Украине — 45. При этом по многим позициям средневзвешенная стоимость 1 упаковки одних и тех же препаратов белорусского производства в Украине выше, чем в России. По всей видимости, причины неоднородного ценообразования для различных рынков кроются в отсутствии адекватного ценового контроля. Недаром ведь на западных фармрынках распространена практика использования референтного механизма ценообразования, который ограничивает диапазон отклонения цены на лекарственные средства от референтной величины.

Львиная доля препаратов белорусского производства в Украине и России реализуется через аптечный сегмент.

Фармакотерапевтическая структура продаж белорусских лекарств в разрезе групп А ТС-классификации 2-го уровня в Украине и России кардинально отличается. Состав топ-10 бело­русских брэндов лекарственных средств по объему продаж в денежном выражении на этих рынках также преимущественно различен, лишь 2 препарата входят в первую десятку в обеих странах — ВАЛЕРИАНЫ ЭКСТРАКТ и ГЕПАРИН.

Количество белорусских производителей, продукция которых представлена на украинском и российском фармрынках, можно пересчитать по пальцам — 7 и 6 соответственно по итогам января–сентября текущего года. Топ-4 компаний — лидеров по объему продаж в денежном выражении в Украине и России идентичны.

Анна Шибаева, Юлия Уварова

Интересная информация для Вас:

Комментарии

Юрий 25.12.2010 11:44
Авторам следовало бы знать, что международные названия препаратов не могут быть брендами. Бренд (англ. brand, — товарный знак, торговая марка) — термин в маркетинге, символизирующий комплекс информации о компании, продукте или услуге; популярная, легко-узнаваемая и юридически защищённая символика какого-либо производителя или продукта.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи