|
Рынок рецептурных препаратов США продемонстрировал прирост, наименьший с 1961 г., — 3,8%, при этом количество назначений увеличилось только на 2,8%. Объем 5 крупнейших европейских рынков (Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании) увеличился на 4,8%. В Европе по темпам прироста среди стран, включенных в исследование, лидировали рынки России (20,2%) и Турции (17,2%). (Динамика локальных фармрынков не оценивалась в рамках данного исследования; так, например, Украина и Казахстан в 2007 г. продемонстрировали прирост 31,3 и 47% соответственно — прим. ред.) Также двузначными числами измеряется прирост объемов рынков стран Латинской Америки (11,6%) и Азии (13,3%). Суммарный показатель роста по всем странам при этом в 2007 г. — самый низкий, начиная с 2000 г.
Таблица 1
Объемы и темпы прироста мирового фармрынка (млрд дол. США, %)*
Годы | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Объем продаж | 365 | 392 | 428 | 499 | 560 | 605 | 649 | 712 |
Годовой прирост | 11,5 | 11,8 | 9,5 | 10,3 | 8 | 7,3 | 7,1 | 6,4 |
*IMS Health Market Prognosis, March, 2008.
В рейтинг компаний по объемам продаж рецептурных препаратов за 2007 г. (табл. 2) Pharmaceutical Executive впервые включены находящиеся в частной собственности фармацевтические компании «Menarini», «Servier» и «Ratiopharm», а также «Procter&Gamble», для которой рецептурные лекарственные средства и вакцины — только малая часть бизнеса.
Таблица 2
Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по объемам продаж рецептурных препаратов (Pharmaceutical Executive)
Место в рейтинге 2007/ 2006 гг. | Компания | Общий объем продаж, млрд дол. (динамика, %) | Объемы продаж бестселлеров в мире (млрд дол.) |
1 | Pfizer | 45,1 (–1,5%) | Lipitor (12,7)Norvasc (3,0)Celebrex (2,3) |
2 | GlaxoSmith-Kline | 39,2 (–2,7%) | Seretide/Advair (6,9)Lamictal (2,2)Valtrex (1,9) |
3 | sanofi-aventis | 37,4 (–1,4%) | Lovenox (3,8) Plavix (3,5) Lantus (3,0) |
4 | Novartis | 29,5 (9,3%) | Diovan (5,0) Gleevec (3,1) Zometa (1,3) |
5 | AstraZeneca | 25,7 (11,5%) | Nexium (5,2) Seroquel (4,0) Crestor (2,8) |
6 | Johnson& Johnson | 23,3 (7%) | Remicade (4,7) Procrit (2,9) Topamax (2,5) |
7 | Merck | 22,6 (6,9%) | Singulair (4,2) Cozaar/Hyzaar(3,4) Fosamax (3,0) |
8 | Roche | 16,9 (20,3%) | MabThera/Rituxan (4,9) Herceptin (4,3) Avastin (3,6) |
9/10 | Wyeth | 15,7 (18,8%) | Effexor (3,8) Prevnar (2,4) Enbrel (2,0) |
10/9 | Eli Lilly | 14,8 | Zyprexa (4,8) Cymbalta (2,1) Genzar (1,6) |
Остальные компании в рейтинге распределились (с указанием для некоторых наиболее продаваемых препаратов) на следующих позициях:
11. «Bristol-Myers Squibb» (США) — Plavix, Abilify, Avapro/Avalide;
12. «Bayer» (Германия) – Yasmin;
13. «Abbott» (США) – Humira;
14. «Amgen» (США) — Aranesp;
15. «Boehringer Ingelheim» (Германия) — Spiriva;
16. «Schering-Plough» (США) — Remicade;
17. «Takeda» (Япония) — Lansoprozole;
18. «Genentech» (США) — Avastin;
19. «Teva» (Израиль) — Copaxone;
20. «Novo-Nordisk» (Дания) — человеческие инсулины;
21. «Astellas» (Япония) – Prograf;
22. «Daiichi Sankyo» (Япония) — Olmesartan;
23. «Merck KGaA» (Германия) – Rebif;
24. «Eisai» (Япония) – Aricept;
25. «Otsuka» (Япония);
26. «Servier (Франция);
27. «UCB» (Бельгия) — Keppra;
28. «Baxter» (США) — Advate;
29. «Nycomed» (Швейцария) – Pantoprazole;
30. «Solvay» (Бельгия) — Tricor/Lipanthyl;
31. «Gilead Sciences» (США) — Truvada;
32. «Genzyme» (США) — Cerezyme;
33. «Forest» (США) — Lexapro;
34. «Menarini» (Италия);
35. «Allergan» (США) — Botox;
36. «Mitsubishi Tanabe» (Япония) — Radicut;
37. «Chugai» (Япония) — Epogin;
38. «P&G» (США) – Actonel;
39. «Ratiopharm (Германия);
40. «CSL» (Австралия);
41. «Barr Pharmaceutical» (США) – Seasonale;
42. «Alcon» (Швейцария);
43. «Mundipharma» (Великобритания);
44. «Shire» (Великобритания) — Adderall XR;
45. «Biogen Idec» (США) — Avonex;
46. «Stada» (Германия) — Omeprazole;
47. «King Pharmaceuticals» (США) — Altace;
48. «Lundbeck» (Дания) – Cipralex;
49. «Actavis» (Исландия) — Gabapentin;
50. «Watson» (США).
Превосходная динамика многих компаний, как было отмечено выше, обусловлена процессами интеграции. Так, в прошлом году компания «Nycomed» приобрела Altana (в результате объем продаж компании едва ли не утроился), «Bayer» — «Schering AG», «Merck KGaA» – «Serono», «Schering-Plough» — «Organon BioSciences», подразделение «Akzo» — «Nobel», «Mitsubishi» — «Tanabe Seiyaku», «AstraZeneca» — «MedImmune», «UCB» — «Schwarz Pharma», «Roche» — «Ventana»; «GlaxoSmithKline» — «Reliant Pharma»; компания «Novartis» — «Alcon» (подразделение «Nestle» по средствам ухода за глазами). Часть из них мы видим в перечне компаний, показавших лучшую динамику роста в 2007 г. согласно Pharmaceutical Executive (табл. 3).
Таблица 3
Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по динамике увеличения объемов продаж в 2006–2007 гг. (Pharmaceutical Executive)
Место в рейтинге | Компания-производитель | Динамика роста, % (по сравнению с 2006 г.) |
1 | Nycomed | 190,1 |
2 | Mitsubishi Tanabe | 73,3 |
3 | Barr Pharmaceutical | 61,6 |
4 | UCB | 61,1 |
5 | Bayer | 51,9 |
6 | Gilead Sciences | 44,1 |
7 | Shire | 40,9 |
8 | Stada | 37,9 |
9 | Actavis | 27,6 |
10 | Otsuka | 27,4 |
Противоопухолевые средства остаются наиболее быстро развивающейся сферой фармацевтической индустрии, опережающей темпы роста глобального рынка. За ними следуют гиполипидемические средства, препараты для лечения заболеваний дыхательной системы и ингибиторы протонного насоса. В 2007 г. объем их продаж достиг 41,4 млрд дол., увеличившись на 14% (табл. 4).
Таблица 4
Ведущие фармакотерапевтические группы по общему объему продаж в 2007 г. (IMS Health)
Место в рейтинге | Фармакотерапевтическая группа | Объем продаж, млрд дол. |
1 | Противоопухолевые препараты | 41,4 |
2 | Гиполипидемические средства | 28,6 |
3 | Средства для лечения заболеваний дыхательной системы | 28,6 |
4 | Ингибиторы протонного насоса | 25,6 |
5 | Противодиабетические средства | 24,1 |
6 | Антипсихотические средства | 20,7 |
7 | Антидепрессанты | 19,7 |
8 | Ингибиторы ангиотензина II | 19,4 |
9 | Антиэпилептические средства | 15,2 |
10 | Средства для лечения аутоиммунных болезней | 13,3 |
Стабильно 1-е и 2-е места в мировом рейтинге по объемам продаж лекарственных средств в денежном выражении в 2007 г. заняли Lipitor/Липримар (аторвастатин) и Plavix/Плавикс (клопидогрел) соответственно (табл. 5).
Таблица 5
Самые продаваемые препараты рецептурной группы в мире (IMS MIDAS, 2007)
Место в рейтинге | Препарат (производитель) | Объем продаж, млрд дол. (динамика, %) |
1 | Lipitor (Pfizer) | 13,5 (–2,8) |
2 | Plavix (sanofi-aventis/BMS) | 7,3 (20,5) |
3 | Nexium (AstraZeneca) | 7,2 (5,3) |
4 | Seretide/Advair (GlaxoSmithKline) | 7,1 (9,6) |
5 | Enbrel (Amgen/Wyeth) | 5,3 (15,3) |
6 | Zyprexa (Lilly) | 5,0 (1,9) |
7 | Rispedral (Janssen-Ortho) | 4,9 (4,4) |
8 | Seroquel (AstraZeneca) | 4,6 (16,2) |
9 | Singulair (Merck) | 4,5 (14,7) |
10 | Aranesp (Amgen) | 4,4 (–12,9) |
Компания «Pfizer» в 2007 г. не только в очередной раз возглавила топ-50 ведущих компаний, но и стала лидером вложения инвестиций в научные исследования и разработку новых лекарственных средств (R&D) (8,1 млрд дол.) (табл. 6). Суммарные инвестиции всех 10 лидеров в эту сферу составили 56,8 млрд дол.
Таблица 6
Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по затратам на R&D в 2007 г. (Pharmaceutical Executive)
Место в рейтинге | Компания | Затраты на R&D, млрд дол. |
1 | Pfizer | 8,1 |
2 | Roche | 6,7 |
3 | sanofi-aventis | 6,6 |
4 | Novartis | 6,4 |
5 | GlaxoSmithKline | 6,4 |
6 | Johnson&Johnson | 5,3 |
7 | AstraZeneca | 5,1 |
8 | Merck | 4,9 |
9 | Bayer | 3,8 |
10 | Eli Lilly | 3,5 |
По версии «Science Careers» наилучшими работодателями в отрасли в 2007 г. стали (www.sciencecareers.org):
1. «Boehringer Ingelheim» (Германия);
2. «Genentech, Inc.» (США);
3. «Amgen» (США);
4. «Schering-Plough Corp.» (США);
5. «Genzyme Corp.» (США);
6. «Novartis» (Швейцария);
7. «DuPont» (США);
8. «Monsanto» (США);
9. «AstraZeneca» (Великобритания);
10. «Johnson&Johnson» (США);
11. «Eli Lilly» (США);
12. «GlaxoSmithKline» (Великобритания);
13. «Millennium Pharmaceuticals» (США);
14. «Merck&Co., Inc.» (США);
15. «Wyeth Pharmaceuticals» (США);
16. «Gilead» (США);
17. «Biogen Idec» (США);
18. «Roche Pharmaceuticals» (Швейцария);
19. «Abbott» (США);
20. «Bristol-Myers Squibb Company» (США).
При этом в качестве основных положительных характеристик этих компаний были названы инновационная направленность деятельности, предоставление социальных гарантий, взаимоуважение в коллективе.
Прошел 2007 г., запечатлев свои взлеты и падения… Но не за горами то время, когда мы станем свидетелями появления новых препаратов, которые коренным образом изменят лечение некоторых заболеваний, к примеру, онкологических. Тогда можно ожидать и серьезных изменений в списке ведущих рыночных игроков, где улучшат свои позиции специализирующиеся в некоторых сегментах биотехнологические инновационные компании. n
Татьяна Власюк
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим