Год 2007: фармрынок в поиске новых источников роста

2007 — год большого количества крупных и мелких слияний и приобретений, и именно этим процессам многие компании обязаны высокими показателями роста. В увеличение объемов продаж европейских фармкомпаний также внесло свою лепту снижение курса доллара США. При этом темпы роста мирового фармрынка продолжают замедляться: показатель 6,4% — самый низкий с начала XXI в. (табл. 1). Меняется вклад различных регионов в изменение объема мирового фармрынка. Так, США, оставаясь крупнейшим мировым рынком, обеспечили наименьшую за последние 5 лет долю в общем приросте — 25,5%. В последние годы увеличивается вклад рынков развивающихся стран, который в 2007 г. составил 31%. На фоне скромного прироста объема всего рынка увеличивается сегмент биопрепаратов (на 12,5%, до 75 млрд дол. США) и генериков (на 11%, до 65 млрд дол.) (IMS Health, 2008). Незначительно пополнился рынок новыми лекарственными средствами: в 2007 г. на мировой рынок было выведено только 25 препаратов с новыми химическими соединениями (New Chemical Entity — NCE) в качестве действующих веществ. Достаточно отметить, что в конце прошлого столетия, в период 1982—2000 гг., ежегодно выводили в среднем 41 препарат с NCE, причем это количество никогда не было ниже 29 (как в 1983 г.) и достигало 58 ((!) в 1985 г.) (Lanjouw J.O., 2005). Такая, в общем-то, прохладная рыночная среда не остудила кровь в жилах основных рыночных игроков. Вошедшие в топ-50 журнала «Pharmaceutical Executive» компании продемонстрировали в  2007 г. увеличение объема продаж, у многих он даже выражался двузначными числами. И только у тройки лидеров («Pfizer», «GlaxoSmithKline», «sanofi-aventis»), а также занявшей последнее место в  списке компании «Watson» динамика объемов продаж была отрицательной.

Рынок рецептурных препаратов США продемонстрировал прирост, наименьший с 1961 г., — 3,8%, при этом количество назначений увеличилось только на 2,8%. Объем 5 крупнейших европейских рынков (Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании) увеличился на 4,8%. В Европе по темпам прироста среди стран, включенных в исследование, лидировали рынки России (20,2%) и Турции (17,2%). (Динамика локальных фармрынков не оценивалась в  рамках данного исследования; так, например, Украина и Казахстан в 2007 г. продемонстрировали прирост 31,3 и 47% соответственно — прим. ред.) Также двузначными числами измеряется прирост объемов рынков стран Латинской Америки (11,6%) и Азии (13,3%). Суммарный показатель роста по всем странам при этом в  2007 г. — самый низкий, начиная с 2000 г.

Таблица 1

Объемы и  темпы прироста мирового фармрынка (млрд дол. США, %)*

Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Объем продаж 365 392 428 499 560 605 649 712
Годовой прирост 11,5 11,8 9,5 10,3 8 7,3 7,1 6,4

*IMS Health Market Prognosis, March, 2008.

В рейтинг компаний по объемам продаж рецептурных препаратов за 2007 г. (табл. 2) Pharmaceutical Executive впервые включены находящиеся в частной собственности фармацевтические компании «Menarini», «Servier» и «Ratiopharm», а также «Procter&Gamble», для которой рецептурные лекарственные средства и вакцины — только малая часть бизнеса.

Таблица 2

Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по объемам продаж рецептурных препаратов (Pharmaceutical Executive)

Место в рейтинге 2007/ 2006 гг. Компания Общий объем продаж, млрд дол. (динамика, %) Объемы продаж бестселлеров в  мире (млрд дол.)
1 Pfizer 45,1 (–1,5%) Lipitor (12,7)Norvasc (3,0)Celebrex (2,3)
2 GlaxoSmith-Kline 39,2 (–2,7%) Seretide/Advair (6,9)Lamictal (2,2)Valtrex (1,9)
3 sanofi-aventis 37,4 (–1,4%) Lovenox (3,8) Plavix (3,5) Lantus (3,0)
4 Novartis 29,5 (9,3%) Diovan (5,0) Gleevec (3,1) Zometa (1,3)
5 AstraZeneca 25,7 (11,5%) Nexium (5,2) Seroquel (4,0) Crestor (2,8)
6 Johnson& Johnson 23,3 (7%) Remicade (4,7) Procrit (2,9) Topamax (2,5)
7 Merck 22,6 (6,9%) Singulair (4,2) Cozaar/Hyzaar(3,4) Fosamax (3,0)
8 Roche 16,9 (20,3%) MabThera/Rituxan (4,9) Herceptin (4,3) Avastin (3,6)
9/10 Wyeth 15,7 (18,8%) Effexor (3,8) Prevnar (2,4) Enbrel (2,0)
10/9 Eli Lilly 14,8 Zyprexa (4,8) Cymbalta (2,1) Genzar (1,6)

Остальные компании в рейтинге распределились (с указанием для некоторых наиболее продаваемых препаратов) на следующих позициях:

11. «Bristol-Myers Squibb» (США) — Plavix, Abilify, Avapro/Avalide;

12. «Bayer» (Германия) – Yasmin;

13. «Abbott» (США) – Humira;

14. «Amgen» (США) — Aranesp;

15. «Boehringer Ingelheim» (Германия) — Spiriva;

16. «Schering-Plough» (США) — Remicade;

17. «Takeda» (Япония) — Lansoprozole;

18. «Genentech» (США) — Avastin;

19. «Teva» (Израиль) — Copaxone;

20. «Novo-Nordisk» (Дания) — человеческие инсулины;

21. «Astellas» (Япония) – Prograf;

22. «Daiichi Sankyo» (Япония) — Olmesartan;

23. «Merck KGaA» (Германия) – Rebif;

24. «Eisai» (Япония) – Aricept;

25. «Otsuka» (Япония);

26. «Servier (Франция);

27. «UCB» (Бельгия) — Keppra;

28. «Baxter» (США) — Advate;

29. «Nycomed» (Швейцария) – Pantoprazole;

30. «Solvay» (Бельгия) — Tricor/Lipanthyl;

31. «Gilead Sciences» (США) — Truvada;

32. «Genzyme» (США) — Cerezyme;

33. «Forest» (США) — Lexapro;

34. «Menarini» (Италия);

35. «Allergan» (США) — Botox;

36. «Mitsubishi Tanabe» (Япония) — Radicut;

37. «Chugai» (Япония) — Epogin;

38. «P&G» (США) – Actonel;

39. «Ratiopharm (Германия);

40. «CSL» (Австралия);

41. «Barr Pharmaceutical» (США) – Seasonale;

42. «Alcon» (Швейцария);

43. «Mundipharma» (Великобритания);

44. «Shire» (Великобритания) — Adderall XR;

45. «Biogen Idec» (США) — Avonex;

46. «Stada» (Германия) — Omeprazole;

47. «King Pharmaceuticals» (США) — Altace;

48. «Lundbeck» (Дания) – Cipralex;

49. «Actavis» (Исландия) — Gabapentin;

50. «Watson» (США).

Превосходная динамика многих компаний, как было отмечено выше, обусловлена процессами интеграции. Так, в прошлом году компания «Nycomed» приобрела Altana (в результате объем продаж компании едва ли не утроился), «Bayer» — «Schering AG», «Merck KGaA» – «Serono», «Schering-Plough» — «Organon BioSciences», подразделение «Akzo» — «Nobel», «Mitsubishi» — «Tanabe Seiyaku», «AstraZeneca» — «MedImmune», «UCB» — «Schwarz Pharma», «Roche» — «Ventana»; «GlaxoSmithKline» — «Reliant Pharma»; компания «Novartis» — «Alcon» (подразделение «Nestle» по средствам ухода за глазами). Часть из них мы видим в перечне компаний, показавших лучшую динамику роста в 2007 г. согласно Pharmaceutical Executive (табл. 3).

Таблица 3

Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по  динамике увеличения объемов продаж в  2006–2007 гг. (Pharmaceutical Executive)

Место в рейтинге Компания-производитель Динамика роста, % (по сравнению с  2006 г.)
1 Nycomed 190,1
2 Mitsubishi Tanabe 73,3
3 Barr Pharmaceutical 61,6
4 UCB 61,1
5 Bayer 51,9
6 Gilead Sciences 44,1
7 Shire 40,9
8 Stada 37,9
9 Actavis 27,6
10 Otsuka 27,4

Противоопухолевые средства остаются наиболее быстро развивающейся сферой фармацевтической индустрии, опережающей темпы роста глобального рынка. За ними следуют гиполипидемические средства, препараты для лечения заболеваний дыхательной системы и ингибиторы протонного насоса. В 2007 г. объем их продаж достиг 41,4 млрд дол., увеличившись на 14% (табл. 4).

Таблица 4

Ведущие фармакотерапевтические группы по общему объему продаж в 2007 г. (IMS Health)

Место в рейтинге Фармакотерапевтическая группа Объем продаж, млрд дол.
1 Противоопухолевые препараты 41,4
2 Гиполипидемические средства 28,6
3 Средства для лечения заболеваний дыхательной системы 28,6
4 Ингибиторы протонного насоса 25,6
5 Противодиабетические средства 24,1
6 Антипсихотические средства 20,7
7 Антидепрессанты 19,7
8 Ингибиторы ангиотензина II 19,4
9 Антиэпилептические средства 15,2
10 Средства для лечения аутоиммунных болезней 13,3

Стабильно 1-е и 2-е места в мировом рейтинге по объемам продаж лекарственных средств в денежном выражении в 2007 г. заняли Lipitor/Липримар (аторвастатин) и Plavix/Плавикс (клопидогрел) соответственно (табл. 5).

Таблица 5

Самые продаваемые препараты рецептурной группы в  мире (IMS MIDAS, 2007)

Место в рейтинге Препарат (производитель) Объем продаж, млрд дол. (динамика, %)
1 Lipitor (Pfizer) 13,5 (–2,8)
2 Plavix (sanofi-aventis/BMS) 7,3 (20,5)
3 Nexium (AstraZeneca) 7,2 (5,3)
4 Seretide/Advair (GlaxoSmithKline) 7,1 (9,6)
5 Enbrel (Amgen/Wyeth) 5,3 (15,3)
6 Zyprexa (Lilly) 5,0 (1,9)
7 Rispedral (Janssen-Ortho) 4,9 (4,4)
8 Seroquel (AstraZeneca) 4,6 (16,2)
9 Singulair (Merck) 4,5 (14,7)
10 Aranesp (Amgen) 4,4 (–12,9)

Компания «Pfizer» в 2007 г. не только в очередной раз возглавила топ-50 ведущих компаний, но и стала лидером вложения инвестиций в научные исследования и разработку новых лекарственных средств (R&D) (8,1 млрд дол.) (табл. 6). Суммарные инвестиции всех 10 лидеров в эту сферу составили 56,8 млрд дол.

Таблица 6

Рейтинг 10 ведущих фармацевтических компаний по затратам на R&D в 2007 г. (Pharmaceutical Executive)

Место в рейтинге Компания Затраты на  R&D, млрд дол.
1 Pfizer 8,1
2 Roche 6,7
3 sanofi-aventis 6,6
4 Novartis 6,4
5 GlaxoSmithKline 6,4
6 Johnson&Johnson 5,3
7 AstraZeneca 5,1
8 Merck 4,9
9 Bayer 3,8
10 Eli Lilly 3,5

По версии «Science Careers» наилучшими работодателями в отрасли в 2007 г. стали (www.sciencecareers.org):

1. «Boehringer Ingelheim» (Германия);

2. «Genentech, Inc.» (США);

3. «Amgen» (США);

4. «Schering-Plough Corp.» (США);

5. «Genzyme Corp.» (США);

6. «Novartis» (Швейцария);

7. «DuPont» (США);

8. «Monsanto» (США);

9. «AstraZeneca» (Великобритания);

10. «Johnson&Johnson» (США);

11. «Eli Lilly» (США);

12. «GlaxoSmithKline» (Великобритания);

13. «Millennium Pharmaceuticals» (США);

14. «Merck&Co., Inc.» (США);

15. «Wyeth Pharmaceuticals» (США);

16. «Gilead» (США);

17. «Biogen Idec» (США);

18. «Roche Pharmaceuticals» (Швейцария);

19. «Abbott» (США);

20. «Bristol-Myers Squibb Company» (США).

При этом в качестве основных положительных характеристик этих компаний были названы инновационная направленность деятельности, предоставление социальных гарантий, взаимоуважение в коллективе.

Прошел 2007 г., запечатлев свои взлеты и падения… Но не за горами то время, когда мы станем свидетелями появления новых препаратов, которые коренным образом изменят лечение некоторых заболеваний, к примеру, онкологических. Тогда можно ожидать и серьезных изменений в списке ведущих рыночных игроков, где улучшат свои позиции специализирующиеся в некоторых сегментах биотехнологические инновационные компании. n

Татьяна Власюк

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?sergey@morion.ua

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті