Унылая пора — очей очарованье! Аптечные продажи в регионах Украины: итоги осени 2010г.

В мире поэзии осень зачастую ассоциируется с грустью и наступлением холодов. Известны многочисленные литературные творения, посвященные этому времени года. Недаром А.С. Пушкин увековечил образ осени в своем бессмертном стихотворении с одноименным названием. Для фармрынка, напротив, осень — самая горячая пора, наиболее динамичный период ввиду сезонного оживления на рынке аптечных продаж. В данной публикации мы рассмотрим аптечные продажи в региональном разрезе в данном временном промежутке. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research», а также Государственного комитета статистики Украины.

Унылая пора — очей очарованье! Аптечные продажи в регионах Украины: итоги осени 2010г.Напомним, что при проведении исследования использовались сведения об объеме аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для отображения данных в рисунках нами была выбрана сортировка областей по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении, за исключением данных о среднемесячной заработной плате в регионах Украины, полученных на сайте Государственного комитета статистики.

Фармрынок в целом

Жизнь отечественного фармацевтического рынка в последние годы была весьма бурной и насыщенной, причем события зачастую носили негативную окраску. В конце 2008 г. экономический кризис повлек за собой девальвацию национальной валюты и снижение реальной покупательной способности. Затем наметившиеся препятствия на пути развития фармрынка подкрепились многочисленными регуляторными инициативами. Ситуация на украинском фармрынке достигла апогея осенью 2009 г. в период общенациональной эпидемии гриппа, которая сопровождалась ажиотажными закупками лекарств. Тогда много препаратов было закуплено потребителями впрок, что замедлило реализацию фармпродукции в последующие месяцы. Рекордные показатели аптечных продаж в течение 2 нед (конец октября—начало ноября) 2009 г. значительно повлияли на осенние итоги рынка в целом, соответственно был сформирован завышенный базис для сравнения развития фармрынка в 2010 г. Тем не менее, если сопоставить объем аптечных продаж осенью 2009 и 2010 г., то в денежном выражении в целом по рынку отмечен прирост объема аптечных продаж — на 7%. Основным драйвером роста в этот период выступили лекарственные средства, объем аптечных продаж этой категории товаров «аптечной корзины» в денежном выражении увеличился на 9,3%. Объем розничной реализации биологически активных добавок (БАД) в денежном выражении осенью 2010 г. также превысил показатель за аналогичный период преды­дущего года (+0,7%), в то время как в сегментах косметики и изделий медицинского назначения (ИМН) была отмечена убыль по этому показателю.

В натуральном выражении объем аптечных продаж по всем категориям товаров «аптечной корзины» незначительно уменьшился по сравнению с сентябрем–ноябрем 2009 г. — на 2,3%. При этом объем розничной реализации лекарственных средств в упаковках практически не изменился по сравнению с итоговыми показателями осени 2009 г. Максимальная убыль аптечной реализации в натуральном выражении в этот период отмечена для сегмента косметики — -16%.

По итогам сентября–ноября 2010 г. объем аптечных продаж фармацевтической продукции составил 6,4 млрд грн. за 489,4 млн упаковок. В долларовом эквиваленте этот показатель достиг 813,8 млн дол. США.

Традиционно львиную долю общего объема аптечной реализации в деньгах и упаковках аккумулировали лекарственные средства — 85,5% и 64,3% соответственно. В абсолютном выражении объем аптечных продаж лекарственных средств в этот период составил 5,5 млрд грн. (696,0 млн дол.) за 314,9 млн упаковок.

Регионы

Традиционно максимальную долю на отечественном фармрынке в анализируемый период аккумулировала столица — 12,1% (рис. 1). Далее за ней следует Донецкая обл., удельный вес которой незначительно уступил Киеву и составил 11,3%. Как мы отмечали в предыдущих публикациях, посвященных региональному развитию аптечных продаж, этот регион является лидером по количеству реализованных упаковок товаров «аптечной корзины».

Рис. 1
 Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам сентября–ноября 2010 г.
Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам сентября–ноября 2010 г.

Вне зависимости от времени года традиционно в каждой области, как и в целом по рынку, максимальный вклад в общий объем аптечной реализации обеспечивают лекарственные средства. Долевое участие различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении во всех областях близко коррелирует с таковым в целом по рынку. Но есть и такие регионы, где доля лекарственных средств намного больше и даже превышает 90% или максимально приближена к этой отметке (например Николаевская и Сумская области и др.; табл. 1). Удельный вес таких сопутствующих категорий товаров «аптечной корзины», как БАД и ИМН, в структуре аптечных продаж в денежном выражении в регионах варьирует незначительно. Для косметики отмечают более существенный диапазон по этому показателю — от 1,4% (Сумская обл.) до 7,3% (Киев).

Таблица 1 Объем розничных продаж в регионах Украины по категориям товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам сентября–ноября 2010 г.
Регион ЛС ИМН* Косметика БАД
Млн грн. Доля категории, % Млн грн. Доля категории, % Млн грн. Доля категории, % Млн грн. Удельный вес категории, %
г. Киев 629,6 80,8 67,0 8,6 57,1 7,3 25,5 3,3
Донецкая обл. 620,4 85,0 59,2 8,1 28,3 3,9 22,3 3,1
Днепропетровская обл. 538,1 87,7 40,5 6,6 19,8 3,2 15,4 2,5
Харьковская обл. 358,9 84,0 37,1 8,7 19,8 4,6 11,2 2,6
Одесская обл. 330,0 82,3 30,9 7,7 28,2 7,0 12,1 3,0
Луганская обл. 272,1 85,8 32,0 10,1 6,1 1,9 6,8 2,1
АР Крым 272,7 87,0 24,8 7,9 9,0 2,9 6,9 2,2
Львовская обл. 258,7 84,9 24,9 8,2 13,2 4,3 8,0 2,6
Запорожская обл. 260,0 86,5 23,5 7,8 10,2 3,4 6,9 2,3
Киевская обл. 191,2 84,3 21,0 9,2 8,6 3,8 6,1 2,7
Полтавская обл. 154,2 87,7 13,7 7,8 4,2 2,4 3,6 2,1
Винницкая обл. 140,5 84,8 13,5 8,1 7,3 4,4 4,3 2,6
Херсонская обл. 131,5 88,7 8,9 6,0 4,2 2,8 3,7 2,5
Ивано-Франковская обл. 130,4 88,8 9,6 6,5 4,1 2,8 2,8 1,9
Житомирская обл. 128,7 87,9 11,1 7,6 3,6 2,4 3,1 2,1
Черкасская обл. 124,3 86,0 12,5 8,6 4,3 2,9 3,5 2,4
Хмельницкая обл. 115,5 89,5 7,4 5,8 3,2 2,5 2,9 2,3
Николаевская обл. 116,1 90,5 7,2 5,6 2,6 2,1 2,3 1,8
Ровенская обл. 107,6 85,4 10,9 8,7 4,7 3,7 2,8 2,2
Сумская обл. 106,3 91,6 6,9 5,9 1,6 1,4 1,2 1,0
Черниговская обл. 97,1 89,8 8,0 7,4 1,6 1,5 1,4 1,3
Черновицкая обл. 92,5 88,3 6,4 6,1 3,3 3,2 2,6 2,5
Кировоградская обл. 91,8 86,6 9,1 8,6 2,9 2,8 2,2 2,0
Волынская обл. 90,8 84,1 10,5 9,7 4,1 3,8 2,7 2,5
Тернопольская обл. 77,6 86,0 6,4 7,1 4,4 4,8 1,9 2,1
Закарпатская обл. 73,6 86,7 6,4 7,5 3,3 3,8 1,7 2,0
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые про­шли процедуру регистрации.

Более детально остановимся на анализе развития самого крупного сегмента отечественного розничного фармрынка — лекарственных средств. Столица неизменно опережает все другие регионы Украины по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, в то время как в упаковках по этому показателю лидирует Донецкая обл. (рис. 2, 3).

Рис. 2
 Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в сентябре–ноябре 2008–2010 гг.
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в сентябре–ноябре 2008–2010 гг.
Рис. 3
 Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в сентябре–ноябре 2008–2010 гг.
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в сентябре–ноябре 2008–2010 гг.

События осени 2009 г. напомнили о себе показателями снижения объема аптечных продаж лекарственных средств в нескольких областях осенью 2010 г. Причем анализ относительных показателей итогов развития отечественного розничного рынка лекарств в региональном разрезе осенью 2010 г. свидетельствует о географической неоднородности всплеска объема аптечных продаж в период эпидемии гриппа годом ранее. Лекарства приобретали впрок, создавая тем самым искусственный дефицит. Ажио­тажный спрос на препараты в то время в максимальной степени затронул столицу и некоторые западные области (например Закарпатская обл.). Нагнетание панической атмосферы в Киеве было обусловлено высокой плотностью населения (значительно превышающей этот показатель для других регионов Украины) и наличием большого количества мест массового скопления людей наряду с повышенной политизированностью данного региона. В этих условиях для киевлян особо остро стояла проблема профилактики вирусных инфекций, что сопровождалось приобретением многочисленных противовирусных лекарств и медицинских масок. В свою очередь, западные области считались очагом распространения инфекции. Восточные и южные области в наименьшей степени были подвержены аптечному буму, вызванному угрозой эпидемии.

Для Киева по итогам сентября–ноября 2010 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года отмечают убыль объема аптечных продаж лекарств в денежном и натуральном выражении — 4 и 12% соответственно. В Закарпатской обл. этот показатель составил -13% в денежном и -21% в натуральном выражении.

Однако невзирая на завышенный базис для сравнения, большинство регионов Украины продемонстрировало рост объема аптечных продаж лекарственных средств в исследуемый период по сравнению с сентябрем–ноябрем 2009 г. В 7 регионах (Днепропетровская, Одесская, Луганская, Херсонская, Ивано-Франковская, Ровенская и Черновицкая области) отмечают темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств, значительно опережающие среднерыночные, — более 20% в денежном выражении.

Важным фактором, влияющим на динамику украинского фармрынка в целом и в отдельных регионах в частности, наряду с количеством аптечных учреждений и плотностью проживающего населения, является уровень покупательной способности, определяющийся благосостоя­нием населения.

Индикатором финансового состояния населения страны является заработная плата, которая варьирует в региональном разрезе. Самый высокий уровень зарплаты в среднем на одного штатного сотрудника, согласно данным Государственного комитета статистики Украины, в январе–ноябре 2010 г. зафиксирован в столице — 3360 грн. (рис. 4). В анализируемый период для столицы отмечены минимальные среди всех регионов темпы прироста заработной платы относительно января–ноября 2009 г. — +7,9%. Замедление темпов прироста заработной платы киевлян наряду с завышенным базисом для сравнения из-за эпидемии свиного гриппа также негативно отразилось на развитии рынка аптечных продаж лекарственных средств в этом регионе в исследуемый период.

В то же время в областях Восточного региона — Донецкой и Днепропетровской — средняя заработная плата 1 сотрудника в январе–ноябре 2010 г. составила 2510 и 2345 грн. соответственно. В этих регионах, а также еще в 4 других (Луганская, Полтавская, Сумская и Черкасская области) отмечают максимальное увеличение заработной платы относительно января–ноября 2009 г. — более 20%.

В целом по Украине по итогам января–ноября 2010 г. прирост заработной платы по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года находился на уровне 17,5%. В абсолютном выражении среднемесячная заработная плата составила 2205 грн.

По итогам осени 2010 г. объем аптечных продаж фармацевтической продукции составил 6,4 млрд грн. за 489 млн упаковок

Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения в Украине в сентябре–ноябре 2010 г. составил в среднем около 120 грн. (рис. 5). Во всех без исключения регионах темпы прироста объема продаж лекарств на душу населения в денежном выражении в исследуемый период ниже, чем таковые за сентябрь–ноябрь 2009 г., что также в значительной степени является следствием событий осени 2009 г.

Рис. 4
 Среднемесячная заработная плата в регионах Украины в январе–ноябре 2009–2010 гг. с указанием прироста относительно аналогичного периода предыдущего года
Среднемесячная заработная плата в регионах Украины в январе–ноябре 2009–2010 гг. с указанием прироста относительно аналогичного периода предыдущего года
Рис. 5
 Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения в денежном выражении в регионах Украины по итогам сентября–ноября 2008–2010 гг. с указанием прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения в денежном выражении в регионах Украины по итогам сентября–ноября 2008–2010 гг. с указанием прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в целом по рынку аптечных продаж по итогам осени 2010 г. составила 17,5 грн., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 9,7%. В региональном разрезе этот показатель варьировал в диапазоне от 12,9 (Полтавская обл.) до 23,1 грн. (Киев; рис. 6). По сравнению с сентябрем–ноябрем 2009 г. максимальная убыль средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств была отмечена для Полтавской и Сумской областей (рис. 7), что было обусловлено значительным увеличением объе­ма реализации низкостоимостных препаратов в денежном выражении — на 32 и 42% соответственно. Смещение ценовой структуры в этих регионах в пользу менее дорого­стоящих препаратов было обусловлено опережающими темпами прироста объема аптечных продаж лекарств отечественного производства по сравнению с зарубежными (рис. 8, 9).

Если говорить о соотношении рецептурных и безрецептурных препаратов в общем объеме аптечных продаж лекарственных средств, то в сентябре–ноябре 2010 г. в целом по Украине оно осталось практически традиционным и составило соответственно 52:48 в денежном и 32:68 в натуральном выражении. В региональном разрезе структура аптечной реализации была схожей, хотя в Черниговской и Луганской областях доля рецептурных препаратов в денежном выражении превысила 60%.

Осенью 2010 г. практически во всех регионах сегмент препаратов украинского производства в структуре аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении продемонстрировал опережающие темпы прироста относительно импортных лекарств (см. рис. 8, 9). В натуральном выражении ситуация была менее однородной — в некоторых областях (например в Днепропетровской, Одесской, Херсонской областях) более высокие темпы прироста отмечены для сегмента лекарств зарубежного производства.

Следует сказать, что основной вклад в прирост объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении практически во всех областях был обес­печен сегментом препаратов низкостоимостной ниши.

Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе регионов Украины приблизительно одинакова. Так, максимальный объем выручки аптечных учреждений аккумулируют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». Топ-5 групп АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении также сформировали препараты групп R «Средства, действующие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему», C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и J «Противомикробные средства для системного применения». В анализируемый период в рамках этой топ-5 максимальные темпы прироста объе­ма аптечных продаж в денежном выражении по сравнению с сентябрем–ноябрем 2009 г. в большинстве регионов отмечают для препаратов группы С — в среднем на 20%.

Общеукраинский рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении возглавляет АКТОВЕГИН. В большинстве регионов Украины этот препарат также занимает 1-ю строчку (табл. 2). Вполне закономерно, что в осенний период в составе топ-5 брэндов лекарств по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве регионов Украины находится как минимум один представитель группы препаратов «cough&cold».

Рис. 6
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в разрезе зарубежного и отечественного производства, а также в целом по рынку в регионах Украины в сентябре–ноябре 2010 г.
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в разрезе зарубежного и отечественного производства, а также в целом по рынку в регионах Украины в сентябре–ноябре 2010 г.
Рис. 7
 Темпы прироста/убыли средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств в разрезе зарубежного и отечественного производства в регионах Украины в сентябре–ноябре 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г.
Темпы прироста/убыли средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств в разрезе зарубежного и отечественного производства в регионах Украины в сентябре–ноябре 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г.
Рис. 8
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в денежном выражении в регионах Украины по итогам сентября–ноября 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г.
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в денежном выражении в регионах Украины по итогам сентября–ноября 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г.
Рис. 9
Унылая пора — очей очарованье! Аптечные продажи в регионах Украины: итоги осени 2010г. Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении в регионах Украины по итогам сентября–ноября 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г.
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств зарубежного и отечественного производства в натуральном выражении в регионах Украины по итогам сентября–ноября 2010 г. относительно аналогичного периода 2009 г.
Таблица 2 Топ-5 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам Украины сентябре–ноябре 2010 г.
Регион 1 2 3 4 5
г. Киев АРБИДОЛ АКТОВЕГИН АМИЗОН ЭССЕНЦИАЛЕ ТРАУМЕЛЬ С
Донецкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ КОДТЕРПИН КАРДИОМАГНИЛ
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИЗОН АУГМЕНТИН КОДТЕРПИН
Харьковская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ ПРЕДУКТАЛ
Одесская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КОДТЕРПИН МИЛДРОНАТ АМИКСИН IC
АР Крым АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ФЕРВЕКС АМИЗОН
Луганская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭТИЛОВЫЙ СПИРТ ТУБЕРКУЛИН ЦЕРАКСОН
Запорожская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ КОДТЕРПИН АМИЗОН ЭССЕНЦИАЛЕ
Львовская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИЗОН ЛАЗОЛВАН ФАРМАЦИТРОН
Киевская обл. АКТОВЕГИН АМИЗОН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА АУГМЕНТИН
Полтавская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН АМИЗОН ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ
Винницкая обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ АМИЗОН ТРАУМЕЛЬ С ПРЕДУКТАЛ
Херсонская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН АМИЗОН МИЛДРОНАТ МУКОСАТ
Ивано-Франковская обл. АКТОВЕГИН ЛАЗОЛВАН ЭССЕНЦИАЛЕ ФАРМАЦИТРОН АУГМЕНТИН
Житомирская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД АКТОВЕГИН НО-ШПА СЕРЕТИД АМИЗОН
Черкасская обл. АКТОВЕГИН АМИЗОН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ ФЕРВЕКС
Николаевская обл. АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ АМИЗОН ЭССЕНЦИАЛЕ АРБИДОЛ
Хмельницкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИЗОН НАТРИЯ ХЛОРИД АРБИДОЛ
Ровенская обл. АКТОВЕГИН ТИОТРИАЗОЛИН АУГМЕНТИН АМИЗОН ЦЕФТРИАКСОН
Сумская обл. АКТОВЕГИН АМИЗОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРЕДУКТАЛ
Черниговская обл. МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИЗОН ЦЕФТРИАКСОН
Черновицкая обл. МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД КАРДИОМАГНИЛ НИМЕСИЛ КАНЕФРОН
Кировоградская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН АМИЗОН НАТРИЯ ХЛОРИД АРБИДОЛ
Волынская обл. АКТОВЕГИН КОЛДРЕКС НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ АМИЗОН
Тернопольская обл. АКТОВЕГИН АМИЗОН СТРЕПСИЛС АФЛУБИН НО-ШПА
Закарпатская обл. КОЛДРЕКС ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ
В целом по Украине АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ АМИЗОН МИЛДРОНАТ НО-ШПА

Итоги

Развитие каждого региона уникально. Динамика отечественного рынка аптечных продаж в каждом из них формируется с учетом многочисленных факторов, в том числе уровня благосостояния населения, демографической ситуации, активности операторов фармрынка и др. При этом, как показывает опыт 2009 г., значительное влияние на развитие фармрынка могут оказывать форс-мажорные обстоятельства, что было ярко продемонстрировано в октябре–ноябре 2009 г. в период эпидемии свиного гриппа. Так, в 2010 г. в некоторых регионах зафиксировано уменьшение объема продаж лекарственных средств на душу населения, что преимущественно было обусловлено значительным повышением этого показателя осенью 2009 г.

В 2010 г. отечественный розничный фармрынок демонстрировал стабильное уверенное развитие. В текущем году его операторам можно пожелать дальнейших рыночных успехов и отсутствия препятствий на пути их достижения!

Оксана Сергиенко, Анна Шибаева
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «Фармстандарт»/ «PharmXplorer» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +38 (044) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua.

Комментарии

Евгений 20.01.2011 9:50
Кто заметил в перечне лидирующих препаратов по продажам Кодтерпин, не задавал себе вопрос - почему? Да потому что 99,9% его продаж - это покупки наркоманами! Люди - это не нормально, что делаеться с нацией... Кодеин, который содержиться в препарате вообще нужно поставить на учет! Но другой вопрос - кому это выгодно...
Константин 21.03.2011 5:20
Луганская обл.по старинке "убивается" этиловым спиртом-кому ЭТО выгодно?

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи