Аптечный бизнес: сила многообразия. Инфраструктура аптечного рынка Украины

Украина — развивающийся фармрынок, с момента обретения независимости движущийся по тернистому пути становления. Сегодня о насыщении отечественного аптечного рынка говорить не приходится, так как несмотря на динамичность его развития насущная потребность населения в лекарствах стремительно повышается, что обусловлено старением нации в условиях демографического кризиса, ускорением ритма жизни, состоянием окружающей среды, распространением хронических заболеваний. Причем если вплоть до 2010 г. общее количество розничных торговых точек неуклонно увеличивалось, то в минувшем году наметилась тенденция к их сокращению ввиду значимого закрытия аптечных киосков. В настоящей публикации мы предлагаем читателям ознакомиться с текущей картиной аптечного рынка Украины и разобраться в ключевых тенденциях, определяющих его развитие. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», синдикативных баз данных AxiomaTM, а также Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Государственного комитета статистики Украины.

МЕТОДОЛОГИЯ

В этой публикации мы рассмотрим текущую ситуацию на аптечном рынке. Исследование базируется на данных о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г. Кроме того, использованы данные об аптечных продажах в Украине.

В основе этого анализа — информация об аптечных предприятиях (субъектах хозяйствования), имеющих лицензию на розничную торговлю. Причем мы также использовали понятие «аптечная сеть». Если аптечному предприятию можно дать совершенно четкое определение — оно представляет собой агломерат различных видов торговых точек, однозначно объединенных юридичес­ки, работающих по одной лицензии, то понятие аптечной сети более широкое. Аптечной сетью могут быть как отдельные аптечные предприятия (сети централизованного типа), так и их совокупность (сети холдингового типа), объединенная общим собственником или по ряду договорных параметров (цели, средства, брэнд и т.д.). По сути синонимом аптечного предприятия может считаться только аптечная сеть централизованного типа. Вместе с тем холдинговые аптечные сети могут состоять из нескольких десятков лицензиатов. По­этому аптечное предприятие и аптечная сеть — понятия близкие, но не идентичные.

Для того чтобы получить максимально структурированный анализ, в рамках этого исследования предусмотрено распределение торговых точек по различным параметрам в зависимости от:

  • географического расположения: вся территория Украины была условно разделена на 5 регионов (табл. 1);
  • величины населенного пункта: малые населенные пункты (<100 тыс. человек), средние города (100–700 тыс.), большие города (более 700 тыс.);
  • размера аптечного предприятия: одиночная торговая точка (которая является самостоятельным юридическим лицом и не владеет другими торговыми точками), малое (2–5 торговых точек), среднее (6–10 торговых точек), крупное (11–25 торговых точек), большое (26–50 торговых точек), мегасеть (более 50 торговых точек);
  • географического охвата аптечного предприя­тия: локальные (1 область), региональные (1 регион), мультирегиональные (не менее 5 областей в не менее чем 2 регионах), национальные (все регионы).
Таблица 1 Региональное распределение
Регион Области
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская
Восточный Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская
Южный АР Крым (в том числе Севастополь), Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская
Киев представлен как самостоятельная административная единица

ИНФРАСТРУКТУРА аптечного рынка

Общий объем аптечных продаж в Украине по итогам 2010 г. составил 23,5 млрд грн. В этом объеме львиную долю аккумулируют аптеки — 78%, киоски и пункты — 8 и 14% соответственно (рис. 1). Средний выторг на 1 торговую точку в целом по Украине по итогам 2010 г. составил 1084 тыс. грн. в год. В разрезе различных типов торговых точек этот показатель максимален для аптек — 1449 тыс. грн. по итогам 2010 г., для аптечных киосков и пунктов он почти втрое меньше — 506 и 608 тыс. грн. соответственно (рис. 2).

Региональные особенности отразились в долевом распределении аптечной выручки между различными типами торговых точек. Удельный вес аптек в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении повсеместно колеблется в диапазоне 65–87%, соответственно, остальная часть выручки от аптечной реализации обеспечивается в различном соотношении аптечными киос­ками и пунктами (рис. 3). Причем практически во всех областях Украины удельный вес аптечных пунктов в общем объеме аптечной выручки превышает таковой для киосков, за исключением Днепропетровской, Харьковской и Киевской областей, где эти два типа торговых точек представлены почти в равных долях.

Рис. 1
Удельный вес различных типов торговых точек в общем объе­ме розничной реализации в денежном выражении по итогам 2010 г.
Удельный вес различных типов торговых точек в общем объе­ме розничной реализации в денежном выражении по итогам 2010 г.
Рис. 2
Средний выторг за 2010 г. на 1 торговую точку в разрезе их типов
Средний выторг за 2010 г. на 1 торговую точку в разрезе их типов
Рис. 3
Удельный вес различных типов торговых точек в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении в разрезе регионов по итогам 2010 г.
Удельный вес различных типов торговых точек в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении в разрезе регионов по итогам 2010 г.

Общее количество аптечных сетей, действующих на территории Украины, по состоянию на 01.01.2011 г. составило 5583, а общее количество торговых точек, на которые распространяется действие этих лицензий на розничную торговлю лекарственными средствами (за вычетом расформированных и прекративших свою деятельность), — 21 671. Этот показатель может отличаться на 200–300 торговых точек в течение 1 мес, однако уточненные данные по этому показателю находят свое отражение в рамках постоянно действующего проекта синдикативных баз данных AxiomaTM.

В разрезе различных типов торговых точек по состоянию на 01.01.2011 г. генеральная совокупность аптек осталась почти неизменной по сравнению с предыдущим годом — 12 715, для аптечных пунктов отмечено снижение этого показателя почти на 4% до 5250 торговых точек. Количество аптечных киосков в анализируемый период уменьшилось более значительно — на 25% по сравнению с предыдущим годом до 3706.

Бизнес есть бизнес. В рыночных условиях наблюдается естественный прирост удельного веса аптек в общем количестве розничных торговых точек в Украине (рис. 4). Это неудивительно ввиду того, что они аккумулируют львиную долю розничного товаро­оборота.

Конкурентоспособность мелких форматов на фоне «плодотворных» аптек вызывает сомнение. При этом если долевое участие аптечных пунктов в структуре розничных торговых точек остается сравнительно стабильным, то аптечные киоски планомерно теряют привлекательность как форма малого бизнеса на аптечном рынке. За последние 3 года удельный вес аптечных киосков продемонстрировал крутое пике — с 25 до 17%. Это обусловлено, прежде всего, жестким ограничением по реализации рецептурной продукции в аптечных киосках в рамках действующего лицензионного законодательства, что соответствующим образом негативно сказывается на выручке этих розничных торговых точек. Рецептурная продукция составляет около половины общего объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении, то есть аптечные киоски лишены половины потенциального выторга торговых точек.

Таким образом, происходит коренная реорганизация состава аптечных сетей в целях поддержания оптимального баланса — количественная оптимизация торговых точек путем закрытия аптечных киосков, теряющих свою конкурентоспособность.

Общеукраинская тенденция к закрытию аптечных киосков отмечена во всех без исключения регионах Украины (рис. 5). Причем наиболее активно волна закрытия киосков прокатилась в Киеве и Южном регионе, где был закрыт каждый третий киоск, в то время как в других регионах — каждый четвертый. По состоянию на 01.01.2011 г. удельный вес аптечных киосков в структуре торговых точек во всех регионах Украины достиг 16–19%, за исключением Киева, где этот показатель минимальный — 12%. Кроме того, в Киеве также самый низкий удельный вес аптечных пунк­тов — около 20% — по сравнению с другими регионами, где их доля составляет 24–25%. Соответственно, в структуре столичного аптечного рынка самая высокая концентрация аптек, доля которых составляет 69% (табл. 2).

Рис. 4
Удельный вес различных типов торговых точек в целом по Украине по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.
Удельный вес различных типов торговых точек в целом по Украине по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.
Рис. 5
Структура аптечного рынка в разрезе различных типов торговых точек и регионов Украины по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.
Структура аптечного рынка в разрезе различных типов торговых точек и регионов Украины по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.
Таблица 2 Количество аптек, аптечных киосков и пунктов в разрезе областей Украины, АР Крым и Киева по состоянию на 01.01.2011 г.
Область/регион Количество ТТ Доля, %
Аптека Аптечный киоск Аптечный пункт Всего в Украине
Аптека Аптечный киоск Аптечный пункт Всего
Украина
Всего 12715 3706 5250 21671 58,7 17,1 24,2
Восточный регион
Днепропетровская 1105 320 386 1811 61,0 17,7 21,3 8,4
Донецкая 945 315 476 1736 54,4 18,1 27,4 8,0
Луганская 716 147 343 1206 59,4 12,2 28,4 5,6
Харьковская 773 277 241 1291 59,9 21,5 18,7 6,0
Всего 3539 1059 1446 6044 58,6 17,5 23,9 27,9
Западный регион
Волынская 211 77 171 459 46,0 16,8 37,3 2,1
Закарпатская 432 108 120 660 65,5 16,4 18,2 3,0
Ивано-Франковская 447 122 169 738 60,6 16,5 22,9 3,4
Львовская 745 172 256 1173 63,5 14,7 21,8 5,4
Ровенская 260 40 111 411 63,3 9,7 27,0 1,9
Тернопольская 313 94 115 522 60,0 18,0 22,0 2,4
Хмельницкая 374 156 150 680 55,0 22,9 22,1 3,1
Черновицкая 238 14 129 381 62,5 3,7 33,9 1,8
Всего 3020 783 1221 5024 60,1 15,6 24,3 23,2
Киев
Всего 873 149 248 1270 68,7 11,7 19,5 5,9
Центральный регион
Винницкая 460 202 176 838 54,9 24,1 21,0 3,9
Житомирская 303 98 147 548 55,3 17,9 26,8 2,5
Киевская 468 143 141 752 62,2 19,0 18,8 3,5
Кировоградская 234 103 177 514 45,5 20,0 34,4 2,4
Полтавская 398 127 153 678 58,7 18,7 22,6 3,1
Сумская 310 69 132 511 60,7 13,5 25,8 2,4
Черкасская 399 110 160 669 59,6 16,4 23,9 3,1
Черниговская 243 36 161 440 55,2 8,2 36,6 2,0
Всего 2815 888 1247 4950 56,9 17,9 25,2 22,8
Южный регион
АР Крым 595 192 259 1046 56,9 18,4 24,8 4,8
Запорожская 569 129 241 939 60,6 13,7 25,7 4,3
Николаевская 321 79 165 565 56,8 14,0 29,2 2,6
Одесская 696 345 294 1335 52,1 25,8 22,0 6,2
Херсонская 287 82 129 498 57,6 16,5 25,9 2,3
Всего 2468 827 1088 4383 56,3 18,9 24,8 20,2

В среднем в нашей стране по состоянию на 01.01.2011 г. на 1 аптечное учреждение приходилось 2112 жителей. Максимальная обеспеченность аптечными учреждениями в расчете на душу населения в этот период отмечена для Южного региона — 1 торговая точка на 2046 человек, в частности, лидирует по этому показателю Одесская обл. — на 1 торговую точку приходится 1789 человек (рис. 6). В других регионах этот показатель в среднем составляет 2100–2180.

Экономическая эффективность аптечного ритейла в разрезе областей Украины значительно варьирует. Если сопоставить удельный вес областей в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении и количестве торговых точек, то их распределение весьма неоднородно. Так, столичные аптечные предприятия аккумулируют около 13% аптечной выручки и 6% общего количества торговых точек страны (рис. 7). При этом важно понимать, что за место под солнцем необходимо побороться, так как конкурентная среда мегаполисов всегда достаточно агрессивна. Другим областям за столицей не угнаться по соотношению удельного веса аптечной выручки и торговых точек. При этом сравнительно высокая экономическая эффективность отмечена для восточных областей, в частности, Донецкой, Харьковской и Днепропетровской.

Аналогичная ситуация наблюдается и Южном регионе, в частности, в  АР Крым и Запорожской обл. отмечено превышение их удельного веса по объему аптечной выручки над таковым из расчета количества торговых точек.

По состоянию на 01.01.2011 г. основным драйвером аптечного рынка по темпам прироста количества торговых точек выступал частный сегмент — частные предприниматели (ЧП). Удельный вес торговых точек, находящихся в частных руках, в структуре аптечного рынка Украины неуклонно возрастал из года в год и к началу 2011 г. достиг 24%, то есть каждая четвертая торговая точка (рис. 8).

Рис. 6
Обеспеченность населения аптечными учреждениями в разрезе областей Украины, АР Крым и Киева по состоянию на 01.01.2011 г.
Обеспеченность населения аптечными учреждениями в разрезе областей Украины, АР Крым и Киева по состоянию на 01.01.2011 г.
Рис. 7
Долевое распределение регионов Украины по количеству торговых точек по состоянию на 01.01.2011 г. и объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2010 г.
Долевое распределение регионов Украины по количеству торговых точек по состоянию на 01.01.2011 г. и объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2010 г.
Рис. 8
Динамика удельного веса торговых точек, принадлежащих ЧП, по состоянию на 01.01.2006—01.01.2011 гг.
Динамика удельного веса торговых точек, принадлежащих ЧП, по состоянию на 01.01.2006—01.01.2011 гг.

Такая форма хозяйствования представлялась весьма привлекательной с точки зрения налогообложения. В 2011 г. ситуация приобрела неожиданный поворот — был принят новый налоговый кодекс. Однако те его положения, которые касаются ЧП, в настоящее время находятся на стадии обсуждения, то есть пока вопрос дальнейшей деятельности предприятий такой формы хозяйствования остается открытым.

В региональном разрезе активность частников значительно варьирует. Западный регион Украины является благодатным пристанищем для аптечных предприятий этой формы собственности — в некоторых областях этого региона удельный вес торговых точек, принадлежащих ЧП, достигает половины от общего количества (рис. 9). В Центральном и Южном регио­нах по этому показателю выделяются Сумская и Николаевская области соответственно. В Восточном регионе долевое участие ЧП в структуре торговых точек колеблется в диапазоне 15–23%. А в Киеве отмечено их минимальное представительство — около 3%. По состоянию на 01.01.2011 г. удельный вес торговых точек, находящихся в руках частников, увеличился почти во всех областях Украины по сравнению с предыдущим годом, за исключением Хмельницкой, Черновицкой и Черкасской областей.

В разрезе типов населенных пунктов отличие структуры торговых точек, принадлежащих ЧП, и в целом по рынку заключается, прежде всего, в том, что в первом случае преимущественно предпочтение отдается некрупным населенным пунктам, а во втором, напротив, более выражена тяга к крупным населенным пунктам (рис. 10).

Распределение количества аптечных сетей в зависимости от размера аптечного предприятия свидетельствует о превалировании в общей структуре аптечного рынка Украины аптечных сетей, имею­щих в составе до 10 торговых точек (рис. 11).

Рис. 9
Удельный вес торговых точек, принадлежащих ЧП, в разрезе регионов Украины, по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.
Удельный вес торговых точек, принадлежащих ЧП, в разрезе регионов Украины, по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.
Рис. 10
Структура торговых точек, принадлежащих ЧП, и в целом по рынку в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.01.2011 г.
Структура торговых точек, принадлежащих ЧП, и в целом по рынку в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.01.2011 г.
Рис. 11
Распределение количества аптечных сетей в зависимости от размера аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2011 г.
Распределение количества аптечных сетей в зависимости от размера аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2011 г.

По состоянию на 01.01.2011 г. было отмечено увеличение удельного веса аптечных сетей среди одиночных торговых точек и мегасетей по сравнению с предыдущим годом, для больших сетей этот показатель остался неизменным, а для малых, средних и крупных сетей уменьшился (рис. 12). В абсолютных величинах для всех типов аптечных предприятий, за исключением мегасетей, была характерна отрицательная динамика по количеству аптечных сетей по сравнению с предыдущим годом. При этом в анализируе­мый период в числе мегасетей появилось 4 новых лицензиата, что является подтверждением усиления процессов укрупнения аптечного бизнеса.

Большинство торговых точек сосредоточено в руках некрупных аптечных предприятий (имеющих до 10 торговых точек) и мегакластера (рис. 13 и 14). В частности, почти треть всех торговых точек относится к малым аптечным предприятиям (2–5 торговых точек), а 20% — к мегасетям. В анализируемый период по сравнению с предыдущим годом удельный вес торговых точек, относящихся к мегакластеру, увеличился на 3% за счет соответствующего сокращения такового в сегменте малых и средних аптечных сетей.

Рис. 12
Удельный вес аптечных сетей в разрезе размеров аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.
Удельный вес аптечных сетей в разрезе размеров аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.
Рис. 13
Распределение количества торговых точек в зависимости от размера аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2011 г.
Распределение количества торговых точек в зависимости от размера аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2011 г.
Рис. 14
Удельный вес торговых точек в разрезе размеров аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.
Удельный вес торговых точек в разрезе размеров аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2009 г., 01.01.2010 г. и 01.01.2011 г.

В структуре практически всех типов аптечных предприятий превалируют малые населенные пункты, за исключением больших сетей, которые минимально в них представлены (рис. 15). Между размером аптечных предприятий и населенных пунктов, в которых они представлены, наблюдается прямая зависимость — чем меньше населенный пункт, тем он доступней для некрупных аптечных предприятий, в частности, с точки зрения менее агрессивной конкурентной среды по сравнению с мегаполисами. По сравнению с предыдущим годом в малых населенных пунктах крупные аптечные предприятия в некоторой степени уступили место более мелким, усилив при этом свое присутствие в средних и больших городах.

Львиная доля торговых точек и аптечных сетей представлена локальными аптечными сетями (рис. 16). В числе субъектов хозяйствования мультирегио­нальные и национальные аптечные сети можно пересчитать по пальцам — их количество по состоянию на 01.01.2011 г. составило 13 и 4 соответственно, а в их состав суммарно входит лишь 5% общего количества торговых точек в Украине.

Рис. 15
Удельный вес различных типов аптечных предприятий в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.01.2011 г.
Удельный вес различных типов аптечных предприятий в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.01.2011 г.
Рис. 16
Аптечный бизнес: сила многообразия. Инфраструктура аптечного рынка Украины
Структура торговых точек и аптечных сетей в зависимости от географического охвата аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2011 г.

Масштаб аптечной сети с точки зрения географического охвата предполагает определенную специфику работы. Локальные и региональные сети выигрывают благодаря знанию особенностей местного рынка, то есть «знают всю кухню» изнутри. При этом в основе успеха крупных игроков рынка — эффект масштаба и, как следствие, — конкурентоспособные цены и широкий ассортимент.

Переходя на «личности», рейтинг аптечных сетей по количеству торговых точек в целом по Украи­не по состоянию на 01.01.2011 г. возглавила Луганская «Фармация» (табл. 3). На 2-м и 3-м местах расположились «Украинский аптечный холдинг» и «Полтавафарм» соответственно. Суммарно эта топ-3 аптечных сетей по состоянию на 01.01.2011 г. аккумулировала удельный вес в размере 5,3% общего количества торговых точек в Украине, для сравнения годом ранее этот показатель составлял 4,6% (рис. 17). Суммарный удельный вес аптечных сетей, занимающих 4–10-е место данного рейтинга, также в этот период несколько увеличился — с 5,6 до 6%. Незначительное усиление концентрации также отмечено в сегменте золотой середины — аптечных сетей, занимающих 10–50-ю позицию, за счет соответствующего сокращения рыночной доли мелких игроков. Топ-100 аптечных сетей суммарно аккумулирует удельный вес всего 29,5% по количеству торговых точек.

Таблица 3 Топ-10 аптечных сетей по количеству торговых точек по состоянию на 01.01.2011 г.

п/п
Аптечная сеть
1 Фармация (Луганск)
2 Украинский аптечный холдинг (Донецк)
3 Полтавафарм (Рассошенцы)
4 Мед-Сервис (Днепропетровск)
5 Фармация (Одесса)
6 Фармация (Днепропетровск)
7 Фалби (Киев)
8 Фармация (Киев)
9 Эдельвейс (Львов)
10 Лики Кировоградщины (Кировоград)
Рис. 17
Распределение аптечных сетей по позициям в рейтинге по количеству торговых точек с указанием удельного веса по итогам 2010 г. в целом по Украине
Распределение аптечных сетей по позициям в рейтинге по количеству торговых точек с указанием удельного веса по итогам 2010 г. в целом по Украине

Итак, сегодня ритейл остается самым фрагментированным сегментом на украинском фармрынке, однако наметились некоторые подвижки в направлении укрупнения аптечного бизнеса.

Лидером в общеукраинском рейтинге среди аптечных сетей по объему розничного товаро­оборота по итогам 2010 г. является «Мед-Сервис групп» (табл. 4). Топ-3 данного рейтинга также сформировали Луганская «Фармация» и «Украинский аптечный холдинг» (Донецк). Отметим, что первая десятка аптечных сетей по количеству торговых точек и объему аптечной выручки не идентична, что является наглядным подтверждением постулата о том, что количество/размер — не главное.

Таблица 4 Топ-10 аптечных сетей по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2010 г.

п/п
Аптечная сеть
1 Мед-Сервис (Днепропетровск)
2 Фармация (Луганск)
3 Украинский аптечный холдинг (Донецк)
4 Арника (Донецк)
5 Фармастор (Киев)
6 Фалби (Киев)
7 Фармация (Киев)
8 Донбасс-Фармация-Трейдинг (Донецк)
9 Руан (Новомосковск)
10 Фирма Виста (Симферополь)

По объему товарооборота уровень консолидации в сегменте ритейла выше по сравнению с таковым по количественному критерию. Так, доля топ-3 аптечных сетей по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2010 г. составила 7% (рис. 18). При этом доля топ-100 аптечных сетей составляет 53% общего объема аптечных продаж в денежном выражении в Украине.

В региональном разрезе концентрация рыночных сил в сегменте ритейла весьма неоднородна. В частности, если в целом по стране уровень консолидации низкий — рыночная доля даже крупнейших аптечных сетей в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении не превышает 3%, то в некоторых регионах ситуа­ция абсолютно другая. В некоторых областях сильные местные игроки удерживают в своих руках львиную долю рынка. Так, в Волынской обл. топ-3 аптечных сетей суммарно аккумулируют 64% (!) объема аптечной выручки области (рис. 19). Менее консолидирован аптечный ритейл во Львовской обл. и Киеве, тем не менее ведущие локальные аптечные сети обладают более значительной рыночной силой по сравнению с общенациональным уровнем (рис. 20, 21).

Рис. 18
Распределение объема аптечных продаж в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей* с указанием удельного веса по итогам 2010 г. в целом по Украине
Распределение объема аптечных продаж в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей* с указанием удельного веса по итогам 2010 г. в целом по Украине
Рис. 19
Распределение объема аптечных продаж* в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей с указанием удельного веса по итогам 2010 г. в Волынской обл.
Распределение объема аптечных продаж* в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей с указанием удельного веса по итогам 2010 г. в Волынской обл.
Рис. 20
Распределение объема аптечных продаж* в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей с указанием удельного веса по итогам 2010 г. во Львовской обл.
Распределение объема аптечных продаж* в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей с указанием удельного веса по итогам 2010 г. во Львовской обл.
Рис. 21
Распределение объема аптечных продаж* в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей с указанием удельного веса по итогам 2010 г. в Киеве
Распределение объема аптечных продаж* в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей с указанием удельного веса по итогам 2010 г. в Киеве

ИТОГИ

Сила украинского аптечного ритейла — в многообразии форм хозяйствования, подкрепленном региональными особенностями. В настоящее время аптечный ритейл остае­тся самым фрагментированным сегментом отечественного фармрынка. Удельный вес даже крупнейших аптечных сетей в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении не превышает 3%.

Каковы вероятные перспективы изменения инфраструктуры украинского аптечного рынка вследствие закрытия аптечных киосков? Аптечный бизнес был, есть и будет, так как люди всегда болеют, а по мере ухудшения окружающей среды, ускорения ритма жизни, старения нации в условиях демографического кризиса, потребность в обеспечении населения лекарственными средствами будет лишь возрастать. Можно предположить, что в дальнейшем продолжатся процессы реструктуризации аптечного бизнеса за счет формирования оптимального с точки зрения экономической эффективности соотношения различных форматов торговых точек, также будет происходить укрупнение сетей.

Итак, украинский рынок аптечного ритейла пока остается неконсолидированным, однако уже намечается тенденция к укрупнению бизнеса. Сила украинского аптечного ритейла — в его многообразии, хотя бизнес-модели национальных и локальных операторов разнятся, они хорошо адаптируются к региональным особенностям фармацевтического рынка.

Анна Шибаева

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи