Аналитический календарь. Аллергия! Как быть?

Пожалуй, сегодня аллергию можно назвать одной из самых широко распространенных болезней в мире. После холодного времени года, с наступлением тепла свежий воздух наполняется пьянящими ароматами оживающих растений. Для многих приход этой прекрасной поры года представляет серьезную опасность. На пробуждение природы человеческий организм может откликаться болезненной реакцией — различными признаками воспаления. Прежде всего страдают слизистые оболочки глаз и дыхательных путей. Появляются насморк, слезотечение, чихание, кашель и одышка (даже приступы астмы). Также могут возникнуть кожная сыпь, головная боль и расстройство пищеварения. Виновник этого болезненного состояния — пыльца многих растений. В предыдущем номере «Еженедельника АПТЕКА» мы пообещали читателям рассказать о закономерностях развития аптечных продаж препаратов группы R06A «Антигистаминные средства для системного применения». Спешим, как говорится, ответить за свои слова и занять несколько минут Вашего времени для предоставления полезной и интересной информации. Традиционно материал базируется на данных системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

АНТИГИСТАМИННЫЕ
ПРЕПАРАТЫ

Несколько слов о группе препаратов, применяемых при аллергии. Антигистаминные ЛС препятствуют действию гистамина, основного вещества, продуцируемого в организме при аллергической реакции (виновника симптомов этого заболевания). Препараты этой группы главным образом применяют в лечении аллергических ринитов и кожных проявлений аллергии.

Ни для кого не секрет, что сегодня существует два поколения антигистаминных препаратов. Для антигистаминов первого поколения характерно то, что их прием вызывает сонливость. Антигистамины второго поколения (или новые антигистаминные средства) не проявляют седативного эффекта.

Причин, вызывающих аллергию, множество: домашние животные, бытовая пыль, пыльца растений, укусы насекомых, пищевая, лекарственная аллергия, аллергия на солнце. Более подробно мы остановимся на ЛС, применяемых при аллергии, которую вызывает пыльца различных растений.

РЕАЛИЗАЦИЯ В АПТЕКАХ

По итогам I кв. 2009 г. аптечными учреждениями было реализовано препаратов группы R06A «Антигистаминные средства для системного применения» на сумму 44,9 млн грн., что на 26,7% больше, чем в аналогичный период 2008 г. Помесячная динамика объема аптечных продаж свидетельствует, что с начала года продажи препаратов этой группы планомерно увеличиваются. Пик же продаж ЛС группы R06A в 2007–2008 гг. приходился на август (рис. 1).

Рис. 1

Рис. 1 Динамика объема продаж группы препаратов R06A «Антигистаминные средства для системного применения» в денежном выражении в январе–декабре 2007–2008 гг., а также в январе–марте 2009 г.

Благодаря недельным данным системы исследования рынка «Фармстандарт» мы можем более подробно изучить закономерности и тенденции развития объема продаж этой группы препаратов (как и любой другой). Первый всплеск аптечных продаж отмечают на 22-й и 23-й неделях 2007 и 2008 г. (июнь; рис. 2). Далее объем выручки аптечных учреждений от реализации препаратов группы R06A несколько уменьшался. Следующие верхушки на графике — 30-я и 34-я недели (конец июля и август 2008 г.).

Рис. 2

Рис. 2 Динамика объема продаж ЛС группы R06A «Антигистаминные средства для системного применения» в денежном выражении в 1–52-ю недели 2007–2008 гг. и в 1–16-ю недели 2009 г.

Что же цветет в эти периоды и вызывает всплеск продаж препаратов группы R06A? Как известно, на просторах интернета можно найти много чего интересного. На одном из сайтов (www.hippocrat.com.ua) мы позаимствовали календарь цветения аллергенных растений в Украине для того, чтобы наш читатель мог более наглядно увидеть, когда атакует аллергия (табл. 1).

Как оказалось, июнь — это период максимальной концентрации пыльцы в воздухе таких растений, как дуб, пырей, ясень, липа, сосна, тимофеевка, осина. Кроме того, в этом месяце в воздухе парит пыльца других растений, вызывающих аллергию.

Если взглянуть на недельную динамику объема продаж группы R06A за 2007 и 2008 г., то пик их продаж в эти годы различается примерно на неделю (рис. 2). Возникает вполне логичный вопрос: чем это обусловлено? Выяснилось, что из-за жары в 2008 г. сезон цветения сорных трав, к числу которых относится амброзия, начался на 2 нед раньше обычного. Соответственно, и период выявления пыльцы в воздухе также отмечали раньше. Таким образом, в конце июля 2008 г. (30-я неделя) в воздухе уже выявляли пыльцу амброзии, а уже в августе — ее максимальную концентрацию.

По итогам I кв. 2009 г. потребителей от аллергии спасали препараты, представленные в табл. 2.

Таблица 2 Топ-лист брэндов ЛС группы R06A «Антигистаминные средства для системного применения» по объемам продаж в денежном выражении в I кв. 2009 г. с указанием позиций в рейтинге за аналогичный период 2007–2008 гг.

Брэнд

№ п/п, год

2009

2008

2007

СУПРАСТИН

1

1

1

ЭРИУС

2

5

6

ДОНОРМИЛ

3

2

4

КЛАРИТИН

4

4

3

ЛОРАТАДИН

5

3

2

ДИАЗОЛИН

6

6

5

ЦЕТРИН

7

7

7

СОНДОКС

8

9

14

ТАВЕГИЛ

9

11

8

ЗОДАК

10

8

16

ДРУГИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

Хотелось бы обратить внимание читателей на некую закономерность развития одного из брэндов ЛС, входящих в состав группы N02B A «Салициловая кислота и ее производные».

Помесячная динамика объема продаж этой группы препаратов в денежном выражении в течение первых 5 мес 2008 г. развивалась планомерно (рис. 3). В июне этого года отмечали незначительное увеличение объема продаж, в июле эта тенденция продолжилась, а уже в августе был зафиксирован пик аптечной реализации ЛС этой группы. Далее в осенние месяцы развитие продаж затихло, и в декабре вновь был отмечен рост. И если в декабре всплеск продаж обусловлен периодом респираторных заболеваний, то чем объяснить его в июле и августе?

Рис. 3

Рис. 3 Динамика объема продаж группы препаратов N02B А «Салициловая кислота и ее производные» в денежном выражении в январе–декабре 2007–2008 гг., а также в январе–марте 2009 г.

Напомним, что в эту группу препаратов входит такой всем хорошо известный брэнд ЛС, как АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА. Динамика объема аптечных продаж этого брэнда ЛС коррелирует с летней тенденцией увеличения объема аптечных продаж группы N02B A. Так, в августе 2007–2008 гг. для этого брэнда отмечают пик аптечных продаж (рис. 4).

Рис. 4

Рис. 4 Динамика объема аптечных продаж АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ в денежном выражении в январе–декабре 2007–2008 гг., а также в январе–марте 2009 г.

Поверить в то, что в летнее время года, а именно в период отпусков, люди болеют и принимают АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВУЮ КИСЛОТУ, очень сложно. Конечно, мы можем сделать поправку на существование такого факта, как адаптация человеческого организма к смене климата, — может возникнуть жар и повыситься температура тела по приезде на море (во время отпуска). Однако столь значимого увеличения объема продаж АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ это не обеспечит. С какой же целью потребители покупают в аптеках этот препарат в летнее время года?

Общеизвестно, что в это время года искусные хранительницы домашнего очага — хозяйки — начинают активно заботиться о запасе овощей и фруктов на зиму. Делается это традиционным способом — путем консервации. Изучив более подробно различные рецепты консервации, мы увидели рекомендации об использовании АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ. Ее наличие снижает возможность брожения консервированных овощей и фруктов и позволяет увеличить срок хранения таковых на несколько месяцев дольше. Таким образом, в летнее время года, с одной стороны, отмечают всплеск продаж АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВОЙ КИСЛОТЫ, а с другой — активный период консервации. В будущем мы еще раз уделим внимание развитию продаж этого брэнда.

P.S.

Итак, сезон цветов и ароматов уже начался, однако его пик впереди. Первое обострение аллергии к сложноцветковым растениям приходится на май–июнь, когда в воздухе концентрируется пыльца различных растений. Благодаря недельным данным мы проанализировали динамику объема продаж ЛС группы R06A и отметили закономерности ее развития. Можно спрогнозировать, что тенденция развития этой группы препаратов в летний сезон 2007–2008 гг. вполне очевидно повторится в текущем году и объем выручки аптечных учреждений от реализации препаратов группы R06A будет увеличиваться. Поэтому необходимо заранее позаботиться о наличии таковых в ее ассортименте. В одном из следующих номеров «Еженедельника АПТЕКА» мы поговорим о развитии средств, применяемых при алкогольной зависимости. До скорых встреч!

Оксана Сергиенко

Более подробная информация ждет читателя на сайте www.pharmstandart.com.ua
По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті