Продажи — главное, а для этого нужно участие! Аптечные продажи в Украине: итоги января–августа 2011 г.

На украинском фармрынке синонимом слова «победа» в условиях жесткой конкурентной борьбы являются эффективные продажи, которые достигаются за счет активности участников рынка, в частности в сфере продвижения своей продукции. В настоящей публикации речь пойдет о том, каких успехов добились операторы отечественного фармрынка на поприще аптечных продаж. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

Сегодня аптечный ассортимент выходит за рамки реализации лекарственных средств. Однако рынок нелекарственной продукции находится на этапе формирования и далек от насыщения. Дальнейшие перспективы развития этого сегмента зависят как от инициативы операторов рынка в сфере продвижения этих категорий товаров «аптечной корзины», так и от формирования соответствующих потребительских предпочтений.

Украинский розничный фармрынок в денежном выражении демонстрирует перманентно высокую динамику, измеряющуюся двузначными темпами прироста. При этом физический объе­м потребления товаров «аптечной корзины» наращивается с несколько меньшим энтузиазмом, оправляясь после кризисного удара 2008–2009 гг.

По итогам 8 мес 2011 г. общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 17,3 млрд грн. за 1,2 млрд упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 17,8% в денежном и 1,4% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте этот показатель увеличился на 17,5% до 2,2 млрд дол. США.

Львиную долю аптечных продаж традицион­но аккумулируют лекарственные средства, в анализируемый период их удельный вес составил 85% в денежном и 63% в натуральном выражении (рис. 1). Следует отметить, что в течение последних 2 лет по итогам января–августа доля ИМН, косметики и диетических добавок (ранее — БАД) в общем объе­ме аптечного рынка Украины сократилась в денежном выражении. При этом в натуральном выражении эта тенденция характерна только для ИМН, в то время как удельный вес косметики и диетических добавок остается стабильным.

Рис. 1
Структура аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг.
Структура аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг.

В текущем году по итогам 8 мес опережаю­щая рыночная динамика развития в денежном выражении отмечена для сегмента лекарственных средств — 19,8% (рис. 2). Также двузначные темпы прироста аптечных продаж в денежном выражении в этот период продемонстрировали сегменты изделий медицинского назначения (ИМН) и диетических добавок. Убыль по этому показателю в этот период была отмечена для косметики. Динамика количества реализованных упаковок в анализируемый период была положительной в сегментах лекарственных средств и диетических добавок, в то время как объем аптечных продаж ИМН и косметики в натуральном выражении уменьшился по сравнению с январем–августом предыдущего года.

Рис. 2
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Отметим, что годом ранее для всех категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 8 мес была отмечена положительная динамика аптечной реализации в денежном и натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом кризисного 2009 г.

Итак, опережающая динамика развития аптечных продаж в денежном выражении на фоне таковой в натуральных величинах свидетельствует о том, что основным драйвером рынка в текущем году является повышающаяся средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины». В целом по рынку аптечных продаж в анализируемый период средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» составила 14 грн., превысив показатель по итогам 8 мес предыдущего года на 16,2% (рис. 3). Динамика средневзвешенной стоимости 1 упаковки в сегменте лекарственных средств развивалась в унисон с рынком в целом. Для других категорий товаров «аптечной корзины» в этот период был отмечен несколько меньший прирост этого показателя.

Рис. 3
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам января–августа 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам января–августа 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В структуре аптечных продаж во всех анализируемых сегментах рынка в денежном выражении превалирует продукция зарубежного производства. Максимальный удельный вес товаров зарубежного производства в общем объеме розничной реализации в денежном выражении — более 70% — отмечен для сегментов лекарственных средств и ИМН (рис. 4). Однако по сравнению с январем–августом 2010 г. для всех категорий товаров «аптечной корзины» в анализируемый период характерна тенденция к увеличению доли продукции локального производства в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении.

Рис. 4
Структура аптечных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» локального и зарубежного производства в денежном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг.
Структура аптечных продаж различных категорий товаров «аптечной корзины» локального и зарубежного производства в денежном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг.

В натуральном выражении ситуация сложилась с точностью до наоборот, за исключением ИМН, в остальных сегментах в структуре аптечного рынка доминирует продукция локального производства, при этом по сравнению с январем–августом 2010 г. удельный вес товаров, произведенных в Украине, уменьшился (рис. 5).

Рис. 5
Структура розничной реализации различных категорий товаров «аптечной корзины» локального и зарубежного производства в натуральном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг.
Структура розничной реализации различных категорий товаров «аптечной корзины» локального и зарубежного производства в натуральном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг.

Современный рынок аптечных продаж парафармацевтической продукции находится на этапе развития и далек от насыщения. Основываясь на опыте западных стран, очевидно, что этот сегмент рынка востребован и перспективен. В Украине по мере распространения идеи здорового образа жизни и необходимости профилактики здоровья будет возрастать рыночный потенциал нелекарственных категорий товаров «аптечной корзины».

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

На современном этапе развития украинского фармацевтического рынка лекарственные средства по-прежнему являются крупнейшей категорией товаров «аптечной корзины», демонстрируя опережающие среднерыночные темпы прироста розничной реализации.

Объем аптечных продаж лекарственных средств по итогам 8 мес 2011 г. составил 14,5 млрд грн. за 780 млн упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 19,8% в денежном и 2,9% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте этот показатель достиг 1,8 млрд дол., увеличившись на 19,5%.

В разрезе помесячной динамики в текущем году максимальный объем розничной реализации лекарственных средств в денежном и натуральном выражении отмечен в марте — 2 млрд грн. за 107 млн упаковок (рис. 6, 7). В остальные месяцы объем аптечных продаж находился в диапазоне 1,7–1,8 млрд грн. и 93–100 млн упаковок.

Рис. 6
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в январе 2009 — августе 2011 г. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в январе 2009 — августе 2011 г. с указанием темпов прироста по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 7
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в январе 2009 — августе 2011 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Динамика аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в январе 2009 — августе 2011 г. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

По сравнению с предыдущим годом в январе–августе 2011 г. в денежном выражении отмечается стабильно положительная динамика аптечного рынка лекарственных средств, в то время как в натуральных величинах по итогам первых 6 мес была зафиксирована положительная динамика развития рынка, а в июле и августе — убыль объема продаж.

С приближением осени приходит время задуматься о предстоящем сезоне острых респираторных заболеваний, о чем свидетельствует анализ развития сегмента лекарственных средств группы cough & cold**. В последний месяц лета уже не первый год подряд отмечается всплеск объема аптечных продаж препаратов этой группы (рис. 8).

Рис. 8
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств группы couph&cold в денежном и натуральном выражении по итогам января 2009 — августа 2011 г.
Динамика объема аптечных продаж лекарственных средств группы cough&cold в денежном и натуральном выражении по итогам января 2009 — августа 2011 г.

Возвращаясь к анализу украинского рынка аптечных продаж лекарственных средств в целом, в анализируемый период опережающая динамика развития розничной реализации в денежном выражении отмечена для сегмента лекарственных средств локального производства — +23,1% по сравнению с январем–августом 2010 г., в то время как объем аптечной реализации зарубежных препаратов превысил показатель предыдущего года на 18,6% (рис. 9). В натуральном выражении розничный рынок лекарственных средств в этот период продемонстрировал противоположную тенденцию — объем аптечных продаж препаратов локального производства практически не изменился по сравнению с январем–августом 2010 г. (+1,0%), а таковой в сегменте препаратов зарубежного производства увеличился на 6,7%. Разнонаправленный тренд развития этих сегментов в денежном и натуральном выражении обусловлен соответствующей динамикой средневзвешенной стоимости 1 упаковки лекарственных средств локального и зарубежного производства.

Рис. 9
Объем аптечных продаж лекарственных средств локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем аптечных продаж лекарственных средств локального и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Объем аптечных продаж лекарственных средств локального производства в денежном выражении стимулируется преимущественно ростом средневзвешенной стоимости 1 упаковки, которая по сравнению с январем–августом 2010 г. повысилась на 21,9% и в анализируемый период достигла 7,8 грн. (рис. 10). Темпы прироста по этому показателю для зарубежных препаратов в этот период составили 11,2%, а абсолютное значение средневзвешенной стоимости — 39,3 грн.

Рис. 10
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств локального и зарубежного производства, а также по рынку в целом по итогам января–августа 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств локального и зарубежного производства, а также по рынку в целом по итогам января–августа 2009–2011 гг. с указанием темпов прироста/убыли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

В целом по рынку аптечных продаж по итогам 8 мес 2011 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств составила 18,6 грн., превысив показатель за аналогичный период предыдущего года на 16,5%.

Рынок аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении демонстрирует высокую динамику. Интересно проанализировать, «что стоит» за этим ростом. В анализируемый период для розничного рынка лекарственных средств в целом и сегментов локальных и зарубежных производителей в частности характерна схожая структура прироста. Так, превалирующий вклад в прирост аптечной реализации лекарственных средств в денежном выражении на рынке обеспечивают инфляционная составляю­щая и индекс замещения (рис. 11). В первом случае речь идет об инфляционных процессах, отразившихся непосредственно на розничном сегменте лекарственных средств. В целом по розничному рынку лекарственных средств по итогам 8 мес 2011 г. инфляционный индекс составил 9,6%, в сегменте локальных фармкомпаний — 13,5%, зарубежных — 8,2%. В это же время значение индекса замещения в целом по рынку и в отдельных сегментах составило около 8%. Напомним, что индекс замещения отражает изменение физического объема потребления лекарственных средств, а также перераспределение ценовой структуры их аптечных продаж. В анализируемый период значение индекса замещения как в целом по рынку, так и в отдельных его сегментах выше, чем темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении, соответственно, в этот период определенный вклад в прирост рынка был обеспечен смещением структуры аптечных продаж с дешевых в пользу более дорогостоящих препаратов.

Рис. 11
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января–августа 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Индикаторы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам января–августа 2010–2011 гг. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Так, по итогам 8 мес 2011 г. в структуре аптечных продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении было отмечено некоторое уменьшение удельного веса низкостоимостных препаратов наряду с соответствующим увеличением такового для сегментов средне- и высокостоимостных лекарственных средств (рис. 12).

Рис. 12
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг.
Структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе ценовых ниш в денежном и натуральном выражении по итогам января–августа 2009–2011 гг.

В разрезе рецептурного статуса лекарственных средств структура аптечных продаж по итогам 8 мес 2011 г. практически не изменилась по сравнению с аналогичным периодом 2009–2010 гг. В денежном выражении в структуре аптечных продаж рецептурные и безрецептурные лекарственные средства представлены почти в равных долях — 47 и 53% соответственно. В натуральном выражении с некоторым перевесом доминируют безрецептурные препараты с удельным весом 67%, на долю рецептурных лекарственных средств соответственно приходится 33%. Оба сегмента в анализируемый период развивались практически в унисон. Так, по итогам 8 мес 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года темпы прироста объема аптечных продаж как безрецептурных, так и рецептурных препаратов составили 20% в денежном выражении, а в натуральных величинах — +1,3 и 3,6% соответственно.

Фармакотерапевтическая структура аптечных продаж лекарственных средств в разрезе групп АТС-классификации 1-го уровня в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. стабильна относительно аналогичного периода предыдущего года. По объему аптечных продаж в денежном выражении лидируют препараты группы A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее в порядке убывания расположились препараты групп C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», R «Средства, действую­щие на респираторную систему», N «Средства, действующие на нервную систему» и J «Противомикробные средства для системного применения».

Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. возглавил брэнд АКТОВЕГИН (табл. 1). 2-е место данного рейтинга закрепилось за брэндом ЭССЕНЦИАЛЕ. Представленная топ-20 брэндов лекарственных средств в анализируемый период аккумулировала 11% аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Таблица 1 Топ-20 брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам января–августа 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг.
Брэнд 2011 2010 2009
АКТОВЕГИН 1 1 1
ЭССЕНЦИАЛЕ 2 2 2
КОДТЕРПИН 3 17 25
НО-ШПА 4 5 6
КАРДИОМАГНИЛ 5 16 33
МИЛДРОНАТ 6 3 4
НАТРИЯ ХЛОРИД 7 4 5
ПРЕДУКТАЛ 8 6 7
АУГМЕНТИН 9 9 15
ЦЕРАКСОН 10 11 21
ЛИНЕКС 11 8 11
ЭНАП 12 19 10
ЦЕФТРИАКСОН 13 10 9
ТРАУМЕЛЬ С 14 20 87
КАНЕФРОН 15 12 12
СПАЗМАЛГОН 16 22 34
МЕЗИМ 17 7 3
ЛАЗОЛВАН 18 14 13
КЕТАНОВ 19 13 8
КАРСИЛ 20 15 17

При анализе деятельности фармкомпаний в рамках данного исследования мы используем понятия «маркетирующая организация» и «корпорация». В первом случае речь идет о компаниях, осуществляющих маркетинг на фармрынке Украины определенной группы препаратов одного или нескольких производителей.

Корпорация — набор маркетирующих организаций или продуктов, объединенных глобальным собственником. Например, в состав корпорации «Sanofi» входят такие маркетирующие организации, как «Sanofi», «Zentiva» и «Genzyme». В случае, если маркетирующая организация занимается в Украине маркетингом продуктов различных корпораций, в корпоративном рейтинге такие продукты отнесены к соответствующим корпорациям.

Всего на украинском рынке аптечных продаж лекарственных средств в анализируемый период были представлены 586 маркетирующих организаций, а корпораций — 599.

Топ-лист маркетирующих организаций по объм­у аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. возглавила украинская компания «Фармак» (табл. 2). Топ-3 маркетирующих организаций также сформировали компании «Berlin-Chemie/Menarini Group» и «Sanofi». Отметим, что состав первой двадцатки компаний в данном рейтинге по сравнению с январем–августом 2010 г. практически стабилен.

Таблица 2 Топ-20 маркетирующих организаций по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг.
Маркетирующая организация 2011 2010 2009
Фармак (Украина) 1 2 3
Berlin-Chemie/Menarini Group (Германия) 2 1 1
Sanofi (Франция) 3 3 2
Nycomed (Норвегия) 4 4 6
Дарница (Украина) 5 5 4
Артериум Корпорация (Украина) 6 6 8
Servier (Франция) 7 8 10
KRKA (Словения) 8 10 9
Teva (Израиль) 9 7 5
Sandoz (Швейцария) 10 9 7
Gedeon Richter (Венгрия) 11 11 11
Heel (Германия) 12 14 25
Actavis Group (Исландия) 13 16 16
GlaxoSmithKline (Великобритания) 14 12 14
Здоровье (Украина) 15 13 15
Борщаговский ХФЗ (Украина) 16 15 12
ИнтерХим (Украина) 17 28 33
Bayer Consumer Care (Швейцария) 18 17 13
Abbott Products GmbH (Германия) 19 19 17
Дельта Медикел (Украина) 20 22 21

Лидером среди корпораций по объему розничной реализации лекарственных средств в денежном выражении в анализируемый период является «Sanofi» (табл. 3). 2-е и 3-е место этого топ-листа заняли корпорации «Фармак» и «Menarini Group» соответственно. Состав ведущей двадцатки корпораций также практически не изменился по сравнению с январем–августом 2010 г.

Таблица 3 Топ-20 корпораций по объему аптечной реализации лекарственных средств в денежном выражении по итогам 8 мес 2011 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2009–2010 гг.
Корпорация 2011 2010 2009
Sanofi (Франция) 1 2 2
Фармак (Украина) 2 3 4
Menarini Group (Италия) 3 1 1
Novartis (Швейцария) 4 4 3
Servier (Франция) 5 5 6
GlaxoSmithKline (Великобритания) 6 6 5
Дарница (Украина) 7 7 7
Артериум Корпорация (Украина) 8 8 10
KRKA (Словения) 9 12 11
Здоровье Группа компаний (Украина) 10 11 12
Bayer (Германия) 11 10 9
Teva (Израиль) 12 9 8
Nycomed (Норвегия) 13 13 15
Gedeon Richter (Венгрия) 14 14 13
Heel (Германия) 15 15 24
Actavis Group (Исландия) 16 17 16
Борщаговский ХФЗ (Украина) 17 16 14
ИнтерХим (Украина) 18 27 29
Abbott Lab. (США) 19 19 17
Киевский витаминный завод (Украина) 20 21 27

ИТОГИ

Общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» по итогам 8 мес 2011 г. составил 17,3 млрд грн. (2,2 млрд дол.) за 1,2 млрд упаковок, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года почти на 18% в денежном и 1,4% в натуральном выражении. В структуре розничного рынка львиную долю аккумулируют лекарственные средства.

Рынок аптечных продаж лекарственных средств в текущем году является основным драйвером роста розничного фармрынка Украины. По итогам 8 мес 2011 г. его объем увеличился на 20% в денежном и 3% в натуральном выражении, достигнув 14,5 млрд грн. (1,8 млрд дол.) за 780 млн упаковок.

 

В анализируемый период для сегмента лекарственных средств локального производства отмечают опережающие темпы прироста аптечных продаж в денежном выражении (+23%) относительно их зарубежных конкурентов (+19%).

 

В этот период прирост рынка формировался преимущественно под влиянием инфляционных процессов, а также за счет увеличения физического объема потребления лекарственных средств и смещения структуры продаж с дешевых в пользу более дорогостоящих препаратов

Анна Шибаева
*В общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации.
**Методология отнесения лекарственных средств к группе cough&cold представлена в «Еженедельнике «АПТЕКА» № 48 (769) от 13.12.2010 г.
По всем вопросам относительно системы исследования рынка «PharmXplorer»/ «Фармстандарт» компании «Proxima Research» обращаться по тел.: +380 (44) 585-97-10 или e-mail: sergey@morion.ua

Комментарии

Виталий 26.09.2011 8:34
Можно поздравить Украину! Есть чем хвалиться! После таких незаменимых актовегина и эссенциале та третьем месте Кодтерпин, Дожились. Это говорит о том, что государству необходимо задуматься о перероджении нации. Вместо закрытого трамадола- кодтерпин. Как в анекдоте: будем продавать больше, может наркоманы подавятся.
елена 05.10.2011 3:29
Докатились! кодтерпин на 3 месте!!!я работаю медпредставителем и каждый день захожу в аптеки и каждый раз при мне покупают кодтерпин !кто? девушки и парни от 16 до 30 лет! мне больно смотреть-куда катится молодежь???крик души -запретить кодтерпин!!!
Татьяна 14.10.2011 2:07
Кодтерпин на 3-м месте - это действительно грозный симптом! А ведь продают мамы и папы тех же подростков, но бизнес-интересы превышают здравый смысл, ведь для того, чтобы вернуть кодтерпин на 100-е место или 1000-е, необходимо всем взрослым дядям и тетям подумать о своих детях и просто не продавать данный препарат без назначения врача.
Дмитрий 09.11.2011 12:06
Бороться с Кодтерпином это в принципе то же, что бороться с наркоманией в целом. Эта борьба обречена на провал. Как показывает практика введение рецептов в частности и на Кодтерпин абсолютно ничего не изменит. Сценарий предсказуем. 1. Кодтерпин уйдет на "черный рынок" и ним будут "банчить" так называемые "барыги". 2. Аптеки на свой страх и риск будут продавать препарат без рецепта (что в нашем государстве вполне возможно) 3. Появятся другие препараты. Фармация ведь тоже не стоит на месте. Как вывод к сказанному. Люди, которые чем-то "задвигаются" сами выбрали свой путь. И запрети продавать Кодтерпин без рецепта, они найдут что-то еще или лазейки где его достать. Все изначально создается во благо человека, но как мы видим не правильное использование того, что создано во благо приводит к плачевным последствиям. И это не только касается Кодтерпина и фармации. Но в целом и многого, что создано человеческим разумом.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи