Безрецептурные препараты: тяжелая ноша или прибыльный бизнес?

Вопросы стратегии развития ведущих фармацевтических компаний уже поднимались в наших публикациях (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 49 (470) от 20 декабря 2004 г.). Часть компаний, ориентированных на научные исследования и разработку новых лекарственных средств, уже ушли с рынка безрецептурных препаратов. Как поступить другим игрокам рынка — выпускать эти препараты или сосредоточиться на инновациях? Ответы на этот и некоторые другие вопросы подсказывает эксперт журнала «Scrip Magazine» Жан-Мишель Пени (Jean-Michel Peny), президент фирмы «Смарт Фарма Консалтинг» («Smart Pharma Consulting»), лектор Парижского университета.

В июле 2004 г. компания Roche объявила о продаже своего подразделения по производству ОТС-препаратов фирме Bayer (см. «Еженедельник АПТЕКА» № 28 (449) от 26.07.2004). Руководство Roche аргументировало свое решение тем, что стратегическим направлением развития компании является выпуск инновационных фармацевтических и диагностических препаратов.

Однако существует и другая тенденция. В то время как некоторые компании все больше концентрируют свою деятельность на выпуске рецептурных препаратов, другие производители предпочитают следовать примеру Bayer и укреплять свой бизнес по выпуску безрецептурных препаратов.

ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Сильнейшим стимулирующим фактором роста рынка ЛС является увеличение населения в странах Латинской Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона, а также старение населения в развитых странах.

Другим важным фактором, влияющим на рынок ЛС, является снижение продуктивности научных исследований и разработок (НИР). В то же время количество блокбастеров на рынке значительно увеличилось — с 20 в 1998 г. до 67 в 2003 г. По прогнозам специалистов, число блокбастеров к 2007 г. возрастет до 105.

Эта тенденция объясняется стратегией компаний, ориентированных на НИР, концентрировать усилия на потенциальных блокбастерах. Также это можно объяснить огромными инвестициями компаний в маркетинг новых продуктов. Благодаря таким финансовым вливаниям производители повышают рост продаж перед истечением срока действия патента.

Не является новостью и конкуренция генериков с брэндами, но темпы, с которыми эта конкуренция уменьшает продажи оригинальных препаратов, все выше. Это означает, что инновационным компаниям ничего не остается, кроме как ускорять выход на рынок и увеличивать продажи своих оригинальных продуктов.

Актуальным вопросом наступившего года остается контроль цен. Правительства некоторых стран Европы продолжают снижать цены на ЛС, хотя на продукты, имеющие особое значение для медицины, разрешено устанавливать более высокие цены. На японском фармацевтическом рынке, доля которого составляет 12% мирового, отмечают около 2% годового роста продаж. Такая тенденция отображает жесткость ценовой ситуации. Положение с ценами на ЛС в США также остается напряженным. Закон о реформе страхования здоровья престарелых (Medicare reform bill), подписанный в 2003 г. и вступающий в силу в 2006 г., предусматривает выдачу американцам пожилого возраста и инвалидам удостоверений (drug discount card), необходимых для получения льгот на покупку лекарств. Это окажет еще большее давление на ценовую политику в отношении ЛС. Хотя негативное влияние может смягчить (по крайней мере, частично) увеличение объема продаж. Рынок рецептурных брэндовых ЛС в США может пострадать от параллельного импорта более дешевых ЛС из Канады и других стран.

В целом, как указывает Жан-Мишель Пени, влияние всех этих процессов все-таки не ухудшит положение рецептурных брэндовых ЛС. Продолжающиеся слияния и приобретения компаний способствуют экономии средств компаниями, оптимизации организационной структуры и, до некоторой степени, повышению шансов потенциальных блокбастеров на рынке. Дальнейшие слияния компаний могут повлиять на конкуренцию среди ЛС вплоть до ухода некоторых препаратов с рынка. Также усилится экспансия компаний на различные рынки. Это особо важно для тех производителей, которые недостаточно представлены на рынке США, по объему мировых продаж ЛС занимающем 47%. Доход, получаемый на этом рынке, составляет 70% от всех доходов в мировом фармсекторе.

Таким образом, автор находит возможным сделать прогноз о росте на 10% в год за период с 2003 по 2007 г. для рынка рецептурных брэндовых препаратов. Объем рынка должен увеличиться с 401 млрд до 587 млрд дол. США (см. табл. 1). Если фармацевтические компании будут своевременно адаптироваться к изменениям конкурентной среды, они смогут поддерживать свою операционную прибыль в сегменте рецептурных препаратов на сегодняшнем уровне — 27%.

Таблица 1

Прогнозы относительно объема продаж на фармацевтическом рынке в 2003-2007 гг. (по данным IMS Health)

Рынок 2003 г. 2007 г. D, %
объем, млрд дол. США удельный вес, % объем, млрд дол. США удельный вес, %
Рецептурные брэндовые препараты 401 81,5 587 82,7 +10
Рецептурные генерики 40 8,1 68 9,6 +14
ОТС-препараты 51 10,4 55 7,7 +2
Всего 492 100 710 100 +10

Новая концепция использования некоторых безрецептурных препаратов, принимаемых по рекомендации врача, которая подразумевает доступность некоторых ЛС после первичного назначения их врачом, по мнению эксперта, также получит распространение в следующие четыре года. Однако количество ЛС, которые могут быть кандидатами в эту группу препаратов, ограничено. Это обусловлено риском развития побочных эффектов при длительном приеме ЛС. Недавний отзыв с рынка некоторых коксибов и статинов заставляет регуляторные органы быть внимательней. К препаратам, принимаемым по рекомендации врача, можно отнести противопростудные, ЛС для лечения астмы и мигрени, оральные контрацептивы.

Не все препараты можно перевести из категории рецептурных в категорию безрецептурных, поэтому не следует ожидать экспансии последних на рынке. Ежегодно в среднем 2–3 препарата переходят в разряд безрецептурных, но в последнее время их количество сокращается. Будущему росту рынка ОТС-препаратов может помочь переход на этот рынок блокбастеров, как это было в случае с ингибиторами протонного насоса для устранения изжоги или статинами для снижения уровня холестерина.

В обозримом будущем новые продукты будут видоизменением брэндов: использование дополнительных активных компонентов, модификация состава, новые способы употребления или более удобные упаковки.

Конкуренция с более эффективными рецептурными препаратами также может вредить продажам безрецептурных препаратов, особенно в таких терапевтических группах, как анальгетики и ЛС, влияющие на пищеварительную систему.

Высокая фрагментация рынка безрецептурных препаратов, когда доля производителей, вошедших в первую десятку в 2003 г., составляла только 25% рынка, как считает Жан-Мишель Пени, свидетельствует о возможности масштабной экономии в результате дальнейшей консолидации. При нынешнем крайне вялом росте рынка безрецептурных препаратов к его прогрессированию может привести стратегия, которая основана на двух подходах: слияние компаний и экспансия на новые географические рынки. Чтобы усилить свои конкурентные позиции, компании, специализирующиеся на выпуске безрецептурных препаратов, могут прибегнуть к приобретению не компаний, а отдельных брэндов.

Обсуждая ключевые факторы развития рынка безрецептурных препаратов, автор отмечает, что его прогнозируемый рост составит с 51 млрд в 2003 г. до 55 млрд в 2007 г., т.е. всего лишь 2% в год. Результатом жесткой ценовой конкуренции и увеличения затрат на рекламу, необходимую для получения информации потребителем, станет снижение операционной маржи в среднем с 15 до 13% в 2007 г.

КОМПАНИИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА ВЫПУСК РЕЦЕПТУРНЫХ ПРЕПАРАТОВ

Как оказалось, рынок рецептурных брэндовых препаратов остается более привлекательным по сравнению с рынком безрецептурных препаратов. Это подтверждает решение компании Roche уйти из этого бизнеса. Для компании безрецептурные препараты составляли 8% общих продаж в 2003 г., а операционная маржа — 15% (для рецептурных препаратов — 24%). На локальных рынках объем продаж безрецептурных препаратов фирмы Roche в 2003 г. возрос на 5% (кроме ЛС японского подразделения компании Chugai) в сравнении с 23% ростом объема продаж рецептурных препаратов.

Компания Roche решила специализироваться в различных областях медицины — в онкологии, вирусологии, трансплантологии и гематологии. В 2001 г. компания продала свое подразделение по производству парфюмерии; в 2003 г. — по производству витаминов и чистых химикатов (компании DSM, Голландия). В это же время фирма усилила свои позиции на рынке рецептурных препаратов. В 1999 г. была повышена доля компании в Genentech, а в 2002 г. — приобретен контрольный пакет акций японской фармацевтической компании Chugai. Roche также расширил свое сотрудничество с небольшими инновационными исследовательскими компаниями.

Стратегия компании Roche незыблемо базируется на инновационных ЛС и разработках для диагностики тяжелых или угрожающих жизни заболеваний. Таким образом, Roche решил придерживаться того же стратегического направления, что и другие лидирующие компании отрасли — Merck & Co, AstraZeneca и Lilly, чей доход от продаж рецептурных брэндовых препаратов составил более 90% всех доходов (табл. 2).

Таблица 2

Бизнес-структура 12 ведущих фармацевтических компаний в 2003 г. (по данным корпоративных годовых отчетов)

Бизнес-структура Общий доход Доход от рецептурных брэндовых препаратов Доход от безрецептурных препаратов Другие виды доходов
млрд дол. США годовой прирост % общего годовой прирост % общего годовой прирост % общего вид деятельности

Группа компаний, специализирующихся на выпуске рецептурных препаратов

Roche (1) 20,140 +11% 73% +14% 0% 27% Диагностические разработки
Merck&Co 22,486 +5% 100% (5) +5% 0% 0%
AstraZeneca 18,849 +6% 97% +6% 0% 3% AstraTech (имплантируемые приборы)
Salick Health Care
Lilly 12,583 +14% 94% +14% 0% 6% Ветеринария

Группа компаний, чей бизнес диверсифицирован

Bayer Healthcare (2) 11,173 -5% (6) 37% -1% 25% +8% (6) 38% Ветеринария Диагностические разработки – биологические продукты
Johnson& Johnson 41,862 +15% 475 +14% 5% +14% 48% Медицинские приборы и диагностические разработки.
Средства личной гигиены
Novartis 24,864 +19% 64% +18% 7% +17% 29% Sandoz (генерики) – ветеринария
Ciba Vision – детское питание
Wyeth 15,851 +9% 75% (5) +8% 15% +11% 10% Ветеринария.
Пищевые добавки

Группа компаний, которые, возможно, изменят свою бизнес-структуру

Pfizer (3) 45,188 +40% 88% +40% 7% +20% 5% Ветеринария
GlaxoSmithKline 36,235 +1% 85% (5) +1% 7% -2% 8% Средства по уходу за полостью рта.
Пищевые добавки
Bristol-Myers Squibb 20,894 +15% 82% (7) +17% 2% -6% 16% Пищевые добавки Conva Tec – визуализация в  медицине
sanofi-aventis (4) 29,120 -1% 95% -1% 5% (8) -2% 1% Winthrop (генерики)

Примечания: (1) – оценка с учетом продажи бизнеса безрецептурных препаратов; (2) – оценка с учетом приобретения бизнеса безрецептурных препаратов Roche; (3) – включая продажи Pharmacia; (4) – оценка с учетом слияния; (5) – включая продажу вакцин; (6) – прогноз развития; (7) – включая Oncology Therapeutic Network; (8) – по данным IMS Health.

СТРАТЕГИЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ

По мнению Жана-Мишеля Пени, компания Bayer находится в несколько иной ситуации, чем Roche. Bayer — концерн, чьи стратегические интересы сосредоточены в трех основных областях: аграрные науки, материаловедение и здравоохранение (химическое производство — Lanxess — компания покинет в 2005 г.). В сегменте здравоохранения Bayer представлен на рынке рецептурных брэндовых ЛС, безрецептурных препаратов, диагностических разработок, биологических и ветеринарных препаратов. Руководство Bayer недавно заявило, что компания позиционирует свой бизнес по изготовлению рецептурных брэндовых препаратов в виде автономного европейского игрока среднего размера. Доход Bayer от продаж рецептурных брэндовых препаратов в 2003 г. составил 4,1 млрд дол. США, что соответствует 41% доходов подразделения продукции для здравоохранения по сравнению с 16% (1,6 млрд дол. США), которые принесла продажа безрецептурных препаратов до приобретения Roche Consumer Health. C момента слияния компаний оценочный доход от бизнеса Bayer по производству безрецептурных препаратов составит 2,8 млрд дол. США, или 25% продаж подразделения продукции для здравоохранения против 37%, полученных от продаж рецептурных брэндовых препаратов. Объем продажи безрецептурных препаратов Bayer в 2003 г. по динамике совпал с таковым для рецептурных брэндовых ЛС — прирост составил 11%. В то же время операционная прибыль всей деятельности подразделения продукции для здравоохранения была очень низкой — 3,8%. Стратегическое решение, принятое руководством Bayer, может быть оправдано специфичностью ситуации. Приобретение, которое сделало компанию третьей в мире по производству препаратов безрецептурного отпуска после Johnson&Johnson и GlaxoSmithKline, с точки зрения Жана-Мишеля Пени, должно улучшить позицию подразделения продукции для здравоохранения.

Bayer избрал стратегию, отличающуюся от таковой Roche. Этот выбор определен, как считает эксперт «Scrip Magazine», структурой бизнеса компании. Подобно Bayer, подразделения продукции для здравоохранения ряда других фармацевтических компаниям — Novartis, Johnson&Johnson и Wyeth — представлены диверсифицированным бизнесом, в котором безрецептурные препараты приносят значительно больший доход по сравнению с сегментом рецептурных брэндовых ЛС. Так, рецептурные брэндовые препараты составляют 64% продаж компании Novartis, а ОТС-препараты — 7%, Johnson& Johnson — соответственно 47 и 5%, Wyeth — 75 и 15%. Эти компании могут укрепить свои конкурентные позиции, приобретая брэнды и/или ОТС-подразделения у других компаний, для которых этот бизнес не является основным.

СТРАТЕГИЯ ОЖИДАНИЯ

Среди десяти ведущих фармацевтических компаний, ориентированных на НИР, существует еще одна категория игроков. Такие компании, как Pfizer, GlaxoSmithKline, Sanofi-Aventis и Bristol-Myers Squibb, извлекают более 80% доходов от продаж рецептурных брэндовых препаратов, а вклад ОТС-препаратов остается менее 8%. В любом случае развитие производства безрецептурных препаратов по сравнению с таковым рецептурных брэндовых ЛС в 2003 г. было менее благоприятным из-за снижения объема продаж (кроме Pfizer).

Sanofi-Aventis и Bristol-Myers Squibb, доход которых от продажи безрецептурных препаратов составляет 5 и 2% соответственно, могут последовать примеру Roche и покинуть этот бизнес. Доход Pfizer и GlaxoSmithKline от продажи безрецептурных препаратов составляет 7% общего дохода. Однако для будущего компаний эта деятельность несущественна, хотя они и извлекают выгоду от сильной позиции на рынке безрецептурных препаратов.

Если эти четыре компании решат продать свой бизнес безрецептурных препаратов, то учитывая состояние их портфеля препаратов или непоколебимость лидирующего положения брэндов по оценкам эксперта, компании могут увеличить свои годовые продажи в 2,5–2,8 раза. Средние игроки рынка безрецептурных препаратов, для которых это сегмент является стратегическим, могут усилить конкурентное положение от такого приобретения.

Таким образом, портфель безрецептурных препаратов Pfizer и GlaxoSmithKline может представлять лакомый кусочек для таких компаний, как Johnson&Johnson, Wyeth и даже Novartis.

Завершая статью, автор приходит к выводу, что для выбора лучшей стратегии фармацевтические компании должны вначале тщательно изучить привлекательность обоих рынков — рецептурных и безрецептурных препаратов. Затем необходимо оценить структуру и организацию своего бизнеса и установить соответствующие стратегические приоритеты.n

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті