Контроль логистических издержек в контексте нового Налогового кодекса Украины

Одним из ключевых инструментов, использующихся для увеличения прибыли и стабильности работы компании, является контроль над расходами, в том числе в сегменте логистических процессов. Возможность усовершенствовать свои навыки именно в этой сфере предоставили участникам семинара компании «3e Consultants» и «SMART Business», которые при поддержке компании «МОРИОН» и «Microsoft Украина» стали организаторами семинара «Контроль логистических издержек в контексте нового Налогового кодекса Украины».

Контроль логистических издержек в контексте нового Налогового кодекса УкраиныВ ходе семинара вниманию участников был предоставлен подробный обзор основных доходов и расходов на примере оператора склада и транспортно-экспедиторской компании, а также новшества, введенные в Налоговый кодекс и влияющие на эти показатели. Кроме того, рассматривались и другие инновационные управленческие подходы, позволяющие улучшить результаты деятельности в сфере логистики.

Семинар открыл Юрий Авдыш, коммерческий директор компании «УВК». В своем докладе он осветил основные моменты формирования доходных и расходных статей бюджета 3PL-оператора, а также дал им более подробную характеристику на примере кейса, в котором представлены средние данные по рынку в целом (табл. 1, 2).

Таблица 1 Структура основных доходов и расходов
для 3PL-оператора
Основные доходы Основные расходы
Международный форвардинг Аренда (склад, офис)
Таможенно-брокерское обслуживание Фрахт машин
Ответственное хранение Персонал
Доставка по Украине Коммунальные платежи
Дополнительные услуги Сервисные расходы
Расходные материалы на комплектацию (поддоны, скотч, пленка)

Далее Ю. Авдыш привел примеры некоторых других инновационных управленческих подходов, позволяющих улучшить результаты деятельности в сфере логистики. Одним из основных приемов, дающих возможность влиять на продуктивность и качество работы компании, являе­тся система ключевых показателей эффективности (Key Performance Indicators — KPI), которая помогает организации контролировать процесс достижения стратегических и тактических (операционных) целей посредством формирования индивидуальных задач и мониторинга деловой активности сотрудников и компании в целом в режиме реального времени.

Для эффективной работы системы KPI необходимо, чтобы соответствующие показатели были разработаны под конкретную компанию. Однако в качестве примера можно привести набор показателей системы KPI для транспортно-экспедиционной компании:

  • количество рейсов,
  • количество отгруженных паллет,
  • средняя длина маршрута,
  • доля используемых автомобилей в день,
  • среднее количество паллет в автомобиле на магистральном маршруте,
  • средняя стоимость магистрального маршрута,
  • доля качественно выполненных доставок и др.

Еще одним инструментом, который позволит повысить эффективность работы логистической компании, является активное внедрение IT- решений в работу компании, в частности, систем управления транспортными ресурсами, складскими запасами и отслеживания грузов в пути следования, а также интеграция всех IT- приложений компании в единое решение.

Дополнительно для повышения качества работы логистической компании можно использовать подписание договора о качестве (service-le­vel agreement — SLA), в котором предусматривается минимальный уровень качества обслуживания. При этом при превышении этого показателя компания-оператор получает бонус, а при более низком уровне качества — выплачивает штраф. Такой механизм стимулирует рост качества на уровне компании в целом.

Одной из новых услуг, которые теперь предоставляют 3PL-операторы, является документооборот по реестру, который представляет собой возврат документов, заверенных получателем груза, документальное подтверждение факта приемки товара, получение гарантий возврата дебиторской задолженности. Кроме того, такая модель работы позволяет провести оптимизацию временных и кадровых (бухгалтерия, менеджеры) ресурсов клиента, что обеспечивает концентрацию усилий персонала на основном виде деятельности, а также гармонизирует взаимоотношения с добросовестными бизнес-парт­нерами и в конечном итоге оптимизирует систему документооборота и снижает внутренние затраты на его организацию.

Последние изменения в налоговое законодательство Украины: их влияние на отрасль логистики

Юрий Авдыш
Юрий Авдыш
Павел Ходаковский
Павел Ходаковский
Ирина Байбарза
Ирина Байбарза

Павел Ходаковский, партнер адвокатского объединения «Arzinger», и Ирина Байбарза, юрист «Arzinger», ознакомили участников семинара с изменениями в налоговом поле Украины и некоторыми методиками оптимизации базы налого­обложения, которые применяются в сфере логистики и международной торговли.

Согласно п. 52.6 Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) теперь налоговая консультация, предоставляемая ранее только в индивидуальном порядке, разрешена для более широкого круга налогоплательщиков. Обобщающая налоговая консультация — опубликование позиции контролирующего органа, сложившейся по результатам обобщения налоговых консультаций, предоставленных налогоплательщикам. При этом согласно п. 52.1 Кодекса налоговая консультация должна предоставляться в течение 30 дней.

Важным новшеством в Кодексе является тот факт, что в срок исковой давности согласно п. 56.18 не засчитывается период административного обжалования налогового уведомления или решения.

Кроме того, в п. 58.4 Кодекса предусмотрено, что если налоговое уведомление или решение не может быть вручено налогоплательщику из-за ошибки контролирующих органов — решение считается таким, которое не вручено налогоплательщику.

Теперь при фактической проверке будет также контролироваться и соблюдение норм законодательства по вопросу регулирования обращения наличности (п. 75.1.3). В п. 1 подраздела 4 раздела XX Кодекса урегулирована ситуация с переходными авансами и себестоимостью реализованных до 01.04.2011 г. товаров, работ, услуг. Согласно п. 198.5 Кодекса изменен порядок налогообложения НДС условной продажи основных средств.

Кроме того, в соответствии с изменения­ми, внесенными в Кодекс, введен запрет на фактические проверки физических лиц-предпринимателей, платящих налог по упрощенной схеме, и детализирован перечень документов, которые обязаны предъявить представители контролирующих органов для проведения проверки.

Теперь постоянные представительства компаний не обязаны регистрироваться. Также отменена практика налогообложения в рамках основной (обычной) деятельности для нерезидентов, предоставляющих агентские, доверительные, комиссионные и другие схожие посреднические услуги по продаже или приобретению товаров, работ, услуг за счет и в пользу нерезидентов.

Регистрация налоговых накладных может осуществляться в течение 20 календарных дней, следующих за датой их выписки. А продавцы под­акцизных товаров обязаны в налоговых накладных указывать код УКТ ВЭД (Украинская классификация товаров внешнеэкономической деятельности).

Упрощена добровольная регистрация плательщиком НДС, которая проводится независимо от наличия осуществленных налогооблагаемых операций и объема поставки товаров и услуг другим налогоплательщикам, если уставной капитал или балансовая стоимость активов превышает 300 тыс. грн. (п. 181.1).

Таблица 2 Пример структуры доходов и расходов для разных направлений деятельности в сфере предоставления логистических услуг
Основные доходы Основные расходы
Ответственное хранение
Хранение Аренда складского помещения
Дополнительные услуги (стикерование, промо-наборы и т.д.) Затраты на персонал — постоянные (ставка) и переменные (бонус)
Комплектация (поящичная/поштучная) Административные расходы
Погрузка и разгрузка товара Коммунальные платежи
Администрирование проектов (документооборот) Затраты на аренду складской техники и IT-оборудования
Дополнительные услуги склада (внеурочная работа) Амортизационные отчисления
Сервисные затраты
Расходные материалы на комплектацию
Транспортно-экспедиционная деятельность
Стоимость доставки 1 паллеты Стоимость фрахта одной машины
Доставка вне расписания Доставка на региональный склад
Доставка в точки розничной торговли Доставка по точкам выгрузки в регионе
Дополнительные услуги (документооборот, поящичная сдача) Страхование
Персонал
Административные расходы
Таможенно-брокерское обслуживание
Таможенно-брокерские услуги Аренда склада
Обработка паллет Аренда погрузочно-разгрузочной техники
Погрузочно-разгрузочные операции Персонал
Хранение Коммунальные платежи
Дополнительные услуги Сервисные расходы
Расходные материалы на комплектацию
Представительские расходы

Экспортно-импортные операции

Согласно пп. 134.1.1. и 137.1. Кодекса признание дохода осуществляется с момента перехода права собственности на товар, который определяется в договорном порядке, регламентируемом Инкотермс (англ. Incoterms — International commerce terms), международными правилами толкования торговых терминов, которые определяют обязанности продавца и покупателя при осуществлении ими внешнеторговых сделок и тем самым снижают риск сторон. Также сумма полученной предоплаты при экспортных операциях в доходы не включается, а перерасчет курсовой разницы проводится по монетарным статьям.

В новой редакции Налогового кодекса был изменен порядок исчисления расходов, формирующих себестоимость реализованного импортированного товара, который получен с последующей оплатой. Ранее расчет объема расходов проводился по официальному курсу национальной валюты к иностранной, действовавшему на дату признания таких расходов, что создавало сложности, поскольку было не понятно, проводить ли эти исчисления на дату растаможивания товара, либо на дату его реализации. Теперь этот вопрос урегулирован в п. 153.1.2 Кодекса, согласно которому исчисление расходов будет проводиться по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте, действовавшему на дату осуществления операции по такому приобретению.

Транспортно-экспедиционные услуги и НДС

Согласно Закону о налоге на добавленную стоимость, по «0» ставке облагались НДС услуги по международной перевозке грузов автомобильным транспортом:

  • от пункта (места) их таможенного оформления до пункта назначения (доставки) за пределами государственной границы Украины;
  • между пунктами, находящимися за пределами государственной границы Украины;
  • от пункта их отправки (приема для перевозки) за пределами государственной границы Украины до пункта (места) их таможенного оформления на территории Украины.

Теперь же согласно Кодексу по «0» ставке облагаются операции по предоставлению услуг по международной перевозке пассажиров и багажа, а также грузов железнодорожным, автомобильным, морским и речным, а также авиационным транспортом.

Таким образом, «0» ставка должна применяться ко всем этапам международной перевозки без деления на отрезки. При этом такая международная перевозка обязательно должна осуществляться по единому международному документу перевозчика. В настоящее время непонятно, что это будет за документ.

Согласно закону об НДС, место предоставления транспортно-экспедиционных услуг определяли по месту регистрации экспедитора и/или месту фактического предоставления таких услуг. Теперь же согласно Кодексу место предоставления транспортно-экспедиционных услуг определяется по месту регистрации получателя таких услуг. Таким образом, при поставке товаров нерезиденту НДС не взимается.

Согласно разъяснению, опубликованному в письме Государственной налоговой администрации Украины от 13.05.2011 г. № 13401/7/15-0217, в том случае, если экспедитор, выступающий от имени клиента, для выполнения поручений клиента привлекает перевозчика, являющегося физическим лицом — предпринимателем, уплачивающим единый налог, клиент не имеет права включать в состав расходов издержки, понесенные на оплату услуг такого перевозчика. Однако если экспедитор выступает от своего имени, то у клиента возникает право на включение таких издержек в расходы.

Налогообложение сопутствующих услуг

Сопутствующие услуги — услуги, стоимость которых включается согласно нормам законодательства Украины по вопросам таможенного дела в таможенную стоимость товаров, которые экспортируются с таможенной территории Украины. Согласно пп. 195.1 Кодекса сопутствую­щие услуги облагаются по «0» ставке при условии, если экспорт подтверждается таможенной декларацией, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства Украи­ны. Следует отметить, что при подаче декларации по НДС необходимо прилагать оригиналы грузовых таможенных деклараций.

При этом в Таможенном кодексе Украины указывается, что в таможенную стоимость включаются затраты на загрузку, разгрузку, перегрузку, транспортирование и страхование до пункта пересечения таможенной границы Украины; комиссионное и брокерское вознаграждение; лицензионные и другие платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить как условие продажи (экспорта) оцениваемых товаров.

Таким образом, применение «0» ставки НДС к сопутствующим услугам возможно при условии, если они входят в вышеупомянутый список согласно Таможенному кодексу Украины, отображаются в грузовой таможенной декларации и при этом включены в состав таможенной стоимости, а также проведен экспорт товара, относительно которого услуги являются сопутствующими (фактический вывоз). Следует отметить, что расходы на оплату данных сопутствующих услуг не должны быть ранее включены в состав таможенной стоимости, то есть не заложены в контрактной цене экспортируемого товара. Кроме того, затраты на оплату сопутствую­щих услуг должны быть фактическими — стоимость услуг должна быть оплачена.

Посреднические договоры (комиссия, поручение, агентский договор)

Согласно п. 14.1.202 Кодекса, продажей товаров не являются операции по предоставлению товаров в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, хранения (ответственного хранения), поручения, доверительного управления, оперативного лизинга (аренды), других гражданско-правовых договоров, которые не предусматривают передачи прав собственности на такие товары. Таким образом, доход от операционной деятельности, согласно п. 135.4. Кодекса, признается в размере договорной (контрактной) стоимости, но не меньше, чем сумма компенсации, полученная в любой форме, в том числе при уменьшении обязательств, и включает доход от реализации товаров, выполненных работ, предоставленных услуг, в том числе вознаграждения комиссионера (поверенного, агента и т.п.).

При этом согласно п. 136.1. Кодекса при определении объекта налогообложения как доходы не учитываются средства или стоимость имущества, которые поступают комиссионеру в пределах договоров комиссии, поручения, консигнации и других аналогичных гражданско-правовых договоров.

В соответствии с последними изменениями Кодекса (п. 138.10) в состав расходов также включаются комиссионные вознаграждения продавцам, торговым агентам и работникам подразделений, которые обеспечивают сбыт. При этом к расходам не относят платежи плательщика налога в сумме стоимости товара в интересах комитента, принципала и т.д. по договорам комиссии, агентским договорам и другим аналогичным договорам, перечисленным плательщиком во исполнение настоящих договоров.

Также в новом Кодексе были введены некоторые изменения, касающиеся налогообложения нерезидентов. Так, согласно п. 160.1 Кодекса любые доходы, полученные нерезидентом, в случае если их источник происхождения из Украины, облагаются налогом на репатриацию. Следует отметить, что доходами, полученными нерезидентом с источником их происхождения из Украины, понимаются, кроме прочих, брокерское, комиссионное или агентское вознаграждения, полученные от резидентов или постоянных представительств других нерезидентов в связи с предоставлением нерезидентом или его постоянным представительством на территории Украины в интересах резидента брокерских, комиссионных или агентских услуг.

Согласно п. 160.9 Кодекса, резиденты, которые предоставляют агентские, доверительные, комиссионные и другие подобные услуги по продаже или приобретению товаров, работ, услуг за счет и в интересах только данного нерезидента, удерживают и перечисляют в соответствующий бюджет налог с дохода, полученного таким нерезидентом из источников в Украине, определенный в порядке, предусмотренном для налогообложения прибыли нерезидентов, которые осуществляют деятельность на территории Украины через постоянное представительство. При этом такие резиденты не подлежат дополнительной регистрации в органах государственной налоговой службы как плательщики налога. Однако положения этого пункта не распространяются на случаи предоставления резидентами вышеприведенных услуг по продаже или приобретению товаров, работ, услуг за счет и в интересах нерезидентов в случае, если они предоставляют их в рамках своей основной (обычной) деятельности.

При этом базой налогообложения НДС для товаров и услуг, которые передаются или получаются в рамках договоров комиссии (консигнации), поручения, доверительного управления, является стоимость поставки этих товаров. Дата увеличения налоговых обязательств и налогового кредита плательщика налога, который осуществляет поставку или получение товаров и услуг в рамках договоров без права собственности на такие товары или услуги, определяется по первому событию правилами, установленными вышеприведенными статьями.

Предоплата, товарный кредит, торговля в рассрочку

Товарный кредит — передача товаров резидентом или нерезидентом в собственность юридических или физических лиц на условиях договора, который предусматривает отсрочку окончательных расчетов на определенный срок и под процент. Он предусматривает передачу права собственности покупателю в момент подписания договора или в момент физического получения товаров независимо от времени погашения задолженности.

Торговля в рассрочку — проведение хозяйственных операций, которые предусматривают продажу резидентом или нерезидентом товаров физическим или юридическим лицам на условиях рассрочки конечного расчета, на определенный срок и под процент. При этом передача товаров в распоряжение покупателя происходит в момент осуществления первого взноса (задатка), получение прав собственности на такие товары происходит после конечного расчета.

Следует отметить, что сумма предыдущей оплаты и авансов, полученная в счет оплаты товаров, работ, услуг не учитывается для определения объекта налогообложения налогом на прибыль и не включается в состав расходов. А предварительная (авансовая) оплата стоимости товаров, которые импортируются, не изменяет значения сумм налога, относящихся к налоговому кредиту импортера, поэтому такая операция не повлечет за собой начисления НДС для сторон, заключивших договор.

Евгения Лукьянчук,
фото Сергея Бека

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті