VIII Ежегодная аналитическая конференция «Фармрынок Украины. ПереФАРМАтирование–2013»

Часть 1. 7–8 февраля состоялась VIII Ежегодная аналитическая конференция «Фармрынок Украины. ПереФАРМАтирование–2013», организованная компаниями «МОРИОН», «КОМКОН Фарма-Украина», «Proxima Research» и «УкрКомЭкспо». Генеральным спонсором выступила компания «STADA CIS». Мероприятие посетили более 300 участников — топ-менеджмент зарубежных и украинских фармпроизводителей, дистрибьюторов, аптечных сетей, аналитики фармрынка, юристы, инвесторы, представители украинских регуляторных органов. В ходе мероприятия операторы ведущих украинских и зарубежных фармкомпаний и организаций подвели итоги деятельности минувшего года, пролили свет на перспективы развития украинского и мирового фармрынка на 2013 г.

Традиционно со вступительным словом выступили модераторы конференции — Игорь Крячок, директор компании «МОРИОН», Олег Фельдман, директор подразделения здравоохранения компании «Synovate Comcon», Сергей Орлик, руководитель проекта «Фармконсалтинг», поприветствовав всех участников конференции и с оптимизмом пожелав им успеха в турбулентных потоках фармрынка.

Вверх по лестнице, ведущей вниз. Макроэкономические этюды–2013

Первый файл под названием «Рыночная матрица» был призван сформировать у операторов рынка четкое видение, в каких условиях им предстоит работать в 2013 г. Леонид Гуляницкий, доктор технических наук, профессор (Институт кибернетики им. В.М. Глушкова НАН Украины), открыл конференцию докладом «Вверх по лестнице, ведущей вниз. Макроэкономические этюды–2013», в котором проанализировал ключевые тренды, присущие глобальному пространству и национальной экономике в настоящем и ближайшем будущем.

Доклад Л. Гуляницкого был основан на обзоре макроэкономических аспектов развития глобальных рынков. Касательно одного из важнейших макроэкономических показателей — реального ВВП, ожидается, что среднегодовые темпы его прироста в последующие 5 лет, по данным «The Conference Board Global Economic Outlook 2013, November 2012», составят около 3%. Однако в различных регионах мира динамика реального ВВП значительно варьируется. Если в развитых странах прогноз темпов прироста по этому показателю в 2013 г. оценивается на уровне 2%, то для развивающихся стран, в частности БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика), он может достигать 4–5%, а в Китае — 7% в 2013 г. При этом в пересчете на душу населения в последующие годы развитые страны будут сохранять свои лидирующие позиции.

В настоящее время, отметил докладчик, львиная доля (80%) мировых торговых операций производится в долларах США, при этом удельный вес торговли в евровалюте составляет 13%. Такое доминирование сохранится и в ближайшие годы. Согласно данным «Financial Forecast Center™» курс доллара к евро начиная с III кв. 2013 г. будет повышаться.

Более детально были представлены тенденции развития таких стран, как США, Китай и Россия. Анализируя экономику США, докладчик обратил внимание участников конференции на то, что одно из слабых мест в этой стране — это высокий уровень безработицы, причем максимальный рост отмечен среди наиболее трудоспособного возраста (25 лет — 54 года).

В Китае по сравнению с 2007 г. на фоне снижения темпов прироста экспорта в структуре ВВП доля кредитов и инвестиций по итогам 2012 г. увеличилась. Учитывая тот факт, что номинальный ВВП начал снижаться, а кредиты, по словам Л. Гуляницкого, превысили 100% ВВП, у Китая могут возникнуть проблемы с обслуживанием этих кредитов. Существенные инвестиции в этой стране направлены на развитие инфраструктуры транспорта.

Наибольший вклад отраслей экономики в ВВП России обеспечивают обрабатывающее производство и добыча полезных ископаемых. В товарной структуре экспорта с 1995 г. по сегодня лидируют минеральные продукты.

После краткого экскурса по мировой экономике Л. Гуляницкий детально остановился на анализе экономики Украины. Так, согласно данным Государственного комитета статистики Украины по итогам 2012 г. показатель ВВП увеличился на 0,2%. При этом на общем фоне отрицательной динамики по всем основным макроэкономическим показателям (индекс потребительски цен — -0,2%, индекс промышленного производства — -1,8% и др.), темпы прироста розничной торговли и реальной заработной платы достигли 15,9 и 14,7% соответственно.

На протяжении последних 2 лет курс гривни остается стабильным по отношению к доллару США (среднемесячные колебания курса не превышают 3%). Однако такая «стабильность» дорогого стоит — лишь в 2012 г. Нацбанк Украины потратил около 6,4 млрд. дол. США на искусственное сдерживание курса национальной валюты. И это при том, что внешний государственный долг Украины из года в год увеличивается, а золотовалютный резерв уменьшается. Так, в 2010 г. золотовалютные резервы покрывали внешний государственный долг на 100%, по состоянию на 01.01.2013 г. золотовалютных резервов страны хватит лишь на то, чтобы возместить 63,5% долга.

После подведенных итогов 2012 г. Л. Гуляницкий представил вниманию участников конференции консенсус-прогнозы Министерства экономического развития и торговли Украины на 2013 г., согласно которым ВВП увеличится на 2,95%, уровень инфляции достигнет 7,1%, реальный располагаемый доход повысится на 4,8%, а индекс цен производителей промпродукции составит 8,4%.

Л. Гуляницким было также отмечено, что прогнозы развития фармацевтического рынка лекарственных средств на 2013 г. (в долларовом эквиваленте), разработанные и озвученные на аналогичной конференции еще 2 года назад, остаются в силе. Более детально аспекты развития фармацевтического рынка рассмотрел следующий докладчик.

Фармацевтические новеллы в Украине 2012–2013

Локальные особенности украинской Фармы осветил в своем докладе «Фармацевтические новеллы в Украине 2012–2013» Сергей Ищенко, директор компании «Proxima Research», очертив перспективы развития всех звеньев товаропроводящей цепи в нынешнем году.

По итогам 2012 г. темпы прироста фармацевтического рынка лекарственных средств Украины, включая розничный и госпитальный сегменты, превысили оптимистические ожидания экспертов, достигнув уровня +18% в гривневом и +5% в натуральном выражении. Тем не менее в абсолютных величинах объем продаж лекарственных средств еще не достиг уровня 2007 г., хотя уже превысил продажи за 2008–2011 гг., планомерно восстанавливаясь на докризисный уровень потребления препаратов. В валютном эквиваленте ситуация несколько иная, так как показатели зависят от курса валют. В долларах по курсу НБУ темпы прироста по итогам 2012 г. составили +18%, по межбанковскому курсу (курс валют агентства «Reuters») — +17%. В евро рост рынка — +28% значительно превышает долларовые показатели, что обусловлено снижением курса евро в 2012 г. по сравнению с 2011 г.

В разрезе источников финансирования по-прежнему рынок потребления лекарственных средств в Украине на 85% финансируется из кармана пациента, остальные 15% составляют гос­питальные закупки. Так, по итогам 2012 г. объем розничных продаж лекарственных средств составил 27 млрд грн., для госпитального сегмента аналогичный показатель достиг 4,6 млрд грн.

Более детально докладчик остановился на анализе розничной реализации лекарственных средств. В разрезе помесячной динамики прослеживается увеличение объема аптечных продаж во второй половине анализируемого периода, что обусловлено сравнительно низким базисом 2011 г. из-за отсутствия традиционной для осенних месяцев эпидемии гриппа и, как следствие, сезонного всплеска продаж лекарственных средств.

С. Ищенко отметил, что в минувшем году в структуре прироста объема продаж лекарственных средств основной вклад (11,7%) был обусловлен индексом замещения, в частности за счет увеличения потребления лекарственных средств в упаковках, а также смещения структуры потребления с дешевых в сторону более дорогостоящих препаратов. По сравнению с предыдущими годами вклад инфляционной составляющей значительно уменьшился. Так, инфляционный индекс по итогам 2012 г. составил 4,9%. Участие инновационного индекса достигло 1%, а индекс эластичности спроса в анализируемый период практически отсутствует, что свидетельствует об отсутствии ценовой чувствительности потребителей к незначительному изменению цен на лекарственные средства.

Как уже было отмечено, основной груз расходов на лекарственные средства в нашей стране возложен на плечи потребителей. На этом фоне прослеживается прямая корреляция динамики рынка розничной реализации лекарственных средств и номинальных доходов населения (рис. 1).

Рис. 1
Поквартальная динамика рынка розничной реализации лекарственных средств и номинальных доходов населения по итогам 2006–2012 гг.
Поквартальная динамика рынка розничной реализации лекарственных средств и номинальных доходов населения по итогам 2006–2012 гг.
Источник: данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research»; Государственный комитет статистики Украины (http://www.ukrstat.gov.ua)

Традиционно в рамках аналитической конференции был представлен прогноз развития украинского розничного рынка лекарственных средств на 2013 г. За основу данного прогноза были приняты следующие значения макроэкономических показателей на 2013 г.:

  • прирост ВВП на уровне — 2,9%;
  • уровень инфляции — 7,1%;
  • прирост реальных располагаемых доходов населения — 4,8%.

Кроме того, на развитие рынка оказывает влияние динамика курса национальной валюты по отношению к иностранным. Отрицательное внешнеэкономическое сальдо, увеличивающийся государственный долг и сокращение золотовалютных запасов представляют потенциальную угрозу для устойчивости национальной валюты.

Значимых инвестиций в фармацевтический сегмент в 2013 г. со стороны государства пока не предвидится, а значит, в 2013 г. основным плательщиком на рынке лекарственных средств останется потребитель.

С учетом приведенных выше данных С. Ищенко озвучил прогноз развития рынка розничной реализации лекарственных средств на 2013 г. (рис. 2). Так, согласно оптимистическому сценарию развития рынка розничной реализации объем продаж лекарственных средств в 2013 г. увеличится на 11,5% в долларовом эквиваленте или на 14,0% в гривне по сравнению с минувшим годом. При пессимистическом развитии событий данный показатель может составить 7,4% или 12,4% соответственно.

Рис. 2
Прогноз оптимистического и пессимистического сценария развития рынка розничной реализации лекарственных средств на 2013 г. в отечественной и иностранной валюте
Прогноз оптимистического и пессимистического сценария развития рынка розничной реализации лекарственных средств на 2013 г. в отечественной и иностранной валюте

Далее докладчик проанализировал структуру прироста розничного сегмента лекарственных средств 2013 г. в национальной валюте. В зависимости от колебаний курса валют он выделил 2 основных варианта развития событий: при оптимистическом сценарии (среднегодовой курс валют 8,2 грн./дол.) в структуре прироста розничных продаж будет превалировать индекс замещения; при пессимистическом (8,5 грн./дол.) — значительную долю будет аккумулировать индекс инфляции (рис. 3).

Рис. 3
Структура роста розничного сегмента лекарственных средств 2013 г. в гривне по оптимистическому и пессимистическому сценарию развития
Структура роста розничного сегмента лекарственных средств 2013 г. в гривне по оптимистическому и пессимистическому сценарию развития

Производители. В разрезе маркетирующих организаций в топ-5 по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2012 г. вошли «Фармак», «Berlin-Chemie», «Takeda», «Sanofi» и «Дарница». При этом отечественные производители уже на протяжении последних 5 лет планомерно увеличивают свою долю на рынке розничной реализации лекарственных средств.

В сегменте зарубежных производителей основными драйверами роста выступают компании, работающие в режиме «импорт за гривню» (зарубежные производители, которые импортируют свою продукцию в страну самостоятельно, без участия дистрибьюторов, осуществляя хозяйственно-коммерческую деятельность в нацио­нальной валюте). Так, в период 2007–2012 гг. удельный вес «импорта за гривню» в общем объеме импорта лекарственных средств увеличился с 16 до 41% (рис. 4).

Рис. 4
Удельный вес «импорта за гривню» в общем объеме импорта
Удельный вес «импорта за гривню» в общем объеме импорта

В разрезе рыночного статуса в структуре аптечных продаж лекарственных средств по итогам 2012 г. генерики аккумулируют 37%, оригинальные препараты — 17%, удельный вес традиционных лекарственных средств составил 44%, доля иммунобиологических препаратов составила 2%. Подобная структура остается практически неизменной на протяжении последних 7 лет.

Ни для кого не секрет, что двигателем рынка является реклама, а в случае лекарственных средств — еще и промоция. Так, по итогам 2012 г. главной статьей маркетинговых затрат операторов фармрынка в рекламу, направленную на конечного потребителя, являются вложения в ТВ-рекламу (97%), для прессы и радио этот показатель существенно меньше и составляет 2 и 1% соответственно. Промоционная активность, направленная на специалистов сферы здравоохранения, остается на прежнем уровне. Среди всех типов промоции воспоминания о визитах медицинских представителей, как и раньше, занимают лидирующие позиции. При этом неумолимо расширяется аудитория интернет-пользователей, что неизбежно влечет локацию рекламных бюджетов в интернет. Поэтому производители в 2013 г., по прогнозам экспертов, будут изучать и применять новые технологии промоции (социальные сети, e-marketing). Ввиду активных регуляторных инициатив в минувшем году производители в 2013 г. будут рекламировать и промотировать свою продукцию с учетом новых законодательных требований.

В 2013 г. ожидается дальнейшее смещение структуры потребления с дешевых лекарственных средств на более дорогие, в частности за счет выведения на рынок более дорогостоящих лекарственных средств. Незначительное удорожание препаратов в текущем году может быть обусловлено повышением цен в размере общерыночной инфляции.

В отношении регуляторных воздействий в 2013 г. участники фармрынка, с одной стороны, будут стремиться не попасть под ограничения доступа товаров на рынок и регулирование цен, с другой — принимать максимальное участие в государственных «пилотных проектах» по возмещению стоимости лекарственных средств.

Дистрибьюция. По итогам 2012 г. ведущая топ-5 дистрибьюторов аккумулирует 90% рынка поставок лекарственных средств в аптечные сети. Так, на протяжении 4 лет неизменным лидером среди дистрибьюторов является компания «БаДМ», обеспечивающая практически треть поставок лекарственных средств в аптеки. На 2-й и 3-й позиции — «Оптима-Фарм» и «Альба Украина». Замыкают топ-5 «Вента» и «Фра-М», которые с 2006 г. движутся в тандеме, сменяя друг друга в рейтинге поочередно.

В рамках анализа перспектив сегмента дистрибьюции С. Ищенко обозначил основные аспекты его развития в 2013 г. Так, дистрибьюторы будут продолжать борьбу за долю рынка в ожидании прихода стратегического инвестора. Они продолжат перетягивать часть функций производителя на себя путем расширения спектра дополнительных сервисов для производителей с целью получения лучших условий контракта.

Как и раньше, дистрибьюторы будут продолжать интегрироваться глубже в аптечные сети и создавать вокруг себя франчайзинговые альянсы, обеспечивая гарантированные и управляемые каналы сбыта.

На гребне технологической волны дистрибьюторы будут развивать IT-технологии, позволяющие управлять товарными запасами аптечной полки, перетягивая на себя функцию управления дефектурой. Таким образом, они будут пытаться закрепить за собой канал сбыта и гарантировать его производителю, добиваясь лучших условий работы.

Аптечные сети. По итогам трех кварталов 2012 г. в топ-5 рейтинга по объему аптечных продаж вошли «Аптека-Магнолия», «Мед-Сервис групп», «Украинский аптечный холдинг», «Арника» и «Фармастор».

Последние несколько лет для фармацевтического сегмента ознаменовались активными регуляторными инициативами. Лицензионные условия привели к закрытию киосков по всей территории Украины. Тем не менее по итогам 2012 г. общее количество торговых точек за 2 года сократилось несущественно за счет замещения закрытых киосков новыми аптеками. Но если проанализировать эти изменения в разрезе типов населенных пунктов, то наибольшая убыль торговых точек отмечена в селах. Так, за 2 года в результате закрытия киосков обеспеченность населения сельской местности аптечными учреждениями значительно снизилась.

Распределение аптек в разрезе размера среднемесячного выторга по итогам минувшего года указывает на то, что в Украине преобладают торговые точки с выторгом 100–500 тыс. грн., их доля составила 44% всех аптек и 60% всей аптечной выручки. У половины аптек среднемесячный выторг не превышает 100 тыс. грн. Аптечные учреждения с выторгом более 500 тыс. грн. аккумулируют 5%, из которых только 1% может похвастаться выторгом более 1 млн грн.

Аптечная маржа увеличивается, повторяя общую тенденцию роста рынка, однако темпы ее прироста ниже рыночных из-за заметного снижения средневзвешенной наценки до 22% (см. рис. 5) к концу года, что может быть обусловлено усилением регуляторного давления и повышением конкуренции между аптечными сетями.

Рис. 5
Динамика маржинального дохода и наценки аптечных сетей по итогам 2009–2012 гг.
Динамика маржинального дохода и наценки аптечных сетей по итогам 2009–2012 гг.

Как и прежде, топ-100 аптечных сетей по объему продаж лекарственных средств обес­печивают товарооборот больше половины рынка, и с течением времени эта цифра планомерно увеличивается, что свидетельствует о повышении консолидации в данном сегменте рынка.

Согласно экспертному мнению докладчика в 2013 г. на аптечном рынке будут усиливаться процессы консолидации. Это произойдет посредством слияний и поглощений (M&A), создания виртуальных альянсов вокруг дистрибьюторов с целью увеличения рыночной доли и степени влияния на производителя.

Аптечные сети по-прежнему будут максимально участвовать в акциях, скидочных программах и других проявлениях активности производителя, привлекая его маркетинговые бюджеты. Развивая IT-технологии и активно используя мобильные платформы для коммуникации с покупателем, аптечные сети будут завоевывать интернет-пространство в погоне за лояльностью конечного потребителя.

Подводя итоги, С. Ищенко подчеркнул, что борьба за лояльность потребителя к аптечной сети перемещается в интернет-пространство. В настоящий момент отмечается тенденция к массовому созданию сайтов аптек. Так, следующим шагом операторов аптечных сетей станет образование виртуальных площадок, где потребитель сможет выбирать нужную ему аптеку из множества представленных в интернете. Неизбежен этап развития электронной коммуникации с потребителем с помощью мобильных устройств, благодаря которым появляется возможность прямого контакта с потребителем, интеграции с другими системами, геопозиционирования. Использование мобильных устройств, обеспечивая простоту и удобство пользования, предоставляет множество сервисов и позволяет персонифицировать потребности потребителя. Поэтому фармацевтический 2013 г. неоспоримо пройдет под эгидой выхода операторов рынка на новый этап технологического развития.

Фарма на развивающихся рынках. БРИКС и окрестности

О событиях на мировом фармрынке и близких Украине развивающихся рынках на просторах СНГ рассказал Николай Демидов, генеральный директор «IMS Health» по России и СНГ, в докладе «Фарма на развивающихся рынках. БРИКС и окрестности».

Согласно прогнозам компании «IMS Health» в 2013 г. среднегодовые темпы прироста мирового фармацевтического рынка ожидаются довольно низкие — на уровне 2–4%, однако в последующие годы этот показатель может повыситься до +4–7%. При таком прогнозе объем мирового фармрынка к 2016 г. достигнет 1,2 трлн дол.

Согласно исследованиям компании «IMS Health» в период 2011–2016 гг. основной урон мировому фармацевтическому рынку будет наноситься в связи с истечением сроков патентной защиты на многие оригинальные препараты. Особенно болезненно это отразится на таких развитых странах, как США, Япония и страны Европы. Так, около 120–130 млрд дол. потеряют развитые рынки за счет уменьшения объема продаж лекарственных средств, утративших патентную защиту. Тем не менее эти потери будут компенсироваться за счет продаж брэндированных и генерических препаратов, которые принесут 115–125 млрд дол. и 45–50 млрд дол. соответственно. Значимый вклад в прирост мирового фармрынка будут обеспечивать развивающиеся рынки, объем продаж на которых в 2011–2016 гг. может увеличиться на 150–160 млрд дол.

Следовательно, драйверами прироста мирового фармрынка станут развивающиеся рынки БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), в то время как в развитых странах динамика рынка будет замедляться. А в таких странах, как Испания и Франция, в период 2012–2016 гг. ожидается и вовсе убыль объема фармрынка. В Испании это обусловлено стагнацией экономики, во Франции причиной сокращения объема рынка станет сильное регуляторное давление. Так, в целом для фармрынков развитых стран в 2012–2016 гг. среднегодовые темпы прироста ожидаются на уровне 0–3%, для кластера БРИКС этот показатель существенно выше — +11–14%.

Учитывая прогнозы экспертов, мировой рейтинг по объему продаж к 2016 г. сильно видоизменится. Так, рынки БРИКС значительно улучшат свои позиции. Для Бразилии прогнозируется существенный прорыв — с 7-й позиции в 2011 г. на 4-ю в 2016 г., Россия переместится со второй десятки в первую, Индия также присоединится к первой десятке, Китай, как ожидается, вытеснит Японию и займет 2-ю позицию в этом рейтинге. Ожидается, что лидирующую позицию продолжат удерживать США. Таким образом, топ-10 мирового рейтинга в ближайшие 4 года преобразится, и ряд ключевых на сегодня рынков будет вытеснен «горячими» развивающимися странами.

Более детально Н. Демидов остановился на анализе рынка Европы, где прослеживается тенденция к снижению темпов прироста. Вызвано это общей насыщенностью рынка, регуляторным давлением, потерей патентных прав. Если в период 2002–2006 гг. темпы прироста фармрынка Европы составляли 7%, то в 2012–2016 гг. прогнозируют этот показатель на уровне 0–3%.

Направления развития рынков стран Европы и СНГ существенно отличаются, что объясняется разным уровнем насыщения рынков, низким уровнем потребления, низким уровнем развития или отсутствием систем возмещения стоимости препаратов, частым преобладанием национальных особенностей над базовыми принципами «европейской» конкуренции, регуляторными изменениями, которые происходят с разной скоростью и по разным моделям. Учитывая вышеприведенные аспекты, по мнению докладчика, страны СНГ отличаются волатильной динамикой рынков и отсутствием единого тренда.

Согласно исследованиям «IMS Health» среди фармрынков стран СНГ по итогам 2012 г. по сравнению с предыдущим годом в долларовом выражении темпы роста выше среднего продемонстрировали 3 страны — Узбекистан, Казахстан и Молдова, меньше других развивались рынки Армении, Грузии и Беларуси (ниже 10%), рынок Украины после экономического кризиса уверенно возрастает, сохраняя двузначные темпы прироста третий год подряд. Эта положительная динамика поддерживается активным увеличением потребления лекарственных средств в упаковках в Украине, Узбекистане, Казахстане и Молдове. При этом, несмотря на уверенный рост в денежном выражении, снижение потребления отмечено в Азербайджане, Беларуси и Грузии.

Рынки стран СНГ демонстрируют высокий уровень различий по ценообразованию потребляемых препаратов, что связано со структурой предложения, конкуренцией, уровнем покупательной способности, особенностями рынков в сфере обращения лекарственных средств, регулирования цен, а также логистики. По мнению Н. Демидова, ситуация будет меняться по мере внедрения систем возмещения и референтного цено­образования, что будет обусловливать сближение нацио­нальных рынков с точки зрения стоимости одинаковых лекарственных средств. Эти процессы уже запущены, и скорее всего в ближайшие 5 лет станут главным трендом в регуляторных изменениях на пространстве СНГ.

В разрезе рецептурного статуса на рынках Европы и СНГ отмечен единый тренд — увеличение объема продаж рецептурных препаратов. Так, за последние 5 лет рецептурный сегмент увеличил свои объемы на 5% в денежном и 3% в натуральном выражении. По итогам 2012 г. продажи рецептурных лекарственных средств составили более 60% розничного рынка в СНГ (без участия доминирующих фармрынков Украины и России), продолжая демонстрировать опережающую динамику развития по сравнению с ОТС-препаратами, которые больше зависят от ценовой чувствительности потребителей. В целом на фармрынках стран СНГ (без участия фармрынков Украины и России) ведущие позиции занимают такие корпорации, как «Novartis», «Sanofi», «Berlin-Chemie», «Takeda», «Gedeon Richter». Компания «Novartis» входит в топ-5 корпораций по объему розничных продаж в денежном выражении во всех странах СНГ, за исключением Узбекистана.

Докладчик отметил, что лишь в двух странах СНГ на фармрынках первенство принадлежит локальным компаниям — в Украине («Фармак»), в Беларуси («Белмедпрепараты»).

Среди компаний — производителей генериков выделяются «Gedeon Richter», «Berlin Chemie» и «KRKA».

Анализ рейтингов розничных продаж лекарственных средств по международному непатентованному наименованию на рынках стран СНГ указывает на превалирование в них антибиотиков.

В рамках первого тематического файла «Рыночная матрица» VIII Ежегодной аналитической конференции, ввиду характерной разветвленности и многогранности фармацевтического сегмента, участникам мероприятия был представлен широкий спектр аналитической информации, глубокий анализ макро- и микроэкономических факторов.

Руководителями лидирующих фармкомпаний рынка были подведены итоги минувшего года, обозначены основные аспекты ведения фармацевтического бизнеса, озвучены мировые тенденции развития, включая прогнозы для рынка Украины на 2013 г.

Благодаря организаторам и докладчикам конференция проходила в приятной атмосфере непринужденности, плодотворной работы, обеспечив участников новым багажом информации и стимулом к дальнейшим достижениям. 

Продолжение следует…

Юлия Гицман,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті