Обеспечение пациентов с сахарным диабетом препаратами инсулина

16 января 2015 г. в г. Киеве состоялся Фармакоэкономический Экспертный Форум «Доступ и обеспечение инсулинами пациентов с сахарным диабетом в Украине: актуальные проблемы и пути решения», который был организован Международной диабетической ассоциацией Украины и Киевским благотворительным фондом «Диабетик» при поддержке Санофи в Украине. Мероприятие собрало представителей регуляторных органов и региональных администраций в сфере здравоохранения, представителей медицинского сообщества и пациентских организаций, а также международных экспертов. В ходе форума обсуждали актуальные вопросы, касающиеся повышения доступности для украинских пациентов с сахарным диабетом препаратов инсулина, в том числе аналогов человеческого инсулина, посредством внедрения механизма реимбурсации.

Модератором мероприятия стал Борис Маньковский, заведующий кафедрой диабетологии НМАПО им. П.Л. Шупика, главный эндокринолог Министерства здравоохранения Украины, доктор медицинских наук, профессор.

Форум открыла Людмила Петренко, президент Международной диабетической ассоциации Украины, главный редактор специализированного научно-популярного журнала «Диабетик», глава постоянной комиссии по вопросам защиты прав пациентов Общественного совета МЗ Украины. Она отметила, что общественное движение лиц с сахарным диабетом в нашей стране сталкивается с большим грузом сложных проблем, среди которых частая смена правительства, руководства МЗ, задержки с проведением тендерных закупок препаратов инсулина, недостаточное обеспечение средствами для самоконтроля для детей и пр. За время существования организации она активно взаимодействовала с представителями власти с тем, чтобы защитить интересы пациентов с данной патологией. При этом, несмотря на частую смену руководства МЗ Украины, при поддержке правительства увеличен объем расходов на приобретение препаратов инсулина. Уже длительное время обсуждается необходимость реформы системы здравоохранения. Л. Петренко отметила, что по ее мнению, основой новой философии медицинской реформы должен стать подход к пациенту как к клиенту, врач станет профессионалом с достойной оплатой, будет внедрена ответственность за работу, а государство выступит гарантом предоставления услуг. Реформа должна коснуться таких сфер, как закупка лекарственных средств и вакцин, создания реестра пациентов, обеспечение доступа к лечению и профилактике и пр. Важным аспектом в этом контексте является реформа системы обеспечения населения лекарствами, которые финансируются за счет государственного бюджета, в том числе препаратами инсулина. Л. Петренко поддержала инициативу по внедрению реимбурсации стоимости инсулинов с 1 марта, которая заложена в проекте постановления КМУ «Вопросы порядка возмещения стоимости препаратов инсулина и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины относительно усовершенствования реализации пилотных проектов по внедрению государственного регулирования цен на лекарственные средства» (далее — проект постановления КМУ).

Более подробно об актуальных проблемах обеспечения препаратами инсулина больных сахарным диабетом на примере Киева рассказала Наталья Власенко, глава Киевского благотворительного фонда «Диабетик», вице-президент Международной диабетической ассоциации Украины. Она отметила, что в связи с блокированием тендерных закупок в течение 2014 г. в Киеве около 38% больных сахарным диабетом (более 4,5 тыс. человек) не были обеспечены препаратами инсулина на протяжении 2–3 мес подряд, что негативно влияет на компенсацию заболевания, создает постоянное психологическое давление, а также вынуждает пациентов нести дополнительные расходы на лечение. Среди основных недостатков системы обеспечения препаратами инсулина необходимо отметить несовершенство законодательства относительно проведения тендерных закупок, неэтичная конкуренция участников торгов, высокий уровень коррупции и существование административных барьеров для доступа пациента к терапии. Кроме того, эти проблемы приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств и негативному социально-экономическому эффекту. Н. Власенко предложила возможные пути решения данных проблем, а именно — заменить существующую систему обеспечения препаратами инсулина системой реимбурсации, отменить административные барьеры, заручится государственной поддержкой новой системы и повысить ответственность пациентов за свое здоровье. Под упомянутыми административными барьерами подразумеваются приказы МЗ Украины от 23.03.2011 г. № 160 «Об обеспечении больных сахарным диабетом лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее — приказ № 160) и от 18.07.2013 г. № 618 «Об утверждении Методических рекомендаций по назначению препаратов инсулина больным сахарным диабетом в учреждениях здравоохранения» (далее — приказ № 618). Так, расчет потребности региона в препаратах инсулина осуществляется по методике, определенной приказом Минздрава от 23.03.2011 г. № 160, которая учитывает ограничения на назначение врачами аналоговых форм этих лекарственных средств. А согласно приказу № 618 МЗ Украины при назначении инсулинотерапии впервые рекомендует отдавать предпочтение генно-инженерным формам инсулина отечественного производства.

Тему реформирования системы здравоохранения также прокомментировал Юрий Савко, заместитель министра здравоохранения по вопросам европейской интеграции. Он подчеркнул важность дискуссии по вопросам обеспечения доступности препаратов инсулина и отметил, что активный диалог в этом направлении ведется с 2007 г. В этом же году должен состояться тектонический сдвиг в решении этого вопроса. Так, ожидается системная реформа здравоохранения и внедрение системы реимбурсации. Согласно проекту постановления КМУ уже в этом году препараты инсулина начнут реимбурсироваться, что должно положить начало возмещению стоимости и некоторых прочих лекарственных средств, применяющихся для лечения других заболеваний. Важной инициативой также является выведение государственных закупок из зоны ответственности МЗ Украины. Также Ю. Савко акцентировал внимание на присутствии определенных административных барьеров, отметив, что доступ к лекарственным средствам должен определяться медицинскими показаниями и врачом. Таким образом, как ожидается, 2015 г. станет годом подготовки и реформирования системы здравоохранения Украины, что невозможно без широкого сотрудничества.

Борис Маньковский рассказал об уровне гликемического контроля в Украине, подчеркнув, что хотя на этот счет нет точной информации, есть все основании считать его неудовлетворительным, поскольку на 1 человека с диагностированным сахарным диабетом в Украине приходится 2 с недиагностированным заболеванием. Кроме того, компенсация данной патологии также является недостаточной, поскольку согласно данным исследований уровень гликозилированного гемоглобина часто превышает целевые показатели, что, в свою очередь, приводит к развитию осложнений, таких как, например, диабетическая ретинопатия — одна из главных причин слепоты. Упомянутые факты подчеркивают важность работы по профилактике этого заболевания, его ранней диагностике и улучшению его контроля.

Также Б. Маньковский остановился и на вопросе реимбурсации, отметив необходимость ее внедрения, при этом подчеркнув, что назначать препараты инсулина, стоимость которых впоследствии будет реимбурсироваться, должны только врачи, работающие в государственных медицинских учреждениях, поскольку возмещение стоимости лекарств осуществляет также государство. Кроме того, модератор мероприятия отметил нецелесообразность введения доплаты для пациентов на препараты инсулина. Также, для того чтобы не превысить выделенный на эти цели бюджет, необходимо контролировать цены на эти лекарственные средства, например, путем достижения определенного ценового компромисса с производителями и его ежегодного пересмотра.

Обсуждение продолжил Николай Тронько, директор ГУ «Институт эндокринологии и обмена веществ им. В.П. Комиссаренко НАМН Украины», президент Украинской диабетической федерации, доктор медицинских наук, профессор. Он напомнил участникам форума о том, что в Украине уже есть позитивный опыт внедрения реимбурсации стоимости препаратов инсулина и призвал перенять его с учетом локальных особенностей. Профессор обратил внимание на необходимость создания сети аптек, которые будут отпускать эти лекарственные средства, важность соблюдения температурного режима при их хранении, а также предложил создать оперативный штаб, который будет решать возникающие проблемы, установить персональную ответственность за внедрение системы. Важно также создать реестр больных сахарным диабетом. В заключение Н. Тронько подчеркнул, что реимбурасация в первую очередь должна рассматриваться как инструмент повышения эффективности оказания медицинской помощи пациентам с данной патологией.

В мероприятии также принял участие Жан-Поль Шоер, генеральный директор Санофи в Украине и Беларуси, он отметил, что компания Санофи стремится поддерживать больных сахарным диабетом в их повседневной жизни, удовлетворять медицинские потребности и обеспечивать широкий доступ к инновационным препаратам. Ж.-П. Шоер поддержал инициативу по внедрению системы реимбурсации в Украине, поскольку это приведет к более прозрачному распределению государственных ресурсов, предоставит пациентам доступ к инновационному лечению. Он также отметил необходимость устранения административных барьеров для более широкого доступа к препаратам инсулина. Ж.-П. Шоер подчеркнул важность в контексте внедрения реимбурсации ценового регулирования и отметил, что компания Санофи готова обсуждать этот вопрос.

Подробно рассмотрел вопросы реимбурсации и роли в принятии соответствующих решений Системы оценки технологии здравоохранения (Health Technology Assessment — HTA) зарубежный эксперт Ганс Северенс, профессор Университета им. Эразмуса Роттердамского и вице-президент Комитета по здравоохранению Нидерландов. Изменения в системе здравоохранения — непрерывный процесс, который проводится на постоянной основе. При этом очень важна открытая дискуссия при принятии всех решений. Г. Северенс сравнил уровень расходов на здравоохранение из расчета на 1 человека в Украине и других странах Европы. Согласно приведенным данным финансирование в нашей стране более чем скромное, однако докладчик отметил, что значительные расходы на медицину не всегда конвертируются в такое же существенное повышение уровня предоставления помощи. В этом контексте очень важен взвешенный подход. В частности, для Украины было бы целесообразным взять лучшее из систем здравоохранения разных стран. Докладчик в качестве примера привел системы реимбурсации в Германии, Франции и Великобритании. Г. Северенс более подробно рассказал о системе реимбурсации в Нидерландах и роли HTA при принятии решения. В частности, в Нидерландах существует позитивный список препаратов, подлежащих реимбурсации, который состоит из двух частей. В первую входят группы взаимозаменяемых лекарственных средств, не обладающих клинически значимыми отличиями, для каждой группы определяется максимальный уровень реимбурсации, которая определяется как средняя для Великобритании, Франции, Германии и Бельгии. В случае, если стоимость препарата превышает эту цифру, пациент доплачивает разницу.

Во вторую группу входят лекарства, предоставляющие терапевтическую добавленную стоимость, для их реимбурсации не определяется максимальный уровень. Для отнесения к данной группе и используется HTA. При проведении HTA осуществляется оценка терапевтической эффективности, профиля безопасности, экономической эффективности, социального значения, воздействия на качество жизни пациентов определенного препарата. На основании полученной информации принимается решение о включении в список реимбурсируемых лекарственных средств. Результаты HTA могут использоваться в качестве аргументов при обсуждении с производителем цены препарата. Также Г. Северенс отметил, что наряду с системой реимбурсации в Нидерландах существуют и другие системы обеспечения лекарственными средствами, например, медицинские учреждения самостоятельно закупают препараты для своих нужд, проводится закупка вакцин в рамках программ по вакцинации. Таким образом, HTA может использоваться для информирования лиц, принимающих решение о реимбурсации, для информирования плательщиков, пациентов, с целью обсуждения цены лекарств. Г. Северенс подчеркнул, что при проведении HTA очень важен локальный контекст, поэтому, по его мнению, нецелесообразно использовать результаты HTA, проведенных в других государствах.

Обеспечение пациентов с сахарным диабетом препаратами инсулина

Украинским опытом реимбурсации стоимости препаратов инсулина в Черниговской и Кировоградской обл. поделились Любовь Червякова, главный внештатный специалист по специальности «Эндокринология» Черниговской областной государственной администрации, и Нелли Чернявская, главный внештатный специалист по специальности «Эндокринология» Кировоградской областной государственной администрации. В частности, Н. Чернявская среди положительных преобразований, связанных с имплементацией системы реимбурсации, отметила прозрачность новой процедуры с момента выделения средств до момента получения препаратов пациентом, устранение дополнительных звеньев в процедуре, удобство для больных, минимизацию ургентных диабетических состояний, положительные отзывы общественности и пр.

Л. Червякова также добавила, что при внедрении системы реимбурсации отсутствует блокирование тендеров, нет необходимости в одномоментном выделении большого объема средств, в наличии больших складских помещений, появляется возможность более экономно использовать деньги. Говоря о результатах имплементации системы, Л. Червякова отметила, что уровень компенсации сахарного диабета в области составляет 30,58% ,тогда как в среднем по Украине — 25%.

Также в дискуссии приняли участие Святослав Ханенко, народный депутат VII созыва, Олег Мусий, народный депутат Украины, Татьяна Думенко, директор департамента рациональной фармакотерапии и сопровождения государственной формулярной системы ГП «Государственный экспертный центр МЗ Украины», Янина Толкачева, заместитель начальника Управления фармацевтической деятельности МЗ Украины, и др.

По итогам мероприятия была принята резолюция, которая призывает разработать и внедрить систему реимбурсации препаратов инсулина с 1 марта 2015 г. одновременно с введением ценовой регуляции (референтного ценообразования). В рамках решения данной задачи документ среди прочего предусматривает рекомендовать отмену административных барьеров при выборе терапии, которая должна основываться на медицинских потребностях (пересмотреть Приказ № 618 и Приказ № 160), а также предусмотреть пути контроля государственных расходов; представить на утверждение КМУ проект постановления КМУ с учтенными замечаниями и комментариями, предоставленными общественностью; внедрить электронный реестр пациентов с сахарным диабетом с унифицированной электронной карточкой больного как основным элементом. Также резолюция предусматривает разработку образовательных программ для специалистов здравоохранения и пациентов, имплементацию в ежедневную практику протокола оказания медицинской помощи пациентам с сахарным диабетом I типа и пр.

Евгения Лукьянчук,
фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Олег 14.04.2015 10:22
Воспоминания диабетика. Борис Маньковский - это тот врач энтузиаст? В Институте эндокринологии (Киев) в 1992 г., насколько я помню, он лично мне в коридоре хитро подсовывал (отличные!) инсулиновые препараты Хехст (Basal) попробовать, но как бы без участия лечащего врача. Попробуйте, мол, импорт. Это что, была инициатива академика Андрея Семеновича? Потом нам за это совершенно правильно доставалось от врача-эндокринолога по месту жительства. Но именно эти препараты стали потом воспроизводить на Индаре. И тут то же самое: их без всякого опробования ввели насильственно ВСЕМ в 2000 г. После страшных гипогликемий от этих препаратов я перешел на Фармасулин. Отличная характеристика главного! Но: теперь и Фармасулин подозрительно не тот. Проверить невозможно - лечение в стационаре за год подорожало втрое.
Рудов Алексей Михайлович 07.05.2015 5:04
3-й год проблема с получением инсулина! После активного строительства Межигорья - в Поликлинике N1 ДУСа исчезло все! Ремонт 3-го корпуса застыл при готовности 80%, все сделанное без элементарного отопления разрушается, больных ни чем не обеспечивают, (любой укол со своим шприцом, не говоря о капельницах), инсулина нет по пол года и более! Купить не за что - не наворовал в свое время, а пенсии не хватает даже на необходимый ежемесячный набор лекарств (1900 грн.), не говоря о еде и коммуналке.
Почти Якубн 07.05.2015 5:35
Если-бы я смог купить инсулин, а государство потом мне вернуло деньги, я был-бы счастлив. но у меня нет изначального капитала! Вторая проблема - мне иногда дочка покупает инсулин Актрапид, но в аптеках он есть только в картриджах для ручек, что в три раза дороже, чем во флакончиках!p2
Почти человек 07.05.2015 5:45
Если- бы те, кто придумывет все эти законы или правила почуствовали болячки на себе - ОХ КАК БЫ ВСЕ ВЫГДЯДЕЛО ПО-ДРУГОМУ!7
Алла Александровна 10.07.2015 4:46
Прочла и ужаснулась! Инсулин - это же как воздух для человека! Всем этим участникам форума для скорейшего внедрения "системы реимбурсации инсулина" хочется пожелать одного - испытать на себе смертельную тревогу за его отсутствие!!

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті