Частная медицина: взгляд сквозь призму реформ

10–11 июня 2015 г. в Одессе состоялся 5-й Специализированный бизнес-форум «Частная медицина в Украине — 2015», в котором приняли участие более 70 ведущих экспертов отрасли: топ-менеджеры и владельцы частных учреждений здравоохранения, страховых, исследовательских, консалтинговых, сервисных и юридических компаний. Организаторы форума — компании «МОРИОН», «УкрКомЭкспо», а также клиника «Into-Sana». В ходе выступлений докладчиков и дискуссий было рассмотрено множество актуальных вопросов как с позиции организации эффективной системы предоставления медицинских услуг, так и построения жизнеспособных бизнес-моделей.

1-я сессия мероприя­тия была посвящена реформам здравоохранения в Украине, которые в последние недели активно анонсируются представителями власти. Павел Ковтонюк, главный редактор журнала «PRO Менеджмент в охороні здоров’я», проектный менеджер Национального совета реформ при Администрации Президента, поднял вопрос учас­тия частной медицины в данном процессе, отметив, что она должна как можно скорее стать неотъемлемой составляющей отрасли здравоохранения. «К сожалению, сегодня эти две системы существуют обособленно. Частная медицина занимает 5% объема рынка медицинских услуг страны в денежном выражении, фактичес­ки находясь в тепличных условиях, не проявляя «спортивной злости», мужества и не предпринимая попыток стать частью здравоохранения», — заявил П. Ковтонюк. Как бороться за бюджеты, за пациентов, как выходить на новые рынки? Эти вопросы на данный момент мало волнуют отечес­твенные частные клиники. А ведь уже совсем скоро в свете анонсированной реформы государство станет заказчиком медицинских услуг у лечебных учреждений. И частные клиники имеют все шансы стать лидерами в этом процессе, так как уже умеют делать все то, о чем реформаторы и государственные учреждения пока еще только мечтают. Это стандарты управления качеством, страховая медицина, информационные технологии и т.д. Пока государственный сектор будет претерпевать изменения, частная медицина получит значительные преимущества. Нужно только желание и умение владельцев клиник изменить свои бизнес-процессы, чтоб пропускать в дальнейшем через себя большой объем пациентов и бюджетных денег.

Существующий коечный фонд частных клиник Украины — это капля в море для государства по сравнению со многими тысячами коек в государственных больницах. Уже сегодня частные медицинские центры могут принять участие в программах государственно-частного партнерства, однако мало кто из них интересуется этим направлением развития. П. Ковтонюк подчерк­нул: «Никто не придет и не предложит вам проекты. Власть вас просто не знает. Чтобы начинать серьезную игру, необходим объединенный голос — профильная ассоциация. Иначе частная медицина не выйдет за уже существующие рамки».

Реформа здравоохранения идет медленно, но уже сделаны важные шаги — разработан ряд проектов законов Украины, которыми предусмотрены существенные изменения в статусе и механизмах финансирования больниц. В случае их принятия государственные учреждения здравоохранения станут сначала неприбыльными коммунальными предприятиями, а далее — прибыльными, составив конкуренцию частным клиникам.

Дмитрий Луфер, операционный директор «Into-Sana», поделился своими впечатлениями о форуме Международной финансовой корпорации (International Finance Corporation — IFC), посвященном вопросам частного здравоохранения — IFC private Global healthcare 2015, который состоялся 12–13 мая в Праге. В нем приняли участие более 300 представителей крупнейших частных медицинских учреждений.

Масштабы украинского частного медицинского бизнеса несопоставимы с мировыми. Наиболее интенсивно идет развитие частной медицины в Индии, странах Африки, Турции. Так, в Индии самая крупная медицинская сеть насчитывает 55 госпиталей на 10 тыс. коек, и она является частной. В Африке развитие идет за счет того, что значительная часть стран имеет небольшую территорию и не продвигает государственную медицину. Турция завершила 10-летнюю реформу системы healthcare, вследствие которой частная медицина получила доступ к государственному финансированию по принципу оплаты стоимости услуг.

Что же происходит сейчас в мировом здравоохранении? На первый план выходит ценностная забота о здоровье. В Украине часто говорят о том, что пациент покупает медицинскую услугу, а в мире — пациент покупает ценность медицинской услуги. Этот показатель можно рассчитать по формуле: Ценность = Исход для пациента / Затраты пациента. Как отметил Д. Луфер, большая часть докладов IFC private Global healthcare 2015 была посвящена государственно-частному партнерству, эта тема является животрепещущей не только для Украины. «Наши проблемы схожи: существуем «мы» (частная медицина), а есть «они» (государство). И пока мы не осознаем, что являемся одним целым (одни и те же специалисты, площадки лечебных учреждений и т.д.), ничего не изменится. Кроме того, диалог не налажен только потому, что его пытаются проводить отдельные личности (которые в Украине часто меняются), а не рынки в целом», — отметил выступающий.

Что ожидает мировое здравоохранение в ближайшие 30 лет? Это развитие информационных технологий и революция носимых устройств; объединение пациентов в социальные сообщества; игрофикация лечебного процесса; получение альтернативного мнения от программного обеспечения; перенос компетенций, а не пациентов (медицинский туризм станет просто переносом функций врача, и это сделает медицину еще более доступной); изменение структуры госпиталей; закрытие поликлиник и замена их оnline-здравоохранением.

«Организация частной клиники глазами юриста. ТОП-рейтинг юридических «ой!» владельцев клиник» — тема выступления Игоря Огороднийчука, партнера юридической компании «ОМП». По его словам, развитие данного бизнеса в Украине усложняется не только серьезной экономической ситуацией, но и чрезмерной зарегулированностью рынка. Первыми были рассмотрены трудности со структурированием выведения прибыли, которая сегодня может осуществляться либо же в виде дивидендов (однако с новым законодательством это стало очень дорого — 17–20% дохода), либо в виде возврата по кредитным договорам за границу без уплаты налогов (если он был предоставлен ранее). Также существуют «серые» способы выведения прибыли. Если же владелец — физическое лицо, то возврат прибыли — через частных предпринимателей, либо через установленную высокую зарплату топ-менеджменту.

Наболевшим является вопрос недвижимости. На сегодня в черте города фактически невозможно найти участки для строительства больниц (расстояния между корпусами не менее 24 м, не менее 5 м зеленых полос по периметру, отдельные въезд и т.д.).

Необходимо пересмотреть санитарные требования и к действующим лечебным учреждениям, сделав их более реалистичными. Пока единственный путь соответствовать санитарным требованиям — использовать помещения медицинских учреждений, спроектированных согласно государственным санитарным и строительным нормам и правилам. Что касается команды, то в основном персонал работает на основании трудовых договоров. Его защищает Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый еще в 70-е годы прошлого века, гласящий, что работник всегда прав. В 2014 г. в Украине был решен вопрос с порядком увольнения руководителей предприятия, в частности внесены изменения в трудовое законодательство, что позволяет уволить руководителя без объяснения оснований с выплатой 6 месячных окладов. По мнению юриста, это улучшит инвестиционный климат в Украине. Относительно других сотрудников возникает вопрос их подготовки и последующего удержания, что сделать почти невозможно из-за устаревшего КЗоТ. Исключением является ограниченное количество людей — это руководители подразделений, с которыми можно заключить трудовой контракт.

Также был рассмотрен вопрос лицензирования деятельности. Если лицензия оформлена на юридическое лицо (на клинику), ответственность за действия каждого сотрудника несет компания. Сегодня получила распространение практика создания «медицинских инкубаторов» — помещения в больших объектах недвижимости сдаются врачам как частные медицинские кабинеты под лицензию частного физического лица — предпринимателя. На каждого врача оформляется отдельная лицензия и ответственность несет каждый отдельно. Таким образом, в случае непредвиденных осложнений клиника не подставляется под удар.

Агрессивный маркетинг препаратов в лечебных учреждениях приводит к зависимости назначений врачей от фармацевтических компаний. По словам выступающего, это также является проблемой для зарубежных инвестиций. В ближайшем будущем предвидится увеличение количества исков от пациентов к частным клиникам.

Юрист порекомендовал уделять большое внимание внедрению протоколов лечения с проверками их соблюдения, заключению договоров с пациентами с четким регулированием прав и обязанностей, а также границ врачебной ошибки.

Сергей Тимощук, инвестиционный партнер юридической компании «ОМП», отметил, что инвестор рассматривает возможность участия в медицинском бизнесе, когда имеются: прозрачная отчетность; чистая заработная плата; наличие уникальных услуг, врачей высокого уровня и постоянных клиентов; сервис предоставления услуг (наличие стандартов); возможность для роста (регионального или национального); наличие стратегии на 5–10 лет; качественный топ-менеджмент. Отвечая на вопрос, что предпочитает инвестор — строить клинику или купить уже готовую, выступающий отметил, что многие больницы расположены в зданиях постсоветской эпохи в непригодных местах и не соответствуют современным требованиям. В других объектах требованиям инвестора часто не соответствует прилегающая территория. Поэтому лучше, конечно, строить по стандартам оператора, однако рассчитывать на приход инвесторов сегодня не стоит. Что же можно предпринять, чтобы не просто оставаться на плаву, но и развиваться дальше?

С. Тимощук порекомендовал рассмотреть возможность объединения клиник (как государственных, так и частных). Например, это создание реабилитационных центров на основе санаторных комплексов, укрупнение больниц за счет объединения с системными заведениями, для возможности лучшей диагностики и лечения пациента врачами смежных специальностей, создание региональных консультационных центров, учебных центров для врачей.

Григорий Урсол, директор медицинского центра «Ацинус», представил свое видение решения проблем частного здравоохранения в Украине. В первую очередь, следует обратить внимание на отсутствие законодательной базы в данной сфере. Она разработана для государственной медицины, в то время как частная должна как-то приспосабливаться к требованиям относительно лицензирования, аккредитации, кадров, оплаты труда, строительных норм и правил и т.д. Поскольку частная больница не является социальным объектом, она не получает от государства льготы, которыми пользуются объекты социальной сферы (по кредитованию, налогообложению и др.).

Отсутствует государственный заказ на услуги частной медицины, в регионах не внедряются программы по использованию потенциала частной медицины. При этом существуют множественные случаи приобретения чиновниками дорогостоящего оборудования, несмотря на то, что такое оборудование есть у частника, что является нерациональным и нецелесообразным.

Государственная медицина сегодня выживает практически за счет благотворительности, но в то же время вся финансовая благотворительность частников облагается налогами, благотворительные фонды не могут передавать медицинские товары и оборудование частным клиникам. Докладчик отметил и кадровую проблему — в государственном секторе поддерживается раздутый штат (для лицензии, аккредитации), который требует неоправданных финансовых расходов (последипломное образование) и влечет трудности в создании условий труда.

Г. Урсол напомнил присутствующим, что 2 июня 2015 г. министр здравоохранения Украины Александр Квиташвили презентовал на заседании коллегии МЗ Украины пакет законопроектов «Украина на пути к европейской системе здравоохранения», однако в этих документах нет ни одного упоминания о частной медицине и ее роли в реформах.

По его мнению, государство должно повернуться лицом к частной медицине, признав ее равноправным субъектом медицинской практики, оценив ее весомый вклад в развитие отрасли и важную социальную функцию. Это признание должно иметь отражение в вопросах налогообложения, кредитования, инвестирования и формирования государственного заказа. При этом Министерство здравоохранения должно вести политику так, чтобы на местах руководители понимали равноправие всех лечебных учреждений.

Частная медицина:взгляд сквозь призму реформ

Увеличение прибыли: причины и следствия

2-я сессия «Тренд 2015 — увеличение доходов в частной медицинской практике. Причины и следствия» началась с выступления Андрея Маляренко, главного врача клиники «Витацентр» (Запорожье). Сегодня «Витацентр» — это частная многопрофильная больница, в которой работает 550 сотрудников. В ее структуре — поликлиника (600 посещений в день, врачи 20 специальностей) с филиалом в спальном районе города, диагностичес­кий центр, стационар (9 отделений на 170 коек и 6 коек отделения интенсивной терапии и реанимации), 13 пунктов медицинской помощи на металлургических предприятиях города и служба выездной медицинской помощи. Докладчик рассказал о возможностях применения методики NPS (NetPromoterScore® — индекс чистой поддержки) для измерения клиентского опыта, успешно используемой в клинике «Витацентр». Индекс NPS демонстрирует, насколько компания преуспела в сфере построения отношений с клиентами. Для того чтобы рассчитать индекс, клиенту задают несколько вопросов, главный из которых — насколько высока вероятность, что вы порекомендуете нашу клинику своему другу или родственнику? Оцените от «0» до «10», где «10» — обязательно порекомендую, а «0» — никогда.

Ответы клиентов классифицируются следующим образом:

0–6 баллов — детракторы — неудовлетворенные клиенты, которые могут навредить вашему брэнду, отзываясь о нем отрицательно;

7–8 баллов — пассивные (удовлетворенные, но равнодушные клиенты);

9–10 баллов — промоутеры (лояльные клиенты, которые будут рекомендовать клинику другим).

Показатель NPS рассчитывается путем вычета процентной доли критиков из общей процентной доли промоутеров.

А. Маляренко подчеркнул: чтобы измерение NPS стало системой, необходимы условия (системность измерения, замыкание контура обратной связи, вовлеченность высшего руководства) и методика (категоризация клиентов, четкая периодичность, охват клиентов, стремящийся к 100%).

Как работает данная система в «Витацентре»? Проводится телефонный опрос клиентов стацио­нара (по будням с 9:00 до 17:00), личное интервью клиентов поликлиники и диагностического центра через 10 дней после выписки. Охват выписавшихся из стационара пациентов составляет не менее 70%, клиентов поликлиники и диагностического центра — не менее 10%. Результаты опроса передаются заместителям главного врача, а они вместе с заведующими отделениями и старшими медсестрами знакомятся с отзывами и сообщают о принятых мерах. Ежемесячно на управляющем совете больницы рассматриваются сводные результаты опросов и мер реагирования. При оценке «6» и ниже клиенту задают вопрос: «Вы не возражаете, если вам позвонит руководитель подразделения для решения ситуации?». Ежеквартально один из собственников знакомится с результатами и обсуждает их с менеджментом и медиками. Присутствующим также были продемонстрированы положительные результаты внедрения NPS в цифрах.

Алексей Бабич, генеральный директор медицинской лаборатории «Дила», рассмотрел вопрос, каким образом оправдать ожидания потребителей и усилить конкурентные позиции за счет качественного сервиса на базе реального кейса компании, которую он представляет. Возвратится клиент или нет — зависит от впечатления, которое создают сотрудники в отношении качества товара или услуги, демонстрации точности, надежности и быстроты обслуживания, отношения к клиенту. Качество сервиса — единый стандарт, по которому клиенты судят о качестве услуги или товара. При этом профессионализм медицинских работников является необходимым условием, но не достаточным.

Хороший сервис (качественная услуга) важен, поскольку он продает себя сам за счет повторных обращений довольных пациентов и рекомендаций знакомым. В то же время один недовольный пациент в день в одном кабинете может привести к значительным убыткам компании. Как известно, один довольный пациент расскажет пятерым, а один недовольный — поделится с десятью.

Медицинская лаборатория «Дила» внедрила систему обеспечения качественного сервиса. На подготовительном этапе были проведены маркетинговые исследования в отделениях Киева для определения ключевых этапов обслуживания и критериев удовлетворенности пациентов на каждом этапе. На основании полученных данных были изменены 8 существующих стандартов обслуживания и разработано 3 новых стандарта, при этом в них были включены критерии удовлетворенности сервисом. Для того чтобы видеть динамику изменений, снята точка «0» (оценка качества сервиса до внедрения стандартов) путем проведения соответствующих маркетинговых исследований. В 2013–2014 гг. весь персонал компании был обучен обновленным и новым стандартам, а в систему их мотивации включены показатели удовлетворенности пациентов.

На регулярной основе осуществляется мониторинг качества предоставляемых услуг, проводится работа с жалобами и обращениями пациентов. А. Бабич отметил, что стандарты пересматриваются и корректируются раз в полгода, проводится обучение персонала. Что касается полученных результатов, то в 2013 г. количество самообращений увеличилось на 60% в абсолютных единицах, количество неудовлетворенных сервисом уменьшилось в 2 раза (до 3%), доля отрицательных отзывов в общем потоке отзывов снизилась до 6%. 98% пациентов отметили отсутствие страха, ощущение безопасности во время сдачи анализов; 95% оценили четкость и быстроту обслуживания; 98% — доброжелательность и заботливость персонала, а 75% — отсутствие очереди.

Сергей Орлик, эксперт фармацевтического и медицинского рынка, выступил с докладом «Почти заграница или самая украинская медицина?». Технологии, маркирующие передовую современную медицину, должны внедряться и в нашей стране, однако при этом мы утрачиваем то лучшее, что осталось от системы Семашко — ее человечность. Именно человечность повышает конкурентоспособность, увеличивает объем продаж клиник.

Частная медицинская практика подразделена на три составляющие: клиент, прибыль, развитие. «Этот триумвират разливается из одного стакана, поскольку клиент будет всегда, с нами или без нас, и чтобы быть рядом с клиентом и, соответственно, с прибылью, надо постоянно изменяться к лучшему и помнить, что мы — профессия публичного доверия, нам доверяют самые сокровенные вещи. И успешны мы именно поэтому», — подчеркнул С. Орлик.

Что касается реформирования здравоохранения, то, по мнению эксперта, его можно охарактеризовать как управляемый некроз. Грядущее разрушение системы лечебно-профилактичес­кой помощи, пока еще формально принадлежащей государству, имеет три основных сценария:

  • выход в гибридную, многоукладную (в том числе по механизмам оплаты услуг) коммунально-частно-государственно-аутсорс-волонтер-университетско-семейно-участковую систему;
  • почти тотальное доминирование приватной формы собственности во всех учреждениях со специализированными медицинскими услугами и государственной монополией на стандарт первичной врачебной, неотложной и экономный сегмент хосписной помощи;
  • дальнейший и окончательный развал государственных лечебно-профилактических учреждений всех уровней с их «автономизацией» и последующей свальной приватизацией как «сооружений на земле» для перепродажи.

В чем разница между автономизацией и приватизацией? Автономизация подразумевает отключение от централизованных сетей коммуникации, пассажиропотока, дележа «общих» ресурсов и т.п. Как образно отметил С. Орлик, ее можно представить как подводную лодку в степях Украины. Все вышеперечисленное (особенно пассажиропоток) необходимо покупать, и тогда ты автономный. Приватизация — появление у этой степной подлодки не капитана, а хозяина (сначала группы, а затем одного хозяина этого медицинского колхоза). А что может противопоставить рынок?

В свете стартующих активностей власти для рынка возможна стратегия «Острова в океане» со следующими вариантами действий:

Остров Минорка. Тихо, но настойчиво делать свое дело, наращивая свою клиентскую базу и подбирая, обучая, улучшая и удерживая персонал (два главных источника стабильного дохода). При этом, долбя свою нишу, следует помнить, что за стеной — соседи.

Архипелаг Good Luck. Активно и сразу участвовать в будущем акционировании интересных «расприватизированных» лечебных учреждений, внедряя свои подходы к управлению и лечебно-диагностическим процессам, при этом помня о типовой судьбе любого колхоза.

Остров Эльба. Выждать время для экспансии и в нужный момент собрать «на дне» самые крупные жемчужины, при этом помня о неповторимой судьбе Луи Бонапарта.

С. Орлик завершил выступление словами своего учителя, академика Михаила Александровича Ясиновского: стал врачом — оставайся им всегда!

Елена Лепешина, директор компании «Мед­эксперт», рассмотрела вопрос недополученных доходов и потерь лечебного учреждения. Недополученные доходы — это денежные средства, которые клиника могла получить в качестве оплаты медицинских услуг при условии выполнения определенных действий или (в определенных случаях) — бездействия. Потери — это те денежные средства и ресурсы, утраченные медицинским учреждением в результате конкретных действий или бездействия. В качестве примера эксперт привела потери при неправильном проведении программ лечения с гарантией, потери от пациентов, которые не пришли, и которые ушли из клиники. Фактические потери в большинстве случаев являются более болезненными и ощутимыми для клиники, чем неполучение определенной доли дохода.

Яков Березницкий, руководитель медицинского центра «Гарвис», профессор, заведующий кафедрой хирургии № 1 ГУ «Днепропетровская медицинская академия МЗ Украины», охарактеризовал основные этапы развития клиники, в которой на протяжении 1997–2015 гг. выполнено 21 302 операции. В октябре 2014 г. медицинский центр переехал в собственное здание площадью 2485 м2, в котором расположены 40 хирургических коек, 8 коек интенсивной терапии и 3 операционные, оборудованные по европейским стандартам. В клинике внедряются новые медицинские технологии, информационные системы и обучающие программы для врачей. С 2015 г. осваиваются новые инфраструктурные возможности клиники, совершенствуется система управления, развиваются такие направления и технологии, как хирургическое лечение ЛОР-органов, патоморфология, термоабляция опухолевых узлов печени, лабораторная диагностика). Расширен call-центр, поликлинический прием, введена должность директора по гостеприимству.

На базе клиники действует центр по обучению специалистов, в котором также проводят мастер-классы. Важная составляющая деятельности клиники — формирование клинических протоколов и контроль их выполнения. В перспективе в клинике будут внедрены следующие направления: микрохирургия кисти; микрохирургические декомпрессии нервных структур и стабилизация позвоночника; микрохирургические операции на ухе и гортани; микрохирургическая пластика семявыносящего потока; микрохирургические реконструктивные операции в челюстно-лицевой, эстетической и реконструктивной хирургии; лазерная фотокоагуляция расширенных внутрикожных капилляров и эндовенозной лазерной коагуляции вен.

Денис Татаркин, исполнительный директор клиники «Медиком», представил доклад «Внутренний маркетинг vs внешний маркетинг». Маркетинг — действия, направленные на увеличение объема продаж с максимальной выгодой для компании. Внешний маркетинг направлен на клиента вне компании. Внутренний — на клиента «внутри» через персонал: на кого ориентированы сотрудники, видят ли они в клиенте возможность самореализации. «Компания не сможет сделать прорыв в развитии, если персонал видит во входящем в клинику человеке пациента, а не клиента. Каждый из ваших сотрудников, начиная с санитарки, несет функцию маркетинга», — отметил выступающий. Маркетолог, работающий в клинике, должен уделять внимание преимущественно внутренним процессам в компании — корпоративной культуре (культуре сервиса и организационной структуре), кадровой политике, распространению маркетинговой информации в коллективе, действиям в непредвиденных ситуациях.

Сегодня частные клиники конкурируют сервисом. Однако сервисная оболочка не может существовать без медицинской сердцевины, которая по умолчанию должна быть на высоте.

эКСПЕРТНАЯ ДИСКУССИЯ

В рамках форума состоялась экспертная дискуссия, во время которой участниками была затронута такая тема, как пути дальнейшего развития украинского частного медицинского предпринимательства.

По мнению Дениса Татаркина, 5% рынка, который занимает сегмент частной медицинской практики, — это закономерный продукт деятельности системы, которая всегда выдаст наиболее оптимальный в данной ситуации результат. И эту систему нельзя рассматривать в отрыве от общего социального уклада и ситуации в стране.

Не может быть эффективной система здравоохранения в государстве, где все валится. Кроме того, стоит задать вопрос — а кто же архитектор этой системы? Очевидно, что это не министр здравоохранения, а группа первых лиц государства. Рынок ничего не может сделать, пока они действительно не захотят изменить систему здравоохранения, не станут носителями этой идеи.

Дмитрий Луфер добавил, что система существует до тех пор, пока она финансируется, и ее победить невозможно. Но это возможно изменить, отдав деньги в руки пациенту.

Алексей Бабич отметил, что сегодня сама государственная система хоронит государственное здравоохранение. К сожалению, власть не обращается за помощью в вопросе реформ к элите отечественного частного здравоохранения. У этих людей есть образование, опыт организации и управления крупными структурами, они могли бы также оказать помощь в разработке необходимой нормативной базы.

В свою очередь, Игорь Огороднийчук подчеркнул, что бизнес не должен ждать, когда к нему обратится государство. Не стоит молчать и бояться высказывать свои предложения и замечания, и в этом стоит взять пример с фармацевтического сектора, который активно демонстрирует собственную позицию по актуальным вопросам, и власть идет на диалог с ним. Государственная медицина всегда будет первоочередной для власти, и в ближайшем будущем при условии автономизации учреждений она станет конкурентом частной.

Однако это утверждение вызвало множественные возражения участников рынка. Стоимость услуги частных центров рассчитана, прозрачна и рентабельна. Государственные лечебные учреждения пока что не способны выжить в таких условиях.

По мнению Елены Лепешиной, государственные и частные лечебные учреждения должны существовать в равных условиях, и эта проблема требует первоочередного решения. Она также подчеркнула, что неправильно обвинять в пассивности частную медицину. Ее представители попросту не верят, что их работа будет оценена государством, не потеряется в бюрократической машине и будет использована в дальнейшем.

И. Огороднийчук посоветовал присутствующим обращаться за помощью в такие организации, как Европейская Бизнес Ассоциация и Американская торговая палата, к мнению которых прислушивается украинская власть.

Участники форума неоднократно высказывали мнение, что лоббировать интересы частной медицины возможно путем формирования общественной организации.

По мнению Натальи Кундиной, главного врача ООО «Детский медицинский центр «Добробут», участники форума должны объединиться и наконец-то создать соответствующую институцию. Необходимо выходить из зоны комфорта, иначе дальнейшее развитие невозможно.

Подробно о работе форума читайте в следующих номерах «Еженедельника АПТЕКА», с докладами можно ознакомиться на сайтах  http://www.apteka.ua  и  http://www.morion.ua .

Анна Бармина, фото Сергея Бека
Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*