Ученые открыли ген вегетарианства?

01 Квітня 2016 12:42 Поділитися

2310Результаты нового исследования показывают, что выражение «ты то, что ты ешь» — это больше чем просто старая поговорка. По данным ученых из Корнельского университета (Cornell University), США, у народов, которые придерживались строгой вегетарианской диеты в течение многих поколений, возникла уникальная генетическая мутация, которая позволяет им получать необходимые омега-3 жирные кислоты в достаточном количестве из растительной пищи, но при этом повышает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний и рака толстой кишки. Результаты исследования опубликованы в журнале «Molecular Biology and Evolution».

Жирные кислоты служат строительным материалом в организме человека и играют важную роль в том, как сохраняются энергетические запасы, происходит рост и восстановление клеток. Согласно данным Совета европейской продовольственной информации (European Food Information Council), человеческий организм способен производить необходимые ему жирные кислоты, за исключением 2 видов: омега-6 и омега-3 жирных кислот. Их необходимо получать из пищи.

Когда животные поедают растения, их организм метаболизирует питательные вещества и превращает их в жирные кислоты, которые впоследствии употребляет человек, когда ест мясо. Организм же вегетарианцев должен самостоятельно усваивать растительную пищу таким образом, чтобы получить жирные кислоты. С помощью ферментов FADS1 и FADS2 омега-6 и омега-3 жирные кислоты метаболизируются в организме человека, что позволяет сохранять здоровье мозга и контролировать воспаление.

В ходе исследования у народов, которые придерживались вегетарианства, ученые выявили мутацию гена rs66698963, отвечающего за экспрессию FADS1 и FADS2. Эта мутация способствует увеличению выработки этих ферментов и улучшает их способность метаболизировать питательные вещества из растений таким образом, чтобы получать необходимые организму жирные кислоты. Дальнейший анализ генома участников, принадлежащих к разным расам, показал, что «вегетарианский» ген отмечали у 70% южно-азиатских народов, 53% африканцев, 29% жителей Восточной Азии и лишь 17% европейцев.

Несмотря на то что «вегетарианский» ген может помочь человеку получать больше жирных кислот из растительной пищи, его наличие также сопряжено с риском для здоровья, считают исследователи. В организме омега-3 жирные кислоты конкурируют с омега-6 жирными кислотами. Поэтому большое количество омега-6 жирных кислот в рационе питания может ухудшить метаболизм омега-3 жирных кислот и такой дисбаланс потенциально повышает вероятность развития сердечно-сосудистых заболеваний и рака толстой кишки. Чтобы избежать данного риска, лицам с «вегетарианским» геном стоит избегать употребления продуктов, богатых омега-6 жирными кислотами, например, растительного масла.

В противоположность «вегетарианскому» гену ученые также выявили изменения в геноме лиц, чьи предки питались преимущественно рыбой и другими продуктами животного происхождения. У них отсутствовал определенный участок ДНК, что позволяло нивелировать риск для здоровья в связи с высоким потреблением омега-3 жирных кислот, которыми богаты рыба и мясо.

По словам ученых, вероятно, эти 2 генетические вариации возникли в начале эволюционной истории, когда люди жили в различных условиях. Некоторые народы питались преимущественно растительной пищей, другие — животного происхождения. В результате геном людей изменился с учетом особенностей рациона питания. Одна из наиболее значимых трансформаций — способность метаболизировать молоко: с возрастом данная способность ухудшается. Тем не менее у некоторых лиц есть мутации, которые позволяют им без проблем употреблять молоко в любом возрасте. По данным Университета Беркли (Berkeley University), США, всего около 10% американцев имеют непереносимость лактозы по сравнению с 99% жителей Китая. Это объясняется тем, что ген лактозной толерантности был у тех народов, которые имели доступ к молочной продукции и употребляли ее в большом количестве в древности.

По материалам www.medicaldaily.com