Нарушение сна генетически связано с развитием ожирения и шизофрении

21 Грудня 2016 1:30 Поділитися

107113Впервые исследователи выявили генетическую связь между нарушениями сна и рядом заболеваний, таких как синдром беспокойных ног, ожирение и шизофрения.

В публикации в журнале «Nature Genetics» ученые из США и Великобритании объяснили, как хроническое нарушение сна связано с заболеваниями, в том числе психическими расстройствами и преждевременной смертью. Данная проблема является глобальной для здравоохранения и затрагивает 25–30% взрослого населения планеты.

Ученые отмечают, что в то время как образ жизни и факторы окружающей среды оказывают сильное воздействие, существуют свидетельства того, что унаследованные черты влияют на продолжительность сна и его нарушения. Таким образом, выявление каких-либо основополагающих генетических связей может стать началом нового подхода к лечению.

Исследователи из Центральной больницы штата Массачусетс (Massachusetts General Hospital), США, и Университета Манчестера (University of Manchester), Великобритания, проанализировали генетические и медицинские данные участников Биобанка Великобритании (UK Biobank).

Биобанк Великобритании отслеживает более полумиллиона человек в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии и обрабатывает генетические данные участников. Первая партия такой информации была опубликована в мае 2015 г. и содержит сведения о 150 тыс. участников.

Исследователи использовали генетические данные 112 500 участников для поиска связи между изменениями сна (его продолжительность, бессонница, чрезмерная сонливость в дневное время) и их анамнезом.

Впервые ученые выявили участки генома, отвечающие за нарушения сна.

Самая сильная генетическая связь бессонницы отмечена с геном, для которого ранее уже была выявлена ассоциация с развитием синдрома беспокойных ног — расстройства нервной системы, при котором человек имеет сильное и непреодолимое желание двигать ногами. Эти симптомы чаще всего усиливаются и проявляются ночью. Исследователи также отмечают, что гены, влияющие на развитие бессонницы у женщин, отличаются от таковых у мужчин.

Кроме того, ученые установили генетическую связь между большой продолжительностью сна и риском развития шизофрении, а также между более высоким уровнем чрезмерной дневной сонливости и повышенной предрасположенности к ожирению.

Исследователи также выявили, что развитие бессонницы имеет общую генетическую основу с развитием глубокой депрессии и нарушением метаболизма глюкозы.

Старший автор исследований Рича Саксена (Richa Saxena), доцент кафедры анестезии в Центральной больнице штата Массачусетс и Гарвардской медицинской школе (Harvard Medical School), утверждает, что в то время как требуются дальнейшие исследования этого вопроса, полученные результаты являются важным шагом вперед в понимании биологии сна.