Выявлен потенциальный метод лечения болезни Крона

22 Вересня 2017 9:55 Поділитися

Исследователи из Государственного университета Джорджии (Georgia State University), США, выявили новые механизмы, способные замедлить развитие таких аутоиммунных воспалительных заболеваний кишечника, как болезнь Крона и неспецифический язвенный колит. Потенциальное решение было выявлено в иммунных клетках пищеварительного тракта, которые могут вырабатывать пептидный фактор, значительно ускоряющий регенерацию слизистой кишечника. Результаты их работы опубликованы в журнале «The Journal of Clinical Investigation».

Ученые установили, что конкретная популяция иммунных клеток, называемых также макрофагами, обладает способностью секретировать заживляющий фактор, известный как интерлейкин-10 (ИЛ-10), который может взаимодействовать с рецепторами на клетках эпителия кишечника, чтобы способствовать заживлению ран, уменьшению выраженности воспалительного процесса и восстановлению кишечного гомеостаза.

Руководитель исследования Тим Деннинг (Tim Denning) рассказал, что для проведения экспериментов ученые искусственно повредили эпителий кишечника у мышей и изучили, какие клетки и факторы способствуют заживлению ран. Для создания поврежденной поверхности использовали колоноскоп с биопсийными щипцами, аналогичный инструменту для диагностики заболеваний кишечника у человека.

После детального изучения состояния мышей in vivo и проведенного гистологического анализа было установлено, что ИЛ-10 способствует восстановлению кишечного эпителия путем активации сигнальной связи, состоящей из молекулы-посредника цАМФ и белка WISP-1, который непосредственно запускает процессы регенерации в клетке.

Кроме того, для большей достоверности исследования ученые также сравнили заживление эпителиальных ран у 2 групп животных: мышей с генетически детерминированным дефицитом ИЛ-10 в макрофагах и контрольной группы. Как и ожидалось, у здоровых животных поврежденная слизистая оболочка восстанавливалась на 40% быстрее, чем у генетически модифицированных грызунов.

По мнению Т. Деннинга, полученные данные могут стать основой для 2 путей лечения воспалительных заболеваний кишечника у человека: стимуляции активности макрофагов и синтеза ИЛ-10 или создания препарата, активирующего восстановительный белок WISP-1.