| 
В качестве очередного объекта исследования конкурентной среды препаратов, принадлежащих к одной подгруппе АТС-классификации и имеющих принципиально похожую направленность действия, мы предлагаем вашему вниманию антидиарейные средства, активной фармацевтической субстанцией которых является лоперамид.
Методология определения ценовых ниш соответствует приведенной в «Еженедельнике АПТЕКА» № 21 (442) от 31 мая 2004 г. Все данные по денежным показателям приведены в розничных средневзвешенных ценах. Поскольку анализ конкурентной среды наиболее целесообразно проводить на основе данных за длительный период, в исследовании использованы данные о розничных продажах за 2003 г.
Согласно АТС-классификации (ВОЗ, 2004) препараты лоперамида относятся к группе A07 «Антидиарейные препараты; средства, применяемые для лечения инфекционно-воспалительных заболеваний кишечника», подгруппе A07D «Средства, угнетающие перистальтику (антиперистальтические)», причем на розничном фармацевтическом рынке Украины подгруппа A07D представлена только препаратами лоперамида.
Объемы аптечных продаж препаратов подгруппы А07D в группе А07 составляют 8,7% или 1806,47 тыс. дол. США в денежном выражении и 7,3% или 2815,43 тыс. упаковок в натуральном выражении.
Методология распределения изучаемого сегмента аналогична описанной в предыдущей публикации, то есть расчеты осуществлялись для DDD (Daily Defined Dose), составляющей для препаратов лоперамида 10 мг. Использование методов регрессивного статистического анализа позволило графически определить зависимость между ценой DDD и объемами продаж.
Так, в результате экспертной оценки ценового распределения для препаратов исследуемой группы предложено их разделение на три ценовых ниши: низко-, средне- и высокостоимостную (табл. 1).
Таблица 1
Ценовые ниши группы препаратов лоперамида
| 
 Ниша  | 
 Дол. США  | 
 Грн.  | 
||
| 
 нижняя граница  | 
 верхняя граница  | 
 нижняя граница  | 
 верхняя граница  | 
|
| 
 Низкостоимостная  | 
 0,087  | 
 0,310  | 
 0,464  | 
 1,652  | 
| 
 Среднестоимостная  | 
 0,320  | 
 1,050  | 
 1,653  | 
 5,597  | 
| 
 Высокостоимостная  | 
 1,060  | 
 1,637  | 
 5,598  | 
 8,725  | 
Таблица 2
Структура розничных продаж по группе препаратов лоперамида в разрезе ценовых ниш в 2003 г.
| 
 Ниша  | 
 Препараты зарубежного производства  | 
 Препараты отечественного производства  | 
 Всего  | 
|||
| 
 тыс. дол. США  | 
 тыс. упаковок  | 
 тыс. дол. США  | 
 тыс. упаковок  | 
 тыс. дол. США  | 
 тыс. упаковок  | 
|
| 
 Низкостоимостная  | 
 0,49  | 
 1,44  | 
 432,56  | 
 2122,14  | 
 433,04  | 
 2123,58  | 
| 
 Среднестоимостная  | 
 1363,45  | 
 688,80  | 
 —  | 
 —  | 
 1363,45  | 
 688,80  | 
| 
 Высокостоимостная  | 
 9,98  | 
 3,05  | 
 —  | 
 —  | 
 9,98  | 
 3,05  | 
| 
 Всего  | 
 1373,91  | 
 693,29  | 
 432,56  | 
 2122,14  | 
 1806,47  | 
 2815,43  | 
Таблица 3
Удельный вес объемов продаж препаратов лоперамида в разрезе ценовых ниш в 2003 г.
(в порядке убывания суммарных объемов продаж в денежном выражении)
| 
 №  | 
 Наименование  | 
 Компания-производитель  | 
 Форма выпуска  | 
 Ниша  | 
|||||
| 
 низкостоимостная  | 
 среднестоимостная  | 
 высокостоимостная  | 
|||||||
| 
 в денежном выражении  | 
 в натуральном выражении  | 
 в денежном выражении  | 
 в натуральном выражении  | 
 в денежном выражении  | 
 в натуральном выражении  | 
||||
| 
 1  | 
 ИМОДИУМ  | 
 Johnson & Johnson  | 
 капс. 2 мг  | 
 —  | 
 —  | 
 92,02  | 
 79,95  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 2  | 
 ЛОПЕРАМИД-КМП  | 
 Киевмедпрепарат  | 
 табл. 2 мг  | 
 58,64  | 
 66,50  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 3  | 
 ЛОПЕРАМИД  | 
 Концерн Стирол  | 
 капс. 2 мг  | 
 33,94  | 
 30,30  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 4  | 
 ЛОПЕДИУМ  | 
 Hexal AG  | 
 капс. 2 мг  | 
 —  | 
 —  | 
 7,98  | 
 20,05  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 5  | 
 ЛОПЕРАМИДА ГИДРОХЛОРИД «ЛХ»  | 
 ОЗ ГНЦЛС и Лекхим-Харьков  | 
 табл. 2 мг  | 
 6,30  | 
 2,44  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 6  | 
 ИМОДИУМ ЛИНГВАЛЬНЫЙ  | 
 Johnson & Johnson  | 
 табл. 2 мг  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 100,00  | 
 100,00  | 
| 
 7  | 
 ЛОПЕРАМИДА ГИДРОХЛОРИД  | 
 Магик  | 
 капс. 2 мг  | 
 1,01  | 
 0,69  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 8  | 
 ЛОПЕРАМИД  | 
 Elegant India  | 
 табл. 2 мг  | 
 0,09  | 
 0,06  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
| 
 9  | 
 ЛОПЕРАМИД  | 
 Варшавский ФЗ  | 
 табл. 2 мг  | 
 0,02  | 
 0,003  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
 —  | 
Стандартный анализ относительно принадлежности препаратов к отечественным или зарубежным в исследуемом сегменте рынка свидетельствует о том, что для препаратов лоперамида характерно распределение, типичное практически для всего украинского фармрынка. А именно: препараты отечественного производства представлены в низкостоимостной нише, соответственно их удельный вес в натуральном объеме продаж выше, а в денежном — ниже, чем зарубежных препаратов (рис. 1, табл. 2).
  | 
  | 
Особенностью исследуемой группы препаратов является то, что наибольший удельный вес по объемам продаж в денежном выражении у препаратов, относящихся к среднестоимостной нише, при этом, как следовало ожидать, в натуральном выражении лидерами являются препараты низкостоимостной ниши (рис. 2).
Детализированный анализ конкурентной среды препаратов лоперамида (табл. 3) дал следующие результаты:
1) лидером по общим объемам продаж препаратов лоперамида в денежном выражении в 2003 г. является ИМОДИУМ производства компании «Johnson & Johnson» (рис. 3). Он же лидирует по денежным объемам в своей стоимостной нише (среднестоимостная), где его удельный вес составляет 92%.
  | 
  | 
При исследовании «натуральных» показателей были получены несколько иные результаты. Данный препарат занимает третье место по общим объемам продаж в натуральном выражении, имея удельный вес меньше приблизительно в 2,5 раза по сравнению с лидером — ЛОПЕРАМИДОМ-КМП (рис. 4). Удельный вес продаж препарата ИМОДИУМ в натуральном выражении в своей нише составляет 80%.
2) ЛОПЕРАМИД-КМП занимает второе место по общим объемам продаж препаратов лоперамида в денежном выражении, при этом его удельный вес почти в 5 раз меньше по сравнению с таковым препарата ИМОДИУМ. Тем не менее, объемы продаж ЛОПЕРАМИДА-КМП в денежном выражении преобладают в низкостоимостной нише и его удельный вес здесь равен 58,6%. Анализ натуральных показателей свидетельствует о том, что удельный вес данного препарата в общем объеме продаж в натуральном выражении составляет более 50%. В своей нише по «натуральному» показателю его удельный вес равен 66,5%.
3) Единственным препаратом лоперамида, представленным в высокостоимостной нише, является ИМОДИУМ ЛИНГВАЛЬНЫЙ компании «Johnson & Johnson». Причем его удельный вес в общем объеме продаж препаратов лоперамида в 2003 г. денежном и натуральном выражении составляет, соответственно, 0,6 и 0,1%.
4) Препараты отечественного производства традиционно представлены в низкостоимостной нише, где они занимают лидирующие позиции. Удельный вес препаратов лоперамида украинского производства в данной нише составляет в денежном и натуральном выражении, соответственно, 99,89 и 99,93%.
5) Обращает на себя внимание тот факт, что капсулированных форм продается более чем в 5 раз больше по сравнению с таблетированными в денежном выражении и приблизительно одинаково в натуральном (рис. 5). Это обусловлено в первую очередь тем, что формой выпуска для лидирующего по денежным объемам продаж препарата являются капсулы.
  | 
Преобладающими в исследуемой группе являются препараты производства компании «Johnson & Johnson», объединенные под брэнд-нэймом ИМОДИУМ. Их удельный вес в общем объеме продаж составляет 70 и 19,7% в денежном и натуральном выражении соответственно. Эта торговая марка в Украине промотируется в двух лекарственных формах — таблетки и капсулы, и позиционируется соответственно, в высоко- и среднестоимостной нишах.
Сезонность показателей продаж препаратов лоперамида имеет свою специфику, а именно — увеличение объемов продаж в летний период (рис. 6).
  | 
Следует отметить, что единственным рекламируемым на телевидении препаратом лоперамида в 2003 г. является именно ИМОДИУМ компании «Johnson & Johnson» (рис. 7). Причем увеличение объемов продаж в среднестоимостной нише в июле-сентябре 2003 г. согласуется с периодами максимальной рекламной активности.
  | 
Вышеприведенные результаты экспертного анализа позволяют сделать предположение о том, что лекарственные средства под торговой маркой ИМОДИУМ «Johnson & Johnson» оказывают достаточно серьезное влияние как на отдельно взятую нишу, так и на исследуемый сегмент фармрынка в целом.
  | 
  | 
Евгений Кунда, Игорь Хмилевский
						






Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим