|
|
|
|
Открыл работу семинара Тармо Паккила (Tarmo Pukkila) — генеральный директор отдела страхования, курирующего вопросы медицинского страхования, осуществляющего руководство страховой политикой и разрабатывающего законодательные акты по социальному и другим видам страхования. Он вкратце очертил структуру министерства, которое возглавляют два министра (присутствующая на семинаре Лииза Хюссаля курирует именно вопросы здравоохранения), а основные подразделения (отделы административный, страхования, здравоохранения, семьи и социальных вопросов, планово-финансовый, охраны труда) располагают значительными полномочиями и имеют широкие зоны ответственности.
Приветствуя гостей из Украины, министр Лииза Хюссаля отметила, что программа семинара (5 часов без перерыва) вполне согласуется с характером финского человека, который отличается трудолюбием. Она сообщила, что финская система здравоохранения и его финансирования развивалась на протяжении длительного периода — десятков лет, наиболее активно — в послевоенный период. Достижению сегодняшних успехов способствовало интенсивное развитие экономики страны в целом, снижение уровня безработицы, особенно в последние годы. Идеологический базис здравоохранения Финляндии — каждый житель страны независимо от региональных различий должен иметь возможность получать одинаково качественную медицинскую помощь. Политика в сфере здравоохранения стоит на трех китах: профилактике, оказании качественных медицинских услуг и твердых гарантиях социального обеспечения.
|
В 2005 г. затраты на социальные нужды в Финляндии составили 42 млрд евро (около трети этой суммы было выделено за счет основных расходных статей государственного бюджета) или 27,4% ВВП, то есть в пределах среднего уровня стран ЕС, а общие затраты на здравоохранение — 7,6% ВВП, что несколько ниже этого уровня. При этом следует учитывать проблему старения населения: сегодня в Финляндии с ее численностью населения около 5,5 млн человек насчитывается около 800 тыс лиц в возрасте старше 65 лет, а к 2035 г. их количество может удвоиться. При этом увеличивается период трудоспособности граждан, а уровень детской смертности остается одним из самых низких в мире: ожидаемая продолжительность жизни родившихся в 2001 г. мальчиков составит 74,6 года, девочек — 81,5. В долгосрочной перспективе это ставит большие задачи перед системой медицинского страхования и оказания медицинской помощи.
|
Основную ответственность за осуществление медицинских услуг несут муниципалитеты за счет налоговых отчислений в местные бюджеты. Каждый год их расходы растут, однако, как упоминалось, около трети средств на здравоохранение муниципалитетам добавляет из центрального бюджета государство (на данном этапе — 33%), остальные поступают из отчислений за медицинские услуги, часть которых все же предоставляется за плату, впрочем весьма умеренную. Таким образом, за здоровье людей отвечает не только сектор здравоохранения, но и другие секторы общества.
По мнению министра, достигнутое благополучие — не помеха дальнейшему совершенствованию и развитию системы, внедрению высоких технологий. Так, со следующего года весь документооборот в системе здравоохранения будет переведен в электронный формат: уже не будут выдаваться бумажные направления на лечение, а будет поступать соответствующая электронная информация; в стационарах врачи будут вести истории болезней исключительно в электронном виде, пользуясь портативной компьютерной техникой у постели больного. К 2011 г. такая же система будет внедрена и в сфере социального обеспечения. Внедрение подобных (весьма дорогостоящих) проектов открывает невиданные возможности для повышения своевременности и качества оказания медицинской помощи, а значит — обеспечения всеобъемлющего качества жизни граждан страны, в чем и состоит главная задача министерства, подытожила его глава.
Л. Хюссаля также упомянула, что в Финляндии министры здравоохранения и социального обеспечения, как правило, женщины, и им порой доводится бороться с министрами финансов (обычно мужчинами), — впрочем, эта борьба происходит исключительно в конструктивном русле. На что Николай Полищук в начале своего выступления заметил, что такой баланс имеет вековые исторические корни, поскольку едва ли не главным предназначением мужчины всегда было добывание денег, а прерогативой женщины — вовремя и рационально истратить их на нужды семьи.
Поблагодарив от имени украинской делегации принимающую сторону и организаторов, Н. Полищук выразил уверенность в том, что проведение семинара станет полезным шагом в деле улучшения здравоохранения в Украине. Он отметил, что в программу форума вынесены вопросы, чрезвычайно актуальные для нашей страны: проблемы страховой медицины, улучшения финансирования системы здравоохранения (что особенно значимо для Украины в свете острой необходимости рационально использовать ресурсы, которыми оно располагает).
— Особенно важно, что этот семинар проходит в дни визита украинской делегации и Президента Украины в Финляндию. Я думаю, это станет дополнительным стимулом и позволит проложить совершенно новые пути плодотворного взаимодействия между нашими странами в сфере здравоохранения — на уровне государственных структур, представителей деловых кругов и неправительственных организаций, — подчеркнул Н. Полищук.
|
Рассматривая структуру системы здравоохранения Финляндии, советник министра, руководитель планово-финансового отдела Раймо Ямсен (Raimo Jamsen) отметил: при всей схожести с другими скандинавскими странами она отличается более выраженной децентрализованностью и менее жесткой структурой финансирования, основную часть которого осуществляют органы местного самоуправления — муниципалитеты (около 60%), несколько меньшую — государство (около трети), и еще меньшую — пациенты, расходы которых частично возмещает система медицинского страхования. Муниципалитеты могут предоставлять медицинские услуги самостоятельно, в сотрудничестве с соседними или закупать эти услуги в частном секторе (в последнее время доля последнего возрастает, хотя еще несколько лет назад она составляла 7–8%). С 1993 г. устранена жесткая адрессация средств, выделяемых на здравоохранение госбюджетом: функция распределения делегирована муниципалитетам, что значительно расширило их полномочия. Чем больше в мунципалитете престарелых, чем выше уровень заболеваемости — тем больше для него выделяется бюджетных средств. Впрочем, еще до недавнего времени государство выделяло муниципалитетам средства для инвестиций в капитальное строительство (на основании подаваемых ими проектов), а с начала текущего года — это собственная забота местных властей. За счет сэкономленных при этом средств учрежден так называемый Фонд развития, из которого финансируются инновационные проекты, в том числе в сфере информационных технологий.
В Финляндии насчитывается около 430 муниципалитетов, в типичном проживает 5–6 тыс. человек (в настоящее время проводится реструктуризация, в рамках которой мелкие муниципалитеты будут объединены в более крупные административно-территориальные единицы). Они облагают своих жителей подоходным налогом в размере 16–21%, а также взимают налог на недвижимость с находящихся на их территории предприятий. В их компетенцию входит также социальное обеспечение (детские сады, опека престарелых, базовое образование), при этом около четверти совокупного дохода муниципалитета идет на финансирование услуг здравоохранения. Первичная медицинская помощь предоставляется районными поликлиниками: в Финляндии функции этих учреждений не ограничиваются амбулаторным приемом больных и включают женскую консультацию, педиатрические подразделения, стоматологические кабинеты; здесь выполняются несложные хирургические вмешательства, осуществляются профилактические мероприятия и диагностический скрининг населения. Следующий этап — специализированная медицинская помощь — сконцентрирована на уровне 20 больничных округов; каждый муниципалитет, входящий в состав округа, принимает участие в его расходах.
Министерство старается внимательно отслеживать ход реформ здравоохранения других стран. По мнению Р. Ямсена, опыт Финляндии, который мог бы оказаться полезен для Украины, включает:
- наличие в области здравоохранения четких политических целей, устойчивых длительное время (а не меняющихся каждый год или два), поскольку здравоохранение — это тяжелое судно, и чтобы оно не потеряло устойчивость, управлять им необходимо стабильно;
- для поступательного развития отрасли здравоохранения важную роль играет рост экономики страны в целом;
- с учетом значительных кадровых ресурсов, которых требует работа системы здравоохранения (его «кадроемкости»), необходимо достаточное количество квалифицированных и мотивированных медицинских работников;
- поддержка со стороны населения, его удовлетворенность уровнем предоставляемого медицинского обслуживания — залог успеха реформ в отрасли здравоохранения.
|
Советник министра по юридическим вопросам (отдел страхования) Анья Кайрисало (Anja Kairisalo) рассказала о системе медицинского страхования в Финляндии. Эта система охватывает всех жителей страны, каждый из которых имеет право на компенсацию своих затрат на медицинскую помощь независимо о того, оплачивал ли он свой страховой полис. В рамках социального страхования осуществляются посуточные выплаты в связи с временной нетрудоспособностью по болезни (максимально за период 300 рабочих дней; если свыше — рассматривается вопрос о назначении пенсии) и родителям по уходу за заболевшим ребенком. В связи с рождением ребенка осуществляются страховые выплаты за 105 рабочих дней матери, 18 дней — отцу, еще 158 дней они могут разделить между собой. Объем страховых выплат коррелирует с уровнем доходов гражданина («привязан» к уровню зарплаты), а если человек относится к малообеспеченной категории — оценивается по минимальной ставке. Общий объем выплат в рамках собственно медицинского страхования (без учета социального) — оплата работы врачей, стоимость обследований и лечения, стоимость используемых ЛС, — в 2005 г. составил в Финляндии 1771 млн евро и был обеспечен поровну государством и застрахованными.
Значительный сегмент системы медицинского страхования составляет возмещение стоимости лекарственных средств, объемы которого возрастают из года в год. Компенсации подлежит стоимость всех ЛС, используемых в ходе амбулаторного лечения, а медикаментозное лечение в системе общественного здравоохранения оплачивают муниципалитеты. В рамках финской системы медицинского страхования предусматривается не полное, а частичное возмещение стоимости лекарств. Базовый уровень компенсации за назначенный врачом препарат — 42% его стоимости. Существует также специальная ставка компенсации — 72%, — касающаяся препаратов, применяемых при артериальной гипертензии и бронхиальной астме, и самая высокая специальная — 100% (точнее, несколько меньше: пациент платит 3 евро вне зависимости от стоимости приобретаемого препарата) — при онкологических заболеваниях и сахарном диабете.
|
Компенсация стоимости лекарственных средств требует утверждения их цены. Независимым экспертным учреждением, действующим в непосредственной связи с министерством и подотчетным ему, является Комиссия по установлению цен на фармацевтическую продукцию, — так происходит не только в Финляндии, но и других странах ЕС. Как сообщила в своем докладе «Лекарственный препарат: присвоение статуса компенсируемого и приемлемая цена» директор Комиссии по установлению цен на фармацевтическую продукцию Синикка Райанеми (Sinikka Rajaniemi), в основной состав этой структуры входит 7 человек, в секретариат — 12, кроме того секретарь-врач и секретарь-юрист на внештатных началах. Задачей Комиссии является утверждение приемлемой оптовой цены на лекарственные средства и другие товары медицинского назначения, относящиеся к системе льготных лекарственных препаратов. Под приемлемой оптовой ценой подразумевается предельная цена, за которую разрешается продажа препарата аптекам и лечебно-профилактическим учреждениям. Комиссия также утверждает перечень лекарственных средств, стоимость которых компенсируется по особому льготному тарифу.
Цена препарата складывается из долей различных участвующих сторон; в первую очередь рассматривается оптовая отпускная цена завода-производителя. Он сам принимает решение о подаче заявки на получение возмещаемого статуса для своего продукта (речь идет об имеющих разрешение на маркетинг препаратах рецептурного отпуска для амбулаторного лечения). При этом производитель должен обосновать свою заявку и предоставить весомые данные в ее поддержку. В ходе рассмотрения поданной заявки, изучения соответствующей документации и проведения тщательной экспертной оценки — прежде всего соотношения стоимость/эффективность, которое безусловно рассматривается и в контексте его конкурентной среды, а также в сопоставлении с альтернативными способами лечения (так формируется рыночный прогноз препарата), — Комиссией принимается решение о возможности его внесения в систему реимбурсмента и о том, к какой категории компенсируемости он может быть отнесен. Когда речь идет о препарате, содержащем новое действующее вещество, компания должна предоставить не только исчерпывающие доказательства его терапевтической ценности, но и фармакоэкономические обоснования медицинского применения этого средства. По словам С. Райанеми, в финском законодательстве четко и подробно регламентированы все процедурные и документарные нормы этого процесса как для оригинальных, так и для генерических препаратов (в последнем случае объем требуемой документации несколько меньше). Главные приниципы Комиссии при рассмотрении всех поданных заявок — объективность, нейтральность и прозрачность. Свое решение, которое может быть вынесено в течение 180 дней с даты подачи заявки, она также должна всесторонне обосновать. За подателем заявки сохраняется право не согласиться с вынесенным решением и обжаловать его в установленном законом порядке (путем подачи жалобы в Высший административный суд).
|
С завершающим семинар докладом выступила Анна Деревянко, исполнительный директор ЕБА — независимой неправительственной общественной организации, представляющей интересы европейских и отечественных компаний, работающих в Украине. Главная цель ЕБА — способствовать улучшению инвестиционного климата в нашей стране. Сегодня в ее состав входит около 600 компаний, образующих 16 отраслевых комитетов, один из них — комитет по вопросам здравоохранения. Отметив, что за последнее время в украинской системе здравоохранения произошли некоторые позитивные изменения (в частности, становление прозрачной системы регистрации лекарственных средств, принятие Национального перечня основных лекарственных средств по международным непатентованным наименованиям), А. Деревянко заострила внимание на проблемах обеспечения населения Украины эффективной медицинской помощью, финансового обеспечения лечения (выработка дееспособной системы медицинского страхования); оптимизации потребления лекарств и их рационального применения; эффективного использования бюджетных средств при государственных закупках препаратов. Она также высказала обеспокоенность в связи с отсутствием долгосрочной концепции реформ и развития здравоохранения в Украине — то есть того фундамента, на котором базируется озвученный финскими докладчиками опыт в этой сфере.
По мнению председателя комитета ЕБА по вопросам здравоохранения, главы представительства компании «Орион Фарма» (Финляндия) в Украине Виктора Пушкарева, для скорейшего преодоления перечисленных проблем необходимо осуществить ряд первоочередных шагов, предлагаемых комитетом с целью оптимизации эффективного использования государственных ресурсов для нужд населения, придания украинской отрасли здравоохранения модели, более привлекательной с инвестиционной точки зрения. А именно: завершить работу над национальными стандартами диагностики и лечения, гармонизировав их с европейскими; внедрить на их основе формулярную систему; разработать систему государственного и реформировать систему частного медицинского страхования; установить адекватные критерии отбора препаратов для тендерных закупок; активизировать процесс присоединения Украины к Системе сотрудничества фармацевтических инспекций PIC/S; найти эффективное решение проблем защиты прав интеллектуальной собственности: охраны торговых знаков, борьбы с контрафактной продукцией, защитой эксклюзивности данных в соответствии со стандартами стран — членов ВТО и ЕС. n
|
Филипп Снегирёв, фото автора
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим