«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам I полугодия 2017 г. совокупный объем продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 34,3 млрд грн. и 823,2 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. объем продаж в денежном выражении увеличился на 23,4%, а в натуральном — на 7,5%. В долларовом выражении (по курсу межбанка) объем продаж составил 1,3 млрд. дол. США, а прирост — 17,3% (рис. 1).

Для всех категорий товаров «аптечной корзины» характерны рыночные тенденции к увеличению объема продаж в денежном и натуральном выражении, за исключением медицинских изделий, продажи которых в упаковках незначительно снизились (табл. 1).
| Таблица 1 | Розничные продажи различных категорий товаров «аптечной корзины» в денежном и натуральном выражении по итогам I полугодия 2015–2017 гг. |
| Год | Лекарственные средства | Медицинские изделия* | Косметика | Диетические добавки | Рынок в целом | |||||||||
| Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в аптечной корзине, % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в аптечной корзине, % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в аптечной корзине, % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | Доля категории в аптечной корзине, % | Объем аптечных продаж, млн грн./уп. | ∆, % | |
| Денежное выражение | ||||||||||||||
| 2015 | 19970,0 | 39,3 | 84,3 | 2013,8 | 49,7 | 8,5 | 911,7 | 33,0 | 3,9 | 788,4 | 46,0 | 3,3 | 23683,9 | 40,1 |
| 2016 | 23406,2 | 17,2 | 84,2 | 2265,2 | 12,5 | 8,1 | 1070,8 | 17,4 | 3,8 | 1071,7 | 35,9 | 3,9 | 27813,9 | 17,4 |
| 2017 | 28919,4 | 23,6 | 84,2 | 2581,0 | 13,9 | 7,5 | 1259,7 | 17,6 | 3,7 | 1567,0 | 46,2 | 4,6 | 34327,1 | 23,4 |
| Натуральное выражение | ||||||||||||||
| 2015 | 483394,2 | -3,7 | 64,3 | 228,3 | -10,5 | 30,4 | 21,7 | -12,1 | 2,9 | 18,2 | -8,2 | 2,4 | 751,7 | -6,2 |
| 2016 | 495127,1 | 2,4 | 64,6 | 228,0 | -0,1 | 29,8 | 20,9 | -3,7 | 2,7 | 21,8 | 19,8 | 2,9 | 765,9 | 1,9 |
| 2017 | 545267,2 | 10,1 | 66,2 | 224,9 | -1,40 | 27,3 | 22,8 | 8,8 | 2,8 | 30,3 | 38,8 | 3,7 | 823,2 | 7,5 |
В структуре аптечных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении превалируют товары зарубежного производства, за исключением сегмента диетических добавок. В натуральном выражении, напротив, доля украинских товаров больше (рис. 2).

В I полугодии 2017 г. украинские производители незначительно опережают зарубежных по темпам прироста объема аптечных продаж товаров «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 3).

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки товаров «аптечной корзины» по итогам I полугодия 2017 г. составила 41,7 грн. и повысилась на 14,8% по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. (рис. 4). Самой дорогостоящей категорией является косметика, средневзвешенная стоимость 1 упаковки которой составила 55,3 грн., лекарственные средства — 53,0 грн., диетические добавки — 51,7 грн., Медицинские изделия — 11,5 грн.

РЫНОК ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Объем продаж лекарственных средств в I полугодии 2017 г. составил 28,9 млрд грн. за 545,3 млн упаковок и увеличился на 23,6% в денежном и 10,1% в натуральном выражении. В долларовом эквиваленте объем продаж увеличился на 17,4% и составил 1,1 млрд дол. (рис. 5).

Поквартальная динамика объема продаж свидетельствует о продолжении положительной динамики в развитии рынка. При этом во II кв. 2017 г. показатели прироста продаж лекарственных средств выше таковых в I кв. и в гривневом, и в натуральном, и в долларовом выражениях (рис. 6).

Индикаторы динамики рынка лекарственных средств в денежном выражении свидетельствуют, что в I полугодии 2017 г. сохраняется тенденция, которая наметилась со II кв. 2016 г. Прирост рынка обусловлен преимущественно перераспределением потребления в сторону более дорогостоящих препаратов и роста продаж в упаковках (рис. 7).

В I полугодии 2017 г. рецептурные препараты демонстрируют более высокие темпы прироста объема продаж по сравнению с безрецептурными как в денежном, так и в натуральном выражении, что способствует смещению структуры потребления в сторону рецептурных лекарственных средств (рис. 8).

Структура аптечных продаж препаратов украинского и зарубежного производства практически не изменилась в денежном выражении, поскольку показатели прироста их продаж почти идентичны. При этом в натуральном выражении импортные препараты укрепили свои позиции (рис. 9). Стоимость импортных лекарств значительно выше отечественных. По итогам I полугодия 2017 г. средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств зарубежного производства составила 125,0 грн., в то время как для украинских препаратов этот показатель находится на уровне 30,0 грн. (рис. 10).


По итогам I полугодия 2017 г. отмечается повышение темпов прироста продаж лекарственных средств всех ценовых ниш по сравнению с показателями аналогичного периода предыдущего года как в денежном, так и в натуральном выражении. При этом значительно повысились темпы прироста продаж препаратов высокостоимостной ценовой ниши, что позволило им увеличить долю в общем объеме продаж (рис. 11).

В разрезе АТС-классификации 1-го уровня по объему аптечных продаж в денежном выражении лидирует группа А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», далее следуют группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» и N «Cредства, действующие на нервную систему» (рис. 12).

КЛЮЧЕВЫЕ ИГРОКИ
Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему розничных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2017 г. возглавляют Актовегин, Нурофен и Натрия хлорид. Также, значительно улучшив свои позиции по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., в топ-30 попали такие брэнды, как Армадин, Эвказолин, Карсил, L-Лизина эсцинат, Гидазепам, Детралекс, Магне-B6 и Боярышника настойка (табл. 2).
| Таблица 2 | Рейтинг брэндов лекарственных средств по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам I полугодия 2017 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг. |
| Брэнд | № п/п, год | ||
| 2017 | 2016 | 2015 | |
| АКТОВЕГИН | 1 | 1 | 1 |
| НУРОФЕН | 2 | 4 | 4 |
| НАТРИЯ ХЛОРИД | 3 | 2 | 5 |
| НИМЕСИЛ | 4 | 5 | 6 |
| ЭССЕНЦИАЛЕ | 5 | 6 | 7 |
| НО-ШПА | 6 | 3 | 2 |
| РЕОСОРБИЛАКТ | 7 | 12 | 14 |
| СИНУПРЕТ | 8 | 14 | 20 |
| ЦИТРАМОН | 9 | 7 | 9 |
| СПАЗМАЛГОН | 10 | 9 | 10 |
| ТИВОРТИН | 11 | 8 | 11 |
| КАРДИОМАГНИЛ | 12 | 20 | 15 |
| АЦЦ | 13 | 15 | 16 |
| ПАНКРЕАТИН | 14 | 22 | 30 |
| АРМАДИН | 15 | 31 | 27 |
| ФАРМАЦИТРОН | 16 | 10 | 12 |
| ТИОТРИАЗОЛИН | 17 | 24 | 24 |
| ЭМСЕФ | 18 | 16 | 33 |
| ЦЕФТРИАКСОН | 19 | 11 | 13 |
| НАЛБУФИН | 20 | 19 | 3 |
| КАПТОПРЕС | 21 | 18 | 23 |
| ЭВКАЗОЛИН | 22 | 35 | 45 |
| ЛИНЕКС | 23 | 23 | 18 |
| ДИКЛОБЕРЛ | 24 | 21 | 21 |
| КАРСИЛ | 25 | 40 | 17 |
| L-ЛИЗИНА ЭСЦИНАТ | 26 | 34 | 65 |
| ГИДАЗЕПАМ | 27 | 37 | 41 |
| ДЕТРАЛЕКС | 28 | 42 | 62 |
| МАГНЕ-B6 | 29 | 38 | 64 |
| БОЯРЫШНИКА НАСТОЙКА | 30 | 39 | 40 |
В рейтинге маркетирующих организаций по объему продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении в I полугодии 2017 г. продолжают удерживать лидерство 3 отечественные компании: «Фармак», «Корпорация Артериум» и Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 3).
| Таблица 3 | Рейтинг маркетирующих организаций по объему розничных продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам I полугодия 2017 г. с указанием их позиции в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг. |
| Маркетирующая организация | № п/п, год | ||
|---|---|---|---|
| 2017 | 2016 | 2015 | |
| Фармак (Украина) | 1 | 1 | 1 |
| Артериум Корпорация (Украина) | 2 | 2 | 6 |
| Дарница (Украина) | 3 | 3 | 5 |
| Sanofi (Франция)*** | 4 | 4 | 3 |
| Berlin-Chemie (Германия) | 5 | 6 | 2 |
| Teva (Израиль) | 6 | 5 | 4 |
| Здоровье Группа компаний (Украина) | 7 | 7 | 7 |
| Киевский витаминный завод (Украина) | 8 | 8 | 11 |
| Takeda (Япония) | 9 | 9 | 8 |
| Юрия-Фарм (Украина) | 10 | 10 | 13 |
| KRKA (Словения) | 11 | 11 | 9 |
| Кусум Фарм (Украина) | 12 | 15 | 16 |
| Дельта Медикел (Украина) | 13 | 14 | 15 |
| Sandoz (Швейцария) | 14 | 12 | 12 |
| Gedeon Richter (Венгрия) | 15 | 13 | 10 |
| Bayer Consumer Care (Швейцария) | 16 | 17 | 17 |
| Servier (Франция) | 17 | 19 | 20 |
| Acino-Pharma Start (Украина) | 18 | 22 | 27 |
| Борщаговский ХФЗ (Украина) | 19 | 16 | 18 |
| Stada (Германия) | 20 | 18 | 22 |
| Reckitt Benckiser Healthcare International (Великобритания) | 21 | 21 | 23 |
| GlaxoSmithKline (Великобритания) | 22 | 20 | 19 |
| Alpen Pharma AG (Швейцария) | 23 | 26 | 26 |
| GlaxoSmithKline Consumer Healthcare (Великобритания) | 24 | 23 | 14 |
| Abbott Products GmbH (Германия) | 25 | 24 | 21 |
| Sopharma (Болгария) | 26 | 25 | 24 |
| Dr. Reddy’s (Индия) | 27 | 27 | 29 |
| Bayer Pharmaceuticals (Германия) | 28 | 33 | 32 |
| Bionorica (Германия) | 29 | 29 | 31 |
| Astellas Pharma Europe (Нидерланды) | 30 | 30 | 35 |
СЕГМЕНТ ДИСТРИБУЦИИ
По итогам I полугодия 2017 г. топ-3 дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в денежном выражении остается неизменным по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (табл. 4). В исследуемый период удельный вес поставок топ-5 крупнейших дистрибьюторов аккумулирует 90,2% общего объема оптовых поставок лекарственных средств в денежном выражении. При этом 3 крупнейших дистрибьютора поставляют в аптеки 83% лекарств. Это компании «БаДМ», «Оптима-Фарм» и «Вента.ЛТД» (рис. 13).

| Таблица 4 | Топ-10 крупнейших дистрибьюторов по объему поставок лекарственных средств в аптечные учреждения в денежном выражении по итогам I полугодия 2017 г. с указанием их позиций в рейтинге за аналогичный период 2015–2016 гг. |
| Дистрибьютор | 2017 | 2016 | 2015 |
|---|---|---|---|
| БаДМ (Днепр) | 1 | 1 | 1 |
| Оптима-Фарм (Киев) | 2 | 2 | 2 |
| Вента. ЛТД (Днепр) | 3 | 3 | 3 |
| Фармпланета (Киев) | 4 | 5 | 5 |
| Фито-Лек (Харьков) | 5 | 6 | 6 |
| ФРАМ КО (Киев) | 6 | 4 | 4 |
| Центр медицинский Медцентр М.Т.К. (Киев) | 7 | 8 | 8 |
| Аметрин ФК (Киев) | 8 | 7 | 9 |
| Фармако (Киев) | 9 | 9 | 10 |
| Томаш (Харьков) | 10 | — | — |
ИТОГИ
В I полугодии 2017 г. украинский фармрынок развивался высокими темпами, опережая прогнозы экспертов. При этом рост цен на фамацевтическом рынке значительно ниже, чем по стране в целом.
Восстанавливается структура потребления препаратов, происходит перераспределение потребления в сторону более дорогостоящих препаратов. После доминирования в приростах отечественных препаратов в предыдущие годы в I полугодии 2017 г. установился паритет в приросте потребления отечественных и зарубежных лекарственных средств.
Тройку лидеров по объему продаж товаров «аптечной корзины» в денежном выражении продолжают формировать украинские производители.
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим