Аптечные продажи в Украине. Год 2003

При подготовке публикации использованы данные системы исследований
«Фармстандарт» ООО «Морион».

Объем розничных продаж в аптечной сети, по сути, является результирующим показателем, который отображает состояние фармацевтического рынка с точки зрения основных движущих сил рынка — спроса и предложения. Проанализировав показатели розничных продаж, мы сможем понять, как формировался украинский фармацевтический рынок, учитывая потребности конечного потребителя и возможности операторов рынка. В предыдущих публикациях мы уже анализировали такие составляющие рынка ЛС, как импорт, экспорт и производство, пришло время обратиться к розничному сегменту.

При анализе аптечных продаж следует учитывать некоторые особенности. Дело в том, что в аптечных учреждениях кроме ЛС продаются и другие товары – косметика, изделия медицинского назначения, БАДы и пр. Поэтому в нашем исследовании мы будем использовать данные по всем составляющим «аптечной корзины», но более подробно остановимся на продаже ЛС.

Итак, общий объем аптечных продаж в 2003 г. составил 5271 млн грн. или около 989 млн дол. США (здесь и далее расчет денежных показателей осуществлялся в розничных ценах). Объем продаж ЛС составил 87,61% от общего в денежном выражении и 73,6% – в натуральном (табл. 1).

Таблица 1

Объем розничных продаж в аптечной сети по категориям товаров

Категория

Объем продаж в  розничных ценах

в денежном выражении

в натуральном выражении

млн дол. США

%

млн упаковок

%

Лекарственные средства

866,426

87,62

988,567

73,62

Изделия медицинского назначения

73,379

7,42

315,724

23,51

Косметика

26,396

2,67

25,013

1,86

Биологически активные вещества

22,613

2,29

13,587

1,01

Всего

988,814

100

1342,891

100

Анализ поквартальной динамики (рис. 1) свидетельствует о том, что только для ЛС четко прослеживаются законы сезонности продаж.

Рис. 1. Поквартальная динамика аптечных продаж в денежном выражении по категориям товаров

Данные, представленные в табл. 2, свидетельствуют о том, что в денежном выражении по всем категориям товаров доля импортной продукции больше украинской, в то же время по натуральным показателям ситуация практически повторяется с точностью до наоборот (табл. 3). Исключение составляют изделия медицинского назначения, по которым показатели натуральных объемов аптечных продаж отечественной и зарубежной продукции отличаются незначительно.

Таблица 2

Объем розничных продаж в аптечной сети в разрезе отечественных и импортных категорий товаров
в денежном выражении

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Всего

млн дол. США

доля в категории, %

млн дол. США

доля в категории, %

Лекарственные средства

634,738

73,26

231,689

26,74

866,426

Изделия медицинского назначения

50,911

69,38

22,467

30,62

73,379

Косметика

17,101

64,79

9,294

35,21

26,396

Биологически активные вещества

13,539

59,87

9,074

40,13

22,613

Всего

716,289

72,44

272,525

27,56

988,814

Таблица 3

Объем розничных продаж в аптечной сети в разрезе отечественных и импортных категорий товаров
в натуральном выражении

Категория

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Всего

млн упаковок

доля в категории, %

млн упаковок

доля в категории, %

Лекарственные средства

285,876

28,92

702,691

71,08

988,567

Изделия медицинского назначения

160,292

50,77

155,433

49,23

315,724

Косметика

11,268

45,05

13,744

54,95

25,013

Биологически активные вещества

5,395

39,71

8,192

60,29

13,587

Всего

462,831

34,46

880,060

65,54

1342,891

Наибольший интерес для нас представляет анализ аптечных продаж ЛС, поэтому проведем его более детально. Так, в денежном выражении продажа импортных препаратов составляет 73,26%, отечественных – 26,74%, в натуральном 28,92% и 71,08% соответственно. Эти данные свидетельствуют о том, что структура ассортимента импортных препаратов предполагает их позиционирование, в основном, как дорогостоящих, в то время как препараты украинских производителей позиционируются в нише низко- и среднестоимостных ЛС. Соответственно, в натуральном выражении более значимый вклад в увеличение объема рынка принадлежит производству, в денежном – импорту.

Структура данных по аптечным продажам дает возможность нам исследовать розничный сегмент рынка в разрезе классификационной системы АТС (ВОЗ), чего не позволяли сделать методологические ограничения при анализе данных по первичным составляющим рынка — импорту, экспорту и производству.

Наибольшим спросом у потребителей пользуются препараты, входящие в группы А («Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм») и N («Средства, действующие на нервную систему»), причем в группе N предпочтение отдается недорогим препаратам, поскольку доля продаж этих препаратов в натуральных объемах почти в 2 раза превышает долю их продаж в денежных объемах (рис. 2, 3). Среди средств, действующих на нервную систему, а сюда входит и большая группа анальгетиков-антиперетиков, включая их комбинации, покупается значительно больше упаковок препаратов украинского производства (194 млн упаковок отечественных препаратов и 49 млн упаковок — импортных) (табл. 4). Это свидетельствует о том, что цена 1 упаковки на украинские препараты группы N ниже, чем средняя цена на отечественные ЛС.

Рис. 2. Структура аптечных продаж по группам АТС в денежном выражении

Рис. 3. Структура аптечных продаж по группам АТС в натуральном выражении

Таблица 4

Структура аптечных продаж по группам АТС в натуральном и денежном выражении (в розничных ценах)

ATC-код

Название

Товары зарубежного производства

Товары отечественного производства

Всего

в денежном выражении

в натуральном выражении

в денежном выражении

в натуральном выражении

в денежном выражении

в натуральном выражении

млн дол. США

доля в общем объеме импортных ЛС, %

млн упаковок

доля в общем объеме импортных ЛС, %

млн дол. США

доля в общем объеме отечест-
венных ЛС, %

млн упаковок

доля в общем объеме отечест-
венных ЛС, %

млн дол. США

доля в общем объеме ЛС, %

млн упаковок

доля в общем объеме ЛС, %

A

Средства, влияющие на  пищеварительную систему и метаболизм

159,331

25,10

61,052

21,36

52,750

22,77

160,727

22,87

212,081

24,48

221,779

22,43

B

Средства, влияющие на  систему крови и гемопоэз

11,504

1,81

2,756

0,96

11,071

4,78

17,213

2,45

22,574

2,61

19,969

2,02

C

Средства, влияющие на  сердечно-
сосудистую систему

63,535

10,01

24,345

8,52

27,534

11,88

84,963

12,09

91,069

10,51

109,309

11,06

D

Дерматологические средства

37,463

5,90

20,394

7,13

21,492

9,28

66,914

9,52

58,956

6,80

87,308

8,83

G

Средства, влияющие на  мочеполовую систему и половые гормоны

57,841

9,11

12,946

4,53

8,961

3,87

6,808

0,97

66,802

7,71

19,755

2,00

H

Препараты гормонов для системного применения (кроме половых гормонов и  инсулинов)

6,749

1,06

2,320

0,81

1,554

0,67

2,050

0,29

8,303

0,96

4,370

0,44

J

Противомикробные средства для системного применения

46,790

7,37

19,367

6,77

32,163

13,88

51,301

7,30

78,953

9,11

70,668

7,15

L

Антинео-
пластические и иммуно-
модулирующие средства

12,350

1,95

2,858

1,00

2,427

1,05

2,797

0,40

14,778

1,71

5,656

0,57

M

Средства, влияющие на  опорно-
двигательный аппарат

46,898

7,39

15,374

5,38

7,263

3,13

19,424

2,76

54,161

6,25

34,798

3,52

N

Средства, действующие на  нервную систему

77,251

12,17

48,615

17,01

32,601

14,07

194,155

27,63

109,852

12,68

242,770

24,56

P

Противо-
паразитарные средства, инсектициды и репелленты

8,425

1,33

4,817

1,68

1,304

0,56

4,108

0,58

9,729

1,12

8,925

0,90

R

Средства, действующие на  респираторную систему

92,605

14,59

62,614

21,90

28,588

12,34

81,458

11,59

121,193

13,99

144,073

14,57

S

Средства, действующие на  органы чувств

10,896

1,72

7,710

2,70

3,184

1,37

9,217

1,31

14,080

1,63

16,928

1,71

V

Различные средства

3,094

0,49

0,707

0,25

0,795

0,34

1,553

0,22

3,888

0,45

2,260

0,23

?

Всего

634,7

100

285,9

100

231,7

100

702,7

100

866,4

100

988,6

100

Данные по группе А и другим «топовым» АТС-группам — R («Средства, действующие на респираторную систему») и С («Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему») свидетельствуют о том, что удельный вес препаратов этих групп в общем объеме аптечных продаж в денежном и натуральном выражении приблизительно равен. Тем не менее, по натуральным объемам отечественные препараты превышают аналогичный показатель импортных, денежные же объемы ЛС зарубежного производства намного выше объемов украинских ЛС. То есть существует четкое распределение препаратов «топовых» АТС-групп по нишам дорогих (импортные препараты) и низкостоимостных (отечественные препараты).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Лидерами аптечных продаж (в порядке убывания удельного веса) в денежном выражении являются препараты групп А, R, N и С, в натуральном выражении – N, А, R и С.

2. В большинстве групп АТС присутствует четкое распределение по нишам высоко- и низкостоимостных. Как правило, импортные препараты относятся к первой категории, отечественные – ко второй.

3. В основном, натуральные объемы продаж отечественных препаратов по группам выше, чем импортных (за исключением групп G, H и Р), денежные – выше по импортным.

В табл. 5 приведен топ-лист иностранных компаний – производителей ЛС, представленных на фармацевтическом рынке Украины. На данное время среди иностранных производителей нет ощутимой консолидации объемов аптечных продаж (рис. 4). Это является одним из свидетельств того, что стратегия позиционирования своих препаратов крупнейшими компаниями на рынке Украины и мира существенно отличается. Ведь операторам рынка приходится считаться с его особенностями — платежеспособностью потребителя, менталитетом, сложившимися терапевтическими традициями. Поэтому как ассортимент, предлагаемый компаниями-производителями, так и стратегия его продвижения на украинский рынок претерпевают существенные изменения. Это, в свою очередь, определяет нишу, занимаемую компанией на украинском рынке.

Рис. 4. Структура распределения объемов аптечных продаж продукции иностранных компаний-производителей в денежном выражении

Таблица 5

Топ-лист иностранных компаний-производителей*
по объемам аптечных продаж в денежном выражении в 2003 г.

№ п/п

Корпорация

1

Aventis Pharma (Франция)

2

Menarini Group (Италия)

3

KRKA (Словения)

4

Gedeon Richter (Венгрия)

5

Sanofi-Synthelabo (Франция)

6

GlaxoSmithKline (Великобритания)

7

Heel (Германия)

8

Lek (Словения)

9

Pfizer Inc. (США)

10

Boehringer Ingelheim (Германия)

11

BMS (США)

12

Balkanpharma (Болгария)

13

Bittner (Австрия)

14

Sagmel (США)

15

Genom Biotech (Индия)

16

Novartis (Швейцария)

17

ratiopharm (Германия)

18

Naturwaren (Германия)

19

Johnson & Johnson (США)

20

Nycomed (Норвегия)

21

Ranbaxy (Индия)

22

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

23

Pliva (Хорватия)

24

Roche (Швейцария)

25

Unipharm (США)

26

J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия)

27

Schering (Германия)

28

Yamanouchi Europe (Нидерланды)

29

Sopharma (Болгария)

30

IVAX (США)

31

Servier (Франция)**

32

Schwabe (Германия)

33

Schering-Plough (США)

34

Pharmascience (Канада)

35

Boots Healthcare International (Великобритания)

36

ICN Solco (США)

37

Ferrosan (Дания)

38

Innotech International (Франция)

39

Lechiva (Чешская Республика)

40

Нижфарм (Россия, Нижний Новгород)

41

Nabros Pharma (Индия)

42

Egis (Венгрия)

43

Dr. Reddy’s (Индия)

44

Ebewe (Австрия)

45

Bionorica (Германия)

46

Grindeks (Латвия)

47

Материа Медика (Россия)

48

Akzo Nobel (Нидерланды)

49

Hexal AG (Германия)

50

Slovakofarma (Словацкая Республика)

* Заводы, компании и их подразделения – производители ЛС объединены под именем корпорации.

** Компания Egis представлена отдельно.

В структуре объемов аптечных продаж продукции украинских производителей в денежном выражении (рис. 5) наблюдается несколько иная картина: первые 10 компаний обеспечивают 67,8% от общего объема. Это свидетельствует о достаточно высокой концентрации экономических и производственных мощностей у нескольких крупных компаний. Является ли данная ситуация типичной и для натуральных объемов продаж?

Рис. 5. Структура распределения объемов аптечных продаж продукции отечественных производителей в денежном выражении

Сравнивая данные таблиц 5 и 6, можно говорить о том, что существует достаточно значительное разграничение принадлежности той или иной иностранной компании-производителя на украинском фармацевтическом рынке к определенной стоимостной нише. Об этом свидетельствуют смещение рейтинговых позиций производителей в зависимости от натуральных или денежных единиц измерения в рейтинге. Корпорация, которая в рейтинге по денежным объемам продаж занимает более высокое положение, чем в рейтинге по натуральным объемам, в основном, позиционирует свою продукцию как высокостоимостную, соответственно обратное смещение свидетельствует о более низких ценах на продукцию производителя. Если же позиция сопоставима — стратегия фирмы направлена на освоение ниши среднестоимостных препаратов.

?Таблица 6

Топ-лист иностранных компаний-производителей
по объемам аптечных продаж в натуральном выражении в 2003 г.

№ п/п

Корпорация

1

Balkanpharma (Болгария)

2

Menarini Group (Италия)

3

Genom Biotech (Индия)

4

Sopharma (Болгария)

5

Lek (Словения)

6

Gedeon Richter (Венгрия)

7

GlaxoSmithKline (Великобритания)

8

KRKA (Словения)

9

J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия)

10

Борисовский ЗМП (Беларусь, Борисов)

11

Нижфарм (Россия, Нижний Новгород)

12

Татхимфармпрепараты (Россия)

13

Aventis Pharma (Франция)

14

BMS (США)

15

Sanofi-Synthelabo (Франция)

16

IVAX (США)

17

Sagmel (США)

18

Ranbaxy (Индия)

19

ICN Solco (США)

20

Naturwaren (Германия)

21

Boehringer Ingelheim (Германия)

22

Slovakofarma (Словацкая Республика)

23

Heel (Германия)

24

Novartis (Швейцария)

25

Pharmascience (Канада)

26

ratiopharm (Германия)

27

Варшавский ФЗ (Польша)

28

Bittner (Австрия)

29

Boots Healthcare International (Великобритания)

30

ЦФФ № 3 «Форифарм» (Вьетнам)

31

Nabros Pharma (Индия)

32

Nycomed (Норвегия)

33

Krewel Werke (Германия)

34

Белмедпрепараты (Беларусь)

35

Synmedic (Индия)

36

Pliva (Хорватия)

37

Charak Pharma (Индия)

38

Johnson & Johnson (США)

39

Lechiva (Чешская Республика)

40

Pfizer Inc. (США)

41

Rusan Pharma (Индия)

42

Polpharma (Польша)

43

IPCA (Индия)

44

Олайнфарм (Латвия, Олайне)

45

Egis (Венгрия)

46

Dr. Reddy’s (Индия)

47

Roche (Швейцария)

48

Terapija (Румыния)

49

Hexal AG (Германия)

50

Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды)

При аналогичном сравнении по показателям украинских компаний (табл. 7 и 8) можно утверждать, что, позиционирование своей продукции практически всеми отечественными производителями одинаково — приоритет отдается средне- и низкостоимостным препаратам. Об этом свидетельствуют и данные, представленные на рис. 5 и 7, — при неизменном составе первая десятка отечественных производителей обеспечивает 67,8% аптечных продаж в денежном выражении и 75% — в натуральном.

Рис. 6. Структура распределения объемов аптечных продаж продукции иностранных компаний-производителей в натуральном выражении

Рис. 7. Структура распределения объемов аптечных продаж продукции отечественных производителей в натуральном выражении

Таблица 7

Топ-лист украинских компаний-производителей
по объемам аптечных продаж в денежном выражении в 2003 г.

№ п/п

Производитель

1

Дарница (Киев)

2

Фармак (Киев)

3

Киевмедпрепарат (Киев)

4

Борщаговский ХФЗ (Киев)

5

Здоровье (Харьков)

6

Концерн Стирол (Горловка)

7

Галичфарм (Львов)

8

Киевский витаминный завод (Киев)

9

Лектравы (Житомир)

10

Тернопольская ФФ (Тернополь)

11

Биофарма (Киев)

12

Сперко Украина (Винница)

13

ОЗ ГНЦЛС (Харьков)

14

Биолик (Ладыжин)

15

Стома (Харьков)

16

Биостимулятор (Одесса)

17

Монфарм (Монастырище)

18

Витамины (Умань)

19

Красная Звезда (Харьков)

20

Лубныфарм (Лубны)

Таблица 8

Топ-лист украинских компаний-производителей
по объемам аптечных продаж в натуральном выражении в 2003 г.

№ п/п

Производитель

1

Дарница (Киев)

2

Фармак (Киев)

3

Борщаговский ХФЗ, (Киев)

4

Здоровье (Харьков)

5

Киевмедпрепарат (Киев)

6

Тернопольская ФФ (Тернополь)

7

Галичфарм (Львов)

8

Концерн Стирол (Горловка)

9

Киевский витаминный завод (Киев)

10

Лектравы (Житомир)

11

Красная Звезда (Харьков)

12

Биостимулятор (Одесса)

13

Монфарм (Монастырище)

14

Лубныфарм (Лубны)

15

Стома (Харьков)

16

ОЗ ГНЦЛС (Харьков)

17

Витамины (Умань)

18

Натуропрепарат (Киев)

19

Луганский ХФЗ (Луганск)

20

Николаевская ФФ (Николаев)

Закономерно, что в денежном выражении лидерами на фармацевтическом рынке являются препараты иностранного производства, в натуральном — отечественного (табл. 9 и 10). Следует отметить также, что объем аптечных продаж препаратов первых 50 позиций топа в денежном выражении составляет 22,1% от общего, первых 50 позиций топа в натуральном выражении — 45,74% от общего объема.

Таблица 9

Топ-лист наименований ЛС*
по объемам аптечных продаж в денежном выражении

№ п/п

Титульное наименование ЛС

1

ЭССЕНЦИАЛЕ

2

ВИТРУМ

3

НО-ШПА

4

ФЕСТАЛ

5

АКТОВЕГИН

6

ФЕРВЕКС

7

МЕЗИМ

8

СТРЕПСИЛС

9

ВИАГРА

10

НИЗОРАЛ

11

КАПТОПРЕС

12

КЕТАНОВ

13

ВИТАМИН C

14

ЦЕРЕБРОЛИЗИН

15

ЦЕФТРИАКСОН

16

КОЛДРЕКС

17

АМБРОКСОЛ

18

ДОКТОР МОМ

19

МУЛЬТИ-ТАБС

20

ЭХИНАЦЕЯ

21

ФАСТУМ

22

ЛАЗОЛВАН

23

КОРВАЛОЛ

24

АНАЛЬГИН

25

ФАРМАЗОЛИН

26

ФЕЗАМ

27

НАФТИЗИН

28

КОЛДФЛЮ

29

ДИКЛОФЕНАК

30

ЦЕФАЗОЛИН

31

МАКРОПЕН

32

ЛИНЕКС

33

ФЛЮКОЛД

34

ВОБЭНЗИМ

35

ТРАУМЕЛЬ С

36

ПРЕДУКТАЛ

37

ФИНАЛГОН

38

ГЕНТОС

39

ВИГОР

40

КАЛЬЦЕМИН

41

ДУОВИТ

42

МАЗЬ ОКОПНИКА

43

БИСЕПТОЛ

44

ПРОСТАМОЛ УНО

45

ПЕРСЕН

46

ФЛУКОНАЗОЛ

47

ДУФАСТОН

48

ИМПАЗА

49

СПАЗМАЛГОН

50

КАВИНТОН

Таблица 10

Топ-лист наименований ЛС по объемам аптечных продаж в натуральном выражении

№ п/п

Титульное наименование ЛС

1

ЦИТРАМОН

2

АНАЛЬГИН

3

УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ

4

ВАЛИДОЛ

5

КОРВАЛОЛ

6

ВИТАМИН C

7

АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ КИСЛОТА

8

НАФТИЗИН

9

ВАЛЕРИАНЫ ЭКСТРАКТ

10

СЕПТЕФРИЛ

11

КАЛЬЦИЯ ГЛЮКОНАТ

12

ПАРАЦЕТАМОЛ

13

СЕНАДЕКСИН

14

ФАРМАЗОЛИН

15

КАПТОПРЕС

16

ПЕРЕКИСЬ ВОДОРОДА

17

ДИКЛОФЕНАК

18

АМПИЦИЛЛИН

19

ГЕМАТОГЕН

20

ЙОД

21

БАРБОВАЛ

22

РИБОКСИН

23

АСКОФЕН

24

РАНИТИДИН

25

ТЕМПАЛГИН

26

СТРЕПТОЦИД

27

ДИАЗОЛИН

28

АЛЛОХОЛ

29

ПЛАНТЕКС

30

ТАБЛЕТКИ ОТ КАШЛЯ

31

НАТРИЯ ХЛОРИД

32

ЦИТРОПАК

33

МУКАЛТИН

34

БРОМГЕКСИН

35

ФУРОСЕМИД

36

АСКОРБИНОВАЯ КИСЛОТА

37

МЕЗИМ ФОРТЕ

38

БРИЛЛИАНТОВЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ

39

КОРВАЛДИН

40

РАУНАТИН

41

ДОКТОР МОМ

42

ТРАЙСИЛС

43

РОМАШКИ ЦВЕТКИ

44

АМБРОКСОЛ

45

БЕНЗИЛПЕНИЦИЛЛИН

46

ЭУФИЛЛИН

47

ЛЕВОМИЦЕТИН

48

КЛОФЕЛИН

49

АСПАРКАМ

50

БИЦИЛЛИН

* ЛС объединены методом экспертной оценки по объемам реализации по каждому наименованию препаратов и их лекарственных форм без учета принадлежности продукции к компаниям-производителям. Например, препараты, содержащие одно и то же действующее вещество, но реализуемые аптечными учреждениями под разными «брэнд нейм», учитывались отдельно (например, Лазолван и Амброксол). В то же время, препараты, которые могут отличаться по составу и/или лекарственной форме, но реализуются под одним «брэнд нейм», в данном рейтинге учитывались как составляющие одного наименования ЛС (например, группа Колдрекса, группа Фервекса).

Подводя итоги, мы констатируем, что выводы, сделанные в предыдущих публикациях, еще раз подтверждаются на примере исследования розничного сегмента украинского фармацевтического рынка. Стратегия импортеров в данный момент направлена на расширение влияния в нише высокостоимостных препаратов, которые соответственно обеспечивают высокий показатель объемов продаж в денежном выражении. Украинские производители, в основном, имеют приоритет натуральных объемов продаж, освоив нишу низкостоимостных препаратов. Но, в то же время, при сохранении ценовой доступности, уже созданы украинские брэнды, принадлежащие не группе компаний, а отдельному производителю, и позиция этих брэндов уже достаточно весома на рынке Украины. Это свидетельствует о готовности ведущих отечественных производителей к интервенции в нишу среднестоимостных препаратов. В последующих наших публикациях мы постараемся уделить особое внимание развитию событий именно в этом секторе фармацевтического рынка Украины. n

Игорь Хмилевский

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті