Без труда не вытащишь и рыбку… Аптечные продажи в регионах Украины: итоги 2005  г.

Завершающим этапом анализа розничного рынка Украины образца 2005 г. должно стать исследование региональных рынков аптечных продаж. В данной публикации мы под­ведем черту и определим годовые результаты развития структуры реализации фармацевтической продукции в разрезе регионов. При подготовке материала использованы данные системы исследования рынка «Фармстандарт» компании «МОРИОН».

Напомним, что общий объем аптечных продаж в Украине по итогам всего 2005 г. в денежном выражении достиг 7558 млн грн. Его структура распределилась следующим образом: 87,1% составил доход от реализации лекарственных средств (ЛС), немалую долю — 8,2% — получили аптечные учреждения от продаж изделий медицинского назначения (ИМН), 2,7% — косметики, 2,1% — биологически активных добавок (БАД). При этом 12,7% от общего объема реализации фармацевтической продукции в денежном выражении пришлось на столичные аптечные учреждения (рис. 1). Также высокие позиции по-прежнему сохраняют за собой одни из наибольших промышленных центров Украины — Донецкая (9,9%), Днепропетровская (8,5%) и Харьковская (7,9%) области. При этом максимальный удельный вес в общем объеме продаж фармацевтической продукции в натуральном выражении по итогам 2005 г. был зафиксирован в Донецкой области — 9,0%. Важно также отметить, что в этих же регионах в основном сконцентрированы продажи более дорогостоящей продукции, на что указывает существенное превышение удельного веса реализованных товаров «аптечной корзины» в денежном выражении над аналогичными показателями в натуральном (рис. 2). Причем столица лидирует и по этим показателям. В целом подобная картина наблюдается в 9 из 26 исследуемых регионов: удельный вес количества реализованных упаковок превышает долю региона в структуре распределения объема продаж в денежном выражении. Столь неравномерное распределение свидетельствует о том, что развитие региональных рынков аптечных продаж, с одной стороны, обусловлено общерыночными тенденциями, с другой — индивидуальными характеристиками, к которым можно отнести уровень экономического развития региона, уровень жизни населения в нем, демографические показатели, развитость инфраструктуры и т. д.

Удельный вес (%) регионов в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2005 г.

Рис. 1. Удельный вес (%) регионов в общем объеме аптечных продаж в  денежном выражении по итогам 2005 г.
Удельный вес областей в общем объеме аптечных продаж в денежном и натуральном выражении по итогам 2005 г.

Рис. 2. Удельный вес областей в общем объеме аптечных продаж в  денежном и натуральном выражении по итогам 2005 г.

Бесспорными лидерами по объемам продаж среди всех товаров «аптечной корзины» в каждом регионе являются ЛС. По итогам всего 2005 г. их наибольший удельный вес в денежном выражении отмечен в АР Крым, Ивано-Франковской, Полтавской и Львовской областях (табл. 1). Доля объемов продаж ИМН по итогам исследуемого периода превысила отметку 10% в Харьковской, Волынской, Одесской, Ровенской и Кировоградской областях. Максимальный удельный вес косметики в региональной структуре продаж зафиксирован в Харьковской и Одесской областях, а также в г. Киеве. Напомним, что средневзвешенная стоимость 1 упаковки косметики превышает аналогичные показатели стоимости ЛС практически в полтора раза (подробнее читайте в «Еженедельнике АПТЕКА» № 10 (531) от 13 марта 2006 г.). При этом она повышается гораздо быстрее относительно других групп фармацевтической продукции, что соответственным образом влияет на увеличение объемов продаж этой категории товаров в денежном выражении. Что касается БАД, здесь постепенно снижается средневзвешенная стоимость 1 упаковки, что сопровождается повышением спроса на этот вид продукции. В данном случае это отразилось на увеличении их удельного веса в структуре аптечных продаж по результатам 12 месяцев 2005 г. относительно аналогичного периода 2004 г. Однако лидерами в продажах БАД по-прежнему остаются столичные аптечные учреждения — в денежном выражении и по величине удельного веса — относительно других регионов Украины.

Таблица 1

Объем розничных продаж в регионах по категориям товаров «аптечной корзины»? в денежном выражении по итогам 2005 г.

Регион

ЛС ИМН Косметика БАД
млн грн. удельный вес категории, % млн грн. удельный вес категории, % млн грн. удельный вес категории, % млн грн. удельный вес категории, %
АР Крым 426,6 91,7 26,7 5,7 4,6 1,0 7,3 1,6
Винницкая обл. 180,1 88,1 16,0 7,8 4,7 2,3 3,6 1,8
Волынская обл. 108,4 84,3 14,4 11,2 3,0 2,3 2,7 2,1
г. Киев 811,4 84,7 74,3 7,8 43,1 4,5 29,3 3,1
Днепропетровская обл. 578,9 89,9 42,0 6,5 13,7 2,1 9,6 1,5
Донецкая обл. 657,6 88,2 62,3 8,4 15,7 2,1 10,1 1,3
Житомирская обл. 110,7 89,3 9,1 7,4 1,6 1,3 2,5 2,0
Закарпатская обл. 103,0 88,5 9,4 8,1 2,2 1,9 1,8 1,5
Запорожская обл. 308,6 86,1 34,6 9,7 8,2 2,3 6,9 1,9
Ивано-Франковская обл. 161,4 91,3 10,3 5,8 2,9 1,6 2,2 1,2
Киевская обл. 163,5 86,0 17,4 9,2 4,5 2,4 4,8 2,5
Кировоградская обл. 128,3 85,3 15,1 10,1 3,6 2,4 3,4 2,2
Луганская обл. 286,2 87,6 30,0 9,2 4,1 1,3 6,4 1,9
Львовская обл. 392,7 90,2 31,1 7,1 6,8 1,6 5,0 1,1
Николаевская обл. 121,2 87,1 11,4 8,2 3,2 2,3 3,2 2,3
Одесская обл. 291,7 83,4 35,7 10,2 13,1 3,8 9,4 2,7
Полтавская обл. 217,4 90,3 11,7 4,9 5,4 2,2 6,2 2,6
Ровенская обл. 116,4 85,2 13,9 10,2 3,2 2,3 3,1 2,3
Сумская обл. 136,0 88,3 10,4 6,8 3,8 2,4 3,8 2,4
Тернопольская обл. 116,7 88,1 10,2 7,7 3,3 2,5 2,3 1,7
Харьковская обл. 479,9 80,5 67,8 11,4 32,7 5,5 15,6 2,6
Херсонская обл. 144,3 88,2 12,8 7,8 3,2 2,0 3,3 2,0
Хмельницкая обл. 146,4 87,8 13,6 8,1 3,6 2,2 3,1 1,8
Черкасская обл. 153,7 85,9 15,1 8,5 4,9 2,7 5,2 2,9
Черниговская обл. 139,7 88,4 12,9 8,2 2,9 1,9 2,4 1,5
Черновицкая обл. 102,9 87,1 9,8 8,3 2,8 2,4 2,7 2,3
Всего 6583,8 87,1 618,2 8,2 200,7 2,7 155,8 2,1

Можно ли говорить о том, что наиболее важные изменения на рынке аптечных продаж произошли во втором полугодии 2005 г.? В этот период его суммарный прирост относительно первого полугодия составил 34,3%. В большей или меньшей степени это коснулось всех без исключения регионов (рис. 3). При этом наибольшие показатели прироста зафиксированы в Луганской (72,9%), Черниговской (59,3%), Николаевской (52,2%) областях и АР Крым (45,3%), а минимальный — в Винницкой области (8,7%).

Объем продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I и II полугодии 2005 г.

Рис. 3. Объем продаж ЛС в денежном выражении по регионам Украины в I и  II полугодии 2005 г.

На фоне показателей общего прироста объемов аптечных продаж ЛС во втором полугодии 2005 г. относительно первого интересно рассмотреть, каким образом они распределились в разрезе препаратов отечественного и зарубежного производства (рис. 4). Важно, что повышение дохода от реализации отечественных и зарубежных ЛС в различных регионах происходит неравномерно. При этом во втором полугодии относительно первого максимальный отрыв значений разницы приростов продемонстрировали отечественные ЛС, увеличение объемов продаж которых превысило аналогичные показатели зарубежных ЛС в Киевской (на 16,2%), Луганской (на 12,8%) и Херсонской (на 12,8%) областях. Отметим, что в целом по показателям роста одни регионы опережают рынок, другие — несколько отстают. С одной стороны, это может казаться закономерным, ведь предложение на фармацевтическом рынке Украины формируется спросом, и сбалансированность различных значений в результате указывает на общий прирост рынка. Однако, с другой стороны, такая неравномерность должна послужить сигналом для правильного распределения усилий между регионами оптовыми операторами рынка с целью обеспечения доступности пациента к любому препарату.

Прирост объемов продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по регионам Украины во II полугодии по сравнению с I 2005 г.

Рис. 4. Прирост объемов продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном выражении по регионам Украины во II полугодии по сравнению с I 2005 г.

В целом, рассматривая структуру аптечных продаж отечественных и зарубежных ЛС в каждом регионе, следует отметить, что максимальный удельный вес отечественных препаратов как в денежном, так и в натуральном выражении зафиксирован по итогам 2005 г. в Житомирской области (табл. 2). Высокие показатели долевого участия украинских препаратов в структуре реализации в обоих выражениях отмечены также в Волынской, Кировоградской, Киевской, Луганской и Черкасской областях. Что же касается ЛС зарубежного производства, то их максимальный удельный вес в структуре аптечных продаж по итогам исследуемого периода был отмечен в г. Киеве. Приведенные данные указывают также на то, что зарубежные ЛС пользуются высоким спросом в Днепропетровской, Донецкой и Харьковской областях.

Таблица 2

Объем аптечных продаж ЛС отечественного и зарубежного производства в денежном и натуральном выражении по регионам в 2005 г.

Регион

Объем продаж ЛС
зарубежного производства отечественного производства зарубежного производства отечественного производства
млн грн. удельный вес, % млн грн. удельный
вес, %
млн упаковок удельный вес, % млн упаковок удельный вес, %
АР Крым 306,4 71,8 120,2 28,2 24,3 28,6 60,6 71,4
Винницкая обл. 125,7 69,8 54,4 30,2 8,0 26,4 22,3 73,6
Волынская обл. 68,5 63,2 39,9 36,8 7,9 25,3 23,3 74,7
г. Киев 635,4 78,3 176,1 21,7 37,1 34,6 70,2 65,4
Днепропетровская обл. 436,0 75,3 142,9 24,7 29,4 32,6 60,8 67,4
Донецкая обл. 496,3 75,5 161,3 24,5 36,1 32,0 76,8 68,0
Житомирская обл. 67,9 61,3 42,8 38,7 7,0 23,1 23,2 76,9
Закарпатская обл. 69,9 67,9 33,0 32,1 7,1 29,9 16,7 70,1
Запорожская обл. 223,1 72,3 85,5 27,7 14,1 30,2 32,7 69,8
Ивано-Франковская обл. 119,1 73,8 42,3 26,2 9,2 33,3 18,4 66,7
Киевская обл. 105,6 64,6 57,9 35,4 8,7 24,6 26,5 75,4
Кировоградская обл. 81,0 63,2 47,3 36,8 7,5 25,2 22,3 74,8
Луганская обл. 180,6 63,1 105,6 36,9 13,6 24,0 43,0 76,0
Львовская обл. 286,2 72,9 106,6 27,1 21,9 30,0 51,2 70,0
Николаевская обл. 82,9 68,4 38,3 31,6 6,1 27,4 16,1 72,6
Одесская обл. 211,1 72,4 80,6 27,6 14,7 30,3 33,9 69,7
Полтавская обл. 157,8 72,6 59,6 27,4 11,3 30,5 25,9 69,5
Ровенская обл. 77,4 66,5 39,0 33,5 8,8 29,3 21,4 70,7
Сумская обл. 92,6 68,1 43,5 31,9 7,1 26,4 19,7 73,6
Тернопольская обл. 82,6 70,8 34,1 29,2 6,6 28,3 16,6 71,7
Харьковская обл. 368,5 76,8 111,3 23,2 24,2 34,0 47,1 66,0
Херсонская обл. 99,1 68,7 45,1 31,3 7,8 27,8 20,4 72,2
Хмельницкая обл. 98,4 67,2 48,1 32,8 9,5 28,8 23,5 71,2
Черкасская обл. 101,5 66,0 52,2 34,0 9,0 25,3 26,7 74,7
Черниговская обл. 94,4 67,5 45,3 32,5 7,1 27,6 18,7 72,4
Черновицкая обл. 75,2 73,1 27,6 26,9 5,9 31,3 12,8 68,7
Всего 4743,2 72,0 1840,6 28,0 350,2 29,6 830,9 70,4

Дополнить представление о ключевых факторах формирования региональной структуры аптечных продаж в исследуемый период призван помочь анализ ценовой дифференциации ЛС отечественного и зарубежного производства, а также в целом по рынку (рис. 5). Так, по итогам всего 2005 г. наиболее высокая средневзвешенная стоимость ЛС зарубежного производства зафиксирована в г. Киеве на уровне 17 грн. 12 коп. Немного уступают ему Винницкая, Запорожская и Харьковская области, где в целом превалируют продажи средне- и высокостоимостных препаратов. Дорогостоящие отечественные ЛС пользуются наибольшим спросом в Запорожской, Луганской областях и г. Киеве. В целом же по рынку наивысшая средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС была зафиксирована в г. Киеве, Харьковской, Днепропетровской и Запорожской областях. При этом наиболее низкие стоимостные показатели отмечены по ЛС как отечественных и зарубежных производителей, так и в целом по рынку в Волынской, Житомирской и Ровенской областях, где высоки показатели объемов продаж низкостоимостных препаратов.

region05.gif (14116 bytes)

Рис. 5. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС зарубежного и  отечественного производства, а также в целом по  розничному рынку в регионах Украины по итогам 2005 г.

Приведенные данные объемов аптечных продаж в денежном выражении в разрезе ценовых ниш свидетельствуют о том, что лидерство по-прежнему закреплено за среднестоимостными препаратами, доля которых максимальна практически во всех регионах (рис. 6). Исключением здесь является Запорожская область, где по итогам 2005 г. зафиксирован максимальный удельный вес высокостоимостных ЛС на уровне 41,6%, что превысило долю среднестоимостных препаратов на 0,6%. Причем такие показатели здесь формируются за счет очень больших объемов продаж как зарубежных, так и отечественных высокостоимостных препаратов (рис. 7, 8). Значительный спрос на высокостоимостные ЛС отмечается также в г. Киеве и Харьковской области. Здесь же отмечены наименьшие объемы продаж низкостоимостных препаратов в исследуемый период. Максимальной отметки достигла доля среднестоимостных ЛС в Ивано-Франковской области — 51,8%. Здесь, как в целом по рынку, так и в разрезе отечественных и зарубежных препаратов, этот показатель максимален.

Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в денежном выражении по регионам в 2005 г.

Рис. 6. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж ЛС в  денежном выражении по регионам в 2005 г.
Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж отечественных ЛС в денежном выражении по регионам в 2005 г.

Рис. 7. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж отечественных ЛС в денежном выражении по  регионам в 2005 г.
Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных ЛС в денежном выражении по регионам в 2005 г.

Рис. 8. Удельный вес (%) ценовых ниш в общем объеме аптечных продаж зарубежных ЛС в денежном выражении по регионам в  2005 г.

Второе место в структуре распределения выручки от реализации ЛС по итогам 2005 г. закреплено за высокостоимостными препаратами во всех регионах, кроме Житомирской и Кировоградской областей, где доля продаж низкостоимостных ЛС больше (30,0 и 27,6% соответственно).

Среди отечественных препаратов бесспорными лидерами по объемам аптечных продаж во всех регионах являются ЛС, относящиеся к низкостоимостной нише. Только в Винницкой и Ивано-Франковской областях им практически не уступают продажи среднестоимостных препаратов.

Доля дохода аптечных учреждений от продаж средне- и высокостоимостных препаратов зарубежного производства приблизительно одинакова во всех регионах. При этом удельный вес продаж зарубежных высокостоимостных препаратов превышает аналогичные показатели среднестоимостных в промышленных регионах и г. Киеве, а также в Винницкой и Черниговской областях.

В анализе региональных рынков аптечных продаж отдельного внимания заслуживает их фармакотерапевтическая структура (рис. 9). Приведенные показатели удельного веса топ-5 групп АТС-классификации первого уровня в 2005 г. свидетельствуют о том, что наиболее высоким спросом во всех без исключения регионах пользуются препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», объемы продаж которых находятся выше отметки 20%, а максимальный показатель — 26,6% — отмечен в Закарпатской области. Распределение долей продаж препаратов групп N «Средства, действующие на нервную систему», R «Средства, действующие на респираторную систему» и C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» указывает на практически одинаковые показатели удельного веса, которые составляют 10–15% во всех регионах. Существенно выделяется из общей картины большой удельный вес ЛС группы N в Луганской области, который по итогам исследуемого периода составил 16,8%. Немного уступают объемам продаж препаратов групп N, C и R в денежном выражении ЛС, относящиеся к группе J «Противомикробные средства для системного применения».

Удельный вес (%) топ-5 групп АТС-классификации первого уровня в общем объеме аптечных продаж ЛС по регионам в денежном выражении за 2005 г.

Рис. 9. Удельный вес (%) топ-5 групп АТС-классификации первого уровня в  общем объеме аптечных продаж ЛС по регионам в  денежном выражении за 2005 г.

В итоговом рейтинге брэндов ЛС за 2005 г. по объему аптечных продаж фигурируют 19 препаратов (табл. 3). Значительная доля в нем распределена между препаратами групп А — лидера на рынке аптечных продаж, а также C и J. В большинстве регионов первую позицию занимает ЭССЕНЦИАЛЕ. В целом структура рейтинга топ-5 в разрезе регионов указывает на значительные отличия в потребностях населения каждого региона. Отсюда видно, что в некоторых областях лидирующие позиции заняли препараты, которые во Всеукраинском рейтинге торговых марок находятся за пределами его первой десятки (Например: ПРОСТАМОЛ УНО — 18-е, КАПТОПРЕСС — 21-е, АМПИЦЦИЛИН — 44-е место).

Таблица 3

Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по регионам в 2005 г.

Регион

№ п/п в рейтинге
1 2 3 4 5
Укарина ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ НО ШПА
АР Крым МИЛДРОНАТ ЭССЕНЦИАЛЕ ВИТРУМ ЦЕФТРИАКСОН НО ШПА
Винницкая обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ АКТОВЕГИН
Волынская обл. ЦЕФАЗОЛИН НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ АМПИЦИЛЛИН ЦЕФТРИАКСОН
г. Киев ЭССЕНЦИАЛЕ ВИАГРА ВИТРУМ НО ШПА МЕЗИМ
Днепропетровская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ НО ШПА ЦЕФТРИАКСОН
Донецкая обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ НО ШПА
Житомирская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН ЦЕФАЗОЛИН КАПТОПРЕС МИЛДРОНАТ
Закарпатская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФАЗОЛИН АМПИЦИЛЛИН МЕЗИМ ФЕСТАЛ
Запорожская обл. АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НАТРИЯ ХЛОРИД
Ивано-Франковская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЛАЗОЛВАН МЕЗИМ НО ШПА ЭНАП
Киевская обл. ЦЕФАЗОЛИН ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ НО ШПА МЕЗИМ
Кировоградская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЦЕФАЗОЛИН ЭССЕНЦИАЛЕ РАНИТИДИН
Луганская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД МИЛДРОНАТ ЦЕФАЗОЛИН
Львовская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЭНАП ПРЕДУКТАЛ МЕЗИМ ЦЕФАЗОЛИН
Николаевская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН МИЛДРОНАТ ЦЕФАЗОЛИН
Одесская обл. ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО ШПА НАТРИЯ ХЛОРИД
Полтавская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ПРОСТАМОЛ УНО ПРЕДУКТАЛ
Ровенская обл. ЦЕФАЗОЛИН ЭССЕНЦИАЛЕ АКТОВЕГИН ЦЕФТРИАКСОН КОЛДРЕКС
Сумская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН ЦЕФАЗОЛИН МИЛДРОНАТ
Тернопольская обл. МЕЗИМ ЭССЕНЦИАЛЕ ФЕСТАЛ ЦЕФАЗОЛИН НО ШПА
Харьковская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ НО ШПА АКТОВЕГИН ВИАГРА
Херсонская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН АКТОВЕГИН НО ШПА ЦЕФАЗОЛИН
Хмельницкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ЦЕФАЗОЛИН МЕЗИМ
Черкасская обл. ЦЕФТРИАКСОН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФАЗОЛИН НО ШПА АКТОВЕГИН
Черниговская обл. ЭССЕНЦИАЛЕ ЦЕФТРИАКСОН МИЛДРОНАТ ЦЕФАЗОЛИН АКТОВЕГИН
Черновицкая обл. ЭССЕНЦИАЛЕ МИЛДРОНАТ ВИТРУМ АКТОВЕГИН НО ШПА

Подводя итоги, отметим, что формирование структуры аптечных продаж в каждом регионе, с одной стороны, имеет индивидуальный характер, с другой — зависит от общих тенденций развития всего фармацевтического рынка. В большинстве случаев на это оказывает влияние экономический уровень развития того или иного региона: в промышленных областях бoльшим спросом, чем в аграрных, пользуется дорогостоящая фармацевтическая продукция. Здесь же отмечается значительное увеличение объемов продаж, что моментально отражается на показателях повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки фармацевтической продукции. Все это логично приводит к выводу: «маяком» для работы операторов на розничном рынке в 2005 г. был спрос. Однако следует учесть, что спрос формируется не только потребителем — в значительной степени уровень спроса зависит от действий операторов рынка, и об этом не стоит забывать. Можно выделить как пример «закономерных исключений» Черниговскую область и АР Крым, где прирост аптечных продаж существенно превысил общерыночный показатель. Таким образом, мы имеем неравномерный рост рынка в разрезе регионов в силу того, что их потенциал используется не всегда рационально. Операторам целесообразно оптимизировать работу в каждом регионе, благодаря чему будет лучше выполняться основная задача розничного рынка — обеспечение доступности препаратов для конечного потребителя. n

Екатерина Кармалита, Евгений Кунда

Данные системы «Фармстандарт» смотрите на сайте www.pharmstandart.com.ua.

По всем вопросам относительно cистемы исследования рынка «Фармстандарт» обращаться
по тел.: (044) 585-97-10 или e-mail:?[email protected]

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Цікава інформація для Вас:

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті