«Тройная» специализация фирмы «Будапешт ЛТД-Еврофарм»

?

Усиление конкуренции среди оптовых фармацевтических компаний после уменьшения объема фармацевтического рынка вынуждает его операторов искать новые методы работы по привлечению покупателей.

Одни оптовые фирмы создают собственную аптечную сеть, другие — специализируются на торговле лекарственными препаратами широкого ассортимента через поставщиков, третьи — продвигают на рынок эксклюзивные препараты.

Все перечисленные формы работы характерны для подразделения совместного украинско-венгерского предприятия «Будапешт Лтд» — «Еврофарм», которое было создано в 1995 г. Свою деятельность на украинском рынке это подразделение начинало с открытия аптеки, а затем стало заниматься оптовой торговлей лекарственными препаратами.

Помимо этого, фирма владеет эксклюзивными правами на продвижение и  реализацию в Украине австрийского препарата ШВЕДСКИЙ ГОРЬКИЙ БАЛЬЗАМ МАУРЭРА.

Сегодня оптовое подразделение «Еврофарм» имеет собственный таможенно-лицензионный склад. За время работы на  рынке у подразделения сформировался широкий круг партнеров — зарубежных и отечественных производителей, украинских дистрибьюторов, аптек.

Какие возможности для развития каждого из подразделений предоставила «тройная» специализация фирмы, мы попытались разобраться в  ходе подготовки этого материала.

«Еврофарм» — оптовый отдел

С первых дней своего существования основной специализацией деятельности фирма «Еврофарм» избрала прямые поставки в Украину и оптовую реализацию препаратов производства ведущих фармацевтических предприятий Венгрии — «Гедеон Рихтер», «Эгис», «Биогал», «Хиноин», которые активно занимались поиском рынков сбыта своей продукции.

Прямые поставки медикаментов из Венгрии дополняют закупки непосредственно в Украине, например на фирме «Гедеон Рихтер-Укрфарм». Таким образом, на складе постоянно в наличии продукция венгерских заводов.

Торговый зал аптеки «Еврофарм»

Кроме продукции венгерских производителей, «Еврофарм» поставляет в Украину препараты других западных фирм, например компаний «Байер», «Берингер Ингельхайм». Если в начале 1995 г. оптовый отдел фирмы «Еврофарм» пользовался услугами всего 4–5 поставщиков, то сегодня их около 30.

В настоящее время 80% объема закупок оптового отдела фирмы составляют поставки из Венгрии и 20% — от украинских дистрибьюторов и производителей. Отечественные препараты составляют не более 15% от всего объема реализуемой продукции.

Кризис заставил работать по-новому

До прошлогоднего августовского кризиса номенклатура оптового отдела насчитывала около 600 наименований препаратов, сегодня — немногим более 400. Такое сокращение было вызвано снижением покупательского спроса на лекарственные препараты, стоимость которых превышает 20 грн., поэтому руководство фирмы сконцентрировало усилия на реализации препаратов средней ценовой категории, например 10–20 грн.

Директор «Еврофарм» Тибор Томпа:

— Как известно, торговля фармацевтическими препаратами во всем мире относится к одному из наиболее выгодных видов бизнеса. Я акцентирую внимание на этом потому, что в любом случае, при любых политических и экономических моделях фармацевтический бизнес может постоянно приносить прибыль.

Основной недостаток развития фармацевтического бизнеса в Украине — это отсутствие целенаправленной государственной политики в области медикаментозного обеспечения населения. Одним из важнейших механизмов этой политики должно стать покрытие государством части расходов населения на оплату медицинской помощи. Пока этого не будет, фармацевтический рынок в Украине нельзя считать сформированным.

Понятно, что покрытие расходов населения на  покупку медикаментов за счет бюджета станет реальным только в нормальных экономических условиях.

Подобные проблемы переживала и Венгрия, но благодаря экономическому росту в прошлом году объем фармацевтического рынка страны достиг 900 млн долларов США (при населении 10 млн жителей). Необходимо отметить, что из этой суммы 600 млн долларов было выделено из государственного бюджета на закупку лекарственных препаратов для лечебных учреждений и компенсацию расходов по  обслуживанию льготных и бесплатных рецептов.

На венгерском фармацевтическом рынке работают пять крупных оптовых компаний. Небольшое их количество обусловлено тем, что согласно законодательству Венгрии, оптовый реализатор должен иметь на складе всю номенклатуру зарегистрированных в стране лекарственных препаратов, а это более 6000 тыс. наименований. Безусловно, такой объем работы могут выполнить только очень крупные компании, владеющие большим капиталом. Допускается, что оптовик в своем ассортименте может не иметь препаратов, используемых для лечения пациентов с редкими заболеваниями. Но в случае поступления заявки на  такие препараты оптовик обязан в течение трех дней обеспечить их наличие. Наценка, которую устанавливают оптовики, не может превышать 8% от таможенной стоимости препарата, а аптеки — 18%. За счет большого оборота те и другие имеют прибыль. Важным фактором стабильности остается низкий уровень инфляции, что позволяет избежать потерь (в Венгрии инфляция за прошлый год составила 8–9%).

Аптеки закупают медикаменты на условиях отсрочки платежа до 30 дней. К концу месяца аптека обязательно должна рассчитаться с поставщиком, при этом максимальная задержка платежа может быть до 10 дней, но в таком случае аптека должна возместить так называемый инфляционный процент.

При реализации препаратов, которые отпускаются по льготным или бесплатным рецептам, аптека в  конце месяца подает отчет в Министерство здравоохранения страны. Через 5–10 дней на счет аптеки переводится необходимая сумма, которую за вычетом процентов аптека переводит оптовику.

Описанная модель взаиморасчетов подобна таковой в Украине. Разница состоит в том, что украинские аптеки средства за обслуживание льготных и бесплатных рецептов получают с  большими задержками.

Кризис привел к необходимости более жесткого отбора аптек-клиентов, в результате чего их количество уменьшилось. В настоящее время их — 250. Более 90% из них — постоянные клиенты «Еврофарм», которые имеют возможность получать медикаменты на условиях отсрочки платежа. Ее срок зависит от ликвидности лекарственных препаратов и составляет до 10 дней.

По мнению директора «Еврофарм» Тибора Томпа, работа на условиях предоплаты — необходимость. Но, к сожалению, на сегодняшний день аптеки не могут полностью выполнять эти условия, так как подавляющее большинство из них испытывают недостаток в оборотных средствах.

В то же время «Еврофарм» поставляет в Украину медикаменты на условиях 100% предоплаты. Эти условия были установлены после прошлогоднего кризиса, когда зарубежные производители отказались поставлять товар на условиях отсрочки платежа.

Главными механизмами, которые могут минимизировать возможные потери дистрибьюторов вследствие инфляции, руководство «Еврофарм» считает выбор исключительно надежных, проверенных партнеров-аптек, максимальное сокращение предоставляемой отсрочки платежа, возможность аптеки заказывать минимальные партии товара (вплоть до одной упаковки) с тем, чтобы она могла рассчитаться за поставку в течение 3–5 дней.

«Еврофарм» — аптека

Аптека «Еврофарм» была открыта 3 марта 1995 г. Тогда ассортимент аптеки насчитывал всего 250 наименований лекарственных препаратов. Сегодня эта цифра возросла до 3000. Выгодное расположение аптеки (в центре Киева), большой торговый зал, богатая отделка интерьера, красочное оформление витрин, наличие компьютерной поисковой системы — все это обусловливает определенный круг ее постоянных клиентов. Это, как правило, состоятельные люди, для которых сервис зачастую более важен, чем, возможно, более низкая стоимость лекарств в других аптеках.

Главным поставщиком аптеки является оптовый отдел «Еврофарм», благодаря чему аптека не затрачивает оборотные средства на создание запасов препаратов. Кроме того, аптека закупает необходимые препараты у дистрибьюторов — «Гедеон Рихтер-Укрфарм», «ВВС-Лтд», «Кварк», «Рипфарм», «Фалби» и др.

Недавно в одном из торговых центров в районе Троещины был открыт аптечный киоск «Еврофарм», что увеличило товарооборот фирмы. Однако «Еврофарм» пока не планирует дальнейшее расширение собственной аптечной сети. По мнению руководства фирмы, это будет возможно только в том случае, если государственная политика в области приватизации будет способствовать развитию частных аптек.

Николай Черкасский

Фото Евгения Кривши

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті