Основная проблема аптек — низкая покупательная способность населения

?

ООО «Аптечна мережа «Ліки» существует всего полтора года. Первая аптека была открыта в Киеве в октябре 1998 г., сегодня в составе «Аптечної мережі» две аптеки и один аптечный пункт. В ближайшее время будет открыто еще несколько аптечных пунктов.

О возможностях развития аптечного бизнеса, проблемах, связанных с ним, корреспондент «Еженедельника «АПТЕКА» беседует с директором ООО «Аптечна мережа «Ліки» Владимиром Миколюком (В.М.) и заведующей одной из аптек «Аптечної мережі» Татьяной Коваль (Т.К.).

Владимир МИКОЛЮК

Директор ООО «Аптечна мережа «Ліки»

Т.К.: За последние три года число аптек, аптечных пунктов и аптечных киосков в Киеве увеличилось более чем в 2 раза (с 6 до 14 тыс.). Естественно, резко возросла и конкуренция. Например, рядом с нашей находятся еще пять аптек. Для того чтобы привлечь покупателей, необходимо постоянно совершенствоваться — расширять ассортимент, улучшать качество обслуживания.

В.М.: Чтобы выжить в конкурентной борьбе и не потерять «своего» покупателя, приходится очень взвешенно подходить к ценовой политике. Мы проводим сравнительный мониторинг цен в соседних аптеках и стараемся формировать конкурентоспособные цены. Когда осенью 1999 г. во время очередного скачка курса доллара цены на многие препараты возросли, мы приняли решение удерживать розничные цены на лекарственные препараты на одном уровне в течение двух-трех месяцев. Для этого снизили торговую наценку как на отечественные препараты, так и на импортные. Мы сознательно пошли на это, зная, что потеряем часть прибыли. Тем не менее, пережили кризисное время и удержались «на плаву». Сегодня торговая наценка на дорогостоящие препараты в нашей аптечной сети не превышает 20–25% от закупочной стоимости.

Т.К.: Основной показатель хозяйственной деятельности аптеки — это объем товарооборота. Наша аптечная сеть небольшая и мы не можем себе позволить, чтобы товар длительное время лежал на полках. Поэтому редко назначаемые лекарственные препараты, которые стоят несколько сотен гривень, не включены в постоянный ассортимент. Такие медикаменты можно заказать по телефону и в течение суток заказ будет выполнен.

В ассортимент аптек включено около 1500 наименований лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. В среднем за день в нашей аптеке совершается 200–250 покупок, при этом товарооборот составляет 2000–3000 грн., общий товарооборот (двух аптек и аптечного киоска) — около 120 тыс. грн. в месяц.

Известно, что в нынешней экономической ситуации наибольшим спросом пользуются дешевые препараты. Исходя из этого, в наших аптеках постоянно поддерживается широкий ассортимент отечественных препаратов, однако следует отметить, что прибыль, которую получает аптека от реализации одной упаковки недорогого отечественного препарата, гораздо ниже, чем от продажи одной упаковки импортного препарата по высокой цене.

— Есть ли у вас постоянные поставщики и каковы условия работы с ними?

Татьяна КОВАЛЬ

Заведующая аптекой

Т.К.: В последнее время круг наших постоянных поставщиков расширился. Это объясняется тем, что ассортимент товаров, который предлагают многие оптовые фирмы, значительно сократился. Если 2–3 года тому назад в прайс-листах большинства оптовых компаний насчитывалось до 1500 товарных позиций, то сегодня совсем иная картина. Поэтому стараемся сотрудничать с крупными фирмами, которые предлагают широкий выбор медикаментов, такими, как «Фалби», «Скайлайн», «Фармако» и др.

При расчетах за поставленный товар мы используем различные формы оплаты. При этом учитываем такие факторы, как текущий спрос на тот или иной препарат и наличие в данный момент свободных оборотных средств.

Конечно, работать на условиях предоплаты более выгодно, так как при этом стоимость медикаментов минимальная. Этой формой оплаты мы пользуемся в случаях, если на определенный препарат существует устойчивый спрос. Но из-за недостатка оборотных средств иногда приходится брать товар с отсрочкой платежа. Естественно, в этом случае розничная цена будет выше. Но чаще всего рассчитываемся с фирмой-поставщиком по факту поставки товара.

В.М.: В начале своей деятельности мы пытались закупать медикаменты непосредственно у заводов-производителей, но вскоре отказались от этой практики. Во-первых, завод предлагает большие партии товара. Даже минимальная отгрузочная норма велика для аптек. Во-вторых, доставлять товар приходится собственным транспортом, что также не всегда приемлемо.

Т.К.: Приобретая у завода-производителя даже минимальную партию товара, аптека лишается части оборотных средств. В то же время мы можем заказать небольшие партии (10–20 упаковок) препаратов у оптовой фирмы с доставкой в аптеку. К тому же многие оптовики отпускают товар по заводским ценам.

— Каковы планы развития розничной сети?

В.М.: В самое ближайшее время откроются два аптечных пункта, а в перспективе — еще несколько. Стратегия развития сети аптечных пунктов экономически более оправдана, так как в этом случае затраты намного ниже, чем при открытии новых аптек. К тому же арендная плата в лечебных учреждениях сравнительно небольшая, а спрос на лекарственные средства постоянный.

— Как вы оцениваете прибыльность аптечного бизнеса?

В.М.: Я бы сказал, что это достаточно стабильный бизнес, однако его нельзя назвать высокоприбыльным. Рентабельность аптечного бизнеса исходя из опыта работы наших аптек составляет 10–15%.

— Как распределяются полученные доходы?

В.М.: Около 50% доходов расходуется на налоги, арендную плату и оплату труда, 30% — на приобретение основных фондов, еще 20% — на развитие и расширение нашей аптечной сети. В каждой аптеке или аптечном пункте необходимо оборудовать рабочие места, оформить витрины, провести сигнализацию и т.д. Фирма, даже неплохо зарабатывающая, должна нести большие расходы, чтобы «дать жизнь» своему новому подразделению.

Анатолий Ревин
Фото Евгения Кривши

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи