?
Конкуренция на отечественном рынке препаратов парацетамола в форме таблеток (капсул, каплет) достаточно высока. Всего в Украине зарегистрировано 24 лекарственных средства, активным веществом которых является парацетамол (без учета комбинированных препаратов), из них около 20 активно продвигаются на рынок страны.
По количеству наименований соотношение препаратов украинских и зарубежных производителей парацетамола, представленных на рынке, составляет приблизительно 40:60 в пользу иностранных компаний. При этом существует еще одна особенность, которая в значительной степени определяет характер и уровень конкуренции. Все фармацевтические предприятия Украины, за исключением компании «Стиролфарм» ОАО «Концерн» «Стирол», производят парацетамол в форме таблеток 200 мг. В то же время иностранные производители предлагают на рынке этот препарат главным образом в форме таблеток, каплет и капсул по 500 мг.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Разница цен на препараты парацетамола, предлагаемые украинскими заводами-производителями, за анализируемый период минимальна (табл.1). За исключением препаратов компании «Стиролфарм» ОАО «Концерн «Стирол» ТАБЛЕТКИ «ПАРАЦЕТАМОЛ 325 мг» / КАПСУЛЫ «ПАРАЦЕТАМОЛ 325 мг», стоимость которых в пересчете на 1 мг активного вещества чуть выше аналогов, и ПАРАЦЕТАМОЛА харьковской компании «Магик» (предложения в течение 2000 г. носили нерегулярный характер), все остальные производители работают в очень узком диапазоне цен — 0,003–0,0045 доллара США за одну таблетку. В этой ситуации возможности для ценовой конкуренции ограничены, как и потенциальный эффект от маркетинговых мероприятий.
Таблица 1
Медианы цен на препараты парацетамола отечественного производства* в таблетках 200 мг, долл. США
Наименование |
Сентябрь 1999 г. |
Октябрь 1999 г. |
Ноябрь 1999 г. |
Декабрь 1999 г. |
Январь 2000 г. |
Февраль 2000 г. |
Март 2000 г. |
Апрель 2000 г. |
Май 2000 г. |
Июнь 2000 г. |
ПАРАЦЕТАМОЛ, Борисовский ЗМП (Беларусь, Борисов) |
0,002956225 |
— |
0,003664 |
0,003568 |
0,003312 |
— |
— |
— |
0,003325 |
0,00331 |
ПАРАЦЕТАМОЛ, Борщаговский ХФЗ (Украина, Киев) |
0,004480186 |
0,00445 |
0,004282 |
0,003819 |
0,00368 |
0,004288 |
0,004373 |
0,004421 |
0,004435 |
0,004414 |
ПАРАЦЕТАМОЛ, “Галичфарм” (Украина, Львов) |
0,004364377 |
0,004355 |
0,004298 |
0,00398 |
0,003711 |
0,003624 |
0,003657 |
0,003683 |
0,003695 |
0,003678 |
ПАРАЦЕТАМОЛ, Луганский ХФЗ (Украина, Луганск) |
0,004038772 |
0,004023 |
0,003869 |
0,003526 |
0,00334 |
0,003637 |
0,004 |
0,004051 |
0,003707 |
0,003678 |
ПАРАЦЕТАМОЛ, “Магик” (Украина, Харьков) |
— |
— |
— |
0,021972 |
0,01865 |
0,017736 |
0,018071 |
0,018161 |
0,018258 |
— |
ПАРАЦЕТАМОЛ, “Фармак” (Украина, Киев) |
0,00359002 |
0,003775 |
0,003956 |
0,003471 |
0,003451 |
0,003653 |
0,003869 |
0,004051 |
0,003894 |
0,003862 |
ПАРАЦЕТАМОЛ-ДАРНИЦА, “ФФ “Дарница” (Украина, Киев) |
0,004440202 |
0,004441 |
0,004298 |
0,003845 |
0,003649 |
0,004168 |
0,004373 |
0,004258 |
0,004263 |
0,00423 |
ТАБЛЕТКИ ПАРАЦЕТАМОЛА 0,2 г, “Лубныфарм” (Украина, Лубны) |
0,003357925 |
0,003338 |
0,003257 |
0,003484 |
0,002876 |
0,003977 |
0,004036 |
0,003696 |
0,003871 |
0,003861 |
ТАБЛЕТКИ ПАРАЦЕТАМОЛА 0,2 г, “Монфарм” (Украина, Монастырище) |
0,003752132 |
0,00356 |
0,003426 |
0,003148 |
0,003617 |
0,003535 |
0,003669 |
0,003685 |
0,003707 |
0,003678 |
ТАБЛЕТКИ “ПАРАЦЕТАМОЛ 325 мг”, “Концерн “Стирол” (Украина, Горловка)** |
0,009969002 |
0,010013 |
0,009671 |
0,009287 |
0,009158 |
0,008933 |
0,009173 |
0,009207 |
0,009216 |
0,009194 |
КАПСУЛЫ “ПАРАЦЕТАМОЛ 325 мг”, “Концерн “Стирол” (Украина, Горловка)*** |
0,011200466 |
0,011658 |
0,011412 |
0,010779 |
0,011478 |
0,011927 |
0,012436 |
0,012737 |
0,01247 |
0,012261 |
* Включая Борисовский ЗМП (Беларусь, Борисов), ** таблетки 325 мг, *** капсулы 325 мг.
Отметим, что ПАРАЦЕТАМОЛ Борисовского ЗМП (Беларусь) был включен в эту группу не случайно — как по форме выпуска, так и по избранной ценовой политике он ближе к этой группе, чем к препаратам зарубежного производства.
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛИ
Ситуация в сегменте рынка препаратов парацетамола зарубежных фармацевтических компаний не столь однозначна. Наряду с очевидными ценовыми лидерами — ТАЙЛЕНОЛ («McNeil», США), ПАНАДОЛ и ПАНАДОЛ СОЛЮБЛ («SmithKline Beecham», Великобритания), САНИДОЛ («Sanofi-Synthelabo», Франция), ЭФФЕРАЛГАН («Laboratoires UPSA», Франция) и др. здесь присутствует группа лекарственных средств средней ценовой категории, а также несколько недорогих препаратов, произведенных в Азии (табл. 2). При этом иногда достаточно сложно отнести тот или иной препарат к определенной категории, поскольку различия между самими категориями незначительны. Скажем, стоимость одной таблетки препарата ЭФФЕРАЛГАН в течение исследуемого периода снизилась на треть, почти сравнявшись с таковой парацетамолов средней ценовой категории.
Таблица 2
Медианы цен на препараты парацетамола зарубежного производства в таблетках 500 мг, долл. США
Наименование |
Сентябрь 1999 г. |
Октябрь 1999 г. |
Ноябрь 1999 г. |
Декабрь 1999 г. |
Январь 2000 г. |
Февраль 2000 г. |
Март 2000 г. |
Апрель 2000 г. |
Май 2000 г. |
Июнь 2000 г. |
ДОЛОМОЛ, “Hikma” (Иордания) |
0,047603 |
0,047004 |
0,039242 |
0,036894 |
0,036913 |
0,035508 |
0,035569 |
0,035645 |
0,035634 |
0,034328 |
ЛЕКАДОЛ, “Lek” (Словения) |
0,045362 |
0,046112 |
0,044957 |
0,040277 |
0,039411 |
0,039088 |
0,037898 |
0,038303 |
0,030259 |
0,030063 |
ДЕТСКИЙ ТАЙЛЕНОЛ (фруктовый), “McNeil” (США)* |
0,07159 |
0,071768 |
0,070314 |
0,068476 |
0,068693 |
0,069981 |
0,07004 |
0,06984 |
0,068985 |
0,068042 |
ТАЙЛЕНОЛ, “McNeil” (США) |
0,111005 |
0,114807 |
0,111113 |
0,109534 |
0,108354 |
0,111983 |
0,111515 |
0,112566 |
0,112137 |
— |
МЕКСАЛЕН, “Merckle” (Германия) |
0,080327 |
0,081803 |
0,081068 |
0,08 |
0,080647 |
0,080734 |
0,084346 |
0,081829 |
0,08592 |
0,076682 |
ПАНАДОЛ, “SmithKline Beecham” (Великобритания) |
0,067152 |
0,066123 |
0,062623 |
0,057109 |
0,057217 |
0,059072 |
0,058636 |
0,057811 |
0,057988 |
0,057625 |
ПАНАДОЛ СОЛЮБЛ, “SmithKline Beecham” (Великобритания) |
0,101642 |
0,096564 |
0,093235 |
0,087562 |
0,091179 |
0,089958 |
0,085923 |
0,085857 |
0,086228 |
0,085808 |
МЕДИПИРИН, “Slovakofarma” (Словацкая Республика) |
— |
— |
— |
0,028303 |
0,026781 |
0,027743 |
0,027877 |
0,027656 |
0,027716 |
0,027583 |
ПАРАЦЕТАМОЛ, “Cadila Healthcare” (Индия) |
0,006593 |
0,006595 |
0,006526 |
0,006113 |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
ПАРАЦЕТАМОЛ-РИВО (РИВАЛГИЛ), “Rivopharm” (Швейцария—Нидерланды) |
0,02274 |
0,041463 |
0,041069 |
0,029353 |
0,016056 |
0,040998 |
0,030063 |
0,023207 |
0,025951 |
0,015172 |
САНИДОЛ (парацетамол), “Sanofi” (Франция) |
0,057387 |
0,057405 |
0,056512 |
0,054795 |
0,050566 |
0,04749 |
0,042177 |
0,041949 |
0,04205 |
0,041835 |
ЦЕТАЛ, “Eipico” (Египет) | ? | ? | ? |
0,016503 |
0,015917 |
0,015664 |
0,015943 |
0,015948 |
0,015983 |
0,015906 |
ЭФФЕРАЛГАН “Laboratoires UPSA” (Франция) |
0,07128 |
0,069059 |
0,056117 |
0,048632 |
0,046277 |
0,049604 |
0,04814 |
0,047936 |
0,046701 |
0,046769 |
ЭФФЕРАЛГАН “Laboratoires UPSA” (Франция)** |
0,033579 |
0,034956 |
0,03479 |
0,031271 |
0,030387 |
0,031658 |
0,033164 |
0,034775 |
0,033374 |
0,043676 |
*Таблетки жевательные 80 мг, **капсулы 500 мг.
В целом можно констатировать, что украинский рынок препаратов парацетамола подразделяется на три ценовые категории. Перечисленные выше торговые марки-«бестселлеры» относятся к верхней ценовой категории. К средней наряду с зарубежными препаратами (ЛЕКАДОЛ «Lek», Словения, МЕДИПИРИН «Slovakofarma» и др.) можно отнести отечественные — ТАБЛЕТКИ «ПАРАЦЕТАМОЛ 325 мг»/КАПСУЛЫ «ПАРАЦЕТАМОЛ 325 мг» компании «Стиролфарм» и ПАРАЦЕТАМОЛ производства харьковского предприятия «Магик». В нижней ценовой категории конкурентами продукции украинских и белорусского заводов являются ЦЕТАЛ («Eipico», Египет) и ПАРАЦЕТАМОЛ («Cadila Healthcare», Индия).
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНКА
Общий объем украинского рынка монокомпонентных препаратов парацетамола в течение 12 месяцев — октябрь 1998 г. — сентябрь 1999 г. — составил около 650 тыс. долларов США. При этом доли рынка, принадлежащие отечественным и зарубежным лекарственным препаратам, распределились почти поровну. В текущем году, вероятно, произойдет небольшое изменение данного соотношения в пользу отечественных препаратов.
Крупнейшими операторами рынка парацетамола среди украинских фармацевтических предприятий являются компания «Стиролфарм», Борщаговский ХФЗ, «Фармацевтическая фирма «Дарница» и Луганский ХФЗ. На долю этих четырех заводов в течение анализируемого периода приходилось почти 80% национального производства препаратов парацетамола в стоимостном выражении и соответственно почти 40% отечественного рынка этого лекарственного средства. Среди зарубежных производителей по объемам продаж лидируют препараты компаний «SmithKline Beecham», «Laboratoires UPSA» и «McNeil», на долю которых приходится более 90% рынка парацетамолов импортного производства (рис. 1).
Рис. 1. Медианы цен на препараты парацетамола в таблетках 500 мг (верхняя ценовая категория)
ПЛОТНОСТЬ РЫНКА
Достаточно необычным для Украины можно назвать и распределение рынка по ценовым категориям (рис. 2). Несмотря на невысокую платежеспособность отечественного потребителя, в нашей стране дорогих препаратов парацетамола в стоимостном выражении продается больше, чем дешевых. В первую очередь это объясняется чрезвычайно интенсивной маркетинговой политикой, проводимой в осенне-зимний период крупными зарубежными производителями с использованием популярных средств массовой информации, в частности телевидения.
Рис. 2. Распределение рынка препаратов парацетамола по ценовым категориям (данные за октябрь 1998 г. — сентябрь 1999 г.)
В то же время конкуренция внутри каждой группы имеет свои особенности. Если в верхней ценовой категории представлены препараты четырех производителей, между которыми распределен общий объем продаж в группе, то в средней — «львиная доля» реализации препаратов парацетамола принадлежит препаратам компании «Стиролфарм» и ЭФФЕРАЛГАН в форме капсул 500 мг компании «Laboratoires UPSA».
В связи с этим определенный интерес представляет расчет «плотности» рынка по категориям (табл. 3). В его основе — соотношение общего объема реализации по ценовым категориям и количества активно продвигаемых препаратов в этих категориях.
Таблица 3
Сравнительный анализ уровня конкуренции на рынке препаратов парацетамола
(по категориям, данные за октябрь 1998 г. — сентябрь 1999 г.)
Ценовая категория |
Объем рынка, доллары США |
Кол-во активно продвигаемых препаратов |
Расчетный показатель “плотности” рынка |
Верхняя |
265924 |
6 |
44320,67 |
Средняя |
147190 |
2 |
73595 |
Нижняя |
232824 |
7 |
33260,57 |
Всего |
645938 |
15 |
? |
Как следует из табл. 3, наиболее «плотным» является рынок препаратов парацетамола в нижней ценовой категории. При попытке внедрения нового лекарственного средства в эту категорию производитель при прочих равных условиях (сходном качестве, интенсивности маркетинговых мероприятий, сбытовой политике) может рассчитывать на достижение объема продаж на уровне 30–35 тыс. долларов США в год.
Ненамного отличается этот показатель в верхней ценовой категории, что обусловлено прежде всего высокой активностью международных фармацевтических корпораций. В то же время в средней ценовой категории сохранились достаточно привлекательные условия для внедрения одного-двух новых препаратов — здесь расчетный объем продаж почти в два раза превышает аналогичные показатели в прочих категориях.
ПЕРСПЕКТИВЫ
Сегодня отечественные производители парацетамола поставлены в сложные условия. В нижней ценовой категории небольшое снижение цен не сможет существенно повлиять на объемы продаж. А значительно снизить отпускную стоимость препаратов можно только за счет предельного сокращения нормы прибыли. Поэтому шансы на успех производителей, которые попытаются выйти на рынок с еще одним недорогим препаратом парацетамола, минимальны.
Внедрить новый препарат в верхнюю ценовую категорию не менее проблематично, однако по несколько иным причинам. Здесь присутствуют хорошо известные отечественному потребителю торговые марки. Норма рентабельности, которую закладывает в отпускную стоимость производитель таких лекарственных средств, как правило, достаточно высока, однако и затраты на маркетинг и продвижение также составляют немалые суммы. Поэтому при существующей «плотности» рынка выведение на рынок новой престижной торговой марки парацетамола, скорее всего, окажется неэффективным.
Вместе с тем уровень конкуренции, сложившийся в средней ценовой категории, позволяет говорить о потенциальной привлекательности более глубокого освоения этого сегмента рынка препаратов парацетамола.
Денис Олейников
Автор выражает благодарность за помощь в подготовке данной публикации Виталию Усенко, менеджеру по медицине и регистрации компании «SmithKline Beecham», эксперту проекта TACIS «Поддержка в реструктуризации фармацевтической промышленности Украины».
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим