…чтобы спасти тонущего, недостаточно протянуть руку — надо, чтобы он в ответ подал свою
В. Пелевин
Апокалиптические ожидания тех, кто надеялся на тотальный запрет рекламы лекарственные средства и развитие теневых схем их продвижения на рынке не оправдались: 10 января Президент подписал Закон Украины № 4196-VI «О внесении изменений в некоторые законы Украины в сфере здравоохранения относительно усиления контроля за обращением лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок» — самый «сердечный», но доработанный законопроект № 7007, проголосованный парламентом во втором чтении 20 декабря 2011 г., которым предполагается ужесточить контроль за рекламой лекарств, но принципиально подход к ней не изменен: реклама ОТС-препаратов в целом разрешена.
В то же время 12 января с.г. Верховная Рада Украины приняла во втором чтении Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно защиты населения и информационного пространства от негативного воздействия)» (проект № 8214), которым существенно ограничен перечень оккультно-мистических услуг, в частности, в СМИ запрещена реклама услуг по ворожбе и гаданию.
Таким образом, силы разума восторжествовали над силами добра, а «запятая», решающая судьбу рекламы лекарственных средств в словесном наборе «запретить нельзя разрешить» наконец нашла свое место (хоть и с некоторыми оговорками, не влияющими на ее судьбу в целом).
Тень без иронии
Итак, первым законодательным «подарком под елочку» стало разрешение интриги «быть или не быть» рекламе лекарств — принятый ВР к Новому году во втором чтении и подписанный Президентом Украины 10.01.2012 г. закон № 4196-VI касается некоторых аспектов информационного обеспечения в сфере создания, производства, контроля качества и реализации лекарственных средств в нашей стране, в частности, доступа к Государственному реестру лекарств, а также их рекламы.
В этих целях Законом предусматривается внесение изменений в 4 законодательных акта Украины. Так, частью 4 ст. 26 Закона «О лекарственных средствах» предписано: «Разрешается реклама лекарственных средств, которые отпускаются без рецепта врача и не внесены в перечень запрещенных к рекламированию лекарственных средств. Перечень лекарственных средств, запрещенных к рекламированию, утверждается центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.
Требования к рекламе таких лекарственных средств устанавливаются Законом Украины «О рекламе». Критерии, применяемые при определении препаратов, рекламирование которых запрещено, утверждаются центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения согласно требованиям Закона. Решение об отнесении препарата к лекарственным средствам, рекламирование которых запрещено, принимается во время государственной регистрации (перерегистрации) лекарственного средства с внесением соответствующей информации в Государственный реестр лекарственных средств Украины.
Реклама лекарственных средств, применение и отпуск которых разрешаются лишь по рецепту врача, а также внесенных в перечень запрещенных к рекламированию лекарственных средств, запрещается». То есть реклама ОТС-препаратов разрешена, за исключением тех, которые будут включены МЗ Украины в перечень запрещенных для рекламирования. Такой перечень будет утверждаться МЗ Украины, который сначала должен разработать и утвердить критерии для отнесения безрецептурного лекарственного средства к запрещенным для рекламирования. Вопрос включения лекарственных средств в указанный перечень будет решаться на этапе его регистрации (перерегистрации) с внесением соответствующих данных в Государственный реестр лекарственных средств.
Законом также установлено, что информация (реклама) о лекарственных средствах в целом (в том числе незарегистрированных препаратах и препаратах, находящихся на стадии разработки или внедрения в производство) публикуется в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также в материалах, распространяющихся на специализированных семинарах, конференциях и симпозиумах по медицинской тематике.
Таким образом, Законом определено, что информация о препаратах, включая как рецептурные, так и новые в стадии их разработки, предназначенная для специалистов, распространяется без ограничений. Учитывая смысл понятия «реклама» (практически любая информация о свойствах товара), можно сделать вывод, что реклама лекарств в специализированных СМИ нормативно не ограничена.
Зато реклама пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок наконец ограничена логикой «лекарство — это то, что лечит» (и наоборот, то, что лечит — лекарство): законом запрещено ссылаться на то, что такие продукты обладают лечебными свойствами (поскольку в отличие от лекарств, эти свойства не подтверждены результатами соответствующих исследований).
Согласно заключительным положениям Закона изменения, касающиеся запрета на рекламу лекарственных средств, упомянутого выше, вступят в силу не сразу, а через 6 мес после вступления его в силу. Реклама лекарственных средств, зарегистрированных в Украине до введения в действие запрета, сможет осуществляться лишь после внесения соответствующих изменений в Государственный реестр лекарственных средств Украины (то есть если в Реестр будет включена информация о том, что данный безрецептурный препарат по каким-то причинам запрещено рекламировать, его реклама будет разрешена после внесения соответствующих изменений).
Разрешено, так как не запрещено!
Приведенное выше положение Закона Украины № 4196-VI соответствует принципу дозволительной направленности. Иное его толкование было бы иррационально и возможно лишь вследствие общего правового нигилизма, который у нас неистребим.
Посмотрим на нормы Закона Украины № 4196-VI с точки зрения их соответствия Конституции Украины. Основным конституционным принципом является принцип верховенства права (ст. 8 Конституции Украины), граждане осуществляют свои права по принципу «разрешено все, что прямо не запрещено законом», а государственные органы и их должностные лица — по принципу «разрешено лишь то, что прямо определено законом».
Украина признает приоритет общечеловеческих ценностей, соблюдает общепризнанные нормы и принципы международного права, основным из которых является дозволительный «Разрешено все, что не запрещено», точнее, словами Алистера Кроули: «Делай все, что захочешь, но в рамках закона». Это один из основополагающих принципов гражданско-правового регулирования, означающий, в частности, что субъекты гражданского оборота могут совершать любые действия, прямо не запрещенные законом; приобретать права и возлагать на себя обязанности как предусмотренные действующим законодательством, так и не предусмотренные им.
Интересно, что этот разумный, конструктивный и признанный всеми демократическими странами принцип, положенный в основу гражданско-правового регулирования в Украине, нашим обществом до сих пор не воспринимается как нечто естественное и фундаментальное. Видимо, нам ближе психология крепостного права, которой неведома презумпция правомерности (законности) поведения индивида, его право и возможность действовать без оглядки на директивный окрик.
Термин «законность» появился в период буржуазных революций и сводился к требованию подчинения граждан, администрации, должностных лиц и суда предписаниям закона и запрета выходить за его пределы. Однако, как образно сказал нобелевский лауреат по экономике В.В. Леонтьев: «Экономика — это шхуна, в паруса которой дует ветер интересов, а руль находится в руках государства». Поэтому наряду с законодательным регулированием отношений гражданского оборота применяются подзаконные (локальные) нормативные акты (например отраслевые приказы министерств) и индивидуальные акты (уставы предприятий и договора, регулирующие отношения между конкретными контрагентами), которые призваны конкретизировать и развивать нормы закона, но не противоречить ему.
Статьями 21–22 Основного Закона закреплены, в частности, неотчуждаемость и незыблемость наших прав и свобод, которые не являются исчерпывающими и не могут быть упразднены. При принятии новых законов или внесении изменений в действующие не допускается сокращение содержания и объема существующих прав и свобод.
Согласно ст. 8 Конституции Украины конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют цели и содержание законов и других нормативно-правовых актов, содержание и направленность деятельности органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются защитой правосудия.
Поэтому, ввиду уже прозвучавших превентивных обвинений МЗ Украины в субъективизме при разработке критериев отнесения препаратов к числу запрещенных к рекламированию, хочу обратить внимание на п. 5 Постановления Пленума ВСУ № 9 от 01.11.1996 г. «О применении Конституции Украины при осуществлении правосудия» (далее — Постановление): необходимо исходить из того, что нормативно-правовые акты любого государственного или другого органа (в частности, приказы и инструкции министерств и ведомств, приказы руководителей предприятий, учреждений и организаций и т.п.) подлежат оценке на соответствие как Конституции, так и закону. Если при рассмотрении дела судом будет установлено, что применяемый нормативно-правовой акт не отвечает или противоречит закону, суд обязан применить закон, который регулирует это правоотношение.
Пунктами 6 и 16 Постановления судам предписано, что:
- согласно ч. 2 ст. 6 Конституции органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией границах и согласно законам Украины;
- суды должны строго соблюдать предусмотренные ст. 56 Конституции права лица на возмещение за счет государства или органов местного самоуправления материального и морального вреда, причиненного незаконными решениями, действиями или бездеятельностью органов государственной власти, местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий.
Также хотелось бы обратить внимание на логику п. 18–19 Постановления касательно рассмотрения уголовных дел, в частности: судам необходимо иметь в виду, что согласно ст. 62 Конституции обвинение не может основываться на предположениях, а также на доказательствах, полученных незаконным путем. Таким образом, права субъектов гражданских правоотношений могут быть ограничены только законом и только в интересах защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. То есть ограничения рекламы безрецептурных препаратов, предусмотренные Законом № 4196-VI на основании их внесения в перечень запрещенных к рекламированию лекарственных средств, не подлежат расширительному толкованию.
Остается надеяться, что в ближайшее время на публичное обсуждение будет вынесен проект приказа МЗ Украины о порядке включения препаратов в перечень лекарственных средств, запрещенных к рекламированию, содержащий четкие критерии, по которым тот или иной препарат не может рекламироваться в общедоступных СМИ, одинаковые для всех и направленные сугубо на исключение возможности введения потребителя в заблуждение (обманчивости рекламы).
Хоть пока тень интриги относительно прозрачности формирования «черного» списка безрецептурных препаратов, запрещенных к рекламированию еще остается.
Со света в тень переползая
Первая рабочая неделя 2012 г. оказалась весьма продуктивной: 12 января парламент принял законопроект № 8214 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты (относительно защиты населения и информационного пространства от негативного воздействия)», которым запрещена реклама и трансляция программ, в которых телезрителям и радиослушателям предоставляются услуги гадалок и ворожей, причем за принятие соответствующего документа проголосовало 320 парламентариев при необходимом минимуме в 226 голосов. Знахарям, колдунам, шаманам, магам, экстрасенсам, гадалкам, спиритам, астрологам, колдунам и прочим обладателям «сверхъестественных способностей или сил» значительно сузили рамки правового поля их деятельности (особенно пикантно, что это произошло аккурат в «сезон» их «деловой активности»).
Данным законодательным актом дополнена статья 8 Закона Украины «О рекламе» положением, согласно которому запрещено «распространять рекламу услуг по ворожбе и гаданию». Статью 6 Закона «О телевидении и радиовещании» дополнено нормой относительно запрета «трансляции программ и передач, в которых телезрителям и/или радиослушателям предоставляются услуги по ворожбе и гаданию, а также платные услуги в сфере народной и/или нетрадиционной медицины».
В то же время принятый Закон также обязывает правительство, в частности, рассмотреть вопрос относительно целесообразности нахождения в Классификаторе профессий ДК 003:2010 таких видов: 5151 — Астрологи и ворожеи; 5152 — Ворожеи и хироманты. Законопроект № 8214, который ВР наконец приняла во втором чтении, мог быть принят и в первом чтении, но тогда у народных избранников возникли сомнения касательно влияния документа на свободу слова. Но комитет ВР по вопросам свободы слова и информации не выявил нарушений, поскольку закон касается исключительно рекламы, а не деятельности как таковой.
Приятно, что наши депутаты наконец поняли, что генофонду нации и здоровью населения Украины вредит не только реклама лекарственных средств: «На сегодня сфера предоставления услуг знахарей, шаманов, магов, экстрасенсов, ворожей и астрологов в полной мере действующим законодательством не урегулирована. В связи с этим их деятельность осуществляется бесконтрольно, что приводит к массовым злоупотреблениям в этой сфере, обману граждан и выманиванию денег у населения», — говорится в пояснительной записке к закону.
Документ вступит в силу после подписания Президентом и через 10 дней после его опубликования. Кроме того, если Президент подпишет этот документ, по телевидению в прямом эфире перестанут показывать программы, в которых вышеупомянутые специалисты демонстрируют свои сверхъестественные способности.
От права силы к силе права
Надеюсь, что принятие законопроекта № 8214 не только пошатнет веру в сверхъестественное (а заодно и влияние предсказателей апокалипсиса–2012), но и будет способствовать укреплению веры общества в свои силы, а главное — свои права. Конечно, если верить, что в этом году наконец-то настанет конец света и можно будет спокойно возлечь на печи, то, увы, первое обязательно произойдет, пусть даже в локальном масштабе. По календарю майя 2012 г. — переломный, особенный, судьбоносный — пусть же он будет и победным в отношении психологии «запрещать и не пущать», условного рефлекса ожидания высоких директив на элементарное действие и поможет нашему обществу избавиться от социальной летаргии. Еще древние римляне говорили: законы пишутся не для спящих.
В начале декабря 2011 г. вышел новый роман Виктора Пелевина «S.N.U.F.F.», который, несмотря на элементы фантастики, как всегда, точно смоделировал последующую реальность (в частности, митинги оппозиции в России: чего стоят, например, имена лидеров орков — Рван Дюрекс и Рван Контекс — так красиво ассоциирующиеся с метафорой ВВП о презервативах, на которые похожи белые ленты митингующих).
Являясь одновременно романом о любви и политическим памфлетом, «S.N.U.F.F.» позволяет нам четко представить, куда заводят «мечты», построенные на подмене понятий и регрессе общечеловеческих ценностей. Как любое произведение Автора, его можно разобрать на цитаты, но я хочу привести лишь одну: «Вымирают они по той причине, что, мягко говоря, не очень умны. Они думают, у них все плохо, потому что у власти Рван Контекс. Эх, бедняги вы, бедняги. Совсем наоборот — это Рван Контекс у власти, потому что у вас все плохо. А плохо потому, что так было вчера и позавчера, а после понедельника и вторника всегда бывает среда той же недели…»
Поэтому, забудем пресловутое «как бы чего не вышло» и будем просто работать, в том числе и рекламируя свои товары и услуги, равноправными из которых являются товары 5-го класса Международной классификации товаров и услуг — лекарственные средства.
патентный поверенный Украины,
ЮФ «Ильяшев и Партнеры»
Коментарі