«GSK Pharmaceuticals»новая стратегия на украинском фармацевтическом рынке

В конце декабря 2000 г. было сообщено об образовании нового фармацевтического гиганта — компании «GlaxoSmithKline» («GSK») в результате слияния компаний «SmithKline Beecham» и «GlaxoWellcome». В 2001 г. компания «GSK» вышла в число мировых лидеров в сфере фармации. Доля компании «GSK» в общей структуре мирового фармацевтического рынка составляет 7%. Цель компании — улучшение качества жизни пациентов путем предоставления высококачественных лекарственных средств, клиническая эффективность и безопасность которых определена с позиций доказательной медицины. Штаб-квартира «GSK» находится в Великобритании и США. Компания «GSK» состоит из двух главных подразделений — «GSK Pharmaceuticals» и «GSK Consumer Healthcare». Президентом «GSK» является Жан-Пьер Гарнье.

Компании «GSK» принадлежат расположенные в 41 стране мира 107 фармацевтических заводов, которые производят 1200 оригинальных препаратов. Компания выпускает почти 4 млрд упаковок фармацевтической и парафармацевтической продукции: поставляет 6000 тонн лекарственных средств в виде ангро (нефасованные лекарственные средства).

Представительство компании «GSK Pharmaceuticals» в Украине активно занимается продвижением рецептурных лекарственных средств на отечественный фармацевтический рынок. Медицинские представители «GSK Pharmaceuticals» проводят активную работу с врачами, предоставляя необходимую информацию о клиническом применении лекарственных средств. Сформирован значительный спрос на рецептурные препараты «GSK». Однако нередко создается ситуация, когда пациент не может найти необходимое лекарственное средство, назначенное врачом. В целях удовлетворения потребности пациентов в рецептурных препаратах компании представительство «GSK Pharmaceuticals» в Украине разработало новую стратегию их продвижения на отечественный фармацевтический рынок с привлечением мерчандайзеров. С мая 2002 г. представители компании «GSK» будут встречаться с фармацевтами и провизорами в г. Киеве и некоторых других крупных городах Украины, предоставляя им необходимую информацию о существующем спросе на рецептурные препараты «GSK». Кроме того, представительство будет оказывать поддержку дистрибьюторским компаниям, реализующим рецептурные препараты «GSK» аптечным учреждениям.

МИССИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА КОМПАНИИ «GSK PHARMACEUTICALS» В УКРАИНЕ

Вслед за образованием «GSK» в Украине была проведена реорганизация представительств «GlaxoWellcome» и «SmithKline Beecham». В январе 2001 г. начали свою деятельность представительство «GSK Pharmaceuticals» и ООО «GSK Consumer Healthcare Ukraine» со 100% иностранными инвестициями, которые развивают лучшие традиции компаний-предшественниц (см. «Еженедельник АПТЕКА», № 9 (330) от 4 марта 2002 г.). Последняя, кроме представительской миссии, осуществляет дистрибьюцию безрецептурных лекарственных средств на украинском фармацевтическом рынке, в то время как «GSK Pharmaceuticals» занимается маркетингом и продвижением рецептурных лекарственных средств. «GSK Pharmaceuticals» и «GSK Consumer Healthcare Ukraine» — это объединенный единой миссией коллектив, осуществляющий маркетинг инновационной фармацевтической продукции высокого качества. После слияния компаний «SmithKline Beecham» и «GlaxoWellcome» доля подразделения «GSK Pharmaceuticals» в общем объеме продаж лекарственных средств корпорации «GSK» во всем мире составляла 83%.

Представительство «GSK Pharmaceuticals» в Украине оказывает техническую поддержку при продвижении рецептурных лекарственных средств на отечественный фармацевтический рынок. На первом этапе своей деятельности в Украине медицинские представители «GSK Pharmaceuticals» активно сотрудничали с врачами. Им была предоставлена обширная научная информация, включая результаты многочисленных исследований клинической эффективности ряда рецептурных лекарственных средств компании. Представительство «GSK Pharmaceuticals» в Украине принимало участие в организации и проведении научно-практических конференций, где ведущие ученые страны делились опытом применения рецептурных лекарственных средств компании. Были выпущены различные пособия для врачей по использованию лекарственных средств «GSK». В результате этого врачи широко назначают рецептурные лекарственные средства компании «GSK». Таким образом, в Украине существует определенный спрос на эти препараты, который, к сожалению, пока не в полной мере удовлетворяется аптечными учреждениями.

В ФОКУСЕ — ПРОВИЗОРЫ И ФАРМАЦЕВТЫ

Представительство «GSK Pharmaceuticals» в Украине особое внимание уделяет работе с провизорами и фармацевтами. Стратегической концепцией представительства является принцип: «Делаем бизнес вместе». В соответствии с этой концепцией компанией «GSK Pharmaceuticals» начата работа среди провизоров и фармацевтов с помощью мерчандайзеров в целях предоставления необходимой информации о рецептурных лекарственных средствах, которые компания «GSK» продвигает на украинский фармацевтический рынок. Это отнюдь не означает, что представительство «GSK Pharmaceuticals» будет поощрять фармацевтов, чтобы они рекомендовали больным рецептурные препараты компании. Наоборот, оно призывает фармацевтов и провизоров отпускать лекарственные средства, назначенные врачом, только по рецепту.

В своей маркетинговой деятельности компания «GSK» исходит из того, что назначение рецептурного лекарственного средства является кульминацией взаимоотношений врача и пациента, направленных на излечение больного. Моральную и юридическую ответственность за лечение несет врач. Поэтому терапевтическую замену назначенного врачом препарата или необоснованную генерическую замену по совету фармацевта или провизора нельзя считать приемлемой, поскольку их решение неизбежно будет основано на неполной информации о болезни пациента, что в конечном счете может ему навредить. Комитет Американской академии педиатров (American Academy of Pediatrics, 1987 г.) настоятельно рекомендует фармацевтам отказаться от терапевтической замены лекарственного средства, назначенного врачом, избегать генерической замены, особенно в случаях, когда нет надлежащим образом предоставленных доказательств биоэквивалентности генерика оригинальному препарату. Фармацевты и провизоры, безусловно, имеют полное право рекомендовать больному соответствующие безрецептурные препараты.

Сеть мерчандайзеров «GSK Pharmaceuticals» формируется в г. Киеве и других крупных городах Украины. Сейчас идет активное знакомство мерчандайзеров с фармацевтами и провизорами. Цель акции — помочь провизорам и фармацевтам удовлетворить спрос на определенные рецептурные лекарственные средства компании «GSK», возникший в ходе работы медицинских представителей компании с врачами.

Представительство «GSK Pharmaceuticals» в Украине планирует также оказывать содействие дистрибьюторским компаниям, занимающимся реализацией рецептурных лекарственных средств аптечными учреждениями, гарантируя, что приобретенные у компании «GSK» препараты будут востребованы аптеками. Если данное начинание окажется полезным и эффективным, то представительство «GSK Pharmaceuticals» в Украине продолжит его в других городах страны. В результате такой деятельности пациент сможет беспрепятственно купить в аптеке любой назначенный врачом рецептурный препарат компании «GSK».

РАСШИРЯЯ ДОСТУП К ЛЕКАРСТВЕННЫМ СРЕДСТВАМ

Руководство компании «GSK» придает важное значение повышению доступности лекарственных средств для населения с ограниченными доходами, особенно в развивающихся странах и странах с переходной экономикой. Всемирная Торговая Организация (ВТО) рассматривает Украину как страну с переходной экономикой. Значительная часть населения нуждается в дешевых, но высокоэффективных и безопасных лекарственных средствах. Чтобы удовлетворить потребности этой части населения, компания «GSK» сформировала портфель таких препаратов по доступной цене.

Такие лекарственные средства выпускаются, в частности, на заводе «GSK» в Познани (Польша), контрольным пакетом акций которого владеет компания «GSK». Сохранив производство наиболее эффективных и безопасных препаратов-генериков на «GlaxoWellcome Poznan», «GSK» осуществила необходимую модернизацию технологических линий и поэтому гарантирует высокое качество выпускаемых лекарственных средств.

На украинском фармацевтическом рынке присутствуют лекарственные средства как с логотипом «GSK», так и с логотипами компаний-предшественниц. В недалеком будущем представительство компании «GSK Pharmaceuticals» в Украине планирует объединить все упаковки единым логотипом — «GSK». Во избежание путаницы на рисунке приводятся все логотипы компаний — предшественниц «GSK», содержащиеся на упаковках лекарственных средств, маркетинг которых осуществляется на территории Украины. Хотя логотипы существенно отличаются по форме, они неопровержимо свидетельствуют о том, что лекарственный препарат произведен на заводах «GSK».

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ НА УКРАИНСКОМ РЫНКЕ

Украинский фармацевтический рынок — один из наиболее крупных и перспективных в СНГ, по объемам уступает лишь российскому. Более того, рынки России, Украины и Казахстана значительно превосходят фармацевтические рынки других стран СНГ. Рынок Украины достаточно развит. Поэтому компания «GSK» особое внимание уделяет расширению фармацевтического бизнеса на украинском рынке.

Представительство компании «GSK Pharmaceuticals» в Украине проводит самостоятельную маркетинговую политику и концентрирует свои усилия на продвижении на рынок рецептурных лекарственных средств.

Стойкая тенденция к увеличению объема продаж рецептурных лекарственных средств компании «GSK Pharmaceuticals» в определенной степени объясняется тем, что потребители все чаще обращают внимание на их качество. Оригинальные препараты компании «GSK Pharmaceuticals» дороже по сравнению с генерическими, однако компания гарантирует их высокое качество, эффективность и безопасность, что убедительно подтверждают результаты рандомизированных клинических исследований, проводимых не только за рубежом, но и в Украине.

КАЧЕСТВО ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО

В последнее время культура потребления лекарственных средств в Украине неуклонно повышается. В связи с этим и на фармацевтическом рынке наметилась стойкая тенденция к формированию взгляда потребителей на качество лекарственных средств — их привлекают высококачественные оригинальные препараты. Углубляется понимание того, что не все воспроизведенные лекарственные средства являются генериками. Согласно определению, генерик — это лекарственный препарат, срок действия патентной защиты на активное вещество которого закончился, и он (вернее, его активное вещество), таким образом, не является исключительной собственностью фармацевтической компании, которая его разработала или владела первой лицензией на его реализацию. Генерики — лекарственные средства, являющиеся копиями оригинальных, срок действия патентной защиты которых истек (Policy Relating to Generic Medicines in the OECD. Final report for the European Commission. NERA, S.J. Berwin & Co, YRCR Ltd., December, 1998). Лицензированные в промышленно развитых странах генерики полностью проходят необходимые этапы жесткого контроля и соответствия всем требованиям стандартов. Генерики должны быть биоэквивалентными соответствующим оригинальным препаратам.

Следовательно, воспроизведенные лекарственные средства, не соответствующие этим требованиям, не могут рассматриваться как генерики.

Кроме того, в соответствии с соглашением TRIPS (Trade Related Aspects of the Intellectual Property Rights — Соглашение по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность), подписанного странами — членами ВТО, воспроизводить оригинальное лекарственное средство до окончания срока патентной защиты на него запрещено. Известно, что в 2003 г. Украина планирует вступить в ВТО. Это означает, что она автоматически присоединяется к действующему соглашению TRIPS, в связи с чем государство должно будет взять на себя ответственность обеспечить защиту прав на интеллектуальную собственность. Таким образом, заниматься производством и реализацией воспроизведенного лекарственного средства, в то время как срок патентной защиты на оригинальный препарат еще не закончился, нереально.

Сегодня многие рецептурные лекарственные средства широко рекламируются в украинских специализированных медицинских и фармацевтических изданиях. Следует помнить, что реклама — это не просто двигатель торговли, но и в определенной степени гарантийные обязательства производителя предоставить качественный товар или услугу. Иными словами, потребитель должен получить такой же «красивый» продукт, каким он представлен в рекламе. Его эффективность и безопасность должны быть продемонстрированы с позиций доказательной медицины. Компания «GSK» несет полную ответственность перед потребителем за эффективность и безопасность своей продукции и гарантирует ее высокое качество. Кроме того, руководство компании «GSK» предпринимает меры для того, чтобы сделать лекарственные средства более доступными для потребителя.

ПОТРЕБИТЕЛЬ — ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО В МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ «GSK»

Руководство компании «GSK» считает, что в цепи «производитель — дистрибьютор — провизор, фармацевт — потребитель» главным звеном является потребитель. По-настоящему успешным может быть лишь тот бизнес, который учитывает интересы потребителя и направлен на удовлетворение его насущных потребностей. В связи с этим в осуществлении успешного фармацевтического бизнеса важная роль принадлежит провизорам и фармацевтам, которые смогут предложить потребителю точно такой рецептурный препарат, который ему назначил лечащий врач.

Виктор Маргитич

Комментарии

Гуванч 03.12.2011 5:43
Здраствуйте! Я бы хотел узнать интернет адресс,e-mail adress, «GSK Pharmaceuticals» представительство в украине. Спосиба за ране вам!

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи