Своих бьем. Будут ли бояться чужие?Краткий обзор рынка цефалоспориновых антибиотиков в Украине за период 2000 г. — I полугодие 2002 г

Рынок цефалоспориновых антибиотиков в Украине чрезвычайно насыщен. Достаточно сказать, что только в базе данных «Лекарственные средства» ООО «Морион». По состоянию на 25.07.2002 г. в Украине зарегистрировано 17 препаратов цефазолина, 10 из которых реально представлены на рынке. Кстати, по данным операторов рынка, именно препараты цефазолина являются лидерами продаж в Украине в денежном исчислении среди препаратов всех фармакотерапевтических групп. В анализ включены цефалоспориновые антибиотики, которые занимают значительную долю на украинском фармацевтическом рынке, а именно цефазолин и цефтриаксон.

Обращает на себя внимание тот факт, что эти действующие вещества относятся к разным поколениям цефалоспориновых антибиотиков. В связи с этим считаем необходимым напомнить, какие цефалоспориновые антибиотики относятся к цефалоспоринам первого и последующего поколений.

Согласно справочнику «Информация о лекарственных средствах для специалистов здравоохранения» (Москва, 1998) классификация цефалоспориновых антибиотиков (АТС группа J01D A — цефалоспорины и родственные вещества) по «поколениям» — удобный, хотя и несколько произвольный способ систематизации большого количества цефалоспоринов. Некоторые новейшие антибиотики цефалоспоринового ряда не могут быть отнесены ни к одному из поколений, они как бы «перекрывают» их. Тем не менее этот способ общепризнан, и мы приводим классификацию в том виде, в котором она представлена в указанном справочнике.

Цефалоспорины первого поколения: цефадроксил, цефазолин, цефалексин, цефалотин, цефапирин, цефрадин.

Цефалоспорины второго поколения: цефаклор, цефамандол, цефметазол, цефоницид, цефотетан, цефокситин, цефпрозил, цефуроксим.

Цефалоспорины третьего поколения: цефиксим, цефоперазон, цефотаксим, цефподоксим, цефтазидим, цефтизоксим, цефтриаксон.

На украинском фармацевтическом рынке из всех цефалоспориновых антибиотиков первого поколения для парентерального введения присутствуют только препараты цефазолина.

РЫНОК ПРЕПАРАТОВ ЦЕФАЗОЛИНА

В таблице приведены цены на препараты цефазолина, представленные на украинском фармацевтическом рынке в I полугодии 2002 г., на рис. 1 — за период 2000 г.– I полугодие 2002 г. Отметим, что, несмотря на сравнительно небольшое количество препаратов, распределение цен на три категории типично для сформировавшегося сегмента рынка.

Таблица

Цены на препараты цефазолина для парентерального введения в дозе 1 г в 2002 г., долл. США

Препарат

Производитель

Форма выпуска

Количество в  упаковке

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Июнь

Июль

ЗОЛФИН

IPCA (Индия)

пор. д/п ин. р-ра 1 г фл.

1

0,75

0,75

0,73

0,72

0,75

0,79

0,79

КЕФЗОЛ

Eli Lilly (Италия)

лиофил. пор. д/ин. 1 г фл. 10 мл

1

2,20

2,02

2,02

2,22

2,20

2,08

2,05

РЕФЛИН

Ranbaxy (Индия)

пор. д/п ин. р-ра 1000 мг фл.

1

0,85

0,85

0,84

0,84

0,84

0,84

0,84

РЕФЛИН

Ranbaxy (Индия)

пор. д/п ин. р-ра 1000 мг фл.

50

0,81

0,81

0,81

0,81

0,82

0,82

0,82

ЦЕЗОЛИН

Lupin (Индия)

пор. д/п ин. р-ра 1000 мг фл.

1

?

0,80

0,80

0,76

0,75

0,75

0,75

ЦЕФАЗОЛИН “БИОХЕМИ”

Biochemie (Астрия)

пор. д/п ин. р-ра 1 г фл.

1

1,09

1,07

1,07

1,04

1,06

1,06

1,06

ЦЕФАЗОЛИН-
БХФЗ

Борщаговский ХФЗ (Украина)

пор. д/п ин. р-ра 1 г фл.

1

0,74

0,76

0,75

0,74

0,74

0,74

0,73

ЦЕФАЗОЛИН-
БХФЗ

Борщаговский ХФЗ (Украина)

пор. д/п ин. р-ра 1 г фл.

5

0,74

0,73

0,72

0,72

0,72

0,75

0,75

ЦЕФАЗОЛИН-
ДАРНИЦА

Дарница (Украина)

пор. д/п ин. р-ра 1 г фл.

5

?

?

?

?

?

0,75

0,72

ЦЕФАЗОЛИН-
КМП

Киевмедпрепарат (Украина)

пор. д/п ин. р-ра 1 г фл.

1

0,76

0,76

0,76

0,75

0,74

0,74

0,74

Верхнюю ценовую категорию представляет лишь один препарат — КЕФЗОЛ. Расчетная цена этого препарата стабилизировалась в III квартале 2000 г. и оставалась практически неизменной вплоть до октября 2001 г., затем наметилась тенденция к ее повышению.

p_350_29_290702_graf1.gif (12852 bytes)

Рис. 1. Помесячная динамика цен на препараты цефазолина в 2000 г.–I полугодии 2002 г., долл. США

Средняя ценовая категория, начиная с конца 2000 г., также представлена одним препаратом — ЦЕФАЗОЛИНОМ «БИОХЕМИ», однако за исследуемый период он стал дешевле почти на четверть. Ниже мы проанализируем количество предложений на рынке тех или иных препаратов, но пока что заметим: количество предложений ЦЕФАЗОЛИНА «БИОХЕМИ» за последние 2,5 года уменьшилось в несколько раз. Попытки других компаний закрепиться в средней ценовой категории успехом не увенчались: ТОТАЦЕФ был выведен с рынка, а ЦЕЗОЛИН, который отсутствовал на рынке в течение почти полутора лет, вновь появился, но уже в нижней ценовой категории, что, вероятно, можно объяснить конкуренцией со стороны более дешевых препаратов цефазолина.

А в нижней ценовой категории происходит вот что. До начала 2002 г. здесь безраздельно властвовали ЦЕФАЗОЛИН-КМП и, отчасти, РЕФЛИН производства компании «Ранбакси», Индия (рис. 2). Цена этих препаратов монотонно снижалась на протяжении исследуемого периода, причем отечественный препарат подешевел на 10, а его более дорогостоящий индийский конкурент — на 12%. В конце 2001 г.– начале 2002 г. в игру вступили новые конкуренты и ситуация обострилась. Это подтверждают данные о количестве предложений на фармацевтическом рынке препаратов цефазолина. Следует отметить, что количество предложений не всегда отражает степень привлекательности того или иного препарата. Например, если стратегией компании-производителя предусмотрено, что количество дистрибьюторов должно быть строго ограничено. Как следует из рис. 3, 4, на протяжении 2001 г. ни один из препаратов, за исключением ЦЕФАЗОЛИНА-КМП и РЕФЛИНА, на рынке не предлагали более 30 раз в квартал. В то же время в 2001 г. количество ежеквартальных предложений первого из них составляло около 500, второго — постепенно увеличивалось от 170 до 200. Таким образом, определяющее влияние на рынок ЦЕФАЗОЛИНА-КМП не вызывает сомнений. В 2002 г. в «войну» между этими двумя препаратами довольно успешно вступил ЦЕФАЗОЛИН-БХФЗ: во II квартале текущего года количество предложений этого препарата превысило 170. Вообще, практически все препараты нижней ценовой категории по цене «подтянулись» к ЦЕФАЗОЛИНУ-КМП и в настоящее время его вполне можно назвать «группообразующим». Степень насыщенности этой ценовой категории в 2002 г. можно проиллюстрировать на примере препарата ЗОЛФИН. Спрос на него на оптовом рынке оказался настолько эластичен, что изменение рыночной цены этого препарата на единицы процента приводит к обратно пропорциональному изменению количества предложений в разы (рис. 5). Поэтому есть опасения, что с выходом на рынок препарата ЦЕФАЗОЛИН-ДАРНИЦА, относящегося к этой же ценовой категории, ценовая конкуренция еще более ужесточится и «вырваться» из нижней ценовой категории будет еще труднее, чем сегодня.

p_350_29_290702_graf2.gif (12056 bytes)

Рис. 2. Помесячная динамика цен на препараты цефазолина в 2001 г.–
I полугодии 2002 г. в средней и нижней ценовых категориях, долл. США

p_350_29_290702_graf3.gif (14224 bytes)

Рис. 3. Поквартальная динамика предложений препаратов цефазолина
на украинском фармацевтическом рынке в 2000 г.–I полугодии 2002 г.

Рис. 4. Поквартальная динамика предложений препаратов КЕФЗОЛ и ЦЕФАЗОЛИН «БИОХЕМИ» 1 г
на украинском фармацевтическом рынке в 2000 г.–I полугодии 2002 г.

p_350_29_290702_graf5.gif (4632 bytes)

Рис. 5. Помесячная динамика цен и предложений
на украинском фармацевтическом рынке препарата ЗОЛФИН в 2002 г.

Тем интереснее, что КЕФЗОЛ, который относится к высшей ценовой категории, «чувствует себя» достаточно уверенно. На фоне наметившейся тенденции к повышению цен на этот препарат количество его предложений на рынке за 2,5 года увеличилось многократно и во II квартале 2002 г. достигло 40.

РЫНОК ПРЕПАРАТОВ ЦЕФТРИАКСОНА

В Украине зарегистрировано 14, реально представлено на рынке — 7 торговых названий в 18 лекарственных формах и дозах.

В качестве примера сегмента рынка с острой ценовой конкуренцией приведем результаты анализа динамики цен препаратов цефтриаксона для парентерального введения в дозе 1 г (рис. 6).

p_350_29_290702_graf6.gif (13135 bytes)

Рис. 6. Помесячная динамика цен на препараты цефтриаксона в 2000 г.–
I полугодии 2002 г., долл. США

Во II квартале 2002 г. в исследуемом субсегменте было представлено 8 препаратов, выпускаемых в 9 лекарственных формах. Верхнюю ценовую категорию представляет РОЦЕФИН компании «Рош», Швейцария, в 2 лекарственных формах. Интересно отметить, что в 2000 г. на рынке были представлены 4 лекарственные формы этого препарата. В течение последних двух с половиной лет количество предложений РОЦЕФИНА без растворителя на рынке постепенно увеличивается, напоминая динамику предложений КЕФЗОЛА за тот же период.

Средняя ценовая категория в данном субсегменте рынка еще формируется. Условно к средней ценовой категории можно отнести препараты ЛЕНДАЦИН, ОФРАМАКС и ТЕРЦЕФ. ЛЕНДАЦИН — торговое название цефтриаксона компании «Лек», Словения. Цена на этот препарат колеблется. Однако, как свидетельствуют результаты анализа, тенденции к снижению цен на ЛЕНДАЦИН практически не прослеживается. Колебания вокруг линии тренда могут быть связаны с количеством предложений на рынке этого препарата в течение рассматриваемого периода. За 2,5 года количество предложений ЛЕНДАЦИНА уменьшилось вдвое (с 40 до 20 предложений в месяц).

За этот же период значительно снизилась цена на препарат ОФРАМАКС, производства компании «Ранбакси», Индия. Характерно, что количество предложений этого препарата увеличилось почти до 200 во II квартале 2001 г., в тот период, когда цена на него начала снижаться, и вновь уменьшилось до 100 во II квартале 2002 г. после стабилизации цены.

Принадлежность того или иного препарата к определенной ценовой категории определяется по крайней мере двумя факторами: маркетинговой политикой компании-производителя и уровнем конкуренции в соответствующем сегменте рынка. Можно констатировать, что компания «Балканфарма» стремится позиционировать свой препарат ТЕРЦЕФ следующим образом: «цефтриаксон с оригинальным торговым названием, но дешевле других «оригинальных». Удастся ли ТЕРЦЕФУ влиться в среднюю ценовую категорию и повлиять на стоимость продукции в рассматриваемом субсегменте, покажет время.

А пока проанализируем нижнюю ценовую категорию — «генерические препараты с генерическими названиями». Как следует из рис. 7, 8, здесь «самым популярным препаратом на рынке» является ЦЕФТРИАКСОН-КМП производства «Киевмедпрепарат». Препараты, которые появились на рынке позже (ЦЕФТРИАКСОН-БХФЗ, ЦЕФТРИАКСОН производства компании «Алембик», Индия), очень быстро «подтягивались» в цене к «лидеру» группы, а ЦЕФТРИАКСОН-ДАРНИЦА, впервые появившийся на рынке в июле 2002 г., был дешевле «группообразующего» препарата. Вполне возможно, что на протяжении 2000–2001 гг. производители ЦЕФТРИАКСОНА-КМП даже в отсутствие конкуренции с избытком удовлетворяли потребности украинского фармацевтического рынка, поскольку за этот период цена ЦЕФТРИАКСОНА-КМП в долларовом выражении уменьшилась с 1,6 до 1,45 долл. США (на 9%), а затем, к настоящему времени, — до 1,4 долл. США (на 12% по сравнению с I кварталом 2000 г.). Естественно, параллельно снижалась цена и других препаратов в рассматриваемой ценовой группе. Справедливости ради следует отметить, что курс доллара по отношению к курсу гривни в I квартале 2000 г. – I квартале 2002 г. также снизился, правда, всего лишь приблизительно на 3% (данные UEPLAC). Так что реальное снижение рыночной цены ЦЕФТРИАКСОНА-КМП в I квартале 2000 г. – II квартале 2002 г. составило около 9%.

p_350_29_290702_graf7.gif (9701 bytes)

Рис. 7. Помесячная динамика цен на препараты цефтриаксона в 2000 г.–
I полугодии 2002 г. в нижней ценовой группе, долл. США

p_350_29_290702_graf8.gif (10929 bytes)

Рис. 8. Поквартальная динамика предложений препаратов цефтриаксона
на украинском фармацевтическом рынке в 2000 г.– I полугодии 2002 г.

НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Приведенные данные свидетельствуют о том, что в двух наиболее развитых в Украине сегментах рынка антибиотиков происходит жестокая «война цен» между производителями генерических копий наиболее популярных в Украине цефалоспориновых антибиотиков. Результатом этой «войны» стало существенное снижение оптовых цен в соответствующих субсегментах рынка. Естественно, что отечественные потребители этих препаратов, а также регулирующие органы, которые стремятся «снизить цены на все и навсегда», могут быть довольны. Вопрос в том, выгодно ли снижение оптовых цен самим производителям?

Следующий вопрос: какие конечные цели преследуют новые игроки, выводя свои препараты в «перенасыщенные» сегменты?

Может быть, они готовы и далее снижать цены на препараты, представленные в нижних ценовых категориях, вплоть до вытеснения конкурентов с рынка?

Или, возможно, отработав технологический процесс, израсходовав определенные средства на брендирование препаратов, фармацевтические компании готовы перевести свою продукцию в другую ценовую категорию, в которой будет совсем другая норма прибыли?

А может быть, отечественные фармацевтические компании, сертифицируя производство на соответствие требованиям GMP, используя избыточные мощности, планируют выйти на зарубежные фармацевтические рынки, где можно заработать невиданные для Украины деньги?

Можно предположить, что сегмент рынка «дешевых» цефалоспоринов достаточно велик и «откусить» от него свой субсегмент значительно легче, чем от сегментов, принадлежащих известным брендам. Складывается ситуация, когда конкуренция среди «дешевых» цефалоспоринов достаточно высока, что, однако, мало влияет на положение препаратов в верхней ценовой категории. По-видимому, эти препараты будут и дальше пользоваться устойчивым спросом, а производителям, конкурирующим низкой ценой, придется все ожесточеннее делить остатки отечественного рынка.

Тарас Махринский


 * При подготовке обзора использована база данных «Лекарственные средства» ООО «Морион». Расчет средних оптовых цен выполнен методом определения медианы.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи