VIII всеукраинский фармацевтический рейтинг «Еженедельника Аптека».«Фармэксперт»–2004.В фокусе — дистрибьютор

Презентовав в прошлом номере «Еженедельника АПТЕКА» первую часть результатов рейтинга «ФармЭксперт», посвященную производителям лекарственных средств и изделий медицинского назначения, сегодня мы представляем данные о дистрибьюторах фармацевтической продукции в Украине. Производители и дистрибьюторы являются наиболее «публичными» представителями фармацевтического рынка; анализируя их рейтинги, можно в определенной степени судить о развитии самого рынка.

Рейтинги дистрибьюторов составлены на основе трех разделов «ФармЭксперта» — «ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ», «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» и «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА».

«ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ»

Рейтинг «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» составлен на основании оценок деятельности дистрибьюторов экспертами — работниками аптечных учреждений (непосредственно связанных с закупками фармацевтической продукции), а также сотрудниками компаний-производителей. Находясь в цепочке реализации между производителем и аптекой, дистрибьютор, зная оценку двух экспертов, получает важный инструмент, позволяющий ему судить об эффективности своей работы. Экспертная база для опроса была составлена с учетом распределения аптек и аптечных сетей (по количеству в регионе и размерам сети) в пяти регионах Украины (таблица). Эксперты по закупкам определяли 10 лучших компаний-дистрибьюторов, которые в наибольшей степени соответствовали следующим критериям: полнота ассортимента; минимальная дефектура; цена; скорость доставки; качество поставки и документальное сопровождение; форма осуществления заказа; отсрочка платежа, скидки при предоплате; минимальная сумма заказа. Указанные критерии были ранжированы экспертами по важности для определения характеристик работы дистрибьюторов (см. график — вес критериев). Для получения более объективного рейтинга дистрибьюторов, оценки экспертов по закупкам в каждом из регионов были взвешены с учетом доли региона в общем объеме розничных продаж в Украине.

Таблица

Географическое распределение выборки

Регион Области
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская
Восточный Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская
Южный АР Крым, Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская
Киев ?

Изменения коснулись и методологии создания рейтинга дистрибьюторов «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ» на основании оценок экспертов-производителей по критериям: финансовая дисциплина; характеристики закупок; экономическая выгодность сотрудничества; квалификация персонала; доступность информации; перспективность сотрудничества с дистрибьютором. Обобщенные значения веса критериев, которые учитывали при расчете рейтинга «ЭКСПЕРТНЫЙ ПРОФИЛЬ», приведены на графике.


по оценкам экспертов по закупкам

В анкетах 157 респондентов упоминалась 101 компания
11–30-е места в рейтинге заняли:
Медфарком, Оптовая компания «Дарница», МИКС, Фито-Лек, Эдельвейс, Фалби, Элегант-Фарм, Аптека Биокон, Данфарм, Медфармсервис, Аптечные склады Фарма Киев, Фармация-2000, Гледфарм, Фармвест, МедОПТ-АВС, Хмесил, Интерфарма-Киев, Альфа медика, Фарм-Сервис, Натурпродукт-Вега

вес критериев


1. Полнота ассортимента
2. Минимальная дефектура
3. Цена
4. Скорость доставки
5. Качество поставки и документальное сопровождение
6. Форма осуществления заказа
7. Отсрочка платежа, скидки при предоплате
8. Минимальная сумма заказа


по оценкам первостольников

В анкетах 257 респондентов упоминались 118 компаний
11–30-е места в рейтинге заняли:
Вента, Фалби, Фармако, Фито-Лек, Эдельвейс, МИКС, Лики Украины, Аптека Биокон, Фармация-2000, Альфа медика, Медфармсервис, Медфарком, У Фарма Трейд, Интерфарма-Киев, Фармвест, Лакс Фирма, Фарм-Сервис, Натурпродукт-Вега, Борисфен, Гедеон Рихтер-Укрфарм

по оценкам экспертов производителей

В анкетах 77 респондентов упоминались 73 компании
11–30-е места в рейтинге заняли:
Вента, Медфарком, Фармвест, Аптека Биокон, Элегант-Фарм, Фармация-2000, Рейнбо, МИКС, Медфармсервис, КП «Фармация» (Киев), Аптечные склады Фарма Киев, Эдельвейс, У Фарма Трейд, Юнифарма, ЮЛГ, Гледфарм, Дельта Медикел, Интерфарма-Киев, Хмесил, Фито-Лек

вес критериев


1. Финансовая дисциплина
2. Характеристики закупок
3. Экономическая выгодность сотрудничества
4. Квалификация персонала
5. Доступность информации
6. Перспективность сотрудничества с дистрибьютором

Мнение крупных производителей является более весомым при оценке дистрибьюторов и в целом отличается от мнения производителей, занимающих более низкие рейтинговые позиции на фармацевтическом рынке Украины. Принимая во внимание этот факт, каждому производителю присваивали коэффициент, рассчитанный в соответствии с данными об объеме розничной реализации его продукции (по данным Аналитической системы исследования рынка «ФАРМСТАНДАРТ» ООО «МОРИОН»). Таким образом, итоговая оценка, данная дистрибьюторам производителями, была валидирована с учетом веса критериев, а также влиятельности производителя на фармрынке.

«ВЗГЛЯД ИЗ АПТЕКИ»

В основу этого раздела рейтинга легли оценки, составленные в результате телефонного опроса с помощью анкеты экспертов-первостольников. Они определяли 10 лучших дистрибьюторов лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. Выборку для экспертов-первостольников формировали по тем же принципам, что и для экспертов по закупкам. При подведении итогов рейтинга было проведено взвешивание оценок экспертов-первостольников в каждом из регионов, исходя из доли региона в общем объеме розничных продаж в Украине.

«ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА»

Этот раздел рейтинга «ФармЭксперт» дополняет два предыдущих, что в итоге дает возможность составить интегральное представление о дистрибьюторе. Ведущей в рейтинге «Программа Партнерства» является биллинговая часть — данные об объеме реализации, что позволяет судить о емкости каналов сбыта дистрибьютора.

Как и в предыдущие годы, при подведении итогов рейтинга не принимались к рассмотрению анкеты, в которых не был заполнен пункт 1 — объем реализации компании за год. Анкета для заполнения компаниями-дистрибьюторами включала ряд разделов, каждый из которых содержал вопросы, характеризующие его тему. В конце каждого вопроса полужирным шрифтом выделены единицы измерения, необходимые для более точного ответа. Сбор данных осуществляли сотрудники службы рекламы и маркетинга ООО «Морион». Таким образом, из поступивших 37 анкет было учтено 33. В рейтинг включены компании, имеющие лицензию на оптовую торговлю лекарственными препаратами. Для подтверждения достоверности предоставленных данных изучали официальные данные, а также сведения из доступных источников. Так как не все участники рейтинга дали согласие на обнародование данных, в целях сохранения конфиденциальности абсолютные значения в рейтинговых категориях не приводятся. При подсчете результатов все данные были отображены в относительных показателях и приведены к 100 баллам по каждому разделу (при этом за 100 принимали максимальное значение в данной категории). Сводный рейтинг дистрибьюторов определяли как сумму баллов по каждому из перечисленных в анкете разделов, которую также приводили к 100. Итоговый балл косвенно отражает абсолютные показатели, предоставленные компаниями — участницами рейтинга «ПРОГРАММА ПАРТНЕРСТВА».

Искренне поздравляем победителей рейтинга «ФармЭксперт»–2004 и желаем мира и процветания!

?

Киев

В анкетах 24 респондентов упоминались 34 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Элегант-Фарм, Протек-Фарма, Галафарм, Юнифарма, Фалби, Мегсифарм, Медикус МК, Медфарком, Медфармсервис, ЮЛГ

В анкетах 30 респондентов упоминались 30 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Медфарком, Протек-Фарма, ЮЛГ, Галафарм, Натурпродукт-Вега, Гедеон Рихтер-Укрфарм, Мегсифарм, Медикус МК, Медфармсервис, Лики Украины

Центральный регион

В анкетах 29 респондентов упоминались 53 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Элегант-Фарм, Фармация-2000, Фарм-Сервис, Лики Украины, Фито-Лек, Хмесил, Аптека Биокон, Аптечные склады Фарма Киев, МИКС, Валис

В анкетах 54 респондентов упоминались 68 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Фито-Лек, Интерфарма-Киев, Фармация-2000, Вента, Фалби, Медфарком, Альфа медика, Натурпродукт-Вега, Фармвест, МедОПТ-АВС

Восточный регион

В анкетах 41 респондента упоминались 43 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Артур-К, Медфарком, Медфармсервис, Протек-Фарма, Элегант-Фарм, МедОПТ-АВС, Эдельвейс, Мегаком, Себ-Фармация, Альфа медика

В анкетах 68 респондентов упоминались 50 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Фито-Лек, Элегант-Фарм, Протек-Фарма, Медфармсервис, Лики Украины, У Фарма Трейд, Альфа медика, Дельта Медикел, Норма, Фармвест

?

Западный регион

В анкетах 38 респондентов упоминались 58 компаний
11–20-е места в рейтинге заняли:
Вента, Аптека Биокон, Фармация-2000, Фарм-Сервис, Фармвест, Медикус МК, Медфарком, Борисфен, ЮЛГ, Натурпродукт-Вега

В анкетах 52 респондентов упоминалась 61 компания
11–20-е места в рейтинге заняли:
Фармация-2000, Вента, Данфарм, Фарм-Сервис, Сигмафарм, Натурпродукт-Вега, Фалби, Волыньфармпостач, Фито-Лек, Борисфен

?

Южный регион

В анкетах 25 респондентов упоминались 42 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Фито-Лек, Оптовая компания «Дарница», У Фарма Трейд, МИКС, Вента, Медфармсервис, Элегант-Фарм, Фармвест, МедОПТ-АВС, Гледфарм

В анкетах 53 респондентов упоминались 44 компании
11–20-е места в рейтинге заняли:
Фармако, Лики Украины, У Фарма Трейд, Медфарком, Группа компаний «Аптечный холдинг», Вента, Фалби, Мегаком, Медфармсервис, Альфа медика

?

Рейтингуемые показатели

   1. Объем реализации компании за год, включая филиалы, представительства и дочерние предприятия, в отпускных ценах компании.

Приводим рейтинг компаний, в соответствии с объемами реализации в 2004 г.

? Компания
1 Оптима-Фарм
2 БаДМ
3 ВВС-ЛТД
4 Альба Украина
5 Группа компаний «Аптечный холдинг»
6 Артур-К
7 Фалби
8 Фра-М
9 Вента
10 Фармако
11 Стиролоптфармторг
12 Аптека Биокон
13 Медфарком
14 Медфармсервис
15 Фито-Лек
16 Фармвест
17 Аптека-95
18 Рейнбо
19 Аптечные склады Фарма Киев
20 Гледфарм
21 Хмесил
22 Фармация-2000
23 Данфарм
24 Альфа медика
25 Мегаком
26 ЮЛГ
27 Ортус
28 Лакс Фирма
29 Медикус
30 Бизнес Центр Фармация
31 Биохим Фарм
32 Исток-Плюс
33 Калита

   2. Количество ассортиментных позиций в предложении компании на момент опроса (лекарственные препараты, которые можно купить немедленно; каждая форма лекарственного препарата считается отдельной позицией), количество строк в прайс-листе.
   3. Количество прямых контрактов с отечественными и зарубежными производителями за 2004 г., количество контрактов.
   4. Количество активных клиентов за IV квартал 2004 г. (активными считаются клиенты, осуществившие хотя бы одну покупку за указанный период), количество клиентов.
   5. Географическое территориальное покрытие: число областей, для которых за IV квартал 2004 г. осуществлено не менее одной продажи, количество областей.
   6. Количество штатных сотрудников в компании на момент опроса, количество сотрудников.
   7. В том числе сотрудников, непосредственно занятых продажами (менеджеры по продажам, торговые представители, агенты и др.), количество сотрудников.

В следующем номере «Еженедельника Аптека» будут опубликованы списки экспертов — работников аптечных учреждений.

Комментарии

Нет комментариев к этому материалу. Прокомментируйте первым

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи