Торговые марки будут под запретом?

14 июня состоялось очередное заседание Комитета Верховной Рады Украины по вопросам здравоохранения под председательством его главы — Татьяны Бахтеевой. Одним из наиболее важных вопросов, обсуждаемых на заседании, стало рассмотрение ко второму чтению законопроекта № 10560 «О внесении изменений в Основы законодательства Украины о здравоохранении относительно установления ограничений при осуществлении работниками лечебно-профилактических учреждений, аптечных учреждений профессиональной деятельности», который запрещает руководителям и сотрудникам лечебно-профилактических учреждений получать вознаграждение от производителей и дистрибьюторов лекарственных средств. Также этот документ запрещает скрытую рекламу препаратов (например размещение логотипов компаний на халатах врачей и рецептурных бланках), выписывание лекарственных средств по торговым наименованиям и обязует работников аптек предоставлять по желанию пациентов информацию обо всех имеющихся в аптеке препаратах, содержащих необходимое действующее вещество в необходимой дозе, в частности, скрывать информацию о препаратах с более низкой ценой.

Торговые марки будут под запретом?

В ходе заседания были представлены дополнения к законопроекту. К примеру, уточняется, что этот документ обязателен к исполнению медицинскими и фармацевтическими работниками при осуществлении ими профессиональной деятельности (в исходной редакции законопроекта ограничения устанавливаются для руководителей и работников лечебно-профилактических, а также фармацевтических (аптечных) учреждений при осуществлении ими профессиональной деятельности). Подобное изменение формулировок было внесено и во вторую часть статьи 78, определяющую ответственность за нарушение этих положений будущего закона.

Кроме того, на заседании Комитета была учтена поправка, касающаяся факта получения медицинскими и фармацевтическими работниками вознаграждения в любой форме от фармкомпаний. В редакции ко второму чтению было указано, что медики и фармацевты не имеют право получать от субъектов хозяйствования, осуществляющих производство и/или реализацию препаратов, изделий медицинского назначения, их представителей неправомерную выгоду.

Впрочем, данная трактовка достаточно расплывчата. Так, понятие неправомерной выгоды в ст. 1 Закона Украины от 7 апреля 2011 г. № 3206-VI «Об основах предупреждения и противодействия коррупции» определяется следующим образом: «неправомерная выгода — денежные средства либо иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые без законных на то оснований обещают, предлагают, предоставляют или получают бесплатно или по цене ниже минимальной рыночной». Ясно, что подобная формулировка может вызывать неоднозначные трактовки в правоприменительной практике.

Как уже сообщалось в «Еженедельнике АПТЕКА», в заключении Главного научно-экспертного управления от 07.06.2012 г. говорилось о том, что следует уточнить лиц, которые обязаны предоставлять данную информацию для покупателя. Во втором чтении было учтено данное замечание и формулировка пункта выглядит гораздо более четкой. Так, информацию о наличии аналогов следует предоставлять лишь по требованию потребителя и касаться ассортимента конкретной аптеки. Кроме того, данное положение законопроекта относится исключительно к фармацевтическим работникам.

Следует отметить, что законодательные акты, регламентирующие общение представителей фармкомпаний с врачами и сотрудниками аптек действуют в большинстве европейских стран. А 1 января 2012 г. вступила в законную силу новая редакция Федерального закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный закон содержит нормы, во многом идентичные предлагаемым в рассматриваемом законопроекте. К примеру, согласно вышеупомянутому российскому закону медицинским работникам запрещено принимать от представителей фармкомпаний бесплатные образцы лекарств и принимать участие в любых мероприятиях, финансирование которых осуществляется одной из фармацевтических компаний.

Подготовка к принятию этого закона в России вызвала сильный резонанс в профессиональном сообществе. Так, институт маркетинговых исследований «GfK-Русь», входящий в состав крупнейшей в мире исследовательской компании «GfK Group» в марте 2010 г. провел социологическое исследование среди врачей различных специальностей на всей территории РФ, касающееся их отношения к общению с медицинскими представителями. По результатам опроса, около 2/3 опрошенных врачей считают медицинских представителей полезным источником информации о новых препаратах. Среди других причин, формирующих отношение к медицинским представителям, были названы обеспечение материалами для информационной поддержки пациентов, получение научных статей; возможность участия в конференциях, круглых столах и общение с коллегами.

Думается, подобное утверждение вполне справедливо и для Украины. Ведь в условиях стремительных темпов развития, которые характерны для медицинской и фармацевтической науки, в профессии врача есть одна насущная потребность — постоянное, буквально ежедневное повышение своей профессиональной квалификации. Для этого существуют целые академии последипломного образования, проводятся курсы повышения квалификации, а также различные научно-практические мероприятия — конгрессы, симпозиумы, семинары и конференции. В их рамках врачи-практики получают новую информацию в той или иной области медицины, знакомятся с мнением ведущих отечественных и зарубежных экспертов, обмениваются опытом с коллегами, узнают о новых продуктах и подходах к диагностике и лечению. Однако и этого мало. Но где найти время на процесс беспрерывного профессионального усовершенствования? Если многие работают на 1,5 ставки, часами трудятся в операционных, бегают по участку до позднего вечера? И в таком цейтноте необходимо еще умудриться найти время для семьи.

Вот здесь на помощь и приходят медицинские представители — сотрудники фармацевтических компаний с высшим медицинским образованием, зачастую имеющие за плечами не один год работы в практическом здравоохранении, хорошо знающие проблемы, с которыми сталкиваются в своей повседневной работе врачи, и готовые предложить им самый современный и эффективный путь их решения. За время визита, который длится несколько минут, врач может узнать о результатах последних проведенных в мире исследований, об открытиях в медицине и фармации, о новых препаратах, их ценах и доступности для пациентов.

Учитывая низкий уровень финансирования государством медицинской отрасли, в том числе и образовательных программ для врачей, именно производители лекарственных средств играют основную роль по усовершенствованию их профессиональных навыков. Соответственно, львиную долю затрат по информационно-образовательной работе берут на себя основные драйверы развития медицины — фармкомпании.

Также Т. Бахтеева высказала серьезные замечания в адрес МЗ Украины в связи с ненадлежащим выполнением законов, принятых ранее. В частности, 20.12 2011 г. был принят закон № 4196-IV, согласно которому Министерство должно было разработать и утвердить список безрецептурных лекарственных средств, реклама которых в СМИ запрещена. Однако до сих пор такого списка нет, и это свидетельствует о неудовлетворительной работе МЗ Украины в этом направлении.

Евгений Гордейчик, фото Сергея Бека

Бажаєте завжди бути в курсі останніх новин фармацевтичної галузі?
Тоді підписуйтесь на «Щотижневик АПТЕКА» в соціальних мережах!

Коментарі

Давид 21.06.2012 3:41
правительство януковича два года спало и тут вспомнило перед выборами, что люди болеют и покупают лекарства. помочь конечно не помогут, но очки набрать надо. эта шумиха из той же оперы, что и законопроект о языке. дешевые заигрывания с электоратом перед выборами. еще на пару копеек пенсию поднимут и все - народ стройно пойдет голосовать, вот что обидно.
Ira 27.06.2012 12:02
Браво автору, действительно врачи не имеют другой возможности получить информацию о новых лек.средствах, как только от медпредставителей, и бесплатные конференции для них проводят также фармкомпании, и те ручки и блокноты, что там раздают, да и кофе-брейк - при тех зарплатах врачей, что есть в Украине (нищенских) тоже приятно . А кто будет составлять списки аналогов действующего вещества , выпускающегося под разными торговыми названиями , и этим скорее всего будут заниматься фармкомпании

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті