Мнение представителя аптечной сети о новых ограничениях для фармацевтических работников

Прошло более 2 нед с момента вступления в силу известного участникам фармацевтического рынка Закона Украины от 04.07.2012 г. № 5036-VI «О внесении изменений в основы законодательства Украины о здравоохранении относительно установления ограничений для медицинских и фармацевтических работников во время осуществления ими профессиональной деятельности» (далее — закон № 5036-VI). В ключе активного обсуждения медицинскими и фармацевтическими работниками новых ограничений Региональная аптечная сеть «РУАН» предложила свою точку зрения на этот вопрос.

Мнение представителя аптечной сети о новых ограничениях для фармацевтических работниковНаибольшее количество вопросов у работников аптек возникает в отношении выполнения требований ст. 781 закона № 5036-VI, согласно которым медицинские и фармацевтические работники во время осуществления профессиональной деятельности среди прочего не имеют права:

  • рекламировать лекарственные средства;
  • по требованию потребителя во время реализации (отпуска) лекарственного средства не предоставлять или предоставлять недостоверную информацию о наличии в данном аптечном заведении лекарственных средств с таким же действующим веществом (по международному непатентованному названию), формой выпуска и дозировкой, в частности скрывать информацию о наличии таких лекарственных средств по меньшей цене.

В связи с вышеизложенным у фармацевтических работников возникает ряд вопросов: смогут ли аптеки после вступления в силу закона № 5036-VI размещать в торговых залах, на витринах информационные материалы о лекарственных средствах (листовки, плакаты, сообщения об акциях); смогут ли фармацевтические работники, не нарушая норм закона № 5036-VI, рекомендовать безрецептурные лекарственные средства при обращении в аптеку пациентов (посетителей) без назначений врача.

Согласно Закону Украины от 03.07.1996 г. № 270/96-в «О рекламе» реклама — это информация о лице или товаре, распространенная в любой форме и любым способом с целью сформировать или поддержать осведомленность потребителей рекламы и их интерес относительно таких лица или товара.

Потребителями рекламы является неопределенный круг лиц, на которых она направлена.

Под действие Закона Украины «О рекламе» не подпадают отношения, связанные с распространением информации, обязательность размещения и обнародования которой определены другими законами.

Относительно Закона Украины «О рекламе» возникают такие вопросы: можно ли применить к отношениям сотрудников аптек с посетителями положения закона относительно обязательности размещения и обнародования информации?

Понятие информации, в свою очередь, дается в Законе Украины от 04.04.1996 г. № 123/96-ВР «О лекарственных средствах», согласно которому информация о лекарственных средствах включает название, характеристику, лечебные свойства, возможные побочные эффекты, и публикуется в изданиях, предназначенных для медицинских и фармацевтических работников, а также в материалах, которые распространяются на специализированных семинарах, конференциях, симпозиумах на медицинскую тематику.

В то же время действующий приказ МЗ Украины от 19.07.2005 г. № 360 «Об утверждении Правил выписывания рецептов и требований-заказов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения Порядка отпуска лекарственных средств и изделий медицинского назначения из аптек и их структурных подразделений, Инструкции о порядке хранения, учета и уничтожения рецептурных бланков и требований-заказов» является основным нормативным актом, регулирующим порядок отпуска препаратов из аптек, и не содержит ограничений, а тем более запретов на предоставление информации пациентам (посетителям аптек).

Если предоставление посетителям информации о лекарственных средствах, в том числе рекомендация фармацевтом безрецептурных препаратов, не запрещены нормативными актами, то фармацевтические работники имеют право применять эти методы в своей работе.

В частности, это право устанавливает Закон Украины «Основы законодательства о здравоохранении» (ст. 77). Так, медицинские и фармацевтические работники имеют право на свободный выбор апробированных форм, методов и средств деятельности, внедрение в установленном порядке современных достижений медицинской и фармацевтической науки и практики. Среди обязанностей таких работников — распространение научных и медицинских знаний среди населения.

Порядок консультирования пациентов (посетителей) при их обращении в аптеку без рецепта, рекомендации фармацевтическим работником безрецептурных лекарственных средств содержатся в приказе МЗ Украины от 16.05.2011 г. № 284 «Об утверждении протоколов провизора (фармацевта)». Документом утверждены 32 протокола провизора (фармацевта) при отпуске готовых препаратов.

Целью использования протокола провизора (фармацевта) является информационное обеспечение отпуска безрецептурного препарата. Руководителям аптечных учреждений всех форм собственности рекомендуется использовать протоколы провизора (фармацевта) в практической деятельности.

На розничную реализацию препаратов распространяются также требования Закона Украины от 12.05.1991 г. № 1023-XI «О защите прав потребителей». Он содержит четкие требования к предоставлению потребителям информации во время выбора, приобретения товаров и услуг, а также положение о том, что информация о продукции не является рекламой. Ст. 15 этого закона определяет, какую именно информацию о продукции посетитель аптеки имеет право получить как потребитель (об основных свойствах продукции, правилах и условиях ее безопасного применения).

За нарушение прав потребителей на получение информации о приобретаемой продукции законом № 1023-XI  предусмотрены штрафные санкции, а именно: за отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции — в размере 30% стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 5 необлагаемых минимумов доходов граждан, а в случае, если в соответствии с законодательством субъект хозяйственной деятельности не ведет обязательного учета доходов и расходов, — в размере 5 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Таким образом, можно сделать вывод, что предоставленная фармацевтическим работником информация о свойствах приобретаемого пациентом (посетителем аптеки) лекарственного средства, о правилах и условиях его безопасного применения и хранения не является рекламой, поскольку направлена на конкретного человека (а не на неопределенный круг лиц) и не подпадает под запрет относительно рекламирования лекарственных средств фармацевтическими работниками, устанавливаемый законодательством.

В результате изучения нормативных актов, которые упоминаются выше, можно сделать вывод о том, что информация о безрецептурных и рецептурных лекарственных средствах, предоставляемая пациентам (посетителям аптек) в процессе консультирования или продажи этой продукции фармацевтическими работниками, не является рекламой.

Провизоры и фармацевты имеют право рекомендовать пациентам при их обращении в аптеку безрецептурные препараты, и такая рекомендация не является рекламой.

В торговом зале аптеки может быть размещена информация обо всех категориях товаров, которые в ней реализуются, и в отношении которых посетитель имеет право свободного выбора, в том числе о безрецептурных лекарственных средствах. Провизоры и фармацевты обязаны предоставлять пациентам (посетителям аптек) информацию обо всех категориях продукции, в том числе о лекарственных средствах.

Изменения, которые вносятся законом № 5036-VI, расширяют права и обязанности фармацевтических работников при отпуске препаратов по рецепту врача, поскольку обязывают по требованию пациента предоставлять информацию о наличии в данном аптечном учреждении других лекарственных средств с аналогичным действующим веществом, формой выпуска и дозировкой, в частности о тех, которые имеют меньшую цену.

В данной ситуации от фармацевтов требуется знание аналогов препаратов, уверенное ориентирование в ассортименте аптеки, рациональное размещение товарного запаса с учетом фармакологических групп, действующих веществ, форм выпуска и дозировок.

При необходимости рабочие места провизоров и фармацевтов следует обеспечить дополнительной справочной литературой, доступом к электронным справочникам по лекарственным средствам.

Наталья Фесенко, старший провизор
Региональной аптечной сети «РУАН»

Коментарі

Жора 20.08.2012 5:08
О це дело!
Irina 27.08.2012 4:54
Что меня добивает, что право выбора препарата лежит не на человеке, который несет административную ответственность за здоровье пациента - враче, а на провизоре и пациенте. Провизоре, который при продаже рецептурных препаратов не наблюдает непосредственно за пациентом и эффективностью препарата ЛС из первых рук и по объективным данным, а не по предъявляемым субъективным жалобам. И пациента, который не в состоянии чаще всего проанализировать всю клиническую картину в целом и объективно (например, если человек пьет лекарство он в первую очередь свяжет побочный эффект с его приемом, а не с нарушением диеты). Если я реально вижу, что эффекта от антибиотика X реально практически нет – я предполагаю 3 варианта : 1.Данное действующие вещество неэффективно. 2. Данное действующее вещество эффективно, но препарат поддельный и не содержит действующей дозы 3. Препарат отечественного производства и как все украинские препараты не проверялся на биодоступность, в связи с чем тяжело говорить без клинических исследований о его предполагаемой эффективности даже при соответствии производственного процесса всем стандартам. Исходя из этого я пробую части пациентов с такой же патологией назначать препарат Y с тем же действующим веществом, но лучшим производителем, а части пациентов я назначаю препарат Z с другим более сильным действующим веществом. Если и в первой и во второй частях эффективность достаточная, я делаю вывод, что качество препарата X недостаточно высокое и больше его не назначаю и продолжаю уже назначать препарат Y, а Z оставляю как резерв. Если же препарат Y неэффективен, а Z эффективен, я назначаю препарат Z, но делаю вывод, что и X препарат не виноват и в дальнейшем его назначаю, но на другую инфекцию. Как все это будет проделывать провизор?

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті