Инфраструктура аптечного рынка Украины: перерождение аптечных киосков в аптеки

В минувшем году жизнь украинской аптечной индустрии кипела и бурлила из-за бесконечных регуляторных инициатив. Неизгладимый отпечаток в памяти участников рынка оставит инициатива по ликвидации аптечных киосков в соответствии с новыми требованиями Лицензионных условий. Такой поворот событий, бесспорно, отразился на инфраструктуре аптечного ритейла. О том, каковы ее реалии, как адаптировались и какие шаги сделали операторы рынка в новых условиях, пойдет речь в данной публикации. При подготовке материала использованы данные синдикативной базы данных AxiomaTM, данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research», а также Государственной службы Украины по лекарственным средствам, Государственного комитета по вопросам регуляторной политики и предпринимательства и Государственного комитета статистики Украины.

МЕТОДОЛОГИЯ

В этой публикации мы рассмотрим текущую ситуацию на аптечном рынке.

Исследование базируется на данных о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 01.01.2009 г.,01.01.2010 г., 01.01.2011 г. и 01.10.2012 г., уточненных и актуализированных данными проекта «Axioma». Кроме того, использованы данные об аптечных продажах в Украине.

В основе этого анализа — информация об аптечных предприятиях (субъектах хозяйствования), имеющих лицензию на розничную торговлю. Причем мы использовали понятие «аптечная сеть». Если аптечному предприятию можно дать совершенно четкое определение — оно представляет собой агломерат различных видов торговых точек, однозначно объединенных юридически, работающих по одной лицензии, то понятие аптечной сети более широкое. Аптечной сетью могут быть как отдельные аптечные предприятия (сети централизованного типа), так и их совокупность (сети холдингового типа), объединенная общим собственником или по ряду договорных параметров (цели, средства, брэнд и т.д.). По сути синонимом аптечного предприятия может считаться только аптечная сеть централизованного типа. Вместе с тем холдинговые аптечные сети могут состоять из нескольких десятков лицензиатов.

Для того чтобы получить максимально структурированный анализ, в рамках этого исследования предусмотрено распределение торговых точек по различным параметрам в зависимости от:

  • географического расположения: вся территория Украины была условно разделена на 5 регионов (табл. 1);
  • величины населенного пункта: малые населенные пункты (<100 тыс. человек), средние города (100–700 тыс.), большие города (более 700 тыс.);
  • размера аптечного предприятия: одиночное (торговая точка, которая является самостоятельным юридическим лицом и не владеет другими торговыми точками), малое (2–5 торговых точек), среднее (6–10 торговых точек), крупное (11–25 торговых точек), большое (26–50 торговых точек), мегасеть (более 50 торговых точек);
  • географического охвата аптечного предприя­тия: локальные (1 область), региональные (<5 областей), мультирегиональные (≥5 областей в ≥2 регионах), национальные (все регионы, ≥100 торговых точек, ≥15 областей).
Таблица 1 Региональное распределение
Регион Области
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Житомирская, Сумская, Черниговская, Киевская, Винницкая, Полтавская, Кировоградская, Черкасская
Восточный Донецкая, Луганская, Харьковская, Днепропетровская
Южный АР Крым (в том числе Севастополь), Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская
Киев Представлен как самостоятельная административная единица

АПТЕЧНЫЙ РЫНОК СЕГОДНЯ

По состоянию на 01.10.2012 г., невзирая на пертрубации в инфраструктуре аптечного рынка Украины, обеспеченность населения аптечными учреждениями по сравнению с 2010 г. практически не изменилась. Так, в среднем в нашей стране по состоянию на 01.10.2012 г. на 1 аптечное учреждение приходилось 2198 жителей (рис. 1).

Рис. 1
 Обеспеченность населения аптечными учреждениями по состоянию на 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г.; 01.10.2012 г.
Обеспеченность населения аптечными учреждениями по состоянию на 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г.; 01.10.2012 г.

Новые Лицензионные условия, согласно которым до 1 января 2013 г. закрытию подлежали все аптечные киоски, кардинально повлияли на инфраструктуру аптечного рынка. Тем не менее, генеральная совокупность розничных торговых точек по состоянию на 01.10.2012 г. вернулась на уровень 2010 г. — пополнение совокупности аптек и аптечных пунктов компенсировало закрытие киосков (рис. 2 и 3).

Рис. 2
 Динамика количества торговых точек по состоя­нию на 01.01.2009 г.; 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г.; 01.10.2012 г.
Динамика количества торговых точек по состоя­нию на 01.01.2009 г.; 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г.; 01.10.2012 г.
Рис. 3
 Динамика количества различных типов торговых точек по состоянию на 01.01.2009 г.; 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г.; 01.10.2012 г.
Динамика количества различных типов торговых точек по состоянию на 01.01.2009 г.; 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г.; 01.10.2012 г.

В период с 01.01.2011 по 01.10.2012 г. выбыло 2515 аптечных киосков, в это же время добавилось 15 аптечных пунктов и 2469 аптек. По состоянию на 01.10.2012 г. общее количество аптечных учреждений в Украине достигло 20 731. А общее число аптечных сетей, действующих на территории Украины, на 01.10.2012 г. составило 5457.

Важно, что большинство аптечных киос­ков, как правило, расположены в малых населенных пунктах, поэтому их закрытие чревато для жителей этой местности ограничением физической доступности аптечной продукции. При этом новые Лицензионные условия также предусматривают упрощение процедуры открытия аптек в сельской местности, что позволило в некоторой мере смягчить ликвидацию аптечных киосков путем введения в действие новых аптек. В структуре закрытых аптечных киосков 66% было расположено в малых населенных пунктах, при этом для пополнивших в этот период список аптечных учреждений данный показатель составляет лишь 43% (рис. 4). Более крупные города не были обделены вниманием — их удельный вес в структуре появившихся торговых точек существенно превышает таковой для закрытых. И это неудивительно, ведь чем крупнее населенный пункт, тем выше средний выторг из расчета на 1 торговую точку (рис. 5).

Рис. 4
 Количество открытых и закрытых торговых точек в период с 01.01.2011 по 01.10.2012 г. с указанием доли в различных типах населенных пунк­тов
Количество открытых и закрытых торговых точек в период с 01.01.2011 по 01.10.2012 г. с указанием доли в различных типах населенных пунк­тов
Рис. 5
Средний выторг за 9 мес 2012 г. на 1 торговую точку в различных типах населенных пунктов*
Средний выторг за 9 мес 2012 г. на 1 торговую точку в различных типах населенных пунктов*

Однако следует помнить, что в крупных городах количество аптечных учреждений велико, в результате чего значительно возрастает агрессивность конкурентной среды. При этом следует отметить, что аптечные киоски были лишены половины потенциального дохода ввиду ограничения по реализации рецептурных лекарственных средств, которые аккумулируют более 50% объема аптечных продаж в денежном выражении. Поэтому можно предположить, что аптеки, пришедшие на смену аптечным киоскам смогут использовать этот нереализованный потенциал.

По итогам 9 мес 2012 г. средний выторг 1 аптеки составил 1646 тыс. грн., а для аптечных киосков и пунктов этот показатель уступает более чем вдвое — 681 и 783 тыс. грн. соответственно (рис. 6). Таким образом, 65% всех торговых точек — это аптеки, 28% — аптечные пункты, 7% — аптечные киоски. При этом аптеки аккумулируют 80% аптечных продаж в денежном выражении, аптечные пункты генерируют около 16% продаж, а на аптечные киоски по итогам 9 мес 2012 г. пришлось 3% розничной выручки (рис. 7).

Рис. 6
Средний выторг по итогам 9 мес 2012 г. на 1 торговую точку в разрезе их типов *
Средний выторг по итогам 9 мес 2012 г. на 1 торговую точку в разрезе их типов *
Рис. 7
Удельный вес различных типов ТТ в общем их количестве по состоянию на 01.10.2012 г. и объеме розничной реализации в денежном выражении по итогам 9 мес 2012 г.*
В период с 01.01.2011 по 01.10.2012 г. выбыло 2515 аптечных киосков, в это же время добавилось 15 аптечных пунктов и 2469 аптек

Возвращаясь к вопросу обеспеченности населения аптечными учреждениями в малых населенных пунктах, можно отметить, что в течение последних 2 лет там прослеживается тенденция к сокращению общего количества торговых точек — в период с 01.01.2011 по 01.10.2012 г. их количество уменьшилось с 12 145 до 11 546. И это еще не предел, так как спустя 3 мес — к 1 января 2013 г., закрылось еще более 1000 киосков, часть из которых также располагалась в малых населенных пунктах.

Согласно данным лицензионной базы, размещенным на сайте Государственной службы по лекарственным средствам, по состоянию на 01.01.2013 г. в Украине действующие лицензии все еще имеют 72 аптечных киоска. Напомним также, что невзирая на плановое закрытие этого типа торговых точек, в планах проверок на I кв. 2013 г. предусмотрены проверки аптечных киосков.

В случае выявления нарушений Лицензион­ных условий органы контроля не позднее пяти рабочих дней с даты составления акта проверки соблюдения лицензиатом Лицензионных условий выдают предписания об устранении выявленных нарушений, которые направляются лицензиату с уведомлением о вручении, или же орган лицензирования может принять решение об аннулировании лицензии в случаях, предусмотренных законодательством.

Решение органа контроля, принятое по результатам плановой или внеплановой проверки, направляется лицензиату не позднее трех рабочих дней с даты его принятия заказным письмом.

При наличии у органа контроля оснований для аннулирования лицензии им направляются соответствующие акты в Государственную службу по лекарственным средствам, которая рассматривает их и на основании этого принимает решение об аннулировании лицензии.

Решение об аннулировании лицензии принимается в течение десяти рабочих дней с даты установления оснований для ее аннулирования и направляется лицензиату заказным письмом с указанием оснований не позднее трех рабочих дней с даты его принятия.

В случае неявки лицензиата или его представителей на заседание по рассмотрению вопроса об аннулировании лицензии в случаях, когда обязательность присутствия лицензиата или его представителей предусмотрена законодательством, рассмотрение вопроса осуществляется без их участия.

Решение об аннулировании лицензии вступает в силу через тридцать дней со дня его принятия и регистрируется в журнале учета заявлений и выданных лицензий.

Согласно пункту 7.18 раздела VII «Порядок оформления результатов проверки» приказа МЗ Украины от 31.10.2011 г. № 724, если лицензиат в течение 30 дней со дня принятия решения об аннулировании лицензии подает жалобу в экспертно-апелляционный совет, то такое решение приостанавливается до принятия соответствующего решения специально уполномоченным органом по вопросам лицензирования. Решение об аннулировании лицензии может быть обжаловано в судебном порядке.

Каждая четвертая аптека в Украине относится к сегменту частных предпринимателей (ЧП). Данная форма хозяйствования в последние годы получила активное развитие — удельный вес торговых точек, находящихся в руках ЧП, неуклонно возрастал вплоть до 2011 г., а затем замер на отметке 24,5% (рис. 8). Аптечные учреждения, принадлежащие ЧП, расположены преимущественно в малых населенных пунктах — 73%, пятая их часть находится в средних городах, в больших городах они представлены очень слабо, а в Киеве практически отсутствуют (рис. 9). Такая ситуация объясняется высококонкурентной средой крупных населенных пунктов, где идет ожесточенная борьба среди крупных игроков рынка за потребителя, так как именно здесь сосредоточены наивысшие доходы населения. Аналогичная структура торговых точек в целом по рынку отличается тем, что предпочтение игроков рынка более равномерно распределено между крупными населенными пунктами.

Рис. 8
 Удельный вес торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям, по состоянию на 01.01.2009; 01.01.2010; 01.01.2011; 01.10.2012 г.
Удельный вес торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям, по состоянию на 01.01.2009; 01.01.2010; 01.01.2011; 01.10.2012 г.
Рис. 9
 Структура торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям, и в целом по рынку в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.10.2012 г.
Структура торговых точек, принадлежащих частным предпринимателям, и в целом по рынку в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.10.2012 г.

Географические предпочтения аптечных предприятий в зависимости от их размера свидетельствуют о том, что в малых населенных пунктах представлены преимущественно средние аптечные сети, имеющие в составе до 10 торговых точек (рис. 10). Более крупные аптечные сети распределены равномернее в различных типах населенных пунктов, а присутствие в Киеве наиболее характерно для больших сетей и мегасетей.

Рис. 10
 Удельный вес различных типов аптечных сетей в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.10.2012 г.
Удельный вес различных типов аптечных сетей в разрезе типов населенных пунктов по состоянию на 01.10.2012 г.

Инфраструктура аптечного рынка Украины представлена преимущественно средними аптечными предприятиями, имеющими в своем составе до 10 торговых точек, их доля суммарно составляет 95% всех аптечных сетей (рис. 11). Причем развитие этого некрупного сегмента происходит благодаря увеличению количества одиночных торговых точек на фоне сокращения количества малых и средних аптечных сетей. Число крупных аптечных сетей также идет на убыль. В свою очередь, для мегакластера отмечается противоположная тенденция — их количество из года в года демонстрирует прирост. В частности, по состоянию на 01.10.2012 г. количество крупных аптечных сетей увеличилось с 34 до 44 по сравнению с 01.01.2011 г., а мегасетей — с 29 до 40. Такое разрастание мегакластера создает базис для будущей консолидации аптечного рынка Украины.

Рис. 11
 Удельный вес аптечных сетей в разрезе размеров аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2009 г.; 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г.; 01.10.2012 г.
Удельный вес аптечных сетей в разрезе размеров аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2009 г.; 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г.; 01.10.2012 г.

Более половины всех торговых точек сосредоточено в руках аптечных сетей, имеющих в своем составе до 10 торговых точек (рис. 12). При этом в последние годы отмечается тенденция к увеличению удельного веса торговых точек, принадлежащих мегасетям, с 19,7% по состоянию на 01.01.2011 г. до 23,6% по состоянию на 01.10.2012 г.

Рис. 12
 Удельный вес торговых точек в разрезе размеров аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2011 и 01.10.2012 г.
Удельный вес торговых точек в разрезе размеров аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2011 и 01.10.2012 г.

Анализ инфрастуктуры аптечного рынка по критерию географического охвата показал, что львиная доля аптечных сетей — локальные, причем их количество по состоянию на 01.10.2012 г. увеличилось с 5170 до 5279 по сравнению с 01.01.2011 г. (рис. 13). Положительная динамика также отмечена для немногочисленного сегмента мульти­региональных и национальных аптечных сетей — их количество достигло 32 и 4 соответственно. При этом число региональных сетей в этот период, напротив, сократилось, что сопряжено с замедлением развития среднего кластера.

Рис. 13
 Структура торговых точек и аптечных сетей в зависимости от географического охвата аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2011 и 01.10.2012 г.
Структура торговых точек и аптечных сетей в зависимости от географического охвата аптечного предприятия по состоянию на 01.01.2011 и 01.10.2012 г.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ АПТЕЧНОГО РЫНКА УКРАИНЫ

В региональном разрезе можно говорить о равномерном распределении аптечных учреждений (табл. 2). Максимальное количество торговых точек сосредоточено в крупнейшем регионе Украины — Восточном. Структура торговых точек в региональном разрезе приближена к таковой в целом по рынку — преобладают аптеки с удельным весом около 70%, около четверти всех торговых точек — это аптечные пунк­ты, доля аптечных киосков по состоянию на 01.10.2012 г. составила около 5%.

Таблица 2 Количество аптек, аптечных киосков и пунктов в разрезе областей Украины, АР Крым и Киева по состоянию на 01.10.2012 г.
Область/регион Количество торговых точек Доля, %
Аптека Аптечный киоск Аптечный пункт Всего Аптека Аптечный киоск Аптечный пункт Всего в Украине
Украина
Всего 14493 1092 5146 20731 69,91 5,27 24,82
Восточный
Днепропетровская 1138 82 340 1560 72,95 5,26 21,79 7,52
Донецкая 1143 87 502 1732 65,99 5,02 28,98 8,35
Луганская 739 36 320 1095 67,49 3,29 29,22 5,28
Харьковская 929 63 238 1230 75,53 5,12 19,35 5,93
Всего 3949 268 1400 5617 70,30 4,77 24,92 27,09
Западный регион
Волынская 233 32 165 430 54,19 7,44 38,37 2,07
Закарпатская 522 25 107 654 79,82 3,82 16,36 3,15
Ивано-Франковская 504 40 154 698 72,21 5,73 22,06 3,37
Львовская 805 63 249 1117 72,07 5,64 22,29 5,39
Ровенская 306 15 122 443 69,07 3,39 27,54 2,14
Тернопольская 370 42 113 525 70,48 8,00 21,52 2,53
Хмельницкая 468 24 167 659 71,02 3,64 25,34 3,18
Черновицкая 288 4 131 423 68,09 0,95 30,97 2,04
Всего 3496 245 1208 4949 70,64 4,95 24,41 23,87
Киев
Всего 986 64 235 1285 76,73 4,98 18,29 6,20
Центральный регион
Винницкая 532 82 145 759 70,09 10,80 19,10 3,66
Житомирская 362 32 157 551 65,70 5,81 28,49 2,66
Киевская 530 43 143 716 74,02 6,01 19,97 3,45
Кировоградская 312 54 205 571 54,64 9,46 35,90 2,75
Полтавская 461 23 188 672 68,60 3,42 27,98 3,24
Сумская 358 25 138 521 68,71 4,80 26,49 2,51
Черкасская 448 24 173 645 69,46 3,72 26,82 3,11
Черниговская 236 5 159 400 59,00 1,25 39,75 1,93
Всего 3239 288 1308 4835 66,99 5,96 27,05 23,32
Южный регион
АР Крым 700 46 250 996 70,28 4,62 25,10 4,80
Запорожская 564 22 205 791 71,30 2,78 25,92 3,82
Николаевская 382 21 151 554 68,95 3,79 27,26 2,67
Одесская 845 111 266 1222 69,15 9,08 21,77 5,89
Херсонская 332 27 123 482 68,88 5,60 25,52 2,33
Всего 2823 227 995 4045 69,79 5,61 24,60 19,51

Отдача аптечного ритейла в разрезе областей Украины имеет существенные отличия, о чем свидетельствует сопоставление их удельного веса в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении и количестве торговых точек. Столичные аптечные предприятия аккумулируют около 12% аптечной выручки и более 6% общего количества торговых точек страны (рис. 14). Однако Киев как самый населенный и доходный для жителей мегаполис страны, хоть и является благодатным пристанищем для аптечных учреждений, но далеко не всем субъектам по зубам ввиду острой конкуренции за место под солнцем. За столицей по уровню экономической эффективности следуют Донецкая и Днепропетровская области, где сосредоточена значительная часть аптечной выручки при меньшем удельном весе регион­а в общем количестве торговых точек. Список областей с высокой отдачей торговых точек также пополнили Харьковская обл., АР Крым, Запорожская и Одесская области. В Киевской обл. поддерживается баланс — ее удельный вес в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении и количестве торговых точек практически равен.

Рис. 14
 Долевое распределение регионов Украины по количеству торговых точек по состоянию на 01.10.2012 г. и объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2012 г.
Долевое распределение регионов Украины по количеству торговых точек по состоянию на 01.10.2012 г. и объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2012 г.

Обеспеченность населения аптечными учреждениями в областях Украины значительно варьирует — от 1747 человек на 1 торговую точку в Кировоградской обл. до 2704 человек на 1 торговую точку в Черниговской обл. (рис. 15).

Рис. 15
 Обеспеченность населения Украины аптечными учреждениями в областях, Киеве и АР Крым по состоянию на 01.01.2011 и 01.10.2012 г.
Обеспеченность населения Украины аптечными учреждениями в областях, Киеве и АР Крым по состоянию на 01.01.2011 и 01.10.2012 г.

ГЕРОИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ

Топ-лист аптечных сетей по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2012 г. возглавила «Аптека-Магнолия» (табл. 3). Примечательно, что данная аптечная сеть достигла такого впечатляющего результата, даже не войдя в топ-10 по количеству торговых точек, что свидетельствует о высокой отдаче аптечных учреждений, входящих в ее состав. Первую тройку аптечных сетей по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2012 г. также сформировали «Мед-Сервис групп» и «Украинский аптечный холдинг». Приведенная десятка аптечных сетей аккумулирует менее 20% общего объема аптечной выручки по Украине в целом по итогам 9 мес 2012 г., в частности на топ-3 приходится лишь 7% совокупного аптечного выторга (рис. 16).

Таблица 3 Топ-10 аптечных сетей по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2012 г. и аналогичного периода 2011 г. *

п/п
9 мес 2012 г. 9 мес 2011 г.
1 Аптека-Магнолия (Запорожье) Аптека-Магнолия (Запорожье)
2 Мед-Сервис групп (Днепропетровск) Мед-Сервис групп (Днепропетровск)
3 Украинский аптечный холдинг (Донецк) Арника (Донецк)
4 Арника (Донецк) Украинский аптечный холдинг (Донецк)
5 Фармастор (Киев) Фармация ОКП (Луганск)
6 Бажаемо здоровья Сириус-95 (Киев) Фармастор (Киев)
7 Фармация ОКП (Луганск) Донбасс-Фармация-Трейдинг (Донецк)
8 Донбасс-Фармация-Трейдинг (Донецк) Фармация КП (Киев)
9 Титан (Харьков) Бажаемо здоровья Сириус-95 (Киев)
10 Фармация КП (Киев) Фалби (Киев)
Рис. 16
Распределение объема аптечных продаж в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей с указанием удельного веса по итогам 9 мес 2012 г.*
Распределение объема аптечных продаж в денежном выражении по позициям в рейтинге аптечных сетей с указанием удельного веса по итогам 9 мес 2012 г.*

По количеству торговых точек рейтинг традиционно возглавила Луганская Фармация (табл. 4). По аналогии с предыдущим рейтингом 2-ю и 3-ю позицию разделили «Мед-Сервис групп» и «Украинский аптечный холдинг». В руках первой десятки аптечных сетей сосредоточено 10,6% всех торговых точек, и на протяжении последних лет отсутствует тенденция к усилению их концентрации (рис. 17). Однако если рассматривать топ-100 аптечных сетей, то для них отмечается положительная динамика удельного веса торговых точек.

Таблица 4 Рейтинг аптечных сетей по количеству торговых точек по состоянию на 01.01.2011 и 01.10.2012 г.

п/п
01.10.2012 г. 01.01.2011 г.
1 Фармация ОКП (Луганск) Фармация ОКП (Луганск)
2 Мед-Сервис групп (Днепропетровск) Украинский аптечный холдинг (Донецк)
3 Украинский аптечный холдинг (Донецк) Полтавафарм ОКП (Рассошенцы)
4 Полтавафарм ОКП (Рассошенцы) Фармация ОАО (Одесса)
5 Фалби (Киев) Фармация ОКП (Днепропетровск)
6 Фармация КП (Киев) Фармация КП (Киев)
7 Эдельвейс (Львов) Фалби ПИИ ООО (Киев)
8 Лики Кировоградщины (Кировоград) Лики Кировоградщины ЗАО (Кировоград)
9 Фармастор (Киев) Фармация ПКСО ОКП (Николаев)
10 Волыньфарм Фирма (Луцк) Эдельвейс ЧТП МПФ (Львов)
Рис. 17
Распределение аптечных сетей по позициям в рейтинге по количеству торговых точек с указанием удельного веса по состоянию на 01.01.2009 г.; 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г. и 01.10.2012 г.
Распределение аптечных сетей по позициям в рейтинге по количеству торговых точек с указанием удельного веса по состоянию на 01.01.2009 г.; 01.01.2010 г.; 01.01.2011 г. и 01.10.2012 г.

ИТОГИ

Количество торговых точек в Украине, невзирая на активное вмешательство государства в рыночные процессы, в последние годы держится практически на одном уровне. За последние 2 года в нашей стране выбыло 2,5 тыс. торговых точек и почти столько же добавилось.

При этом значимые изменения происходят в структуре аптечного рынка — за счет закрытия аптечных киосков структура аптечных сетей кардинально меняется — доля аптек стремительно увеличивается. Помимо ручного регулирования рыночная конкуренция влияет на естественный отбор среди субъектов хозяйствования. В последние годы идет речь о низкой рентабельности аптечного бизнеса, и в этих условиях убыточные точки закрываются, уступая рыночное пространство новым игрокам.

Уровень консолидации аптечного ритейла остается невысоким. Тем не менее, мегакластер развивается, о чем свидетельствует увеличение количества больших и мегасетей, а также числа торговых точек в их составе. При этом лидеры аптечного рынка демонстрируют довольно высокую экономическую эффективность, на что указывает значительное превалирование их удельного веса в общем розничном выторге над удельным весом в общем количестве торговых точек. Наряду с крупными аптечными сетями также активно развивается сегмент одиночных торговых точек, многие из которых представлены частным сегментом.

Таким образом, при практически неизменном количестве торговых точек на украинском аптечном рынке конкуренция держится на высоком уровне. Дальнейшая борьба среди игроков этого рынка будет способствовать его развитию.

Анна Шибаева
*Без учета ЧП.

Коментарі

iryna 06.01.2013 8:24
удельный вес ТТ, принадлежащих ЧП, составил 24.5%. На рисунках 6,7 указаны данные без уета ЧП (согласно ссылки *). Как определить эти данные по рынку вне зависимости от формы собственности. И почему, собственно, ЧП не учитывается?
Жора 17.01.2013 11:35
Киоски как работали так и работают!
iryna 27.01.2013 10:26
Вопрос остался без ответа. Спасибо за внимание к читателям!
Анна Шибаева 28.01.2013 9:46
данные по продажам из аптечных учреждений, принадлежащих ЧП, сложно отследить в полном объеме, так как информация в их отчетах разнородна и зачастую недоступна в отличие от юридических лиц

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті