|
Общий объем аптечных продаж за 9 мес 2005 г. составил 5089,5 млн грн. в денежном и 1209,2 млн упаковок в натуральном выражении, что выше показателей аналогичного периода 2004 г. на 30,9 и 17,6% соответственно (табл. 1). Следует отметить, что по итогам длительного периода, а именно января–сентября 2005 г., удельный вес различных товарных категорий «аптечной корзины» как в денежном, так и в натуральном выражении остался практически на уровне 2004 г. Максимальное расхождение с показателями прошлого года составило 0,4%. То есть, несмотря на серьезные изменения в структуре продаж отдельных категорий (особенно это касается ЛС), структура всего рынка розничной торговли аптечных учреждений осталась практически без изменений. Да, потребитель покупает больше, но не только ЛС, но и остальных товарных категорий аптечного ассортимента. Тем не менее, между приростами продаж существуют определенные отличия. Так, для ЛС, изделий медицинского назначения (ИМН) и косметики прирост продаж в денежном выражении выше, чем таковой в натуральном, а для биологически активных добавок (БАД) — наоборот — выше прирост продаж в натуральном выражении. Соответственно отличаются и показатели прироста средневзвешенной розничной стоимости: единственной категорией, по которой она снизилась, являются БАД (рис. 1). Так или иначе, продажи ЛС остаются основным составляющим денежного оборота аптечных учреждений, и в дальнейшем мы остановимся на анализе рынка именно этой категории.
Таблица 1
Объем аптечных продаж по категориям товаров в январе–сентябре 2003, 2004 и 2005 г. с указанием прироста/убыли по сравнению с предыдущим годом
9 мес | Млн грн. | Удельный вес категории, % |
D, % | Млн упак. | Удельный вес категории, % |
D, % |
ЛС | ||||||
2003 г. | 3279,0 | 87,3 | – | 695,6 | 72,9 | – |
2004 г. | 3373,6 | 86,7 | 2,9 | 706,6 | 68,7 | 1,6 |
2005 г. | 4430,8 | 87,1 | 31,3 | 826,2 | 68,3 | 16,9 |
Косметика | ||||||
2003 г. | 105,2 | 2,8 | – | 18,6 | 2,0 | – |
2004 г. | 95,3 | 2,5 | -9,4 | 13,8 | 1,3 | -25,8 |
2005 г. | 130,8 | 2,6 | 37,2 | 16,2 | 1,3 | 17,2 |
ИМН | ||||||
2003 г. | 277,1 | 7,4 | – | 229,1 | 24,0 | – |
2004 г. | 347,0 | 8,9 | 25,2 | 298,2 | 29,0 | 30,2 |
2005 г. | 423,3 | 8,3 | 22,0 | 349,3 | 28,9 | 17,1 |
БАД | ||||||
2003 г. | 93,9 | 2,5 | – | 10,4 | 1,1 | – |
2004 г. | 73,7 | 1,9 | -21,5 | 10,0 | 1,0 | -3,7 |
2005 г. | 104,7 | 2,1 | 42,1 | 17,5 | 1,4 | 74,5 |
ВСЕГО | ||||||
2003 г. | 3755,1 | – | – | 953,8 | – | – |
2004 г. | 3889,6 | – | 3,6 | 1028,7 | – | 7,9 |
2005 г. | 5089,5 | – | 30,9 | 1209,2 | – | 17,6 |
|
|
Общий объем розничного рынка ЛС за 9 мес 2005 г. составил 4430,8 млн грн. в денежном и 826,2 млн упаковок в натуральном выражении, что выше аналогичных показателей 2004 г. на 31,3 и 16,9% соответственно (рис. 2). В сентябре 2005 г. объем розничных продаж ЛС составил 598,5 млн грн. в денежном и 115,7 млн упаковок в натуральном выражении, что выше аналогичных показателей сентября 2004 г. на 52,9 и 33,4% соответственно (рис. 3, 4). Как следует из представленных данных, фундаментом столь высоких показателей за 9 мес 2005 г. стали приросты продаж, которые фиксировались в течение всего лета и сентября 2005 г. За этот период показатели прироста объемов рынка ЛС в денежном выражении не опускались ниже 45%. Следует отметить, что за это время (июнь–сентябрь) в 2004 г. наблюдалось постоянное снижение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС, а в 2005 г. ее прирост не опускался ниже 11% и в сентябре 2005 г. составил 14,6% (рис. 5). То есть показатели лета 2005 г. внесли ощутимую лепту в прирост продаж в денежном выражении в целом за 9 мес 2005 г., причем далеко не последнюю роль в этом сыграло повышение средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС.
|
|
|
В предыдущих публикациях уже затрагивался вопрос изучения основных движущих сил роста средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. Основным итогом прошлых исследований являлось увеличение удельного веса сравнительно дорогих отечественных препаратов, и как следствие — повышение средневзвешенной стоимости в целом по рынку. По итогам 9 мес 2005 г., это принесло такой результат: прирост продаж отечественных ЛС в денежном выражении превысил таковой по импортным препаратам на 0,6% (табл. 2). Казалось бы, разница небольшая, но учитывая тот факт, что обычно прирост продаж в денежном выражении был выше для зарубежных препаратов, то даже такой небольшой показатель является значимым. При этом объемы продаж украинских ЛС в натуральном выражении значительно отстают от импортных: 13,9 и 25,4% соответственно (табл. 3). В целом за 9 мес 2005 г. средневзвешенная стоимость зарубежных препаратов повысилась всего на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом 2004 г., отечественных препаратов — на 15,7%. Все это привело к следующим изменениям в структуре рынка: удельный вес продаж украинских препаратов в денежном выражении увеличился по сравнению с 2004 г. на 0,1% (28,5%), а в натуральном выражении — уменьшился на 1,9% (71,8%). То есть интенсивный путь развития отечественных производителей позволил им опередить прирост рынка по объемам продаж в денежном выражении, но при этом они утратили небольшую долю по объему проданных упаковок своей продукции. В этом есть свои плюсы и свои минусы. С одной стороны, отечественная фарминдустрия увеличила свой денежный оборот; путем вывода новых средне- и высокостоимостных торговых марок производители постепенно уходят от принципов жесточайшей ценовой конкуренции, вызванной практически одинаковым ассортиментным рядом разных производителей; все больше уделяется внимания другим методам конкурентной борьбы. С другой стороны, отечественные производители потеряли небольшую долю рынка по количеству проданных упаковок. Но ведь эти потери связаны в подавляющем большинстве с низкостоимостными препаратами, и стоит ли в данном случае о них заявлять как о «потерях в конкурентной борьбе», или более точным определением будет «осмысленные и ожидаемые потери, соответствующие экономическому развитию»? Вопрос дискутабельный.
Таблица 2
Объем аптечных продаж в денежном выражении по категориям отечественных и зарубежных
товаров в январе–сентябре 2003, 2004 и 2005 г.
с указанием прироста/убыли по сравнению
с предыдущим годом
9 мес | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
Млн грн. | Удельный вес в категории, % |
D, % | Млн грн. | Удельный вес в категории, % |
D, % | |
ЛС | ||||||
2003 г. | 2421,6 | 73,9 | – | 857,4 | 26,1 | – |
2004 г. | 2416,3 | 71,6 | -0,2 | 957,3 | 28,4 | 11,6 |
2005 г. | 3169,5 | 71,5 | 31,2 | 1261,3 | 28,5 | 31,8 |
Косметика | ||||||
2003 г. | 68,5 | 65,2 | – | 36,6 | 34,8 | – |
2004 г. | 66,1 | 69,3 | -3,6 | 29,2 | 30,7 | -20,3 |
2005 г. | 90,3 | 69,0 | 36,6 | 40,5 | 31,0 | 38,7 |
ИМН | ||||||
2003 г. | 200,1 | 72,2 | – | 77,0 | 27,8 | – |
2004 г. | 220,1 | 63,4 | 10,0 | 126,8 | 36,6 | 64,7 |
2005 г. | 272,0 | 64,3 | 23,6 | 151,3 | 35,7 | 19,2 |
БАД | ||||||
2003 г. | 57,3 | 61,1 | – | 36,5 | 38,9 | – |
2004 г. | 37,2 | 50,5 | -35,1 | 36,5 | 49,5 | -0,1 |
2005 г. | 53,7 | 51,3 | 44,5 | 50,9 | 48,7 | 39,6 |
ВСЕГО | ||||||
2003 г. | 2747,5 | 73,2 | – | 1007,6 | 26,8 | – |
2004 г. | 2739,7 | 70,4 | -0,3 | 1149,8 | 29,6 | 14,1 |
2005 г. | 3585,5 | 70,4 | 30,9 | 1504,0 | 29,6 | 30,8 |
?
Таблица 3
Объем аптечных продаж в натуральном
выражении по категориям отечественных
и зарубежных товаров в январе–сентябре 2003, 2004 и 2005 г. с указанием прироста/убыли
по сравнению с предыдущим годом
9 мес | Товары зарубежного производства | Товары отечественного производства | ||||
Млн упаковок | Удельный вес в категории, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес в категории, % |
D, % | |
ЛС | ||||||
2003 г. | 205,4 | 29,5 | – | 490,2 | 70,5 | – |
2004 г. | 185,7 | 26,3 | -9,6 | 520,9 | 73,7 | 6,3 |
2005 г. | 232,8 | 28,2 | 25,4 | 593,4 | 71,8 | 13,9 |
Косметика | ||||||
2003 г. | 8,5 | 45,6 | – | 10,1 | 54,4 | – |
2004 г. | 6,0 | 43,5 | -29,2 | 7,8 | 56,5 | -23,0 |
2005 г. | 6,6 | 40,6 | 9,4 | 9,6 | 59,4 | 23,2 |
ИМН | ||||||
2003 г. | 124,1 | 54,1 | – | 105,1 | 45,9 | – |
2004 г. | 141,7 | 47,5 | 14,2 | 156,6 | 52,5 | 49,0 |
2005 г. | 159,3 | 45,6 | 12,4 | 190,0 | 54,4 | 21,4 |
БАД | ||||||
2003 г. | 4,4 | 41,9 | – | 6,1 | 58,1 | – |
2004 г. | 2,3 | 22,6 | -48,0 | 7,8 | 77,4 | 28,2 |
2005 г. | 4,6 | 26,2 | 102,5 | 12,9 | 73,8 | 66,3 |
ВСЕГО | ||||||
2003 г. | 342,3 | 35,9 | – | 611,4 | 64,1 | – |
2004 г. | 335,6 | 32,6 | -2,0 | 693,0 | 67,4 | 13,3 |
2005 г. | 403,2 | 33,3 | 20,1 | 806,0 | 66,7 | 16,3 |
Так или иначе, уменьшение количества проданных упаковок украинских препаратов происходит в низкостоимостной нише — единственной ценовой нише, продажи препаратов которой растут намного медленнее рынка (табл. 4). Так может это не потери, а просто этап развития рынка? За 9 мес 2005 г. удельный вес количества проданных упаковок низкостоимостной ниши уменьшился на 0,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а прирост продаж составил 25% в денежном и 14,2% в натуральном выражении, в то время как для продаж ЛС среднестоимостной ниши аналогичные показатели составили 35,1 и 26,7% соответственно, а высокостоимостной — 30,4 и 20,8%. И это при том, что наибольший прирост средневзвешенной стоимости по итогам 9 мес 2005 г. зафиксирован в низкостоимостной нише — 9,4% (рис. 6). Наименьший же ее прирост отмечен в среднестоимостной нише — 6,6%. То есть на фоне быстро растущего рынка потребность в низкостоимостных препаратах растет гораздо медленнее. И несмотря на увеличение средневзвешенной стоимости недорогих ЛС, делать на них решающую ставку в условиях сегодняшнего рынка, очевидно, не стоит.
Таблица 4
Объем аптечных продаж ЛС по ценовым нишам
в январе–сентябре 2003, 2004 и 2005 г.
с указанием прироста/убыли по сравнению
с предыдущим годом
9 мес | Млн грн. | Удельный вес ниши, % |
D, % | Млн упаковок | Удельный вес ниши, % |
D, % |
Низкостоимостная | ||||||
2003 г. | 695,4 | 21,2 | – | 519,9 | 74,7 | – |
2004 г. | 707,3 | 21,0 | 1,7 | 540,4 | 76,5 | 3,9 |
2005 г. | 883,9 | 19,9 | 25,0 | 617,1 | 74,7 | 14,2 |
Среднестоимостная | ||||||
2003 г. | 1537,6 | 46,9 | – | 150,0 | 21,6 | – |
2004 г. | 1477,9 | 43,8 | -3,9 | 141,2 | 20,0 | -5,8 |
2005 г. | 1996,9 | 45,1 | 35,1 | 178,9 | 21,7 | 26,7 |
Высокостоимостная | ||||||
2003 г. | 1045,9 | 31,9 | – | 25,7 | 3,7 | – |
2004 г. | 1188,4 | 35,2 | 13,6 | 25,0 | 3,5 | -2,8 |
2005 г. | 1550,0 | 35,0 | 30,4 | 30,2 | 3,7 | 20,8 |
ВСЕГО | ||||||
2003 г. | 3279,0 | – | – | 695,6 | – | – |
2004 г. | 3373,6 | – | 2,9 | 706,6 | – | 1,6 |
2005 г. | 4430,8 | – | 31,3 | 826,2 | – | 16,9 |
|
|
По итогам 9 мес 2005 г., как впрочем и в 2004 г., первую позицию среди подгрупп АТС-классификации третьего уровня по объемам продаж в денежном выражении занимает N02B (табл. 5). У этой же группы зафиксирован наибольший прирост продаж среди групп топ-10 — 45,5% — по сравнению с аналогичным периодом 2004 г. Следут также отметить, что быстрее рынка в целом (свыше 31,3% прироста) росли продажи препаратов групп M01A, C01E, N05C и R05C. Продолжает уменьшаться удельный вес группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм», по сравнению с 9 мес 2004 г. он уменьшился на 0,7% (рис. 7). В то же время в структуре топ-5 увеличился удельный вес групп С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему» — на 0,6% и N «Средства, действующие на нервную систему» — на 0,3%.
Таблица 5
Топ-10 групп АТС третьего уровня по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении
в январе–сентябре 2003, 2004 и 2005 г. с указанием прироста/убыли по сравнению
с предыдущим годом
№ п/п | АТС-код |
Наименование АТС-группы |
Млн грн. | ||||
2003 г. | 2004 г. | D, % | 2005 г. | D, % | |||
1 | N02B | Прочие анальгетики и антипиретики | 176,1 | 156,2 | -11,3 | 227,3 | 45,5 |
2 | M01A | Нестероидные противовоспалительные и противоревматические средства | 95,0 | 111,4 | 17,3 | 159,8 | 43,4 |
3 | C01E | Прочие кардиологические препараты | 68,2 | 86,8 | 27,2 | 122,7 | 41,4 |
4 | A16A | Прочие средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболические процессы | 90,5 | 89,7 | -0,8 | 117,0 | 30,5 |
5 | A05B | Препараты, применяемые при заболеваниях печени, липотропные вещества | 76,2 | 88,3 | 15,9 | 115,2 | 30,4 |
6 | J01D | Прочие бета-лактамные антибиотики | 44,2 | 79,0 | 78,8 | 107,7 | 36,4 |
7 | N05C | Снотворные и седативные препараты | 88,2 | 79,9 | -9,4 | 100,1 | 25,3 |
8 | A11A | Поливитамины с добавками | 99,1 | 89,5 | -9,6 | 98,6 | 10,2 |
9 | R05C | Отхаркивающие средства, за исключением комбинированных препаратов, содержащих противокашлевые средства | 74,7 | 69,9 | -6,5 | 95,7 | 37,0 |
10 | R01A | Противоотечные и другие препараты для местного применения при заболеваниях полости носа | 83,1 | 73,6 | -11,4 | 94,6 | 28,6 |
Прочие | 2383,7 | 2449,3 | 2,8 | 3192,1 | 30,3 | ||
Всего | 3279,0 | 3373,6 | 2,9 | 4430,8 | 31,3 |
Как по итогам сентября, так и по итогам 9 мес 2005 г. первую позицию среди брэндов по объемам продаж в денежном выражении занимает торговая марка Эссенциале (табл. 6, 7). Следует отметить, что состав рейтингов в сентябре и по итогам 9 мес 2005 г. значительно отличаются по своей структуре. Но это и неудивительно — в силу вступают сезонные предпочтения потребителей: по итогам 9 мес препараты группы «caugh&could» находятся гораздо ниже в рейтинге, чем по итогам сентября.
Таблица 6 | ? | Таблица 7 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в сентябре 2005 г. |
? | Топ-лист брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении в январе–сентябре 2005 г. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
? |
|
В рейтинге маркетирующих организаций по объемам продаж ЛС в денежном выражении привычное первое место занимает компания «Sanofi-Aventis», причем как в сентябре, так и за 9 мес 2005 г. (табл. 8, 9). В целом данные рейтинга за сентябрь 2005 г. подтверждают предыдущие выкладки: прирост продаж украинских ЛС в денежном выражении опередил развитие рынка и неудивительно, что позиции с третьей по седьмую занимают отечественные производители. И в целом за 9 мес 2005 г. те же 5 украинских производителей попали в топ-10 рейтинга.
?
Таблица 8
Топ-лист маркетирующих организаций ЛС
по объему аптечных продаж в денежном
выражении в сентябре 2004 и 2005 г.
Маркетирующая организация |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Sanofi-Aventis (Франция) | 1 | — |
Berlin Chemie/Menarini Group (Германия/Италия) | 2 | 2 |
Дарница (Украина) | 3 | 1 |
Артериум (Украина) | 4 | — |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 5 | 8 |
Здоровье (Украина) | 6 | 6 |
Фармак (Украина) | 7 | 4 |
KRKA (Словения) | 8 | 3 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 9 | 9 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 10 | 12 |
Sandoz (Швейцария) | 11 | 11 |
Heel (Германия) | 12 | 13 |
Actavis (Исландия) | 13 | 17 |
Sagmel (США) | 14 | 18 |
Pfizer Inc. (США) | 15 | 16 |
Genom Biotech (Индия) | 16 | 14 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 17 | 15 |
Servier (Франция) | 18 | 24 |
Merckle (Германия) | 19 | 19 |
Nycomed (Норвегия) | 20 | 20 |
Ranbaxy (Индия) | 21 | 21 |
Schering (Германия) | 22 | 27 |
BMS (США) | 23 | 22 |
Bittner (Австрия) | 24 | 29 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 25 | 30 |
Sopharma (Болгария) | 26 | 28 |
Egis (Венгрия) | 27 | 26 |
Pliva (Хорватия) | 28 | 25 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 29 | 42 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 30 | 34 |
Биофарма (Украина) | 31 | 39 |
Концерн Стирол (Украина) | 32 | 31 |
Johnson & Johnson (США) | 33 | 32 |
Zentiva (Чешская Республика) | 34 | 33 |
Стада-Нижфарм (Германия–Россия) | 35 | — |
Сперко Украина (Украина) | 36 | 37 |
Yamanouchi Europe (Нидерланды) | 37 | 40 |
Novartis Consumer Health? (Швейцария) | 38 | 48 |
Bayer (Германия) | 39 | 93 |
Mili Healthcare (Великобритания) | 40 | 66 |
IVAX (США) | 41 | 36 |
Grindeks (Латвия) | 42 | 35 |
Bionorica (Германия) | 43 | 60 |
Фитофарм (Украина) | 44 | 71 |
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) | 45 | 38 |
Schering-Plough Corp. (США) | 46 | 50 |
Naturwaren (Германия) | 47 | 45 |
Unipharm (США) | 48 | 49 |
Hexal AG (Германия) | 49 | 65 |
Материа Медика (Россия) | 50 | 69 |
Таблица 9
Топ-лист маркетирующих организаций ЛС
по объему аптечных продаж в денежном
выражении в январе–сентябре 2004 и 2005 г.
Маркетирующая организация |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Sanofi-Aventis (Франция) | 1 | — |
Berlin Chemie/Menarini Group (Германия/Италия) |
2 | 1 |
Дарница (Украина) | 3 | 2 |
Артериум (Украина) | 4 | — |
KRKA (Словения) | 5 | 4 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 6 | 9 |
Фармак (Украина) | 7 | 5 |
Здоровье (Украина, Харьков) | 8 | 6 |
GlaxoSmithKline (Великобритания) | 9 | 11 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 10 | 10 |
Heel (Германия) | 11 | 12 |
Actavis (Исландия) | 12 | 16 |
Sagmel (США) | 13 | 17 |
Boehringer Ingelheim (Германия) | 14 | 13 |
Pfizer Inc. (США) | 15 | 14 |
Genom Biotech (Индия) | 16 | 15 |
Servier (Франция) | 17 | 23 |
Merckle (Германия) | 18 | 18 |
Nycomed (Норвегия) | 19 | 19 |
Ranbaxy (Индия) | 20 | 21 |
Sandoz (Швейцария) | 21 | 33 |
Bittner (Австрия) | 22 | 20 |
Schering (Германия) | 23 | 24 |
Solvay Pharmaceuticals (Нидерланды) | 24 | 28 |
BMS (США) | 25 | 25 |
Egis (Венгрия) | 26 | 35 |
Novartis (Швейцария) | 27 | — |
Pliva (Хорватия) | 28 | 26 |
Sopharma (Болгария) | 29 | 31 |
Киевский витаминный завод (Украина) | 30 | 34 |
Grindeks (Латвия) | 31 | 38 |
Johnson & Johnson (США) | 32 | 29 |
Концерн Стирол (Украина) | 33 | 32 |
Dr. Reddy’s (Индия) | 34 | 40 |
Биофарма (Украина) | 35 | 44 |
Zentiva (Чешская Республика) | 36 | 36 |
Bayer (Германия) | 37 | 91 |
Naturwaren (Германия) | 38 | 41 |
Сперко Украина (Украина) | 39 | 45 |
Schering-Plough Corp. (США) | 40 | 48 |
Novartis Consumer Health (Швейцария) | 41 | 66 |
IVAX (США) | 42 | 47 |
Bionorica (Германия) | 43 | 55 |
Yamanouchi Europe (Нидерланды) | 44 | 39 |
J.B. Chemicals & Pharmaceuticals (Индия) | 45 | 43 |
Unipharm (США) | 46 | 46 |
Mili Healthcare (Великобритания) | 47 | 87 |
Hexal AG (Германия) | 48 | 69 |
Материа Медика (Россия) | 49 | 62 |
Фитофарм (Украина) | 50 | 76 |
Если же обратить внимание на рейтинг владельцев лицензий, то и в сентябре, и за 9 мес 2005 г. его лидером является отечественный производитель — Фармацевтическая фирма «Дарница» (табл. 10, 11).
Таблица 10
Топ-лист владельцев лицензий по объему
аптечных продаж ЛС в денежном выражении
в сентябре 2005 г.
Владелец лицензии |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Дарница (Украина) | 1 | 1 |
Berlin-Chemie (Menarini Group) (Германия) | 2 | 3 |
Здоровье ФК (Украина) | 3 | 5 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 4 | 7 |
Фармак (Украина) | 5 | 4 |
KRKA (Словения) | 6 | 2 |
Киевмедпрепарат (Украина) | 7 | 6 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 8 | 8 |
Heel (Германия) | 9 | 10 |
Lek (Словения) | 10 | 9 |
Таблица 11
Топ-лист владельцев лицензий по объему
аптечных продаж ЛС в денежном выражении
в январе–сентябре 2005 г.
Владелец лицензии |
№ п/п | |
2005 г. | 2004 г. | |
Дарница (Украина) | 1 | 1 |
Berlin-Chemie (Menarini Group) (Германия) | 2 | 2 |
KRKA (Словения) | 3 | 3 |
Борщаговский ХФЗ (Украина) | 4 | 7 |
Фармак (Украина) | 5 | 4 |
Здоровье ФК (Украина, Харьков) | 6 | 5 |
Киевмедпрепарат (Украина) | 7 | 6 |
Gedeon Richter (Венгрия) | 8 | 8 |
Heel (Германия) | 9 | 9 |
Lek (Словения) | 10 | 10 |
Главным итогом развития рынка ЛС за 9 мес 2005 г. явился тот факт, что усилия украинских производителей по формированию новых товарных портфелей в гораздо большей степени, чем ранее ориентированных на средне- и высокостоимостные ЛС, в конечном итоге привели к тому, что прирост продаж отечественных препаратов в денежном выражении опередил темпы развития розничного рынка ЛС. Да, более выгодные условия для завоза импортной продукции способствуют увеличению товарной массы зарубежных препаратов на рынке, но маркетинговая стратегия, которой придерживались украинские производители на протяжении 2005 г., принесла довольно ощутимые результаты. Смеем утверждать, что создание и продвижение на рынок новых торговых марок способствует повышению уровня доходности украинских производителей. Путь развития, присущий отечественной фарминдустрии в предыдущие годы, а именно жесткая ценовая конкуренция из-за большого количества препаратов с одинаковым титульным наименованием у разных производителей, постепенно теряет свою приоритетность. Несмотря на то, что количество проданных упаковок отечественных низкостоимостных ЛС уменьшается, объем денежного оборота украинской продукции на рынке аптечных продаж растет. Это веление времени: потребитель в большей степени сам определяет ценовую структуру рынка, и сейчас удельный вес низкостоимостной ниши становится все меньше и меньше. А та стратегия развития, которая была выбрана отечественными производителями, очевидно, была выбрана вовремя и правильно.
|
ВПЕРВЫЕ
ИНДЕКС АКТИВНОСТИ АПТЕЧНЫХ ПРОДАЖ
Впервые на страницах «Еженедельника АПТЕКА» вниманию читателей представляется новый показатель, характеризующий динамику розничного рынка, – индекс активности аптечных продаж. Основой для расчета этого показателя являются данные еженедельного мониторинга объемов продаж торговых точек (аптек, пунктов, киосков) в денежном выражении по всей Украине (подробнее с методикой можно будет ознакомиться в последующих публикациях). В этой публикации за точку отсчета взята 36-я неделя 2005 г. (5–11 сентября 2005 г.). Данные каждой последующей недели сравниваются с предыдущей. В итоге получается ряд индексов, отображающий рост или спад активности аптечных продаж в ту или иную неделю. Однако при этом следует учитывать, что индекс не является показателем прироста рынка. Да, эти два значения между собой должны коррелировать, но они не взаимозаменяемы. Например, индекс активности аптечных продаж за 37-ю неделю 2005 г. увеличился на 5 пунктов (1 пункт = 1/100 индекса), за 38-ю неделю – на 7 пунктов, за 39-ю неделю – на 2 пункта (рис.). Если сравнивать 39-ю неделю с 36-й, то индекс увеличился на 15 пунктов. То есть фиксируется рост активности аптечных продаж на протяжении всего сентября 2005 г. Напомним, что по итогам сентября 2005 г. прирост розничного рынка ЛС составил 17,2% по сравнению с августом 2005 г. и 52,9% по сравнению с сентябрем 2004 г.
|
Чем же может помочь индекс активности аптечных продаж в работе операторов фармацевтического рынка? Во-первых, это оперативный показатель, на основании которого можно оценивать свою работу в еженедельном режиме. Если индекс растет, а ваши объемы продаж снижаются или остаются на прежнем уровне, соответственно ваша компания отстает от развития рынка, и если подобная тенденция сохранится – необходимо предпринимать меры. Во-вторых, этот индекс оперативно отображает изменение тенденций развития рынка в данный конкретный момент времени. С учетом покупательной способности, сезонности спроса, заболеваемости и других факторов. С 36-й по 44-ю неделю (сентябрь–октябрь) индекс практически каждую неделю рос, с 44-й по 47-ю (ноябрь) кривая индекса «вышла на плато» и на протяжении всего ноября 2005 г. колебалась от показателя 1,32 до 1,36, то есть в пределах 4-х пунктов. Чем вызвана подобная ситуация и как будет изменяться индекс в течении декабря 2005 г.? Замедление темпов роста – это далеко не критическая ситуация, ведь любой рынок развивается поступательно. Приросты розничных продаж ЛС в 2005 г. побили все рекорды, и стабилизация активности аптечных продаж в ноябре особого удивления не вызывает – рано или поздно этот момент должен был наступить. Что касается дальнейшего развития событий, то составлять какие-либо прогнозы в условиях столь динамично меняющегося рынка – занятие неблагодарное. Но все же рискнем предположить, что на «плато» кривая индекса активности аптечных продаж надолго не задержится. Украинский фармрынок достаточно молод и еще не достиг «потолка» своего развития. Тенденции, наметившиеся в течение 2005 г. (в первую очередь увеличение удельного веса более дорогих препаратов), свидетельствуют о том, что ресурсы для роста еще есть, и вполне возможно, что уже в декабре динамика индекса активности аптечных продаж изменится в сторону повышения. В дальнейшем редакция «Еженедельника АПТЕКА» будет знакомить читателей с изменениями индекса активности аптечных продаж регулярно в каждом выпуске.
Игорь Хмилевский, Евгений Кунда
|
Коментарі
Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим