Сердце Балкан. Рынок аптечных продаж ЛС Сербии

СербияСербия — страна в самом центре Балканского полуострова, перекресток между Востоком и Западом, Севером и Югом. Благоприятное географическое положение, природные богатства и удобные пути сообщения издавна служили объектом притяжения. Тысячелетиями на просторах Сербии велось переселение народов, сменялись разные культуры, возрождались и рушились государства — все это оставило свои следы. В данной публикации речь пойдет о развитии рынка аптечных продаж лекарственных средств (ЛС) Сербии по итогам 9 мес 2009 г. За основу в настоящем исследовании были взяты данные системы «Мониторинг розничных продаж», разработанной российским Центром маркетинговых исследований «Фарм­эксперт».

МЕТОДОЛОГИЯ

В данной публикации представлен анализ рынка аптечных закупок ЛС Сербии. Данные системы «Мониторинг розничных продаж» российской исследовательской компании «Фарм­эксперт» представляют собой информацию об объеме закупок ЛС аптечными учреждениями в оптовых ценах согласно данным дистрибьюторов. Основное внимание мы уделили данным о розничных закупках ЛС в пере­счете на розничные цены. Следует отметить, что в обзоре также были учтены данные относительно объема закупок ЛС, страна происхождения которых не определена (в разрезе импортных и сербских препаратов). Для упрощения понимания развития розничных закупок ЛС при распределении долей между зарубежными и сербскими препаратами удельный вес таких ЛС (страна происхождения которых не была определена) был разнесен в равных пропорциях между этими сегментами. В рамках этой системы данных деление на Rх и OTC производилось в соответствии с реестрами ЛС Сербии.

О СТРАНЕ

Республика Сербия — не имеющее выхода к морю государство юго-восточной Европы, расположенное в центральной части Балканского полуострова. Граничит с Македонией на юге, Болгарией и Румы­нией — на востоке, Венгрией — на севере, Хорватией и Боснией и Герцеговиной — на западе, Черногорией и Албанией — на юго-западе. По территории Сербия занимает 112-е место в мире, ее площадь составляет 88 361 км . Согласно данным Центрального разведывательного управления (The Central Intelligence Agency — CIA (ЦРУ), www.cia.gov), по состоянию на июль 2009 г. численность населения страны составила 7,4 млн человек. ВВП Сербии по паритету покупательской способности в 2008 г. составил 79,8 млрд дол. США (75-е место в мире), в это же время ВВП на душу населения (также рассчитанный по паритету покупательской способности) составил 10,8 тыс. дол. По итогам 9 мес 2009 г. средний обменный курс сербского динара к доллару составил 61,8:1.

РЫНОК ЛС

Общий объем аптечных продаж ЛС Сербии по итогам 9 мес 2009 г. составил 44,3 млрд сербских динаров за 139,1 млн упаковок (рис. 1). Отметим, что количество реализованных упаковок по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года практически не изменилось — темпы убыли составили 0,5%. В это же время в денежном выражении объем аптечных продаж ЛС увеличился на 8,2% относительно 9 мес 2008 г., что было обусловлено исключительно прирос­том средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС на уровне 8,8% (до 319 динаров). В долларовом эквиваленте объем сербского рынка аптечных продаж ЛС в анализируемый период уменьшился на 12,8% по сравнению с 9 мес 2008 г. и составил 671,4 млн дол. Средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС в пересчете на доллар США соответственно уменьшилась на 12,4% по сравнению с 9 мес 2008 г. и составила 4,8 дол.

На сербском рынке аптечных продаж ЛС по итогам 9 мес 2009 г. в денежном выражении максимальный удельный вес аккумулировала продукция зарубежного производства, ее доля составила 56%, доля сербских препаратов — 44%. В натуральном выражении, напротив, превалирует продукция локального производства — 64%, а удельный вес импортной продукции — 36%. Отметим, что по сравнению с 9 мес 2008 г. сербские ЛС несколько ослабили свои позиции, уступив зарубежным препаратам 5% своей доли рынка в денежном и 8% в натуральном выражении.

Изменение структуры рынка в сторону увеличения долевого участия ЛС зарубежного производства было обусловлено их опережающими темпами развития — 17,5% в денежном и 25,2% в натуральном выражении. В это же время сербские препараты продемонстрировали убыль на уровне 1,4 и 10,9% соответственно.

В условиях кризиса на сербском рынке прирост средневзвешенной стоимости в национальной валюте продемонстрировали препараты локального производства (рис. 2, 3). В это же время средневзвешенная стоимость ЛС, импортируемых за американскую валюту, колебания курса которой и стали причиной кризиса, напротив, снижалась. Так, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС сербского производства в анализируемый период повысилась на 10,6% по сравнению с 9 мес 2008 г. и составила 220 динаров, а для импортных препаратов этот показатель, напротив, снизился на 6,1% до 500 динаров. В пересчете на американскую валюту средневзвешенная стоимость 1 упаковки сербских ЛС составила 3,3 дол., импортных — 7,6 дол., уменьшившись относительно 9 мес 2008 г. на 11 и 25% соответственно.

Таблица 1 Рейтинг крупнейших стран — поставщиков ЛС в Сербию по объему аптечных продаж в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием их доли в общем объеме аптечных продаж ЛС зарубежного производства
Денежное выражение Натуральное выражение
№ п/п Страна Доля, % № п/п Страна Доля, %
1 Германия 31,1 1 Германия 32,4
2 Франция 12,5 2 Македония 16,4
3 Дания 8,1 3 Франция 11,0
4 Великобритания 7,5 4 Словения 6,2
5 Македония 5,1 5 Австрия 4,4
6 Словения 5,1 6 Хорватия 4,3
7 Швейцария 4,0 7 Италия 3,4
8 Нидерланды 3,2 8 Великобритания 3,1
9 Италия 3,2 9 Ирландия 2,4
10 США 3,2 10 Индия 2,1
Топ-10 83,0 Топ-10 85,7

В Сербии средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС находится на довольно высоком уровне по сравнению с таковой в странах СНГ и более приближена к европейскому уровню. Забегая наперед, отметим, что в товарной структуре аптечных продаж ЛС в Сербии в денежном выражении значительный удельный вес приходится на дорого­стоящие рецептурные препараты для лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Более того, в географической структуре аптечных продаж импортных ЛС выражена аналогичная тенденция — преобладают дорогостоящие препараты. Так, по объему аптечных продаж импортных ЛС в Сербии в денежном и натуральном выражении лидирует продукция из Германии, ее доля составляет 31 и 32% соответственно (табл. 1). Средне­взвешенная стоимость 1 упаковки ЛС, импортируемых из этой страны, в анализируемый период составила 480 динаров (7,3 дол.). Отметим, что в структуре аптечных продаж Украи­ны ЛС немецкого производства отличаются одной из наиболее высоких средневзвешенных стоимостей. На рынке Сербии, в свою очередь, в рамках топ-10 стран по объему аптечных продаж ЛС зарубежного производства в денежном выражении препараты, импортируемые из Германии, являются отнюдь не самыми дорогими. Так, например, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС, импортируемых из Дании, по итогам 9 мес 2009 г. составила 3702 динара (56,4 дол.). Кроме того, средневзвешенная стоимость 1 упаковки ЛС, импортируе­мых из Великобритании, Швейцарии, Нидерландов, США, находилась в это время в диапазоне 1114–1440 динаров (17–22 дол.).

В анализируемый период на сербском рынке аптечных продаж ЛС была представлена продукция 98 локальных производителей. Так, по объе­му аптечных продаж ЛС сербского производства в денежном выражении лидировал локальный производитель «Хемофарм». Топ-10 сербских фармкомпаний суммарно аккумулируют 92% объема аптечных продаж ЛС локального производства в денежном выражении, соответственно на остальные 88 производителей приходится лишь 8% этого сегмента рынка.

В качестве предисловия к описанию рынка аптечных продаж ЛС в разрезе их рецептурного статуса следует сделать оговорку, что в Сербии действует система реимбурсации, базирующаяся на положительном перечне ЛС (который включает наименования препаратов, подлежащие возмещению). По итогам 9 мес 2009 г. на сербском рынке аптечных продаж ЛС со значительным перевесом преобладали рецептурные препараты с долей 84 и 74% в денежном и натуральном выражении соответственно. Удельный вес безрецептурных препаратов в этот период составил соответственно 16 и 26%. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. доля безрецептурных ЛС увеличилась на 2% в денежном и 5% в натуральном выражении. В некоторой степени это было обусловлено изменениями в системе госрегулирования отрасли, в частности смягчением требований в процессе регистрации препаратов и присвоением некоторым рецептурным ЛС безрецептурного статуса. Темпы прироста безрецептурных ЛС за 9 мес 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. были выше таковых в среднем по рынку на 29% в денежном и 26% в натуральном выражении. Объем аптечных продаж рецептурных препаратов соответственно увеличился на 5% в денежном и уменьшился на 7% в натуральном выражении.

Средневзвешенная стоимость 1 упаковки рецептурных ЛС по итогам 9 мес 2009 г. повысилась на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составила 358 динаров (5,4 дол.). Для безрецептурных препаратов темпы прироста по этому показателю были значительно ниже — 1,9% до 195 динаров (3,0 дол.).

Наличие системы реимбурсации в стране отразилось также на фармакотерапевтической структуре аптечных продаж ЛС в денежном выражении, в которой стабильно лидируют препараты группы С «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему». На 2-м и 3-м местах расположились соответственно препараты групп N «Средства, действующие на нервную систему» и A «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». В топ-5 групп АТС-классификации по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении также вошли препараты групп J «Противомикробные средства для системного применения» и R «Средства, действующие на респираторную систему».

Таблица 2 Рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период в 2007–2008 гг.
Брэнд № п/п, год
2009 2008 2007
НОРВАСК 1 6 20
ЭНАЛАПРИЛ 2 1 1
ПРИЛЕНАП 3 2 2
МОНОПРИЛ 4 10 36
ГЕМОКВИН 5 4 8
ВАЗОТАЛ 6 5 10
ПРИЛАЗИД 7 9 4
БЕРОДУАЛ 8 14 13
ДИКЛОФЕНАК 9 7 16
СЕРЕТИД 10 25 116

Исходя из вышесказанного не удивительно, что в топ-листе брэндов ЛС по объему аптечных продаж ЛС в Сербии в денежном выражении 7 из 10 препаратов относятся к группе С. Так, по итогам 9 мес 2009 г. рейтинг брэндов ЛС по объему аптечных продаж возглавил препарат НОРВАСК (табл. 2). На 2-й строчке расположился ЭНАЛАПРИЛ, который в аналогичный период 2008 г. занимал 1-е место. В рамках топ-10 крупнейших брэндов ЛС наиболее значимое улучшение позиций отмечают для препарата СЕРЕТИД, который переместился с 25-й строчки по итогам 9 мес 2008 г. на 10-ю в исследуемый период благодаря опережающим темпам прироста объема аптечных продаж в национальной валюте на уровне 75%. Кроме того, в приведенном рейтинге брэндов ЛС лишь 2 наименования препаратов импортные, остальные 8 производятся в Сербии. Топ-10 брэндов ЛС по итогам 9 мес 2009 г. суммарно аккумулировала 14% сербского рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении. Для сравнения в Украине уровень консолидации в данном сегменте за аналогичный период значительно ниже — 6,6%.

Таблица 3 Рейтинг маркетирующих организаций по объему аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. с указанием позиции в рейтинге за аналогичный период в 2007–2008 гг.
Маркетирующая организация № п/п, год
2009 г. 2008 г. 2007 г.
Штада Арцнаймиттель 1 1 1
Галеника 2 2 2
Актавис 3 3 3
Пфайзер 4 4 5
ГСК 5 6 7
Санофи-Авентис 6 7 9
Ново Нордиск 7 5 4
Алкалоид 8 8 10
Байер Хелскэр 9 12 13
Берингер Ингельхайм 10 15 15

Рейтинг маркетирующих организаций по объе­му аптечных продаж ЛС в денежном выражении по итогам 9 мес 2009 г. возглавила компания «Штада Арцнаймиттель» (табл. 3). На 2-й и 3-й строчках данного топ-листа расположились «Галеника» и «Актавис». Первая десятка крупнейших маркетирующих организаций в анализируемый период суммарно аккумулировала 58% сербского рынка аптечных продаж ЛС в денежном выражении.

Итоги

Общий объем сербского рынка аптечных продаж ЛС по итогам 9 мес 2009 г. составил 44,3 млрд динаров за 139 млн упаковок. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. этот показатель в натуральных величинах практически не изменился, в то время как в денежном выражении увеличился на 8% за счет повышения средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС. В долларовом эквиваленте объем аптечных продаж ЛС в Сербии в анализируемый период уменьшился по сравнению с 9 мес 2008 г. почти на 13% до 671,4 млн дол.

На сербском рынке аптечных продаж ЛС в денежном выражении превалируют импортные препараты. Их удельный вес по итогам 9 мес 2009 г. составил 56%, в то время как в натуральном выражении они уступают ЛС локального производства — на их долю приходится 36%. В анализируемый период сегмент препаратов зарубежного производства продемонстрировал опережающие темпы развития.

Сербский рынок аптечных продаж ЛС характеризуется довольно высоким уровнем средневзвешенной стоимости 1 упаковки ЛС (по сравнению с таковой в странах СНГ) — 319 динаров, или 4,8 дол. Это обуслов­лено его структурой, в которой преобладают относительно дорогостоящие рецептурные препараты, преимущественно относящиеся к группе С «Средства, влияю­щие на сердечно-сосудистую систему».

В заключение хотелось бы отметить, что в структуре сербского рынка аптечных продаж ЛС значительный удельный вес приходится на продукцию локального производства, средневзвешенная стоимость которой значительно выше таковой для импортных аналогов. Таким образом, можно предложить сербскому рынку менее дорогостоящую и качественную продукцию.

Анна Шибаева
© Zeelias65/Dreamstime/Dreamstock

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Останні новини та статті