Аптечные продажи в регионах Украины по итогам 2013 г. Helicopter view

Предметом анализа данной публикации станет фармацевтический атлас, состоящий из 26 административных единиц, формирующих целостную картину аптечных продаж в нашей стране. Иными словами, речь пойдет об анализе аптечных продаж Украины в региональном разрезе. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «Фармстандарт»/«PharmXplorer» компании «Proxima Research» и синдикативной базы данных «Ахioma», а также данные Государственного комитета статистики Украины.

МЕТОДОЛОГИЯ

Исследование базируется на данных, отражающих объем аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для анализа использовались данные по итогам 2012 и 2013 г. аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research». Кроме того, использованы данные о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 31.12.2013 г. синдикативной базы данных «Ахioma», а также Государственного комитета статистики Украины.

Для отображения данных в рисунках нами выбрана сортировка регионов по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.

Для того чтобы получить максимально структурированный анализ, в рамках данного исследования предусмотрено распределение объема продаж в денежном и натуральном выражении по различным параметрам в зависимости от:

— категории товаров «аптечной корзины»: лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН; в общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации), косметика, диетические добавки;

— географического расположения: вся территория Украины условно разделена на 5 регионов (табл. 1);

— страны производства (по стране владельца лицензии): зарубежное, украинское;

— ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн. за упаковку, среднестоимостная — 8,9–51,2 грн. за упаковку, высокостоимостная — более 51,2 грн. за упаковку;

— групп АТС-классификации;

— брэндов;

— маркетирующих организаций.

Таблица 1 Региональное распределение
Регион Области
Киев Представлен как самостоятельная административная единица
Восточный Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская
Западный Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая
Центральный Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская
Южный АР Крым (в том числе Севастополь), Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская

«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»

По итогам 2013 г. общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 35,85 млрд грн. за 1,99 млрд упаковок, превысив показатель предыдущего года на 12,7% в денежном и 1,6% в натуральном выражении.

Киев занимает лидирующую позицию по объему продаж товаров «аптечной корзины» и аккумулирует 11% общего объема розничного рынка в денежном выражении. За столицей следует Донецкая обл., удельный вес которой незначительно уступил Киеву и составил 10,2%. Далее идут Днепропетровская и Харьковская области, а также АР Крым, аккумулируя 8,8; 6,4 и 6,2% соответственно. В целом топ-5 регионов обеспечивают почти 43% общенациональной аптечной выручки (рис. 1).

Рис. 1
  Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2013 г.
Удельный вес регионов в общем объеме аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2013 г.

В целом по стране в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении доля основной категории товаров «аптечной корзины» — лекарственных средств — составила 85%. Второй по объему категорией товаров с удельным весом 7,8% являются ИМН. Третья по значимости — косметика — 4,1%. Ну а минимальную долю аккумулируют диетические добавки — 3,1%.

Доля аптечных продаж лекарственных средств в регионах варьирует в диапазоне от 80,8% (Киевская обл.) до 88,8% (Николаевская обл.). Доля ИМН ни в одном из регионов Украины не перешагнула двузначную отметку, остановившись на показателе 9,7% в Волынской обл. Лидерами по долевому участию парафармацевтической продукции (косметика и диетические добавки) в общей структуре продаж традиционно являются Одесская обл. и Киев — суммарная доля данных категорий товаров составила 11,4 и 10,4% соответственно (табл. 2).

Таблица 2 Объем аптечных продаж в регионах Украины и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2013 г.
Регион Лекарственные средства ИМН Косметика Диетические добавки
Млн грн. Доля, % Млн грн. Доля, % Млн грн. Доля, % Млн грн. Доля, %
Киев 3210,7 81,7 311,5 7,9 276,8 7,0 133,6 3,4
Донецкая обл. 3140,0 85,9 272,1 7,4 121,3 3,3 124,8 3,4
Днепропетровская обл. 2761,7 87,1 220,4 7,0 89,1 2,8 97,0 3,1
Харьковская обл. 1942,5 84,0 209,1 9,0 96,5 4,2 63,7 2,8
АР Крым 1873,4 84,8 170,4 7,7 94,6 4,3 70,9 3,2
Одесская обл. 1729,2 81,1 159,0 7,5 157,7 7,4 84,3 4,0
Запорожская обл. 1474,0 88,5 115,2 6,9 33,4 2,0 42,5 2,6
Львовская обл. 1435,5 82,5 162,4 9,3 88,1 5,1 53,1 3,1
Луганская обл. 1348,6 86,4 136,6 8,7 37,5 2,4 39,2 2,5
Киевская обл. 1012,0 80,8 118,4 9,4 76,4 6,1 46,5 3,7
Полтавская обл. 951,1 86,7 89,7 8,2 27,6 2,5 28,6 2,6
Винницкая обл. 913,2 85,1 84,5 7,9 40,0 3,7 35,9 3,3
Черкасская обл. 800,4 85,3 78,1 8,3 31,0 3,3 28,8 3,1
Ивано-Франковская обл. 788,9 87,5 66,2 7,3 23,2 2,6 23,9 2,6
Херсонская обл. 725,5 84,7 65,0 7,6 33,4 3,9 32,4 3,8
Хмельницкая обл. 703,1 87,2 54,4 6,8 23,9 3,0 24,5 3,0
Житомирская обл. 683,5 88,1 59,3 7,6 15,8 2,0 17,9 2,3
Николаевская обл. 646,5 88,8 44,1 6,0 16,1 2,2 21,6 3,0
Черниговская обл. 635,0 87,9 56,5 7,8 16,0 2,2 15,4 2,1
Сумская обл. 620,7 86,6 54,5 7,6 20,5 2,9 20,9 2,9
Черновицкая обл. 571,3 87,6 39,7 6,1 20,8 3,2 20,5 3,1
Ровенская обл. 556,3 83,5 57,9 8,7 31,3 4,7 20,8 3,1
Закарпатская обл. 517,2 85,4 44,9 7,4 21,8 3,6 22,1 3,6
Волынская обл. 499,2 83,2 58,4 9,7 26,5 4,4 16,1 2,7
Кировоградская обл. 472,2 85,8 48,2 8,8 15,3 2,8 14,1 2,6
Тернопольская обл. 453,5 86,5 36,6 7,0 19,9 3,8 14,3 2,7
Итого 30 465,3 85,0 2813,0 7,8 1454,5 4,1 1113,4 3,1

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

В целом по Украине объем аптечной реализации лекарственных средств по итогам 2013 г. составил 30,47 млрд грн. за 1,27 млрд упаковок, что на 12,6% больше по сравнению с предыдущим годом в денежном и на 0,6% в натуральном выражении.

В 2013 г. все регионы нашей страны продемонстрировали положительную динамику аптечных продаж в денежном выражении. В 18 из 26 регионов отмечены двузначные темпы прироста объема аптечных продаж (рис. 2). В регионах, являющихся лидерами по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении (Киев, Донецкая и Днепропетровска области), в натуральных величинах отмечается убыль количества реализованных упаковок. В целом в 10 регионах Украины зафиксировано уменьшение объема розничной реализации лекарственных средств (рис. 3). Максимальный прирост объема аптечных продаж как в денежном, так и в натуральном выражении выявлен в Западном и Центральном регионах (рис. 4).

Рис. 2
 Объем продаж лекарственных средств в денежном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста за 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем продаж лекарственных средств в денежном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста за 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 3
 Объем продаж лекарственных средств в натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста за 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем продаж лекарственных средств в натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста за 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Рис. 4
 Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста за 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года
Объем продаж лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в регионах Украины с указанием темпов прироста за 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года

Обеспеченность населения аптечными учреждениями в целом по стране повышается и по итогам 2013 г. составляет 2120 человек на 1 торговую точку. В региональном разрезе данный показатель варьирует в диапазоне от 1734 (Кировоградская обл.) до 2567 человек (Черниговская обл.) на 1 торговую точку (рис. 5).

Рис. 5
 Обеспеченность населения аптечными учреждениями в регионах Украины
Обеспеченность населения аптечными учреждениями в регионах Украины

Объем потребления лекарственных средств населением зависит не только от заболеваемости, но от среднего уровня месячной заработной платы. В 8 регионах Украины — преимущественно области с крупнейшими мегаполисами и Южный регион — среднедушевое потребление лекарственных средств превышает среднерыночный показатель, который по итогам 2013 г. составил 670 грн. (рис. 6). Лидером по данному показателю является столица — 1120 грн. На то есть несколько причин. Во-первых, столица — крупный мегаполис со сравнительно высокими доходами на фоне других регионов. Во-вторых, расчет производится на основании официальных статистических данных, а в столице, как известно, проживает большое количество приезжих. Поэтому фактический показатель потребления будет значительно ниже.

Рис. 6
 Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения по итогам 2013 г. и средний месячный уровень заработной платы в регионах Украины за январь–ноябрь 2013 г.
Объем аптечных продаж лекарственных средств на душу населения по итогам 2013 г. и средний месячный уровень заработной платы в регионах Украины за январь–ноябрь 2013 г.

В анализируемый период двузначные темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки зафиксированы в 21 регионе Украины. В целом по стране средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по итогам 2013 г. составила 23,9 грн., превысив показатель предыдущего года на 12%. В различных регионах данный показатель варьирует в диапазоне от 18,91 грн. (Волынская обл.) до 29,77 грн. (Киев; рис. 7).

Рис. 7
 Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в регионах Украины по итогам 2012–2013 гг., а также темпы ее прироста по сравнению с предыдущим годом
Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в регионах Украины по итогам 2012–2013 гг., а также темпы ее прироста по сравнению с предыдущим годом

В 23 регионах из 26 темпы прироста объема продаж лекарственных средств отечественного производства в денежном выражении превосходят таковые зарубежных. Исключение составляют Киев, Полтавская и Закарпатская области (рис. 8).

Рис. 8
 Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном выражении по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в денежном выражении по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом

В натуральном выражении в целом по стране отмечается уменьшение количества реализованных упаковок препаратов зарубежного производства. Это стало следствием того, что в 14 из 26 регионов зафиксирована убыль объема реализации лекарственных средств в натуральном выражении (рис. 9).

Рис. 9
 Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в натуральном выражении по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста объема аптечных продаж лекарственных средств украинского и зарубежного производства в регионах Украины в натуральном выражении по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом

В целом по Украине в общем объеме продаж в денежном выражении преобладают лекарственные средства высокостоимостной ниши, их удельный вес по итогам 2013 г. составил 53,3%. Данная ниша является подавляющей в структуре аптечных продаж всех областей, кроме Ровенской (44,7%). В этой области лидируют препараты среднестоимостной ниши с удельным весом 45,5% (рис. 10).

Рис. 10
 Удельный вес препаратов в общем объеме продаж в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам 2013 г.
Удельный вес препаратов в общем объеме продаж в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам 2013 г.

В анализируемый период для лекарственных средств средне- и высокостоимостной ниши отмечена положительная динамика аптечных продаж в денежном выражении, при этом практически во всех регионах опережающие темпы продемонстрировали препараты высокостоимостной ниши. Исключение составили лишь Винницкая, Тернопольская и Черкасская области. В некоторых регионах зафиксирована отрицательная динамика объема продаж лекарственных средств в натуральном выражении как одной из ценовых ниш (АР Крым), так и всех трех ниш в целом (Херсонская обл.) (рис. 11, 12).

Рис. 11
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом
Рис. 12
 Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом
Темпы прироста/убыли объема аптечных продаж лекарственных средств в натуральном выражении в разрезе ценовых ниш в регионах Украины по итогам 2013 г. по сравнению с предыдущим годом

Структура аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в различных регионах страны весьма схожа. По итогам 2013 г. безоговорочным лидером продаж во всех регионах стали препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». На 2-м месте по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве регионов (в 14 регионах) представлены препараты группы C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», а в остальных — R «Средства, действующие на респираторную систему» (в 10 регионах) и N «Средства, действующие на нервную систему» (в 2 регионах).

В рейтинге брэндов лекарственных средств по объему продаж в денежном выражении в 16 регионах лидирующую позицию занимает АКТОВЕГИН. На 1-е место в регионах также вышли КОДТЕРПИН, КАРДИОМАГНИЛ, СЕРЕТИД, КОРВИТИН, НАТРИЯ ХЛОРИД (табл. 3).

Таблица 3 Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2013 г.
Регион 1 2 3 4 5
Киев КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН АМИКСИН НО-ШПА КРЕОН
Донецкая обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ПРЕДУКТАЛ
Днепропетровская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА КОДТЕРПИН
Харьковская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НАЛБУФИН КАРДИОМАГНИЛ КОДЕТЕРП
АР Крым АКТОВЕГИН НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ ЦИТРАМОН
Одесская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ЭССЕНЦИАЛЕ НО-ШПА ГЕПТРАЛ
Запорожская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ ЭССЕНЦИАЛЕ
Львовская обл. КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА АКТОВЕГИН НИМЕСИЛ ТИОТРИАЗОЛИН
Луганская обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ЦЕРАКСОН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ
Киевская обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ НАТРИЯ ХЛОРИД
Полтавская обл. НАТРИЯ ХЛОРИД ЦИТРАМОН АКТОВЕГИН РЕОСОРБИЛАКТ НО-ШПА
Винницкая обл. КОРВИТИН АКТОВЕГИН ГРОПРИНОЗИН КАРДИОМАГНИЛ НАТРИЯ ХЛОРИД
Черкасская обл. СЕРЕТИД АКТОВЕГИН ЦИТРАМОН НАТРИЯ ХЛОРИД ЭССЕНЦИАЛЕ
Ивано-Франковская обл. КАРДИОМАГНИЛ АКТОВЕГИН НО-ШПА ЦИТРАМОН СЕРЕТИД
Херсонская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН НАТРИЯ ХЛОРИД МЕТАМАКС
Хмельницкая обл. АКТОВЕГИН НО-ШПА КАРДИОМАГНИЛ ЛИПРАЗИД ЭССЕНЦИАЛЕ
Житомирская обл. СЕРЕТИД ЦИТРАМОН НАТРИЯ ХЛОРИД КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА
Николаевская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ КАРДИОМАГНИЛ ТИВОРТИН ЦИТРАМОН
Черниговская обл. АКТОВЕГИН МЕТАМАКС РЕОСОРБИЛАКТ КОРВИТИН НАТРИЯ ХЛОРИД
Сумская обл. АКТОВЕГИН ЭССЕНЦИАЛЕ ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ МЕТАМАКС
Черновицкая обл. АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД ТИВОРТИН КАРДИОМАГНИЛ МЕТАМАКС
Ровенская обл. АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН ЦИТРАМОН КАРДИОМАГНИЛ ТИОТРИАЗОЛИН
Закарпатская обл. КАРДИОМАГНИЛ ЛИПРАЗИД НО-ШПА НИМЕСИЛ НУРОФЕН
Волынская обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ МЕТАМАКС ЦИТРАМОН НАТРИЯ ХЛОРИД
Кировоградская обл. КОДТЕРПИН АКТОВЕГИН НАТРИЯ ХЛОРИД РЕОСОРБИЛАКТ ЦИТРАМОН
Тернопольская обл. АКТОВЕГИН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ЛОРАКСОН ФАРМАЦИТРОН
В целом по Украине АКТОВЕГИН КОДТЕРПИН КАРДИОМАГНИЛ НО-ШПА ЭССЕНЦИАЛЕ

Среди маркетирующих организаций по итогам 2013 г. по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в целом по Украине лидирует компания «Фармак», что вполне закономерно, так как в анализируемый период эта компания возглавила аналогичный рейтинг в 17 областях Украины. В 6 областях (Житомирская, Киевская, Львовская, Одесская, Ровенская и Тернопольская) лидером по этому показателю стала компания «Berlin-Chemie/Menarini Group». В 2 областях (Донецкая и Луганская) пальма первенства принадлежит компании «Takeda». В Черниговской обл. лидирующую позицию занимает Фармацевтическая фирма «Дарница».

ИТОГИ

Вклад различных регионов в общенациональный объем аптечной выручки довольно неоднородный. Так, пятерка лидеров аккумулирует почти 43% суммарного объема аптечных продаж в денежном выражении. В состав данного топ-листа входят Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская области и АР Крым.

По итогам 2013 г. во всех регионах Украины отмечается положительная динамика объема продаж лекарственных средств в денежном выражении. В большинстве регионов зафиксированы двузначные темпы прироста данного показателя. При этом количество реализованных упаковок в 10 регионах пошло на убыль. В основном это обусловлено сокращением объема продаж препаратов зарубежного производства.

В ушедшем году средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств во всех регионах продемонстрировала прирост, причем в подавляющем большинстве регионов он измеряется двузначными цифрами. Одним из факторов, обусловливающих это, является опережающее развитие сегмента высокостоимостных лекарственных средств.

Анализ особенностей развития каждого региона в отдельности дает более детальное понимание формирования общенациональных тенденций фармацевтического рынка.

Юлия Кордубайло

Комментарии

Афоня 10.02.2014 3:26
Кодтерпин продолжил свое шествие несмотря на рецептурный статус.

Добавить свой

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Другие статьи раздела


Последние новости и статьи