МЕТОДОЛОГИЯ
Исследование базируется на данных, отражающих объем аптечных продаж в ценах конечного потребителя. Для анализа использовались данные по итогам 2012 и 2013 г. аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research». Кроме того, использованы данные о действующих лицензиях на розничную торговлю лекарственными средствами по состоянию на 31.12.2013 г. синдикативной базы данных «Ахioma», а также Государственного комитета статистики Украины.
Для отображения данных в рисунках нами выбрана сортировка регионов по убыванию объема продаж лекарственных средств в денежном выражении.
Для того чтобы получить максимально структурированный анализ, в рамках данного исследования предусмотрено распределение объема продаж в денежном и натуральном выражении по различным параметрам в зависимости от:
– категории товаров «аптечной корзины»: лекарственные средства, изделия медицинского назначения (ИМН; в общий объем аптечных продаж ИМН включен объем реализации дезинфицирующих средств, которые прошли процедуру регистрации), косметика, диетические добавки;
– географического расположения: вся территория Украины условно разделена на 5 регионов (табл. 1);
– страны производства (по стране владельца лицензии): зарубежное, украинское;
– ценовых ниш: низкостоимостная ниша — до 8,9 грн. за упаковку, среднестоимостная — 8,9–51,2 грн. за упаковку, высокостоимостная — более 51,2 грн. за упаковку;
– групп АТС-классификации;
– брэндов;
– маркетирующих организаций.
Таблица 1 | Региональное распределение |
Регион | Области |
Киев | Представлен как самостоятельная административная единица |
Восточный | Днепропетровская, Донецкая, Луганская, Харьковская |
Западный | Волынская, Закарпатская, Ивано-Франковская, Львовская, Ровенская, Тернопольская, Хмельницкая, Черновицкая |
Центральный | Винницкая, Житомирская, Киевская, Кировоградская, Полтавская, Сумская, Черкасская, Черниговская |
Южный | АР Крым (в том числе Севастополь), Запорожская, Николаевская, Одесская, Херсонская |
«АПТЕЧНАЯ КОРЗИНА»
По итогам 2013 г. общий объем аптечных продаж всех категорий товаров «аптечной корзины» составил 35,85 млрд грн. за 1,99 млрд упаковок, превысив показатель предыдущего года на 12,7% в денежном и 1,6% в натуральном выражении.
Киев занимает лидирующую позицию по объему продаж товаров «аптечной корзины» и аккумулирует 11% общего объема розничного рынка в денежном выражении. За столицей следует Донецкая обл., удельный вес которой незначительно уступил Киеву и составил 10,2%. Далее идут Днепропетровская и Харьковская области, а также АР Крым, аккумулируя 8,8; 6,4 и 6,2% соответственно. В целом топ-5 регионов обеспечивают почти 43% общенациональной аптечной выручки (рис. 1).

В целом по стране в общем объеме аптечных продаж в денежном выражении доля основной категории товаров «аптечной корзины» — лекарственных средств — составила 85%. Второй по объему категорией товаров с удельным весом 7,8% являются ИМН. Третья по значимости — косметика — 4,1%. Ну а минимальную долю аккумулируют диетические добавки — 3,1%.
Доля аптечных продаж лекарственных средств в регионах варьирует в диапазоне от 80,8% (Киевская обл.) до 88,8% (Николаевская обл.). Доля ИМН ни в одном из регионов Украины не перешагнула двузначную отметку, остановившись на показателе 9,7% в Волынской обл. Лидерами по долевому участию парафармацевтической продукции (косметика и диетические добавки) в общей структуре продаж традиционно являются Одесская обл. и Киев — суммарная доля данных категорий товаров составила 11,4 и 10,4% соответственно (табл. 2).
Таблица 2 | Объем аптечных продаж в регионах Украины и удельный вес категорий товаров «аптечной корзины» в денежном выражении по итогам 2013 г. |
Регион | Лекарственные средства | ИМН | Косметика | Диетические добавки | ||||
Млн грн. | Доля, % | Млн грн. | Доля, % | Млн грн. | Доля, % | Млн грн. | Доля, % | |
Киев | 3210,7 | 81,7 | 311,5 | 7,9 | 276,8 | 7,0 | 133,6 | 3,4 |
Донецкая обл. | 3140,0 | 85,9 | 272,1 | 7,4 | 121,3 | 3,3 | 124,8 | 3,4 |
Днепропетровская обл. | 2761,7 | 87,1 | 220,4 | 7,0 | 89,1 | 2,8 | 97,0 | 3,1 |
Харьковская обл. | 1942,5 | 84,0 | 209,1 | 9,0 | 96,5 | 4,2 | 63,7 | 2,8 |
АР Крым | 1873,4 | 84,8 | 170,4 | 7,7 | 94,6 | 4,3 | 70,9 | 3,2 |
Одесская обл. | 1729,2 | 81,1 | 159,0 | 7,5 | 157,7 | 7,4 | 84,3 | 4,0 |
Запорожская обл. | 1474,0 | 88,5 | 115,2 | 6,9 | 33,4 | 2,0 | 42,5 | 2,6 |
Львовская обл. | 1435,5 | 82,5 | 162,4 | 9,3 | 88,1 | 5,1 | 53,1 | 3,1 |
Луганская обл. | 1348,6 | 86,4 | 136,6 | 8,7 | 37,5 | 2,4 | 39,2 | 2,5 |
Киевская обл. | 1012,0 | 80,8 | 118,4 | 9,4 | 76,4 | 6,1 | 46,5 | 3,7 |
Полтавская обл. | 951,1 | 86,7 | 89,7 | 8,2 | 27,6 | 2,5 | 28,6 | 2,6 |
Винницкая обл. | 913,2 | 85,1 | 84,5 | 7,9 | 40,0 | 3,7 | 35,9 | 3,3 |
Черкасская обл. | 800,4 | 85,3 | 78,1 | 8,3 | 31,0 | 3,3 | 28,8 | 3,1 |
Ивано-Франковская обл. | 788,9 | 87,5 | 66,2 | 7,3 | 23,2 | 2,6 | 23,9 | 2,6 |
Херсонская обл. | 725,5 | 84,7 | 65,0 | 7,6 | 33,4 | 3,9 | 32,4 | 3,8 |
Хмельницкая обл. | 703,1 | 87,2 | 54,4 | 6,8 | 23,9 | 3,0 | 24,5 | 3,0 |
Житомирская обл. | 683,5 | 88,1 | 59,3 | 7,6 | 15,8 | 2,0 | 17,9 | 2,3 |
Николаевская обл. | 646,5 | 88,8 | 44,1 | 6,0 | 16,1 | 2,2 | 21,6 | 3,0 |
Черниговская обл. | 635,0 | 87,9 | 56,5 | 7,8 | 16,0 | 2,2 | 15,4 | 2,1 |
Сумская обл. | 620,7 | 86,6 | 54,5 | 7,6 | 20,5 | 2,9 | 20,9 | 2,9 |
Черновицкая обл. | 571,3 | 87,6 | 39,7 | 6,1 | 20,8 | 3,2 | 20,5 | 3,1 |
Ровенская обл. | 556,3 | 83,5 | 57,9 | 8,7 | 31,3 | 4,7 | 20,8 | 3,1 |
Закарпатская обл. | 517,2 | 85,4 | 44,9 | 7,4 | 21,8 | 3,6 | 22,1 | 3,6 |
Волынская обл. | 499,2 | 83,2 | 58,4 | 9,7 | 26,5 | 4,4 | 16,1 | 2,7 |
Кировоградская обл. | 472,2 | 85,8 | 48,2 | 8,8 | 15,3 | 2,8 | 14,1 | 2,6 |
Тернопольская обл. | 453,5 | 86,5 | 36,6 | 7,0 | 19,9 | 3,8 | 14,3 | 2,7 |
Итого | 30 465,3 | 85,0 | 2813,0 | 7,8 | 1454,5 | 4,1 | 1113,4 | 3,1 |
ЛЕКАРСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
В целом по Украине объем аптечной реализации лекарственных средств по итогам 2013 г. составил 30,47 млрд грн. за 1,27 млрд упаковок, что на 12,6% больше по сравнению с предыдущим годом в денежном и на 0,6% в натуральном выражении.
В 2013 г. все регионы нашей страны продемонстрировали положительную динамику аптечных продаж в денежном выражении. В 18 из 26 регионов отмечены двузначные темпы прироста объема аптечных продаж (рис. 2). В регионах, являющихся лидерами по объему продаж лекарственных средств в денежном выражении (Киев, Донецкая и Днепропетровска области), в натуральных величинах отмечается убыль количества реализованных упаковок. В целом в 10 регионах Украины зафиксировано уменьшение объема розничной реализации лекарственных средств (рис. 3). Максимальный прирост объема аптечных продаж как в денежном, так и в натуральном выражении выявлен в Западном и Центральном регионах (рис. 4).



Обеспеченность населения аптечными учреждениями в целом по стране повышается и по итогам 2013 г. составляет 2120 человек на 1 торговую точку. В региональном разрезе данный показатель варьирует в диапазоне от 1734 (Кировоградская обл.) до 2567 человек (Черниговская обл.) на 1 торговую точку (рис. 5).

Объем потребления лекарственных средств населением зависит не только от заболеваемости, но от среднего уровня месячной заработной платы. В 8 регионах Украины — преимущественно области с крупнейшими мегаполисами и Южный регион — среднедушевое потребление лекарственных средств превышает среднерыночный показатель, который по итогам 2013 г. составил 670 грн. (рис. 6). Лидером по данному показателю является столица — 1120 грн. На то есть несколько причин. Во-первых, столица — крупный мегаполис со сравнительно высокими доходами на фоне других регионов. Во-вторых, расчет производится на основании официальных статистических данных, а в столице, как известно, проживает большое количество приезжих. Поэтому фактический показатель потребления будет значительно ниже.

В анализируемый период двузначные темпы прироста средневзвешенной стоимости 1 упаковки зафиксированы в 21 регионе Украины. В целом по стране средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств по итогам 2013 г. составила 23,9 грн., превысив показатель предыдущего года на 12%. В различных регионах данный показатель варьирует в диапазоне от 18,91 грн. (Волынская обл.) до 29,77 грн. (Киев; рис. 7).

В 23 регионах из 26 темпы прироста объема продаж лекарственных средств отечественного производства в денежном выражении превосходят таковые зарубежных. Исключение составляют Киев, Полтавская и Закарпатская области (рис. 8).

В натуральном выражении в целом по стране отмечается уменьшение количества реализованных упаковок препаратов зарубежного производства. Это стало следствием того, что в 14 из 26 регионов зафиксирована убыль объема реализации лекарственных средств в натуральном выражении (рис. 9).

В целом по Украине в общем объеме продаж в денежном выражении преобладают лекарственные средства высокостоимостной ниши, их удельный вес по итогам 2013 г. составил 53,3%. Данная ниша является подавляющей в структуре аптечных продаж всех областей, кроме Ровенской (44,7%). В этой области лидируют препараты среднестоимостной ниши с удельным весом 45,5% (рис. 10).

В анализируемый период для лекарственных средств средне- и высокостоимостной ниши отмечена положительная динамика аптечных продаж в денежном выражении, при этом практически во всех регионах опережающие темпы продемонстрировали препараты высокостоимостной ниши. Исключение составили лишь Винницкая, Тернопольская и Черкасская области. В некоторых регионах зафиксирована отрицательная динамика объема продаж лекарственных средств в натуральном выражении как одной из ценовых ниш (АР Крым), так и всех трех ниш в целом (Херсонская обл.) (рис. 11, 12).


Структура аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в различных регионах страны весьма схожа. По итогам 2013 г. безоговорочным лидером продаж во всех регионах стали препараты группы А «Средства, влияющие на пищеварительную систему и метаболизм». На 2-м месте по объему аптечных продаж в денежном выражении в большинстве регионов (в 14 регионах) представлены препараты группы C «Средства, влияющие на сердечно-сосудистую систему», а в остальных — R «Средства, действующие на респираторную систему» (в 10 регионах) и N «Средства, действующие на нервную систему» (в 2 регионах).
В рейтинге брэндов лекарственных средств по объему продаж в денежном выражении в 16 регионах лидирующую позицию занимает АКТОВЕГИН. На 1-е место в регионах также вышли КОДТЕРПИН, КАРДИОМАГНИЛ, СЕРЕТИД, КОРВИТИН, НАТРИЯ ХЛОРИД (табл. 3).
Таблица 3 | Топ-5 брэндов лекарственных средств в регионах Украины по объему аптечных продаж в денежном выражении по итогам 2013 г. |
Регион | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Киев | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | АМИКСИН | НО-ШПА | КРЕОН |
Донецкая обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | ПРЕДУКТАЛ |
Днепропетровская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | КОДТЕРПИН |
Харьковская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | НАЛБУФИН | КАРДИОМАГНИЛ | КОДЕТЕРП |
АР Крым | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | ЦИТРАМОН |
Одесская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | НО-ШПА | ГЕПТРАЛ |
Запорожская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Львовская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | АКТОВЕГИН | НИМЕСИЛ | ТИОТРИАЗОЛИН |
Луганская обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦЕРАКСОН | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ |
Киевская обл. | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЦИТРАМОН | КАРДИОМАГНИЛ | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Полтавская обл. | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЦИТРАМОН | АКТОВЕГИН | РЕОСОРБИЛАКТ | НО-ШПА |
Винницкая обл. | КОРВИТИН | АКТОВЕГИН | ГРОПРИНОЗИН | КАРДИОМАГНИЛ | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Черкасская обл. | СЕРЕТИД | АКТОВЕГИН | ЦИТРАМОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Ивано-Франковская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | ЦИТРАМОН | СЕРЕТИД |
Херсонская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦИТРАМОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | МЕТАМАКС |
Хмельницкая обл. | АКТОВЕГИН | НО-ШПА | КАРДИОМАГНИЛ | ЛИПРАЗИД | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Житомирская обл. | СЕРЕТИД | ЦИТРАМОН | НАТРИЯ ХЛОРИД | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА |
Николаевская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | КАРДИОМАГНИЛ | ТИВОРТИН | ЦИТРАМОН |
Черниговская обл. | АКТОВЕГИН | МЕТАМАКС | РЕОСОРБИЛАКТ | КОРВИТИН | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Сумская обл. | АКТОВЕГИН | ЭССЕНЦИАЛЕ | ЦИТРАМОН | КАРДИОМАГНИЛ | МЕТАМАКС |
Черновицкая обл. | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | ТИВОРТИН | КАРДИОМАГНИЛ | МЕТАМАКС |
Ровенская обл. | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | ЦИТРАМОН | КАРДИОМАГНИЛ | ТИОТРИАЗОЛИН |
Закарпатская обл. | КАРДИОМАГНИЛ | ЛИПРАЗИД | НО-ШПА | НИМЕСИЛ | НУРОФЕН |
Волынская обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | МЕТАМАКС | ЦИТРАМОН | НАТРИЯ ХЛОРИД |
Кировоградская обл. | КОДТЕРПИН | АКТОВЕГИН | НАТРИЯ ХЛОРИД | РЕОСОРБИЛАКТ | ЦИТРАМОН |
Тернопольская обл. | АКТОВЕГИН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | ЛОРАКСОН | ФАРМАЦИТРОН |
В целом по Украине | АКТОВЕГИН | КОДТЕРПИН | КАРДИОМАГНИЛ | НО-ШПА | ЭССЕНЦИАЛЕ |
Среди маркетирующих организаций по итогам 2013 г. по объему аптечных продаж лекарственных средств в денежном выражении в целом по Украине лидирует компания «Фармак», что вполне закономерно, так как в анализируемый период эта компания возглавила аналогичный рейтинг в 17 областях Украины. В 6 областях (Житомирская, Киевская, Львовская, Одесская, Ровенская и Тернопольская) лидером по этому показателю стала компания «Berlin-Chemie/Menarini Group». В 2 областях (Донецкая и Луганская) пальма первенства принадлежит компании «Takeda». В Черниговской обл. лидирующую позицию занимает Фармацевтическая фирма «Дарница».
ИТОГИ
Вклад различных регионов в общенациональный объем аптечной выручки довольно неоднородный. Так, пятерка лидеров аккумулирует почти 43% суммарного объема аптечных продаж в денежном выражении. В состав данного топ-листа входят Киев, Донецкая, Днепропетровская, Харьковская области и АР Крым.
По итогам 2013 г. во всех регионах Украины отмечается положительная динамика объема продаж лекарственных средств в денежном выражении. В большинстве регионов зафиксированы двузначные темпы прироста данного показателя. При этом количество реализованных упаковок в 10 регионах пошло на убыль. В основном это обусловлено сокращением объема продаж препаратов зарубежного производства.
В ушедшем году средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств во всех регионах продемонстрировала прирост, причем в подавляющем большинстве регионов он измеряется двузначными цифрами. Одним из факторов, обусловливающих это, является опережающее развитие сегмента высокостоимостных лекарственных средств.
Анализ особенностей развития каждого региона в отдельности дает более детальное понимание формирования общенациональных тенденций фармацевтического рынка.
Коментарі