Анализ проекта национального перечня

28 января 2014 г. на официальном сайте МЗ Украины для общественного обсуждения опуб­ликован проект постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины», которым предлагается изложить в новой редакции Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также исключить из сферы государственного ценового регулирования обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений. В рамках этой публикации мы проанализируем данный нормативный акт на предмет соответствия Примерному перечню основных лекарственных средств ВОЗ, а также сравним его с перечнем препаратов, закупаемых за бюджетные средства. При подготовке материала использованы данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research».

ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В последнее время профессиональными общественными организациями, операторами фармрынка и регуляторными органами все чаще обсуждается вопрос о создании единого регулируемого перечня лекарственных средств.

Министерством здравоохранения Украины разработан и 28 января 2014 г. опубликован для общественного обсуждения на официальном сайте проект постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины». Данным нормативным актом предлагается изложить в новой редакции Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25.03.2009 г. № 333, а также исключить из сферы действия государственного регулирования цен обязательный минимальный ассортимент (социально ориентированных) лекарственных средств и изделий медицинского назначения для аптечных учреждений, утвержденный приказом МЗ Украины от 29.12.2011 г. № 1000. При этом рекомендуется оставить его в качестве руководства для аптечных учреждений при определении их ассортимента, а также вывести из-под ценового регулирования ИМН.

На протяжении всего 2013 г. обсуждался вопрос о закупке за бюджетные средства препаратов в рамках включенных в Национальный перечень, что соответствует концепции ВОЗ, согласно которой национальные перечни основных лекарственных средств могут использоваться в качестве основы для закупок и поставок препаратов в государственном и частном секторах, схем возмещения расходов на них, бесплатного предоставления лекарств и управления их местным производством.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОЗ ОСНОВНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

Примерный перечень ВОЗ может использоваться странами как руководство для разработки собственных национальных перечней основных лекарственных средств. Примерный перечень ВОЗ обновляется каждые 2 года в ходе открытого процесса, базирующегося на фактических данных. Основные лекарственные средства — это препараты, удовлетворяющие приоритетные потребности населения в сфере здравоохранения. Они отбираются с учетом распространенности болезней, безопасности, действенности и сравнительной эффективности по затратам.

Проект Национального перечня основных лекарственных средств в Украине, как отмечено в пояснительной записке, базируется на последней актуальной версии Примерного перечня ВОЗ основных лекарственных средств и существенно дополнен препаратами, которые включены в протоколы лечения актуальных заболеваний в Украине.

Примерный перечень ВОЗ основных лекарственных средств включает 371 позицию международных непатентованных наименований (МНН), фиксированных комбинаций и общепринятых наименований лекарственных средств. Из них в проект Национального перечня основных лекарственных средств в Украине включено 269 позиций. При этом большинство лекарственных средств, не включенных в проект Национального перечня, не зарегистрировано в Украине или зарегистрировано в других лекарственных формах. Поэтому сегодня обсуждается вопрос о включении незарегистрированных препаратов в Национальный перечень, чтобы производители могли видеть потребность украинской системы здравоохранения в этих препаратах и, соответственно, выводили их на рынок.

ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЕРЕЧНЯ В АСПЕКТЕ ГОСЗАКУПОК

Напомним, что сегодня Перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства, утвержден постановлением КМУ от 05.09.1996 г. № 1071 «О порядке закупки лекарственных средств учреждениями здравоохранения, финансируемыми из бюджета».

Перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства, включает более 1000 МНН, фиксированных комбинаций и общепринятых наименований лекарственных средств. Объем их аптечных продаж и государственных закупок в 2013 г. составляет 30,2 млрд грн. и 1,2 млрд упаковок. При этом объем госпитальных закупок составляет 5,4 млрд грн. и 152 млн упаковок. В общем объеме рынка лекарственных средств удельный вес аптечных продаж и государственных закупок препаратов, включенных в указанный перечень, составляет 83,5% в денежном и 85% в натуральном выражении (рис. 1 и 2).

Рис. 1
Доля лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Национального перечня, в общем объе­ме рынка в денежном выражении по итогам 2013 г.
Доля лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Национального перечня, в общем объе­ме рынка в денежном выражении по итогам 2013 г.
Рис. 2
Доля лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Национального перечня, в общем объе­ме рынка в натуральном выражении по итогам 2013 г.
Доля лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Национального перечня, в общем объе­ме рынка в натуральном выражении по итогам 2013 г.

В то же время проект Национального перечня включает 394 МНН, фиксированных комбинаций и общепринятых наименований лекарственных средств. Из них 269 позиций из примерного перечня ВОЗ и 125 — из Государственного формуляра. Препараты, включенные из примерного перечня ВОЗ, превалируют не только по количественному показателю, но и по объему аптечных продаж и государственных закупок препаратов, включенных в проект Национального перечня (рис. 3).

Рис. 3
Доля препаратов, включенных в проект Нацио­нального перечня, в общем объеме аптечных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств по итогам 2013 г. в разрезе препаратов, рекомендованных перечнем ВОЗ и Государственным формуляром Украины
Доля препаратов, включенных в проект Нацио­нального перечня, в общем объеме аптечных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств по итогам 2013 г. в разрезе препаратов, рекомендованных перечнем ВОЗ и Государственным формуляром Украины

По итогам 2013 г. суммарный удельный вес лекарственных средств, включенных в проект Национального перечня, в сегментах аптечных продаж и госпитальных закупок охватывает 27,4% рынка лекарственных средств в денежном и 31,4% в натуральном и выражении. Что в абсолютных величинах составляет 10 млрд грн. и 451 млн упаковок. При этом объем госпитальных закупок составляет 3 млрд грн. и 106 млн упаковок. (см. рис. 1 и 2).

Структура государственных закупок лекарственных средств, включенных в проект Национального перечня и перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства, в разрезе препаратов украинского и зарубежного производства довольно схожа как в денежном, так и в натуральном выражении (рис. 4 и 5).

Рис. 4
Доля лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии), включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Национального перечня, в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2013 г.
Доля лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии), включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Национального перечня, в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2013 г.
Рис. 5
Доля лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии), включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Национального перечня, в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении по итогам 2013 г.
Доля лекарственных средств украинского и зарубежного производства (по владельцу лицензии), включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Национального перечня, в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении по итогам 2013 г.

В сегменте госпитальных закупок доля безрецептурных лекарственных средств в перечне препаратов, которые закупаются за бюджетные средства, достаточно низкая и составляет 4,9% в денежном и 12,1% в натуральном выражении. В то же время удельный вес безрецептурных препаратов, включенных в проект Национального перечня, еще меньше — 2 и 5,4% соответственно (рис. 6 и 7).

Рис. 6
Доля рецептурных и безрецептурных лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Нацио­нального перечня, в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2013 г.
Доля рецептурных и безрецептурных лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Нацио­нального перечня, в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в денежном выражении по итогам 2013 г.
Рис. 7
Доля рецептурных и безрецептурных лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Нацио­нального перечня, в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении по итогам 2013 г.
Доля рецептурных и безрецептурных лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), и в проект Нацио­нального перечня, в общем объеме госпитальных закупок лекарственных средств в натуральном выражении по итогам 2013 г.

Как уже отмечалось выше, в настоящее время обсуждается вопрос о внесении изменений в проект постановления КМУ «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины» относительно закупок лекарственных средств за бюджетные средства в рамках Национального перечня.

Но на данном этапе проект Национального перечня не следует рассматривать как альтернативный перечню препаратов, которые закупаются за бюджетные средства, утвержденный постановлением КМУ от 05.09.1996 г. № 1071, в противном случае объем государственных закупок лекарственных средств сократится на 40% в натуральном и 60% в денежном выражении (рис. 8). Поэтому необходимо провести анализ обоснованности включения лекарственных средств в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства. Эта обоснованность уже по сути определена введением их в проект Национального перечня. Препараты, которые не включены в проект Национального перечня, должны быть проанализированы на предмет их наличия в протоколах лечения актуальных заболеваний. Также необходимо оценить обоснованность закупок за бюджетные средства симптоматических препаратов. Кроме того, возникает вопрос касательно наличия доказательной базы, на основе которой в перечень препаратов, закупаемых за бюджетные средства, включены лекарственные средства, неактуальные с точки зрения заболеваемости населения.

Рис. 8
Объем госпитальных закупок лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), но не вошли в проект Национального перечня, с указанием их удельного веса в общем объеме госзакупок лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства по итогам 2013 г.
Объем госпитальных закупок лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства (постановление КМУ № 1071), но не вошли в проект Национального перечня, с указанием их удельного веса в общем объеме госзакупок лекарственных средств, включенных в перечень препаратов, которые закупаются за бюджетные средства по итогам 2013 г.

ИТОГИ

В настоящее время в Украине действует сложная и малоэффективная система ценового регулирования лекарственных средств. Поэтому создание единого перечня препаратов, на которые распространяется ценовое регулирование, является одной из приоритетных задач системы здравоохранения.

Анализ проекта Национального перечня показал, что он на 70% соответствует Примерному перечню ВОЗ основных лекарственных средств. При этом стоит отметить, что по некоторым фармакотерапевтическим группам до 70% препаратов, представленных в примерном перечне ВОЗ, не зарегистрированы в Украине. В ходе обсуждения данного вопроса регуляторными органами и операторами рынка предлагается включить данные препараты в проект Национального перечня, чтобы обозначить потребности системы здравоохранения в этих препаратах.

Согласно Положению о Национальном перечне в него включены наиболее эффективные и безопасные лекарственные средства с оптимальными показателями стоимость/эффективность. Поэтому вполне логично использовать его в качестве основы для закупки препаратов за бюджетные средства.

В проект Национального перечня не входит около 700 МНН из перечня препаратов, которые закупаются за бюджетные средства. Объем их госпитальных закупок составляет 3,3 млрд грн. за 65 млн упаковок.

Объем средств, выделенных из Государственного бюджета на закупку лекарственных средств, остается неизменным. Поэтому, если закупки препаратов за бюджетные средства будут осуществляться в рамках Национального перечня, то государство сможет направить освободившиеся средства на закупку эффективных и безопасных лекарственных средств.

Денис Кирсанов

Коментарі

Коментарі до цього матеріалу відсутні. Прокоментуйте першим

Добавить свой

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *

*

Інші статті розділу


Останні новини та статті